Слайд 1Создатели : Рязанцев Д.С. Зайцев К.А.
О религии Буддизм.
Слайд 2В посёлке Ермаки более 330 человек,
Из них большая часть христиан.
Слайд 3Большая Ступа в Санчи (Индия). После смерти Будды его прах
был разделен на 8 частей и каждая погребена в особой
каменной гробнице — ступе. Потом священные останки учителя были раздроблены на множество частей (на 84 тысячи). Каждая частица была помещена в коробочку из золота, хрусталя, серебра и бирюзы. Эти реликвии разослали во все города Индии, и над ними везде были построены ступы. Особенно знаменита Большая Ступа около Санчи. Ступа имеет форму полусферы. Вершину купола обычно украшала надстройка в виде жертвенника с зонтиками. Об одной ступе сказано, что царь Ашока украсил ее драгоценными камнями, зонтиками и флагами.
Слайд 4Буддизм — одна из трех мировых религий (вместе с христианством
и исламом). Это очень древняя религия, она возникла в середине
первого тысячелетия до нашей эры на севере Древней Индии. Основателем буддизма считается Сиддхартха Гаутама, царевич из рода племени шакья.
Буддийский субурган
Буддизм — очень своеобразная религия, она более близка к философии, чем к другим религиям. Будда — это не бог, а человек, который своими усилиями достиг освобождения и высшего совершенства. В принципе любой человек может стать буддой, если примет буддистский путь совершенствования и пройдет его до конца.
Не видеть, не слышать, не говорить ничего плохого
У буддистов нет привычной церковной организации, а есть «сангха» — община равных между собой верующих.
Современный буддизм делится на несколько направлений: Хинаяну («Малую колесницу»), Махаяну («Великую колесницу») и Ваджраяну («Алмазную колесницу»). Последователи буддизма живут во многих странах, но больше всего их на Востоке: в Китае (чань-буддизм), Корее, Японии (дзэн-буддизм), Вьетнаме, Монголии, Индии. Всего в мире более 700 миллионов буддистов.
Схема развития буддийской архитектуры
Один из наиболее известных центров буддизма — высокогорный Тибет (в Китае).
Буддизм — одна из трех мировых религий (вместе с христианством и исламом). Это очень древняя религия, она возникла в середине первого тысячелетия до нашей эры на севере Древней Индии. Основателем буддизма считается Сиддхартха Гаутама, царевич из рода племени шакья.
Буддийский субурган
Буддизм — очень своеобразная религия, она более близка к философии, чем к другим религиям. Будда — это не бог, а человек, который своими усилиями достиг освобождения и высшего совершенства. В принципе любой человек может стать буддой, если примет буддистский путь совершенствования и пройдет его до конца.
Не видеть, не слышать, не говорить ничего плохого
У буддистов нет привычной церковной организации, а есть «сангха» — община равных между собой верующих.
Современный буддизм делится на несколько направлений: Хинаяну («Малую колесницу»), Махаяну («Великую колесницу») и Ваджраяну («Алмазную колесницу»). Последователи буддизма живут во многих странах, но больше всего их на Востоке: в Китае (чань-буддизм), Корее, Японии (дзэн-буддизм), Вьетнаме, Монголии, Индии. Всего в мире более 700 миллионов буддистов.
Схема развития буддийской архитектуры
Один из наиболее известных центров буддизма — высокогорный Тибет (в Китае).
Слайд 5Стену одного из зданий храма Тосегу в Никко недалеко от
Токио украшает резьба с тремя знаменитыми обезьянками, зажимающими себе рот,
глаза и уши, — символ буддийских добродетелей (не видеть, не слышать, не говорить ничего плохого). Япония.
Слайд 6Схема развития буддийской архитектуры. После смерти Будды на месте его
рождения (Лумбини, Непал), просветления (Бодх-Гая, Индия), первой проповеди (Сарнатх) и
перехода в Нирвану (Кушинагара) были поставлены памятные ступы. Позже с распространением буддизма ступы стали строить в качестве реликвариев для хранения священных частиц праха Будды или священных текстов. В разных восточных странах эти реликварии обрели самую разную архитектурную форму и название: ступа, кумбум, пагода, чеди.
Слайд 7Буддизм распространился в Тибете еще в 7 в. Светским и
духовным правителем страны был далай-лама («океан премудрости»), который обитал в
Лхасе во дворце-монастыре Потала («Мистическая Гора»). Этот гигантский архитектурный комплекс, расположенный на высоте 3700 м и ставший символом Тибета, строили несколько столетий и завершили в 16-17 вв. Все здание разделено на Красный и Белый дворец. Высота 115 м, 13 этажей.
Слайд 8Иркутская область, РФ
расположена в Прибайкалье, в Восточной Сибири. Она граничит
с Красноярским краем, Якутией, Забайкальским краем, Бурятией и Тывой.
Исторически
тибето-монгольский буддизм на территории современной Иркутской области связан с бурятами, поэтому он не отделим от истории буддизма в Бурятии и Забайкальском крае, где доминирующей школой стала Гелуг.
Существуют многочисленные исторические свидетельства в пользу того, что населявшие в прошлом эту территорию бурятские племена хонгодоры, эхирит-булагаты и др, проживающие на территории Прибайкалья, исповедовали буддизм.
В начале XIX века, в 1814 году, был возведен Аларский дацан "Даши Чойнхорлинг", что является неоспоримым свидетельством распространения буддизма на территории иркутских бурят. Также в XIX веке были построены Алятский и Унгинский храмы-дуганы. До 30-х годов XX века просуществовал большой Усть-Ордынский дацан, расположенный возле деревни Олужино.
Однако, в 1853 году вышел указ правительства, категорически запрещавший строительство новых буддийских храмов в Восточной Сибири.
В начале XX века в связи с принятием свободы вероисповедания ситуация изменилась. До 1919 года в Иркутской губернии возникло сразу шесть новых дацанов, благодаря активной поддержке влиятельных и состоятельных братьев Александровых, купца II гильдии М.И.Бичаханова, семей Алсыковых, Михайловых, Махачкеевых и других.
В 1912 году был построен Кырменский и Бильчирский дуганы. В 1919 году под нынешней Усть-Ордой возник Муринский дуган. В 1918 году на личные средства Агвана Доржиева был построен Харанцинский дуган в улусе Харанца.
Однако, в 30-е годы XX века буддизм переживал период гонений в России, были разрушены все храмы иркутской области.
В XXI веке началось возрождение буддизма в Иркутской области, был построен заново Усть-Ордынский дацан "Тубдэн Даржалин" (фото 1), возрождается Унгинский дацан в Нукутском районе Усть-Ордынского Бурятского округа.
Слайд 9В 2014 году исполнится 200 лет со дня образования Аларского
дацана. На том месте, где он стоял, установлена Ступа, а
также близится к завешению строительство нового дугана.
В то время как буддизм подвергался гонениям в России, его стали глубоко изучать в странах Европы, в связи с чем появились первые западные ламы. Одним из них стал датчанин Лама Оле Нидал, привезший в Прибайкалье живую передачу древней тибетской традиции Карма Кагью. И теперь наряду с доминирующей среди буртяского населения традицией Гелуг, в Иркутске с 1993 года существует центр тибетского буддизма традиции Карма Кагью (фото 2).
Слайд 10История[править | править вики-текст]
Первые свидетельства о существовании буддизма на территории
современной РФ относятся к VIII веку н. э. и связаны
с государством Бохай, которое в 698—926 занимало часть сегодняшних Приморья и Приамурья. Бохайцы, чья культура испытывала большое влияние соседних Китая, Кореи и Маньчжурии, исповедовали буддизм одного из направлений Махаяны.
На территории Российского государства буддизм существует с начала XVII века, когда некоторые калмыцкие племена приняли российское подданство.
С XVII века тибетский буддизм распространился и в Бурятии — сюда его принесли монгольские и тибетские ламы, только в 1712 году в поселения селенгинских бурят прибыло сто монгольских и пятьдесят тибетских лам[1].
Ко времени установления границы России с Китаем по Кяхтинскому договору 1727 года буддизм играл заметную роль в жизни бурятского общества. Посол России в Китае С. Л. Рагузинский-Владиславич утвердил пограничную инструкцию, запрещающую пропускать из Монголии монгольских лам в бурятские улусы, и приказ начать подготовку в бурятских родах своих лам, верноподданных российского императора[источник не указан 1573 дня].
В 1741 году Указом императрицы Елизаветы Петровны буддизм был признан в Российской империи официально.
Слайд 11В 1764 году Екатерина II учредила пост Пандита-хамбо-ламы — главы
буддистов Восточной Сибири и Забайкалья. Это утверждение считается признанием буддизма
одной из государственных религий России.
В 1766 году бурятские ламы, в свою очередь, признали Екатерину Великую воплощением Белой Тары на земле.
Манифестом императора Павла Петровича от 18 марта 1797 года и указом императора Александра Павловича от 22 июля 1822 года вновь было подтверждено разрешение свободного исповедания и распространения буддизма.
В 1914 году под протекторат России перешёл Урянхайский край (ныне — Республика Тыва), где были давние буддийские традиции. Распространение буддизма в Туве началось ещё в XIII веке, после присоединения края к России власти в духовные дела территории не вмешивались, в 1917 году в Тыве проживало около трех тысяч лам и послушников.
В 1917 году буддизм занимал одно из господствующих мест в духовной жизни народов Забайкалья. Его исповедовало почти все проживающее здесь бурятское население (около 160 тысяч человек). Действовало 44 дацана, 144 малых храма, в которых насчитывалось около 16 тысяч монахов-лам.
Слайд 12В 30-е годы правительство СССР предприняло меры, направленные на уничтожение
буддизма. К началу 1941 года в стране не сохранилось ни
одного действующего дацана, большая часть духовенства была репрессирована.
Частичное возрождение буддизма началось в 1945 году, когда по просьбе верующих был построен и начал действовать Иволгинский дацан, а в 1946 году правительством СССР было принято «Положение о буддийском духовенстве в СССР», в соответствии с которым этот дацан стал резиденцией главы буддистов СССР.
В 1990 году за короткий срок открылось более 10 дацанов, и строятся ещё несколько.
В 1996 году был принят новый Устав, в соответствии с которым Центральное духовное управление буддистов РФ было переименовано в Буддийскую традиционную Сангху России (БТСР). БТСР является членом Всемирного братства буддистов. БТСР является одной из буддийских общин России, наряду с рядом других[2]. БТСР также является правопреемником Центрального духовного управления буддистов (ЦДУБ), существовавшего в период СССР[3].
В настоящее время также создана Централизованная религиозная организация «Центральное духовное управление буддистов», не являющаяся правопреемником организации ЦДУБ в СССР. Она объединила в себе некоторые буддийские религиозные организации, общины и центры Бурятии, Калмыкии, Москвы, Санкт-Петербурга и других городов
Слайд 13В настоящее время централизованная организация, которая бы объединяла всех буддистов
России, отсутствует.
Российская буддология[править | править вики-текст]
Наличие трёх буддийских регионов в
составе империи и непосредственная близость других стран с буддийской культурой во многом способствовали тому, что в XIX — начале XX века в России сформировалась одна из самых сильных в мире востоковедческих школ.
Буддийский храм в Санкт-Петербурге
В университетах Санкт-Петербурга, Москвы, Казани, Харькова, а также других крупных научных центрах открывались кафедры санскритологии, тибетологии, синологии, переводились важнейшие буддийские трактаты, снаряжались экспедиции в Азию. Труды В. П. Васильева (1818—1900), Ф. И. Щербатского (1866—1942), Е. Е. Обермиллера (1901—1935) и других выдающихся отечественных востоковедов служат образцом для ученых всего мира. При активном содействии ведущих буддологов и поддержке царского правительства бурятский лама Агван Доржиев (духовный наставник и посол Далай-ламы XIII) в 1915 году построил Буддийский храм в Санкт-Петербурге.
В 1930-е годы наступил период гонений как на буддизм, так и на буддологию. Почти на два десятилетия в России прекратились буддологические исследования.
Слайд 14Частичное возрождение буддизма и буддологической традиции началось в 1950-е и
в 1960-е годы, но на официальном уровне они были реабилитированы
лишь на рубеже 80—90-х годов. Бидия Дандарон смог в семидесятые годы организовать среди учёных-буддологов небольшую буддийскую группу, против которой начался судебный процесс. В 1972 году Дандарон был осуждён, и власти стали относиться к буддологии с большой подозрительностью.
В 1989 году создается группа буддологии Санкт-Петербургского филиала Института востоковедения РАН под руководством В. И. Рудого — первое со времен Щербатского официально оформленное буддологическое направление. С тех пор появились отделения и кафедры буддологии в нескольких университетах, и процесс восстановления востоковедческой науки идет быстрее.
В 1997 г. БИОН СО РАН переименован в Институт монголоведения, буддологии и тибетологии Сибирского отделения Российской Академии наук (ИМБТ СО РАН).
С 2008 г. в России на регулярной основе проводятся научно-практические конференции «Буддизм Ваджраяны в России», положившие начало междисциплинарному взаимодействию ученых, изучающих различные аспекты истории и современности традиций буддизма Ваджраяны.
Слайд 15Развитие буддизма с 1990 года[править | править вики-текст]
См. также: Дзэн
в СССР и России
В Бурятии, Калмыкии, Туве, Санкт-Петербурге восстанавливаются уцелевшие
буддийские храмы и открываются новые, при монастырях создаются учебные заведения, приглашаются тибетские учителя.
В России буддизм обретает также популярность среди русских и других народов.
В настоящее время в России представлены многие буддийские школы: тхеравада, несколько направлений Махаяны, в том числе японский дзэн, корейский сон и практически все школы тибетского буддизма.
В настоящее время число последователей дзэн в России «очень невелико», как и число общин дзэн. В то же время воздействие дзэн в культурных и идейных сферах в некоторых случаях «заметно». Дзэнской школой, имеющей наибольшее число последователей в России, является корейская школа Кван Ум[4].
Буддизм в Российской Федерации провозглашён одной из четырёх традиционных для России религий, наряду с православием, исламом суннитского толка и иудаизмом.
18—19 мая 2009 года в Москве впервые в России прошёл форум «Дни традиционного российского буддизма». Участие в этом мероприятии
Слайд 16приняли представители Бурятии, Калмыкии и Тувы. В рамках форума состоялся
диалог различных школ буддизма, практикующих буддистов и представителей российской буддологической
школы. Форум проходил в Международном Центре-музее имени Н. К. Рериха[5][6].
Численность[править | править вики-текст]
В России буддизм традиционно исповедуют жители Бурятии, Калмыкии, Тувы. Численность этнических буддистов данных регионов составляет около 900 тысяч человек[7]. В последние годы буддийские общины возникли в Москве, Санкт-Петербурге, Самаре и некоторых других наиболее крупных российских городах, не связанных с традиционными регионами буддизма. Число буддистов в данных городах, согласно опросам, составляет около 1 % их жителей. Такой же процент составляет число буддистов в масштабе всей страны[8]. Численность российских буддистов, выполняющих практику, составляет не более 500 тысяч человек[9].
Слайд 17Буддийские храмы и монастыри в России[править | править вики-текст]
Московская область[править
| править вики-текст]
Кунпэнлинг (Кунсунгар)
Тубтен Линг
Санкт-Петербург[править | править вики-текст]
Буддийский храм в
Санкт-Петербурге
Республика Калмыкия[править | править вики-текст]
Золотая Обитель Будды Шакьямуни
Гедден Щеддуп Чойкорлинг
Слайд 18Храм Великой Победы
Тринадцать хурулов главных районов Калмыкии
Республика Бурятия[править | править
вики-текст]
Иволгинский дацан (Хамбын Сумэ)
Гусиноозёрский (Тамчинский) дацан
Улан-Удэнский дацан (Хамбын-Хурэ)
Мурочинский дацан (Балдан
Брэйбун)
Курумканский дацан
Сартул-Гэгэтуйский дацан
Атаган-Дырестуйский дацан
Табангут-Ичетуйский дацан
Сартуул-Булагский дацан
Эгитуйский дацан
Санагинский дацан
Кижингинский дацан
Тугнуйский дацан
Кыренский дацан
Хойморский дацан
Анинский дацан
Чесанский дацан
Тыва[править | править вики-текст]
Слайд 19Атаган-Дырестуйский дацан
Табангут-Ичетуйский дацан
Сартуул-Булагский дацан
Эгитуйский дацан
Санагинский дацан
Кижингинский дацан
Тугнуйский дацан
Кыренский дацан
Хойморский дацан
Анинский
дацан
Чесанский дацан
Тыва[править | править вики-текст]
Слайд 20Названия и места написаны в оригинальном виде (Тыва дыл), с
подчеркиванием особого произношения
Цеченлиң (Управление Камбы-Ламы РТ)
Көөп-Сөөк Хүрээзи
Шедуп Даржалиң Хүрээзи
Түбтен Чойлиң
Хүрээзи
Алдыы-Хүрээ (г. Чадан)
Түбтен Шеддуплиң
Өвүрнүң Дуганы
Гандан Дойолиң-Улуг-Хемниң Дуганы
Даши Панделиң (пгт. Каа-Хем)
Долмалиң (Мөңгүн-Тайга)
Самагалтай Хүрээзи
Эрзинниң Хүрээзи
Каа-Хемниң Дуганы
Бай-Хаактың Дуганы
Хову-Аксының Дуганы
Үстүү-Хүрээ (г. Чадан)
Гандан Пунцоглиң (Дхарма Центр г. Кызыл)
Иркутская область[править | править вики-текст]
Усть-Ордынский (Абаганатский) дацан
Слайд 21Забайкальский край.
Агинский дацан
Цугольский дацан
Читинский дацан
Угданский дацан
Буддизм по странам
Буддизм в
Бурятии
Буддизм в Калмыкии
Буддизм в Туве