Слайд 1К 75-летию Великой Победы
О семи днях поисковой экспедиции солдат
советской армии, разыскивавших сокровища Дрезденской галереи
Спасенные шедевры
Слайд 2
Май 1945 года. Прекрасный еще совсем недавно Дрезден лежит в
сплошных руинах. Десятки тысяч погибших. Авиация англичан уничтожила Цвингер –
музей-дворец, в котором экспонировались картины знаменитой Дрезденской галереи.
Город занят войсками 5-й гвардейской армии, в составе которой существовал специальный батальон для поиска спрятанных культурных ценностей, вывезенных из оккупированных нацистами стран или хранившихся в музеях Германии.
Слайд 3Группу, которой было поручено узнать хоть что-нибудь о судьбе сокровищ
Дрезденской галереи, возглавил 32-летний младший лейтенант Леонид Рабинович. Ведь до
войны он окончил Киевский художественный институт и к тому же свободно говорил по-немецки.
После окончания войны он стал писателем и под псевдонимом Леонид Волынский издал книгу о героических поисках мировых шедевров, которую назвал «Семь дней».
Слайд 4На основе материалов книги Леонида Волынского мы и поведем наш
увлекательный рассказ.
Группа приступила к поиску сразу же.
То, что увидел лейтенант
Рабинович, когда оказался около знаменитого Цвингера, мы можем представить по этим фотографиям.
Темнеют пустые окна полукруглых галерей. Валяются сорванные, скрученные, измятые, как бумага, куски медной кровли.
Слайд 5...Полуразрушенное, обгоревшее здание Академии художеств над Эльбой. Солдаты спускаются в
глубокий подвал.
Медленно идут вдоль стен, светя фонариком. Проделывают пролом в
стене и натыкаются на уникальную коллекцию скульптур, а в старинном секретере находят «немую карту» с непонятными значками.
Слайд 6Крупная буква "М" в правом нижнем углу найденной «немой карты».
Надпись "Geheim" - "Секретно".
Прежде всего, необходимо установить масштабное соотношение
между картами. Когда это сделано, бойцы переносят на свою карту значки, привязываясь к извилистой линии Эльбы.
Почти все они, к общей радости, совпадают с какими-либо населенными пунктами. И только два значка упрямо ложатся на чистое поле карты, не совпадая ни с чем.
Слайд 7Так ранним весенним солнечным днем 9 мая начинаются поиски.
Таинственный знак
«Т» приводит наших солдат в небольшую рощицу, которая скрывает глубокую
и длинную расселину.
Отряд медленно спускается вниз по крутой, вырубленной в отвесных стенах дороге.
Вход в старую каменоломню приходится взрывать, все переживают: ведь не знают, что находится внутри
Но в отряде есть мастер саперного дела, который так закладывает взрывчатку, что все куски летят наружу.
Слайд 8...Это был глубокий туннель, точнее говоря - штольня, горизонтальная горная
выработка, заброшенная давным-давно.
Отряд идет внутрь, впереди, в глубине штольни, на
ржавых рельсах стоит вагон. Обычный темно-красный товарный вагон узкоколейного типа.
Открывают дверь, тускло блеснуло золото рам, картину не видно из-за слоя пыли. Леонид Рабинович торопливо протирает картину полой шинели: «Р Е М Б Р А Н Т!!!»
Слайд 9За Рембрантом из тьмы на свет показывается
"Спящая Beнера" Джорджоне
- картина, широко известная
по бесчисленным репродукциям
Слайд 10За "Спящей Венерой" возникает из тьмы другая картина: коленопреклоненная святая
Инеса Д. Рибейры с поднятым кверху взглядом прекрасных черных глаз.
Слайд 11А перед солдатами уже возникает "Возвращение Дианы с охоты" Рубенса.
Даже при этом скупом колеблющемся свете картина сверкает, как радуга
после дождя, вобравшая в себя по капельке все краски мира.
Слайд 12У каменных стен, навалом лежат картины. Это "малые голландцы", прозванные
так за небольшие размеры своих произведений. Все картины написаны на
деревянных досках, и изнанка доски уже сыровата на ощупь.
Около двухсот картин солдаты насчитали лежащими вдоль каменных стен штольни.
Слайд 13Солдаты находят ящик - плоский, некрашеный, аккуратно обшитый толстой, десятимиллиметровой
фанерой. Какие-то странные висячие замки на скобах, прижимающих крышку. Здесь
их не открыть, но размеры ящика позволяют сделать предположение: «А вдруг там «Сикстинская мадонна»?
На руках выносят ящик из каменоломни и поднимают на машину. Ни в коем случае нельзя его класть плашмя. Бойцы становятся по трое с обеих сторон: придется всю дорогу придерживать его руками.
Медленно, на первой скорости машина выезжает наверх по крутой дороге.
Слайд 14Был поздний вечер, когда отряд вернулся в батальон, поэтому открыть
ящик решили на следующее утро.
Двое часовых стояли по сторонам его,
держа к ноге винтовки с примкнутыми штыками.
Сладить с замками оказалось не так просто, но ранним утром следующего дня ящик был открыт.
И вот наконец можно было поднять картину.
Все стояли молча, сосредоточенно глядя на босоногую женщину, легко идущую по клубящимся облакам.
В самом деле, перед солдатами была одна из величайших картин, когда-либо созданных человеком: "Сикстинская мадонна" Рафаэля.
Слайд 15Если выехать из Дрездена в юго-восточном направлении, то через час
можно увидеть мрачные серые стены с узкими щелями бойниц одиноко
стоящего замка Веезенштейн.
Сюда привела поисковый отряд "немая карта" солнечным утром 10 мая.
Бывший военнослужащий, который был поставлен здесь охранником, при предъявлении ему карты, признается, что знает, где спрятаны ящики.
Слайд 16Отряд поднимается в угловую башню. Деревянная лестница уходит вверх, в
темноту. Черный квадрат чердачного люка встречает солдат накаленным, жарким дыханием.
Тонкий солнечный луч падает на золоченую раму, и они видят поясной портрет пожилого человека с властно-спокойным лицом и пудовой тяжести взглядом припухших темных глаз. Хуан Матеос, управляющий королевской охотой. Веласкес! И сразу обнаруживается второй портрет кисти Веласкеса: граф Оливарес.
Слайд 17Около трехсот полотен насчитали бойцы отряда на пыльном чердаке замка
Веезенштейн. Лучи майского солнца свирепо накаляли кровлю. Каково же было
здесь картинам!
На ощупь холсты были жарко-сухие, как лоб тяжелобольного.
Нечего было и думать о том, чтобы оставить их здесь, на чердаке, хотя бы и на самый короткий срок. Пока необходимо было немедля спустить их вниз, где было значительно прохладнее.
И вот семеро бойцов стали один за другим на ступеньках лестницы, четверо остались наверху, на чердаке, и вскоре полотна поплыли медленным потоком с рук на руки вниз, где их принимали и относили в сторону, к стенам башни.
Нельзя забыть эти минуты! Одна за другой возникали из темноты картины - неразрывная цепь веков.
Слайд 18Вслед за портретами кисти Веласкеса плыли картины Рембрандта «Портрет Саскии»
и
«Рай» Кранаха-старшего.
Слайд 19Две картины кисти великого мастера позднего Возрождения - Тициана.
Два
портрета его дочери Лавинии.
Слайд 20И вот появляется Ян Вермеер «Девушка, читающая письмо» - неповторимый
Вермеер, писавший всю жизнь одни и те же комнаты и
чистые, промытые до блеска улицы и дворики своего родного Дельфта и открывший в них столько тихого очарования.
А поток картин все течет и течет, и цепь наших саперов в эти минуты стоит, как живой мост из прошлого в будущее.
Счастливо окончен третий день поисков!
Слайд 21На четвертый день «немая карта» привела поисковый отряд к славившейся
своей неприступностью крепости "Кенигштейн", стоящей в центре Саксонской Швейцарии.
Поднявшись в
крепость бойцы обнаружили, что немцы превратили ее в концентрационный лагерь для французских военнопленных.
С помощью обитателей лагеря и допрошенного с пристрастием сторожившего их немца начали поиски.
Слайд 22Осмотрели здание арсенала, в подвале которого обратили внимание на наглухо
запертую небольшую стальную дверь. Сопровождающий отряд немец испуганно залепетал :
«Доннерит-желатин, доннерит-желатин». Ясно было, что дверь открывать нельзя. Нашли боковой лаз, один из солдат проник в помещение, открыл дверь изнутри.
В нашпигованной взрывчаткой комнате находилась уникальная Дрезденская коллекция пастелей. Здесь были работы француза Мориса де Лa Тура и одной из первых женщин-художниц, венецианки Розальбе Карьера.
Слайд 23Были здесь, наконец, и работы знаменитого швейцарца Жана Этьенна Лиотара,
доведшего живопись пастелью до высшего совершенства.
Его знаменитая на весь
мир «Шоколадница».
Лучшие, светозарные краски нашел он, чтобы передать прелесть ее миловидного лица с чуть вздернутым носиком, мягкой линией подбородка и глазами, прикрытыми тенью густых ресниц.
Слайд 24Значки на "немой карте" уводят отряд все дальше от Дрездена.
В деревянном сарае пустого помещичьего фольварка близ села Барниц находят
картины дюссельдорфской школы.
Еще дальше, в полуразрушенном замке невдалеке от городка Дебельн, свалено около пятидесяти полотен немецких и французских художников начала XIX века. Среди них - портрет Наполеона работы Жерара.
Слайд 25На карте же остается один, последний значок.
Линия на карте уклоняется
от г. Фрейберга прямо на юг и, пробежав еще сорок
километров, упирается в точку, обозначенную двумя загадочными буквами: "Р. L.".
..Точка лежит чуть в стороне от городка Мариенберг.
Шахтерский край, рудные горы... В разговоре со старым шахтером речь заходит о заброшенной каменоломне Покау-Ленгефельд.
Слайд 26Отряд отправляется на поиски уже на рассвете. Солдаты вылезают из
машины и останавливаются у края глубокого, выгибающегося дугой провала, с
ними находится реставратор Соколова Наталья Ивановна, прилетевшая из Москвы. Обследуют несколько штолен, и лишь в четвертой находят картины.
Бегут, разбрызгивая сапогами воду, и, ошеломленные, останавливаются. Наталья Ивановна в ужасе прикрывает ладонью глаза: впереди, вдоль мокрых каменных стен, стоят и лежат картины...
Слайд 27Солдаты обнаруживают кучу доннеритовых патронов в раскрытой цинковой коробке. Впрочем,
здесь уже излишня взрывчатка: довольно и воды. Стекая по незаметному
уклону, она собирается в конце штольни, как раз в том месте, где свалены картины. Без подкрепления отряду не справиться, срочно прибывает помощь и техника. Бойцы становятся в цепочку, и первая картина появляется из мрака.
Рубенс «Вирсавия»!
Слайд 28Вслед за Рубенсом появляется любимейший его ученик - Антонис Ван-Дейк.
Семнадцать картин этого замечательного художника одна за другой возвращаются на
свет из черного зева штольни.
Слайд 29Из черного зева штольни появлялись всё новые и новые картины...
Четыре
большие алтарные картины Антонио Аллегри Корреджо, в том числе и
лучшая из них - «Святая ночь». Все они, как и рубенсовская "Вирсавия", написаны на досках, и только особая прочность старых грунтов и масел не позволила им погибнуть сразу.
Слайд 30Наконец-то найден "Динарий кесаря" Тициана.
Картина в плачевном состоянии, кое-где
в глубине рубцов обнажился грунт, вся поверхность между рубцами покрыта
сетью мелких трещинок...
Слайд 31К семи часам вечера отделение старшего сержанта Егорычева заканчивает устройство
подъемника.
А через полчаса первая картина начинает свое путешествие вверх -
к свету, из могильной тьмы. Бойцы осторожно укладывают ее на тележку, застланную плащ-палаткой. Подъем и перевозка картин идут и 14 мая.
Так заканчивается героическая операция по поиску шедевров!
Слайд 32Согласно секретной инструкции по проведению операции «М», которой руководил сам
гаулейтер Саксонии Мучман, все сокровища Дрезденской галереи тайно были вывезены,
рассредоточены и захоронены в подземельях и каменоломнях. И заминированы. По приказу свыше всё в назначенный час должно быть взорвано. Час, к счастью, не настал.
Лейтенант Рабинович со своим батальоном не дал совершится этому злодеянию. Наши солдаты не только освободили мир от коричневой чумы, но и сохранили для всего человечества гениальные творения великих художников.
Слайд 33Спасенные картины были вывезены в Советский Союз. А затем в
Москве, Ленинграде и Киеве советские реставраторы привели картины Дрезденской галереи
в порядок, и все они были возвращены в восстановленный Цвингер в 1955 году.
Слайд 34СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
ДО НОВЫХ ВСТРЕЧ!
Составитель: Леонтьева Н.А.
В презентации использована музыка
Иосифа
Гайдна.
Н. Новгород, ул. Родионова, д. 165, к. 3
Муниципальный центр правовой
культуры