Разделы презентаций


О звуках [ р ], [ р ']

Содержание

О звуке [р]Звук [р] - самый сложный по своей артикуляции. Очень часто приходится сталкиваться с отсутствием или неправильным проговариванием этого звука в речи ребёнка. Это: или ротацизм - неправильное произношение данного звука,

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1О звуках [р], [р']

О звуках [р], [р']

Слайд 2О звуке [р]
Звук [р] - самый сложный по своей артикуляции.

Очень часто приходится сталкиваться с отсутствием или неправильным проговариванием этого

звука в речи ребёнка. Это:
или ротацизм - неправильное произношение данного звука,
или параротацизм - замена трудного звука [р] другими согласными звуками.

О звуке [р]Звук [р] - самый сложный по своей артикуляции. Очень часто приходится сталкиваться с отсутствием или

Слайд 3Виды нарушений произношения (по Н.С.Жуковой)
горловое [р] (картавость). При этом дефекте

язык оттянут назад и корневая часть сближается с мягким нёбом;
доральное

[р]. Кончик языка опущен, вибрация образуется спинкой языка, которая ударяется в переднюю часть нёба или альвеолы. С языком дрожит вся нижняя челюсть;
боковое [р]. При таком нарушении боковые края языка отрываются от верхних коренных зубов, и воздух проходит в образовавшуюся щель.
Виды нарушений произношения (по Н.С.Жуковой)горловое [р] (картавость). При этом дефекте язык оттянут назад и корневая часть сближается

Слайд 4При этих нарушениях не следует ждать момента исполнения ребёнку пяти

лет, а обратиться за помощью к логопеду: чем раньше родители

сделают это, тем успешнее пройдёт коррекция.

При этих нарушениях не следует ждать момента исполнения ребёнку пяти лет, а обратиться за помощью к логопеду:

Слайд 5Если исключить неправильное произношение, связанное с дефектами строения органов артикуляционного

аппарата (короткая подъязычная уздечка, слишком большой язык, высокое нёбо и

т.д.), если речь идёт о замене звука [р] на другой (например, рама – лама, рак – вак), то родители могут справиться самостоятельно.
Однако исключать работу логопеда не следует. При условии регулярных занятий со специалистом и выполнения упражнений с малышом в домашних условиях велика вероятность, что звук автоматизируется быстрее.

Если исключить неправильное произношение, связанное с дефектами строения органов артикуляционного аппарата (короткая подъязычная уздечка, слишком большой язык,

Слайд 6Артикуляционная гимнастика
Постановка любого звука начинается с артикуляционной гимнастики. Выполнять её

можно в домашних условиях. Желательно ежедневно в течение 5-10 минут

перед зеркалом.
Все сразу упражнения выполнять не нужно, ребёнок устанет. Выбирайте несколько и приступайте к гимнастике.

Артикуляционная гимнастикаПостановка любого звука начинается с артикуляционной гимнастики. Выполнять её можно в домашних условиях. Желательно ежедневно в

Слайд 7Л.А. Комарова для постановки звука «р» даёт следующие упражнения:
«Заборчик» –

улыбнуться, чтобы были видны зубы. Удерживать данное положение несколько секунд.

Л.А. Комарова для постановки звука «р» даёт следующие упражнения:«Заборчик» – улыбнуться, чтобы были видны зубы. Удерживать данное

Слайд 8«Лопаточка» – открыть рот и положить широкий расслабленный язык на

нижнюю губу. «Лопатка» заносится в рот.

«Лопаточка» – открыть рот и положить широкий расслабленный язык на нижнюю губу. «Лопатка» заносится в рот.

Слайд 9«Чашечка» – широкий расслабленный язык поднять к верхней губе. Средняя

часть языка прогнута, боковые края загнуты кверху.

«Чашечка» – широкий расслабленный язык поднять к верхней губе. Средняя часть языка прогнута, боковые края загнуты кверху.

Слайд 10«Лошадка» – язык присосать к нёбу и затем отлепить со

звуком. Языком щёлкать медленно и сильно. Нижняя челюсть неподвижна.

«Лошадка» – язык присосать к нёбу и затем отлепить со звуком. Языком щёлкать медленно и сильно. Нижняя

Слайд 11«Грибок» – рот широко открыть, язык присосать к нёбу и

зафиксировать в таком положении на несколько секунд.

«Грибок» – рот широко открыть, язык присосать к нёбу и зафиксировать в таком положении на несколько секунд.

Слайд 12«Вкусное варенье» – широким языком облизывать верхнюю губу, оставляя нижнюю

челюсть неподвижной.

«Вкусное варенье» – широким языком облизывать верхнюю губу, оставляя нижнюю челюсть неподвижной.

Слайд 13«Качели» – рот широко открыт. Тянуться языком то к носу,

то к подбородку.

«Качели» – рот широко открыт. Тянуться языком то к носу, то к подбородку.

Слайд 14«Почистим зубы» – кончиком языка «чистить» зубы с внутренней стороны.

Нижняя челюсть неподвижна.

«Почистим зубы» – кончиком языка «чистить» зубы с внутренней стороны. Нижняя челюсть неподвижна.

Слайд 15«Гармошка» – язык «приклеивается» к нёбу, открывать и закрывать рот.

Губы растянуты в улыбке, язык остаётся прикреплённым кверху.

«Гармошка» – язык «приклеивается» к нёбу, открывать и закрывать рот. Губы растянуты в улыбке, язык остаётся прикреплённым

Слайд 16Дыхательная гимнастика
После проведения подготовительной гимнастики рекомендуется поработать над развитием воздушной

струи: для постановки звука [р], необходимо иметь сильный выдох.
Предлагаем несколько

упражнений:
задувание свечек;
надуть щёки и «лопнуть» шарик, нажатием ладошек;
футбол. В домашних условиях сделать две башенки из конструктора, скатать небольшой шарик из ватки – это мяч. Ребёнок дует на мяч, стараясь попасть в ворота;

Дыхательная гимнастикаПосле проведения подготовительной гимнастики рекомендуется поработать над развитием воздушной струи: для постановки звука [р], необходимо иметь

Слайд 17мыльные пузыри;
кораблики. Наполнить большую чашу водой, опустить туда бумажный кораблик.

Дуть на кораблик, чтобы он причалил к противоположному берегу;
дуть на

вертушку или бумажный листик/бабочку, привязанные верёвочкой к карандашу или соломенной трубочке;
снежинки. Положить ребёнку кусочек ватки на кончик носа и попросить её сдуть. Ватка улетит, как только малыш правильно поставить язык – он должен быть поднят вверх, края загнуты.

мыльные пузыри;кораблики. Наполнить большую чашу водой, опустить туда бумажный кораблик. Дуть на кораблик, чтобы он причалил к

Слайд 183 способа постановки звука [р]
1. Постановка от звука «д».
Самый распространённый

способ. Рот широко открыт, кончик языка поднят за верхние зубы

к альвеолам. Просим ребёнка произносить «ддд» или «ттт» сначала медленно, затем темп постепенно ускоряется.
Когда малыш привыкнет удерживать язык в нужном положении, то при многократном произнесении «д» чистым пальцем или ватной палочкой стараемся производить быстрые движения слева-направо под языком для выработки вибрации. Данное упражнение следует повторять до тех пор, пока кончик языка не начнёт вибрировать, и вы не услышите «др» (без механической помощи).
3 способа постановки звука [р]1. Постановка от звука «д».Самый распространённый способ. Рот широко открыт, кончик языка поднят

Слайд 19При закреплении звука следует закрепить его в слогах: ДРА, ДРО,

ДРУ, ДРЭ, ДРЫ, ТРА, ТРО, ТРУ, ТРЭ, ТРЫ. После идёт

отработка в словах, начинающихся с «помощников»: драка, друзья, драчун, трава, трасса и т.д. После стараемся завести мотор без помощников, чтобы получился отчётливый «ррр».
Отработка произношения начинается со слогов, где [р] стоит в начале, далее – [р] в середине и потом – в конце слогов и слов. После того как звук закрепляется в разных позициях, его произношение автоматизируется в предложениях, чистоговорках, стихотворениях, текстах.

При закреплении звука следует закрепить его в слогах: ДРА, ДРО, ДРУ, ДРЭ, ДРЫ, ТРА, ТРО, ТРУ, ТРЭ,

Слайд 202. Механическая постановка звука [р].
Поставить звук можно с помощью зонда.

Просим ребёнка поднять язычок наверх и произнести «ззз». В этот

момент проводим зондом/ватной палочкой/чистым пальцем под языком из стороны в сторону. В итоге слышен звук [р].
После его постановки закрепляем звук по выше изложенной схеме: [р] в начале слова, в середине и в конце.

2. Механическая постановка звука [р].Поставить звук можно с помощью зонда. Просим ребёнка поднять язычок наверх и произнести

Слайд 213. Постановка от звука [ж].
Просим на выдохе произнести длительное «жжж»,

язычок должен быть немного в глубине рта. При выполнении этого

упражнения вы должны услышать звук [р]. (Помочь выработке вибрации кончика языка так же можно с помощью чистого пальца или ватной палочки.)
Далее действуйте по схеме: закрепление изолированного звука, автоматизация звука в слогах, словах, предложениях и текстах.

3. Постановка от звука [ж].Просим на выдохе произнести длительное «жжж», язычок должен быть немного в глубине рта.

Слайд 22При постановке звука «р» и его автоматизации в речи мягкий

«рь» обычно появляется спонтанно.
Следует обращать внимание, что постановка звука идёт

в неразрывной связи с развитием речи в целом.
При постановке звука «р» и его автоматизации в речи мягкий «рь» обычно появляется спонтанно.Следует обращать внимание, что

Слайд 23Ставится не только звук, но и формируется фонематический слух, например,

в таких заданиях, как:
«Хлопни в ладоши, если услышишь звук

«р»»;
«Определи, где ты слышишь «р»: в начале, середине или в конце слова».
Это и формирование грамматического строя языка, когда малыш выполняет упражнения на словоизменение, например, «один-много»: рак – раки, рама – рамы.
Ставится не только звук, но и формируется фонематический слух, например, в таких заданиях, как: «Хлопни в ладоши,

Слайд 24Если вас что-то смущает в произношении ребёнка, то сходите на

консультацию к логопеду, даже если окружающие говорят, что вам ещё

рано. Каждый ребёнок индивидуален: у кого-то звук появляется в течение нескольких месяцев, а кто-то может произносить «р» на занятиях, но в повседневной речи не использовать (возможно, хочется привлечь к себе внимание, особенно, если есть младшие в семье).
Если вас что-то смущает в произношении ребёнка, то сходите на консультацию к логопеду, даже если окружающие говорят,

Слайд 25Большую роль играет, мотивация: когда ребёнок осознаёт, что говорит неправильно

и хочет это исправить, то процесс коррекции идёт намного быстрее.

Большую роль играет, мотивация: когда ребёнок осознаёт, что говорит неправильно и хочет это исправить, то процесс коррекции

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика