Слайд 1ГОРОДСКОЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР mosmetod.ru
Нормативно-правовая база профилактики детского дорожно-транспортного травматизма
Методист Субботина
Т.В.
Слайд 2ГОРОДСКОЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР mosmetod.ru
.
Безопасность дорожного
движения является одной из важных социально-экономических и демографических задач Российской
Федерации.
Уровень дорожно-транспортных происшествий, уровень и тяжесть их последствий находятся в определенной зависимости от:
- уровня подготовленности всех без исключения участников дорожного движения;
- наличия культуры безопасного участия в дорожном движении.
Основная причина всех несчастных случаев с детьми на дороге заключается в несоблюдении Правил дорожного движения, как водителями транспортных средств, так и детьми.
По данным Департамента образования города Москвы
в первом полугодии 2014 года:
пострадало 259 обучающихся – 10 смертельный исход;
в первом полугодии 2015 года в дорожно-транспортных происшествиях:
пострадало 345 обучающихся, из них 16 – смертельный исход.
Слайд 3ГОРОДСКОЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР mosmetod.ru
Сравнительный анализ ДТП,
происшедших с детьми
Слайд 4ГОРОДСКОЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР mosmetod.ru
Обеспечение
безопасности движения является важной государственной задачей, которую необходимо решать посредством
обучения детей безопасному участию в дорожном движении и профилактики детского дорожно-транспортного травматизма.
Под профилактикой детского дорожно-транспортного травматизма следует понимать целенаправленную деятельность по своевременному выявлению, предупреждению и устранению причин и условий, способствующих дорожно-транспортным происшествиям, в которых погибают и получают травмы дети и подростки.
Слайд 5ГОРОДСКОЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР mosmetod.ru
НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ В СФЕРЕ ПРОФИЛАКТИКИ ДЕТСКОГО ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОГО
ТРАВМАТИЗМА
Все нормативные документы в сфере профилактики детского дорожно-транспортного травматизма можно
разделить на несколько категорий:
международные, к которым относится Конвенция ООН о правах ребенка, принятая резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи 20 ноября 1989 года и вступившая в силу 2 сентября 1990 года;
- документы федерального уровня: законы Российской Федерации, указы Президента и постановления Правительства Российской Федерации, приказы Министерств – внутренних дел, образования и науки Российской Федерации;
- документы регионального уровня (постановления Правительства Москвы, приказы, распоряжения и информационно-методические письма Департамента образования города Москвы).
Слайд 6ГОРОДСКОЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР mosmetod.ru
Нормативно-правовая база по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма:
-
Федеральный закон РФ « О безопасности дорожного движения» от
10.12.1995 г. №196-ФЗ (в редакции 13.07. 2015 г.).
Указ Президента РФ от 22.09.2006 г. №1042 «О первоочередных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения».
Федеральный закон от 09.02.2007 г. №16-ФЗ « О транспортной безопасности».
Распоряжение Правительства РФ от 27.10.2012 № 1995-р «Концепция федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2013-2020 годах».
Постановление Правительства РФ от 03.10.2013 г. № 864 «О федеральной целевой программе «Повышение безопасности дорожного движения в 2013-2020 годах».
Слайд 7ГОРОДСКОЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР mosmetod.ru
Указ Президента РФ от 09.10.2007 г. №1354
«Концепция демографической политики РФ на период до 2025 г.»
Указ Президента
РФ от 01.06.2012 г. №761 «Национальная стратегия действия в интересах детей на 2012-2017 г».
Приказ министерства образования и науки Российской Федерации от 28 декабря 2010 г. № 2106 “Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников”.
Постановление Правительства РФ от 17.12.2013 г. № 1177 «Об утверждении правил организованной перевозки группы детей автобусами».
Письмо Минобрнауки РФ от 29.07.2014 г. № 08-988 «О направлении методических рекомендаций «Об организации перевозок обучающихся в образовательных организациях»».
Слайд 8ГОРОДСКОЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР mosmetod.ru
Нормативно-правовая база для разработки образовательных программ, организации
и осуществления обучения детей по вопросам безопасности участия в дорожном
движении образовательными организациями:
Приказ Минобразования России от 9.03.2004 г. №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования».
Приказ Минобрнауки России от 9.10.2009 г. №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».
Приказ Минобрнауки России от 17.10.2010 г. №1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
Слайд 9ГОРОДСКОЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР mosmetod.ru
-
Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 г.
№413 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного
стандарта среднего (полного) общего образования».
- Приказ Минобрнауки России от 29.08.2013 г. №1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
- Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 г. № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования».
- Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
Слайд 10ГОРОДСКОЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР mosmetod.ru
- Приказ МВД России от 2.12.2003 г.
№ 930 «Об организации работы Государственной инспекции безопасности дорожного движения
Министерства внутренних дел Российской Федерации по пропаганде безопасности дорожного движения».
- Письмо МВД России № 13/8-147, Минобрнауки России № ИК- 1431/06 от 1.08.2008 г. «О проведении целевых профилактических мероприятий «Внимание – дети!»»
- Письмо МВД России № 13/8- 50, Минобрнауки России № ИК- 174/06 от 16.03.2009 г. «О взаимодействии по вопросам профилактики детского дорожно-транспортного травматизма».
- Письмо МВД России от 31.07.2009 г. № 13/8-4363, Минобрнауки России от 22.07.2009 г.№ ИК- 989/06 «О проведении целевых профилактических мероприятий «Внимание – дети!»»
- Письмо Минобрнауки России от 14.09.2012 г. №09-138 «Об опыте субъектов Российской Федерации по организации работы, направленной на профилактику детского травматизма».
- Минобрнаука РФ « Типовой паспорт дорожной безопасности в образовательных организациях» от 26 августа 2015 .
Слайд 11ГОРОДСКОЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР mosmetod.ru
Содержание формирования у детей навыков безопасного участия
в дорожном движении.
Достижение положительных и долгосрочных эффектов в формировании у
детей навыков безопасного участия в дорожном движении возможно только на основе комплексного подхода.
Такой подход определяет в содержании формирования у детей навыков безопасного участия в дорожном движении в качестве основных компонентов следующие:
Учебный процесс: изучение Правил дорожного движения в рамках образовательных программ, согласованных и утвержденных педагогическими и (или) методическими советами; проведение учебных экскурсий; показ учебных видеофильмов, кинофрагментов, использование учебных компьютерных программ.
Внеурочная деятельность: проведение тематических мероприятий и социально-значимых акций; беседы инспекторов ГИБДД с обучающимися; создание и работа отрядов юных инспекторов движения.
Слайд 12ГОРОДСКОЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР mosmetod.ru
3. Информационное обеспечение: разработка программ, сбор справочной
и методической литературы по профилактике ДДТТ, оформление и размещение наглядного
материала по безопасности дорожного движения; создание уголков безопасности дорожного движения в каждом учебном кабинете; размещение материалов по безопасности дорожного движения на сайте образовательной организации.
4. Техническое обеспечение: создание кабинета по безопасности дорожного движения, оборудованного в соответствии с требованиями, предъявляемыми к их оснащению; наличие плана-схемы или макета микрорайона образовательной организации с указанием улиц, их пересечений, средств организации дорожного движения, участков, представляющих наибольшую опасность и рекомендуемых пешеходных маршрутов; создание автоплощадки - модели перекрестка с нанесенной разметкой, имитирующий участок пересечения проезжих частей, пешеходного перехода (переходов).
Слайд 13ГОРОДСКОЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР mosmetod.ru
5. Работа с родителями: обсуждение вопросов безопасности
дорожного движения на родительских собраниях; обсуждение вопросов по профилактике и
предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма на заседаниях Управляющего совета, родительского комитета; проведение бесед с родителями по сообщениям о дорожно-транспортных происшествиях с участием детей и подростков и нарушений правил дорожного движения несовершеннолетними.
6.Мониторинг: выявление соответствия реального процесса запланированному и проведение последующих коррекционных мер для достижения поставленных целей (предварительный, текущий, итоговый); посещение учебных занятий и внеклассных мероприятий администрацией образовательной организации, ответственным за организацию работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.
Слайд 14ГОРОДСКОЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР mosmetod.ru
Нормативное и ресурсное обеспечение функционирования системы формирования
навыков безопасного участия в дорожном движении включает:
1.Нормативно-правовую документацию, регламентирующую деятельность
образовательной организации по организации непрерывного обучения детей безопасному участию в дорожном движении и профилактики детского дорожно-транспортного травматизма ( приказы Департамента образования города Москвы, приказы по образовательной организации о назначении ответственного за организацию и ведение работы по профилактике ДДТТ, другие приказы и положения, инструкции, отражающие соответствующую деятельность).
Слайд 15ГОРОДСКОЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР mosmetod.ru
2.Утвержденный план работы по формированию у детей
навыков безопасного участия в дорожном движении и профилактике ДДТТ на
учебный год.
3.Документы, отражающие деятельность юных инспекторов движения ( приказ о назначении руководителя отряда ЮИД, список членов отряда, утвержденный план работы на учебный год, журнал учета проводимых мероприятий, паспорт отряда и другие дополнительные материалы).
4.Журнал учета состояния детского ДТТ в образовательной организации и принимаемых мер по фактам дорожно-транспортных происшествий с участием детей.
Слайд 16ГОРОДСКОЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР mosmetod.ru
Системная работа образовательной организации по профилактике детского
дорожно-транспортного травматизма должна строиться с учетом следующих направлений деятельности:
Аналитико-прогностическое (организация
и проведение планирования, анализа, контроля, прогноза развития по направлению «Профилактика ДДТТ и безопасности дорожного движения»):
проведение анализа работы образовательной организации по профилактике ДДТТ, разработка и корректировка планов;
разработка системы внутришкольного контроля за деятельностью образовательной организации по профилактике ДДТТ и безопасности дорожного движения;
отслеживание результатов обучения ПДД, выявление причин пробелов в знаниях Правил, разработка планов и программ по устранению пробелов в знаниях ПДД;
Слайд 17ГОРОДСКОЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР mosmetod.ru
проведение анализа причин нарушений ПДД обучающимися;
отработка и
проведение мониторинга по профилактике безопасности дорожного движения.
2. Методическое:
- поиск и
использование оптимальных форм и методов дифференцированной групповой и индивидуальной работы с обучающимися, их семьями и педагогическими коллективами по агитационной и профилактической работе;
- разработка учебно-методического обеспечения профилактической работы;
- обобщение и распространение передового педагогического опыта по формированию навыков безопасного участия в дорожном движении и предупреждению ДДТТ;
- оказание помощи педагогам и родителям в формировании системы знаний по правилам дорожного движения, в профилактике и предупреждении ДДТТ;
- обновление инструкций и проведение инструктажей с детьми и подростками по безопасности дорожного движения;
- разработка и реализация программы по изучению ПДД.
Слайд 18ГОРОДСКОЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР mosmetod.ru
3.Образовательно-просветительское:
повышение дорожной грамотности детей;
изучение ПДД и основ
безопасности дорожного движения в
ходе проведения уроков и
обучающихся занятий, введение
элементов интеграции ПДД в учебные программы;
повышение родительской компетентности в вопросах соблюдения правил дорожного движения;
повышение квалификации педагогов, непосредственно реализующих задачи формирования у детей навыков безопасного участия в дорожном движении, профилактики ДДТТ в учебном процессе и внеклассных мероприятиях;
оформление информационных уголков по безопасности дорожного движения, выпуск газет, памяток, создание фотохроники интересных дел по данному направлению работы;
выступление агитбригады ЮИД перед обучающимися, воспитанниками детских садов, родителями.
Слайд 19ГОРОДСКОЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР mosmetod.ru
4.Досуговое:
создание условий для организации работы кружков для
детей по направлениям автотранспортного и технического профиля;
организация и проведение творческих
конкурсов, фестивалей, смотров и т.д.;
использование игровых технологий, в том числе компьютерных, в процессе формирования у детей всех возрастов, начиная с дошкольного,
навыков безопасного участия
в дорожном движении.
Слайд 20ГОРОДСКОЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР mosmetod.ru
5. Воспитательно-профилактическое (развитие и совершенствование системы профилактических
мероприятий по формированию навыков безопасного поведения на улицах, дорогах):
- организация работы с обучающимися,
родителями;
- взаимодействие с заинтересованными
общественными организациями, ГИБДД;
- проведение работы с воспитанниками
детских дошкольных учреждений;
отработка схемы безопасного маршрута в образовательную организацию с каждым обучающимся;
проведение декад и месячников безопасности дорожного движения;
профилактическая работа с обучающимися, имеющими велосипеды и скутеры по изучению правил дорожного движения;
проведение библиотечных уроков по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.
Слайд 21ГОРОДСКОЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР mosmetod.ru
Материалы, размещенные
на официальном сайте Минобрнауки России.
(приложение к письму Минобрнауки России от 27.04.2015 г. № 07-1388)
В рамках федеральной целевой программы "Повышение безопасности дорожного движения в 2013-2020 годах" Минобрнауки России в целях повышения эффективности работы в области профилактики детского дорожно-транспортного травматизма рекомендует следующие материалы:
1.Примерные программы и учебно-методический комплект для обучения участников отрядов юных инспекторов движения (http://минобрнауки.рф/документы/4960).
2. Материалы по повышению квалификации (в том числе по модульным курсам) преподавательского состава (http://минобрнауки.рф/документы/4961).
3. Электронные образовательные ресурсы по основным вопросам безопасности дорожного движения (http://минобрнауки.рф/документы/4962).
Слайд 22ГОРОДСКОЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР mosmetod.ru
4.Модульные программы повышения квалификации педагогов, работающих с
отрядами ЮИД в дошкольных образовательных организациях (http://минобрнауки.рф/документы/4963).
5. Разработка концепции, методических
рекомендаций и проектов нормативных документов по внедрению в деятельность образовательных организаций системы непрерывного обучения детей безопасному участию в дорожном движении и профилактики ДДТТ (http://минобрнауки.рф/документы/4965).
6. Учебно-методические комплекты для ДОО по обучению детей безопасному участию в дорожном движении (http://минобрнауки.рф/документы/4969).
7. Комплексный проект профилактики ДДТТ на период 2013-2020 г.г. (http://минобрнауки.рф/документы/5372).
http://минобрнауки.рф/проекты/безопасность-детей-на-дорогах - размещены материалы реализованных мероприятий в рамках программы «Повышения безопасности дорожного движения в 2013 – 2020 годах».