Слайд 2О звуке [р]
Звук [р] - самый сложный по своей артикуляции.
Очень часто приходится сталкиваться с отсутствием или неправильным проговариванием этого
звука в речи ребёнка. Это:
или ротацизм - неправильное произношение данного звука,
или параротацизм - замена трудного звука [р] другими согласными звуками.
Слайд 3Виды нарушений произношения (по Н.С.Жуковой)
горловое [р] (картавость). При этом дефекте
язык оттянут назад и корневая часть сближается с мягким нёбом;
доральное
[р]. Кончик языка опущен, вибрация образуется спинкой языка, которая ударяется в переднюю часть нёба или альвеолы. С языком дрожит вся нижняя челюсть;
боковое [р]. При таком нарушении боковые края языка отрываются от верхних коренных зубов, и воздух проходит в образовавшуюся щель.
Слайд 4При этих нарушениях не следует ждать момента исполнения ребёнку пяти
лет, а обратиться за помощью к логопеду: чем раньше родители
сделают это, тем успешнее пройдёт коррекция.
Слайд 5Если исключить неправильное произношение, связанное с дефектами строения органов артикуляционного
аппарата (короткая подъязычная уздечка, слишком большой язык, высокое нёбо и
т.д.), если речь идёт о замене звука [р] на другой (например, рама – лама, рак – вак), то родители могут справиться самостоятельно.
Однако исключать работу логопеда не следует. При условии регулярных занятий со специалистом и выполнения упражнений с малышом в домашних условиях велика вероятность, что звук автоматизируется быстрее.
Слайд 6Артикуляционная гимнастика
Постановка любого звука начинается с артикуляционной гимнастики. Выполнять её
можно в домашних условиях. Желательно ежедневно в течение 5-10 минут
перед зеркалом.
Все сразу упражнения выполнять не нужно, ребёнок устанет. Выбирайте несколько и приступайте к гимнастике.
Слайд 7Л.А. Комарова для постановки звука «р» даёт следующие упражнения:
«Заборчик» –
улыбнуться, чтобы были видны зубы. Удерживать данное положение несколько секунд.
Слайд 8«Лопаточка» – открыть рот и положить широкий расслабленный язык на
нижнюю губу. «Лопатка» заносится в рот.
Слайд 9«Чашечка» – широкий расслабленный язык поднять к верхней губе. Средняя
часть языка прогнута, боковые края загнуты кверху.
Слайд 10«Лошадка» – язык присосать к нёбу и затем отлепить со
звуком. Языком щёлкать медленно и сильно. Нижняя челюсть неподвижна.
Слайд 11«Грибок» – рот широко открыть, язык присосать к нёбу и
зафиксировать в таком положении на несколько секунд.
Слайд 12«Вкусное варенье» – широким языком облизывать верхнюю губу, оставляя нижнюю
челюсть неподвижной.
Слайд 13«Качели» – рот широко открыт. Тянуться языком то к носу,
то к подбородку.
Слайд 14«Почистим зубы» – кончиком языка «чистить» зубы с внутренней стороны.
Нижняя челюсть неподвижна.
Слайд 15«Гармошка» – язык «приклеивается» к нёбу, открывать и закрывать рот.
Губы растянуты в улыбке, язык остаётся прикреплённым кверху.
Слайд 16Дыхательная гимнастика
После проведения подготовительной гимнастики рекомендуется поработать над развитием воздушной
струи: для постановки звука [р], необходимо иметь сильный выдох.
Предлагаем несколько
упражнений:
задувание свечек;
надуть щёки и «лопнуть» шарик, нажатием ладошек;
футбол. В домашних условиях сделать две башенки из конструктора, скатать небольшой шарик из ватки – это мяч. Ребёнок дует на мяч, стараясь попасть в ворота;
Слайд 17мыльные пузыри;
кораблики. Наполнить большую чашу водой, опустить туда бумажный кораблик.
Дуть на кораблик, чтобы он причалил к противоположному берегу;
дуть на
вертушку или бумажный листик/бабочку, привязанные верёвочкой к карандашу или соломенной трубочке;
снежинки. Положить ребёнку кусочек ватки на кончик носа и попросить её сдуть. Ватка улетит, как только малыш правильно поставить язык – он должен быть поднят вверх, края загнуты.
Слайд 183 способа постановки звука [р]
1. Постановка от звука «д».
Самый распространённый
способ. Рот широко открыт, кончик языка поднят за верхние зубы
к альвеолам. Просим ребёнка произносить «ддд» или «ттт» сначала медленно, затем темп постепенно ускоряется.
Когда малыш привыкнет удерживать язык в нужном положении, то при многократном произнесении «д» чистым пальцем или ватной палочкой стараемся производить быстрые движения слева-направо под языком для выработки вибрации. Данное упражнение следует повторять до тех пор, пока кончик языка не начнёт вибрировать, и вы не услышите «др» (без механической помощи).
Слайд 19При закреплении звука следует закрепить его в слогах: ДРА, ДРО,
ДРУ, ДРЭ, ДРЫ, ТРА, ТРО, ТРУ, ТРЭ, ТРЫ. После идёт
отработка в словах, начинающихся с «помощников»: драка, друзья, драчун, трава, трасса и т.д. После стараемся завести мотор без помощников, чтобы получился отчётливый «ррр».
Отработка произношения начинается со слогов, где [р] стоит в начале, далее – [р] в середине и потом – в конце слогов и слов. После того как звук закрепляется в разных позициях, его произношение автоматизируется в предложениях, чистоговорках, стихотворениях, текстах.
Слайд 202. Механическая постановка звука [р].
Поставить звук можно с помощью зонда.
Просим ребёнка поднять язычок наверх и произнести «ззз». В этот
момент проводим зондом/ватной палочкой/чистым пальцем под языком из стороны в сторону. В итоге слышен звук [р].
После его постановки закрепляем звук по выше изложенной схеме: [р] в начале слова, в середине и в конце.
Слайд 213. Постановка от звука [ж].
Просим на выдохе произнести длительное «жжж»,
язычок должен быть немного в глубине рта. При выполнении этого
упражнения вы должны услышать звук [р]. (Помочь выработке вибрации кончика языка так же можно с помощью чистого пальца или ватной палочки.)
Далее действуйте по схеме: закрепление изолированного звука, автоматизация звука в слогах, словах, предложениях и текстах.
Слайд 22При постановке звука «р» и его автоматизации в речи мягкий
«рь» обычно появляется спонтанно.
Следует обращать внимание, что постановка звука идёт
в неразрывной связи с развитием речи в целом.
Слайд 23Ставится не только звук, но и формируется фонематический слух, например,
в таких заданиях, как:
«Хлопни в ладоши, если услышишь звук
«р»»;
«Определи, где ты слышишь «р»: в начале, середине или в конце слова».
Это и формирование грамматического строя языка, когда малыш выполняет упражнения на словоизменение, например, «один-много»: рак – раки, рама – рамы.
Слайд 24Если вас что-то смущает в произношении ребёнка, то сходите на
консультацию к логопеду, даже если окружающие говорят, что вам ещё
рано. Каждый ребёнок индивидуален: у кого-то звук появляется в течение нескольких месяцев, а кто-то может произносить «р» на занятиях, но в повседневной речи не использовать (возможно, хочется привлечь к себе внимание, особенно, если есть младшие в семье).
Слайд 25Большую роль играет, мотивация: когда ребёнок осознаёт, что говорит неправильно
и хочет это исправить, то процесс коррекции идёт намного быстрее.