Слайд 1
Новомученики и исповедники
Дубненско -Талдомского благочиния
Виртуальная экскурсия в музей.
Проектная работа.
Слайд 2Большевики, которые пришли к власти в результате революции 1917 года
вели богоборческую политику. Декретом 1918
«Об отделении церкви от государства
и школы от церкви» Церковь была лишена всех юридических прав.
Советский атеистический плакат
Слайд 3ДЕКРЕТ ОБ ОТДЕЛЕНИИ ЦЕРКВИ ОТ ГОСУДАРСТВА
Декрет об отделении церкви от
государства и школы от церкви — нормативно-правовой акт, принятый Советом Народных Комиссаров
РСФСР
23 января 1918 года. Декрет послужил основанием для начавшегося притеснения верующих, перешедшего затем в открытое гонение.
Слайд 41. Церковь отделяется от государства.
2. В пределах Республики запрещается издавать
какие-либо местные законы или постановления, которые бы стесняли или ограничивали
свободу совести, или устанавливали какие бы то ни было преимущества или привилегии на основании вероисповедной принадлежности граждан.
3. Каждый гражданин может исповедывать любую религию или не исповедывать никакой. Всякие праволишения, связанные с исповеданием какой бы то ни было веры или неисповеданием никакой веры, отменяются.
Примечание. Из всех официальных актов всякое указание на религиозную принадлежность и непринадлежность граждан устраняется.
4. Действия государственных и иных публично-правовых общественных установлений не сопровождаются никакими религиозными Обрядами или церемониями.
5. Свободное исполнение религиозных обрядов обеспечивается постольку, поскольку они не нарушают общественного порядка и не сопровождаются посягательствами на права граждан Советской Республики.
Местные власти имеют право принимать все необходимые меры для обеспечения в этих случаях общественного порядка и безопасности.
6. Никто не может, ссылаясь на свои религиозные воззрения, уклоняться от исполнения своих гражданских обязанностей.
Из'ятия из этого положения, под условием замены одной гражданской обязанности другою, в каждом отдельном случае допускаются по решению народного суда.
7. Религиозная клятва или присяга отменяется.
В необходимых случаях дается лишь торжественное обещание.
8. Акты гражданского состояния ведутся исключительно гражданской властью, отделами записи браков и рождений.
9. Школа отделяется от церкви.
Преподавание религиозных вероучений во всех государственных и общественных, а также частных учебных заведениях, где преподаются общеобразовательные предметы, не допускается.
Граждане могут обучать и обучаться религии частным образом.
10. Все церковные и религиозные общества подчиняются общим положениям о частных обществах и союзах, и не пользуются никакими преимуществами и субсидиями ни от государства, ни от его местных «автономных и самоуправляющихся установлений.
11. Принудительные взыскания сборов и обложений в пользу церковных и религиозных обществ, равно как меры принуждения или наказания со стороны этих обществ над их сочленами, не допускаются.
12. Никакие церковные и религиозные общества не имеют права владеть собственностью. Прав юридического лица они не имеют.
13. Все имущества, существующих в России, церковных и религиозных обществ объявляются народным достоянием. Здания и предметы, предназначенные специально для богослужебных целей, отдаются, по особым постановлениям местной или центральной государственной власти, в бесплатное пользование соответственных религиозных обществ.
Подписали:
Председатель Совета Народных Комиссаров
Ульянов (Ленин)
Народные Комиссары:
Подвойский,Алгасов,Трутовский,Шлихтер,Прошьян,Менжинский,Шляпников,Петровский.
Управляющий делами Совета Народных Комиссаров
Вл. Бонч-Бруевич.
Слайд 7Кампания Советского государства по вскрытию и ликвидации святых мощей и
изъятию церковных ценностей.
Слайд 8Новая власть проводила массовый террор против верующих. Были казнены, замучены
в тюрьмах и концлагерях, сосланы в отдаленные поселения многие священники
и миряне.
Особенно сильные репрессии прошли в 1937 году.
30 июля 1937 года вышел оперативный приказ наркома внутренних дел СССР Н. И. Ежова № 00447 «Об операции по репрессированию бывших кулаков, уголовников и других антисоветских элементов». По этому приказу репрессиям подвергались также священники и активные прихожане.
Слайд 9Были оборудованы полигоны для массовых расстрелов и захоронений казненных.
Бутовский полигон.
Место, где были расстреляны многие священнослужители и просто верующие, не
пожелавшие отречься от своих убеждений.
Сейчас сюда приходят люди, желающие почтить память людей, отдавших свою жизнь за Христа.
Слайд 10Икона Собор новомучеников Бутовских
Слайд 11Телогрейка.
Лагерный номер.
Колючая проволока из ограждения лагерей.
Женская одежда
Вещи,
принадлежавшие заключенным.
Слайд 12Наши земляки, репрессированные за веру - Михаил Абрамов, Феодор Дорофеев,
Афанасий Докукин, Алексий Княжеский, Александр Покровский, Владимир Сперанский, Владимир Моринский,
Феодор Колеров, Иоанн Честнов, Владимир Чекалов, и староста Благовещенской церкви села Георгие-Хотча Талдомского района Матфей Соловьев - прославлены в лике святых и включены в Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской. Но в действительности людей, пострадавших за Христа в нашем районе гораздо больше.
Слайд 13До революции 1917года в каждом большом населенном пункте Талдомского района
был храм. К 50-ым годам XX века осталось всего два
действующих храма. Остальные были закрыты. Их использовали в качестве складов, ремонтных мастерских.
Храм преподобного Сергия Радонежского в с. Зятьково.
Слайд 14Храм Казанской иконы Божией Матери
д. Иванцево (Стариково). С этим
храмом связаны имена двух священномучеников. Оба священника служили в Казанском
храме: о. Афанасий Докукин в 1935 году, о. Федор Дорофеев в 1937 году.
Слайд 15Судьбы их во многом схожи: окончили семинарию, были рукоположены, после
революции неоднократно находились под следствием, обвинялись в антисоветской агитации, были
расстреляны в 1937 году на Бутовском полигоне и похоронены в общей могиле.
Священномученик
Афанасий Докукин
Тюремная фотография,1937
Священномученик
Феодор Ефимович Дорофеев
Тюремная фотография,1937
Слайд 16Икона священномученика Феодора Дорофеева
Слайд 17На обороте одной из фотографий, посылаемой в ИТЛ, зять о.
Федора написал стихи:
В минуты ли роковые
Или в грозный час
Очами милыми
своими
Взгляни на нас.
Мать уже старость горбит
Вовка сам растет
Ну, ничего, быть может,
Наша радость к нам придет
Не бесконечно будешь томиться
Не скучай и не грусти
Взгляни на наши лица
И за все обидное прости!
Здесь же рядом и автограф самого отца Феодора: «Получил 29/VII 37 года».
Слайд 18Икона священомученика Афанасия Докукина написаная диаконом Андреем Петровым. Икона находится
в храме великомученика. Димитрия Солунского с. Верхний Любаж, на родине
святого.
Слайд 19Священномученик Алексий Княжеский
Слайд 20 Церковь Александро-Невская, построена в 1897 году, каменная, престолов 3: главный
Святого Благоверного Князя Александра Невского, правый Великомученика Димитрия Солунского, левый
Святителя Николая. На месте разрушенной церкви установлен Памятный крест.
Из всех церковных построек сохранилось здание церковно-приходской школы, в котором находилась квартира священника.
Слайд 21Преображенский храм в г.Запрудня. Здесь служил священномученик
Владимир Васильевич Сперанский
Слайд 22 "...Учение материалистическое не признаю в корне и считаю его по
своему
религиозному мировоззрению враждебным. Поэтому я не согласен с действиями
коммунистической партии
в нашей стране, когда она навязывает свое мировоззрение
другим гражданам, мыслящим по-другому... ".
Священник Владимир Сперанский был расстрелян на полигоне Бутово под Москвой 21 октября 1937 года и погребен в безвестной общей могиле.
Слайд 24Преображенский храм в городе Кимры. Здесь находится Канонник священномученика Феодора
Колерова. Это удивительный исторический документ.
Батюшка не мог вести дневник,
но он подчеркивал строки молитв и песнопений, соответствующие его чувствам. За четыре дня до казни он молился: «Отче небесный, согреших, очисти и спаси мя!».
Слайд 25В поступившем на отца Владимира доносе, говорилось, что он вел
антисоветскую пропаганду, призывал людей ходить в церковь, а также собирал
деньги на ремонт храма.
Священник Владимир Чекалов был расстрелян 1 октября 1937 года.
Церковь Воздвижения Креста Господня в селе Волково
Слайд 26Благовещенский храм в деревнеСтанки (село Георгий-на-Хотче). 13 октября 2015 года.
День памяти мученика
Матфея Соловьева
Слайд 27Мученик Матфей Ефимович Соловьев был псаломщиком. О нем известно немного.
Был до революции урядником. В 1929г. был избран председателем церковного
совета. Это доказывает, что Матфей Ефимович был мужественным христианином. В сентябре 1937 г. его арестовали, а 10 октября в день 69-летия приговорили к расстрелу.
Слайд 28Священномученик
Александр Покровский. Икона. XX век
Священномученик
Александр Покровский с супругой
Троицкий
храм в деревне Пантелеево
Слайд 29В селе Спас-Квашонки (ныне с. Квашенки) преподавал пение в местной
школе и возглавлял церковный хор с середины 1912 года до
1916 года священномученик Владимир Моринский.
Церковь Преображения, с. Квашенки.
Слайд 301 апреля 1935 года Владимир Моринский был арестован, заключен в
Бутырскую тюрьму, обвинен в том, что «систематически проводил антисоветскую агитацию,
занимался кликушеством, распространял провокационные слухи о гонении на православную церковь в СССР». Приговорен к 3 годам работ в Карагандинском исправительно-трудовом лагере. Повторно был арестован в лагере. Расстрелян 15 сентября 1937 года.
Слайд 31Храм Похвалы Пресвятой Богородицы г.Дубна. Здесь служил священномученик Михаил Абрамов.
Слайд 32Из приговора 1928 г.: «Религиозная контрреволюция, сопротивление конфискации церковных ценностей,
религиозная пропаганда, обучение детей в религиозном духе». Батюшку осудили за
то, что он считал самым важным. За заботу о духовном развитии детей в то трудное время о. Михаил был награжден Церковью.
Икона священномученика
Михаила Абрамова
Слайд 33Протоиерей Михаил Абрамов, матушка Евдокия, сестра матушки с мужем, сыновья
Абрамовых – Владимир и Леонид
Протоиерей Михаил Абрамов
Слайд 34Храм Михаила Архангела в г.Талдоме. В этом храме служил священномученик
Иоанн Честнов
Слайд 3510 декабря 2016 на территории храма Архангела Михаила г. Талдома
был установлен Поклонный крест в память о новомучениках и исповедниках
Российских.
Слайд 36Новомученики и исповедники Церкви Русской были готовы отдать жизнь за
Христа и Церковь. И только благодаря их подвигу Церковь смогла
сохраниться. Как и мученический подвиг первых христиан приводил к вере язычников, так и стояние в вере новомучеников, помогло многим людям обрести Бога. Жизнь новомучеников – пример для нас. Мы должны быть готовыми открыто исповедовать свою веру в Бога, даже если для этого придется отказаться от материального благополучия, а если понадобится – даже от жизни.