Слайд 1Наука: проблема отграничения научного знания от других типов знания.
Научное
знание как система, его особенности и структура
Слайд 2План:
О многообразии форм знания. Научное и вненаучное знание
Научное знание как
сложная развивающаяся система
Научная теория и её значение в процессе научного
познания
Феномен паранауки, условия его возникновения и развития
Эзотеризм и девиантная наука
Слайд 31. О многообразии форм знания. Научное и вненаучное знание.
"по-видимому, существуют
и всегда существовали ненаучные приемы отыскания истины, которые и приводили
если не к самому познанию, то к его преддверию, но мы так опорочили их современными методологиями, что не смеем и думать о них серьезно"
(см. Шестов Л. Апофеоз беспочвенности. - Л., 1991. С. 171.)
Слайд 4Научное познание
В самом общем смысле - это процесс получения объективного,
истинного знания
Научное познание имеет троякую задачу, связанную с описанием, объяснением
и предсказанием процессов и явлений действительности
Научные знания характеризуются объективностью, универсальностью, претендуют на общезначимость
Слайд 5Вненаучное знание
производится в определенных интеллектуальных сообществах, в соответствии с
другими (отличными от рационалистических) нормами, эталонами, имеет собственные источники и
средства познания
многие формы вненаучного знания старше знания, признаваемого в качестве научного
Слайд 6Выделяют следующие формы вненаучного знания:
1) ненаучное, понимаемое как разрозненное несистематическое
знание, которое не формализуется и не описывается законами, находится в
противоречии с существующей научной картиной мира
2) донаучное, выступающее прототипом, предпосылочной базой научного
3) паранаучное («пара»-от греч. - около, при) - несовместимое с имеющимся гносеологическим стандартом. Широкий класс паранаучного знания включает в себя учения или размышления о феноменах, объяснение которых не является убедительным с точки зрения критериев научности
4) лженаучное - сознательно эксплуатирующее домыслы и предрассудки, Лженаука - это ошибочное знание, часто представляет науку как дело аутсайдеров
Слайд 7Выделяют следующие формы вненаучного знания:
5) квазинаучное знание ищет себе сторонников
и приверженцев, опираясь на методы насилия и принуждения. Оно, как
правило, расцветает в условиях жестко иерархизированной науки, где невозможна критика власть предержащих, где жестко проявлен идеологический режим
6) антинаучное - утопичное и сознательно искажающее представление о действительности. Приставка "анти" обращает внимание на то, что предмет и способы исследования противоположны науке. Это как бы подход с "противоположным знаком". С ним связывают извечную потребность в обнаружении общего легкодоступного "лекарства от всех болезней". Особый интерес и тяга к антинауке возникают в периоды социальной нестабильности
7) псевдонаучное знание представляет собой интеллектуальную активность, спекулирующую на совокупности популярных теорий, например, истории о древних астронавтах, о снежном человеке, о чудовище из озера Лох-Несс
Слайд 8Иногда аксиомы здравомыслия противоречат научным положениям, препятствуют развитию науки, вживаются
в человеческое сознание так крепко, что становятся предрассудками и сдерживающими
прогресс преградами
Иногда, напротив, наука длинным и трудным путем доказательств и опровержений приходит к формулировке тех положений, которые давно утвердили себя в среде обыденного знания
Обыденное знание, хотя и фиксирует истину, но делает это несистематично и бездоказательно. (Особенность - принципиально бесписьменный характер)
Слайд 9Игровое познание
строится на основе условно принимаемых правил и целей
дает возможность
возвыситься над повседневным бытием, не заботиться о практической выгоде и
вести себя со свободно принятыми игровыми нормами
возможны сокрытие истины, обман партнера,
носит обучающе-развивающий характер
выявляет качества и возможности человека
позволяет раздвинуть психологические границы общения
Слайд 10Личностное знание
разновидность знания, являющегося достоянием отдельной личности
ставится в зависимость от
способностей того или иного субъекта
от особенностей интеллектуальной познавательной деятельности
индивидуальность
и творческие способности
подчеркивает тот факт, что науку делают люди и что искусству или познавательной деятельности нельзя научиться по учебнику
достигается лишь в общении с мастером
Слайд 11Коллективное знание
общезначимо, или надличностно,
предполагает наличие необходимой и общей для
всех системы понятий, способов, приемов и правил его построения.
Слайд 12Народная наука
настоящее время стала делом отдельных групп или отдельных субъектов:
знахарей, целителей, экстрасенсов
ранее являлась привилегией шаманов, жрецов, старейшин рода
при возникновении
народная наука обнаруживала себя как феномен коллективного сознания
в эпоху классической науки потеряла статус интерсубъективности
народная наука существует и транслируется от наставника к ученику в бесписьменной форме.
иногда можно выделить в виде заветов, примет, наставлений, ритуалов и пр.
для нее большое значение имеет круговорот могущественных стихий бытия. Природа выступает как "дом человека", а последний в свою очередь - как органичная его частичка
считается, что обращена, с одной стороны, к самым элементарным, а с другой - к самым жизненно важным сферам человеческой деятельности, как-то: здоровье, земледелие, скотоводство, строительство.
Слайд 13Вненаучное знание
1) Широкий класс паранормального знания включает в себя учения
о тайных природных и психических силах и отношениях, скрывающихся за
обычными явлениями. Самыми яркими представителями этого типа знания считаются мистика и спиритизм.
Различают экстрасенсорное восприятие (ЭСВ) и психокинез
Слайд 14ЭСВ разделяется на телепатию и ясновидение.
Телепатия предполагает обмен информацией
между двумя и более особями паранормальными способами.
Ясновидение означает способность
получать информацию по некоторому неодушевленному предмету (ткань, кошелек, фотография и т.п.).
Психокинез - это способность воздействовать на внешние системы, находящиеся вне сферы нашей моторной деятельности, перемещать предметы нефизическим способом.
Слайд 152) Для псевдонаучного знания характерна сенсационность тем, признание тайн и
загадок, а также "умелая обработка фактов"
Привлекается материал, который содержит высказывания,
намеки или подтверждения высказанным взглядам и может быть истолкован в их пользу.
К. Поппер:
если некоторая теория оказывается ненаучной - это не значит, что она не важна
По форме псевдонаука – это рассказ или история о тех или иных событиях.
Способ подачи материала называют "объяснением через сценарий".
Отличительный признак - безошибочность.
Слайд 163) Характеристика девиантного и анормального знания
«Девиантное» означает отклоняющуюся от принятых
и устоявшихся стандартов познавательную деятельность.
Сравнение происходит не с ориентацией на
эталон и образец, а в сопоставлении с нормами, разделяемыми большинством членов научного сообщества.
Особенность: занимаются им люди, имеющие научную подготовку, но выбравшие расходящиеся с общепринятыми представлениями методы и объекты исследования.
Представители работают в одиночестве либо небольшими группами.
Результаты деятельности – кратковременны
Иногда термин "анормальное знание" не означает ничего иного, кроме того, что способ получения знания либо само знание не соответствуют тем нормам, которые считаются общепринятыми в науке на данном историческом этапе.
Слайд 17три типа анормального знания:
а) Первый тип
- результат расхождения регулятивов
здравого смысла с установленными наукой нормами.
не отталкивает своей аномальностью
б)
Второй тип возникает при сопоставлении норм одной парадигмы с нормами другой.
в) Третий тип возникает при объединении норм и идеалов из принципиально различных форм человеческой деятельности .
Слайд 18Выводы
Нельзя запрещать развитие вненаучных форм знания, как нельзя и культивировать
сугубо и исключительно псевдонауку
Нецелесообразно также отказывать в кредите доверия интересным
идеям, какими бы сомнительными первоначально они ни казались
Даже если неожиданные аналогии, тайны и истории окажутся всего лишь "инофондом" идей, в нем очень остро нуждается как интеллектуальная элита, так и многочисленная армия ученых.
Слайд 192. Научное знание как сложная развивающаяся система
Первая особенность научного познания
– ориентация науки на изучение объектов, исследование объективных законов их изменения и развития.
Цель
науки – получение знаний о реальности.
Наука ориентирована на предметное и объективное исследование действительности
Слайд 20Цель науки заключается в том, чтобы предвидеть возможные будущие изменения объектов.
Как
выражение этих целей ведутся не только исследования, обслуживающие сегодняшнюю практику,
но и исследования, результаты которых смогут найти применение только в практике будущего.
Наука же стремится как можно более четко фиксировать свои понятия и определения. Выработка наукой специального языка, пригодного для описания ею объектов.
Слайд 21Обыденное знание не систематизировано, это – набор сведений, предписаний, рецептур деятельности
и поведения
Научное знание – систематизировано, упорядочено
Таким образом:
характеристики системности и обоснованности
научного знания, отличающие его от продуктов обыденной познавательной деятельности людей
Слайд 22Еще одним отличительным признаком науки является необходимость применения научных методов.
В науке
изучение объектов, выявление их свойств и связей всегда сопровождается осознанием
метода, посредством которого исследуется объект
Слайд 23Особенности научного познания:
1. Ориентировано на выявление объективных законов изменения и
развития объектов окружающего мира
2. Нацелено не только на изучение объектов,
включенных в современную практику, но и тех, которые могут стать предметом практического освоения в будущем
3. Полученные знания являются системными и обоснованными
4. НП использует особые методы, с помощью которых изучаются ее объекты
5. Вырабатывает специальный язык, на котором описываются объекты науки
6. В научном познании используется специальная научная аппаратура
Слайд 24Критерии научности (отличающие научное знание от ненаучного):
Истинность научного знания
Интерсубъективность знания
Системность
и обоснованность научного знания
Обоснование научного знания, приведение его в стройную
единую систему является одним из важнейших факторов развития науки.
Слайд 25Научное познание есть целостная развивающаяся система, имеющая довольно сложную структуру.
Последняя выражает
собой единство устойчивых взаимосвязей между элементами данной системы.
Слайд 26Научное познание
а) Субъект науки – ключевой ее элемент: отдельный исследователь, научное сообщество,
научный коллектив и т. п., в конечном счете – общество в
целом.
б) Объект науки – это то, что именно изучает данная наука или научная дисциплина. Все то, на что направлена мысль исследователя, все, что может быть описано, воспринято, названо, выражено в мышлении и т. п.
Объектом изучения какой-либо науки считается то множество предметов, явлений, процессов, на которые направлены интересы ученых.
Слайд 27В широком смысле предмет – это то, что:
во-первых, обозначает некоторую ограниченную целостность,
выделенную из мира объектов в процессе человеческой деятельности и познания
во-вторых,
сторона объекта, интересующая субъект познания
Слайд 28Научное познание
в) Система методов и приемов, характерных для данной науки или научной
дисциплины и обусловленных своеобразием их предметов.
г) Специфический язык – как естественный, так и
искусственный (знаки, символы, математические уравнения, химические формулы и т. п.).
Слайд 29При ином «срезе» научного познания различают следующие элементы его структуры:
а) фактический
материал, почерпнутый из эмпирического опыта;
б) результаты первоначального концептуального его обобщения
в понятиях и других абстракциях;
в) основанные на фактах проблемы и научные предположения (гипотезы);
г) «вырастающие» из них законы, принципы и теории, картины мира;
д) философские установки (основания);
е) социокультурные, ценностные и мировоззренческие основы;
ж) методы, идеалы и нормы научного познания, его эталоны, регулятивы и императивы;
з) стиль мышления и некоторые другие элементы (например, внерациональные)
Слайд 30Приведем несколько примеров:
1) изучению подлежат общепризнанные образцы научной деятельности и связанные с
ними, разделяемые научным сообществом системы представлений – «парадигмы» (Т. Кун);
2) наука рассматривается
как совокупность моделей, где теоретические знания непосредственно опираются на системы приложений – структуралистский подход Дж. Снида, В. Штегмюллера и др.;
3) предлагают анализировать научное знание в терминах познавательных традиций – исследовательские традиции (Л. Лаудан), экспериментальные традиции (П. Галисон);
4) предлагают изучать краткосрочные периоды конкретных научных практик (Ф. Китчер).
Слайд 31Предлагают использовать в качестве единицы анализа и такие более крупные,
чем теория, образования, как:
1) взаимосвязанные серии теорий, или научно-исследовательские программы (И.
Лакатос)
2) научные домены (области) (англ. domains) (Д. Шейпир) и научные дисциплины как системы сложно организованных теоретических знаний (B.C. Степин)
Слайд 32Единицы логико-методологического анализа
самостоятельность, т.е. несводимость к другим концептуальным формам и возможность
существовать в относительно изолированном виде;
наличие в них устойчивого содержания, которое является
относительно замкнутым и может быть интерпретировано в других концептуальных формах;
достаточная информативность заключенного в них содержания, т.е. они должны репрезентировать действительно существенные для науки массивы знаний.
Слайд 333. Научная теория и её значение в процессе научного познания
Теория является
развернутой формой представления целостной системы знаний об определенной предметной области
в виде связанных между собой понятий и суждений об ее объектах.
Научная теория – высшая, самая развитая форма организации научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и существенных связях определенной области действительности.
Слайд 34Главная задача теории – установление закономерностей фактов из определенной предметной
области.
В реальности абсолютно полных и упорядоченных теоретических систем знания
не существует.
Слайд 35Факты & Теории
Факт – это не просто информация об
окружающей действительности, а результат соотнесения с некоторой теорией
Фактический материал любой
теории, с точки зрения логики, представляет собой совокупность понятий и суждений
***
Теория – достоверное в диалектическом смысле знание.
Теория не является полной и окончательной истинной, а лишь является непротиворечащей нашим знаниям об окружающем мире в настоящий момент.
Рано или поздно наступает момент, когда теория вступает в противоречие с фактами, по отношению к которым она уже не может выполнять объяснительные функции.
Слайд 36К вновь создаваемой теории предъявляется ряд требований:
Должна быть адекватна описываемому
объекту
Должна удовлетворять требованию полноты описания некоторой области действительности
Должны быть объяснимы
взаимосвязи между различными компонентами в рамках самой теории, должны существовать связи между различными положениями теории, обеспечивающие переход от одних утверждений к другим.
Должно выполняться требование внутренней непротиворечивости теории и соответствия ее опытным данным.
Теории должны обладать эвристичностью. Эвристичность теории отражает ее предсказательные и объяснительные возможности.
Теории должны обладать простотой.
Слайд 37Функции теории
Описательная функция
Объяснительная функция
Предсказательная функция
Предписывающая функция
Слайд 38Два способа построения теории
Аксиоматический
Гипотетико-дедуктивный
Слайд 394. Феномен паранауки, условия его возникновения и развития.
Паранаукой называют воззрения, которые
претендуют на научный статус, однако не признаются официальными научными кругами
в качестве научных, поскольку эти воззрения не соответствуют критериям научности.
Различие между наукой и паранаукой подразумевает, что имеется официально признанное научное сообщество, которому доверено решать, какие воззрения являются научными, а какие нет.
Слайд 405. Эзотеризм и девиантная наука
Слово эзотеризм образовано от греческого εσωτερικός, которое буквально означает
«внутренний», а в переносном смысле — «эсотерический, сокровенный, предназначенный только
для посвященных»
Эзотеризм имеет место как в науке, так и вне ее
Слайд 41Эзотеризм в науке
Под эзотеризмом в науке понимают недоступность определенных
идей, понятий, теоретических построений для понимания человека, не имеющего специальной
научной подготовки
Эзотерическим в науке может быть не только предмет исследования но и язык
Слайд 42Эзотерика
не вырабатывает новые знания с использованием научных средств, теоретических и
эмпирических методов, а как бы передает «из уст в уста»
знания «древних»
эзотерические знания не подвергаются критической проверке, не доказываются, не обосновываются, как в науке
назначение эзотерических знаний состоит в том, чтобы адепты эзотеризма сами внутренне настраивали себя определенным образом, преобразовывали себя как субъектов
Слайд 43Эзотерика способна впитывать в себя, ассимилировать результаты научного познания, как
способны на это религия, искусство, литература, однако вследствие этого они
все же не становятся наукой, ни нормальной, ни девиантной
Слайд 44Девиантная наука
Под выражением «девиантная наука» (от лат. deviatio = уклонение)
подразумеваются воззрения, отклоняющиеся от признанных научных воззрений.