Слайд 1Общее недоразвитие речи у дошкольников
Нищева Наталия Валентиновна,
учитель-логопед высшей квалификационной категории,
автор
«Комплексной образовательной программы ДО для детей с ТНР»
Слайд 2Общее недоразвитие речи рассматривается как системное нарушение речевой деятельности, сложные
речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов
речевой системы, касающихся и звуковой, и смысловой сторон, при нормальном слухе и относительно сохранном интеллекте.
Слайд 3Общее недоразвитие речи может выступать как самостоятельная патология, и как
следствие других, более сложных дефектов, таких как алалия, дизартрия, ринолалия
и т.д.
Слайд 4Причинами чистого ОНР могут быть неблагоприятные социальные условия и недостаточность
речевого общения или гиперопека, билингвизм.
Слайд 5Речевая недостаточность при ОНР неоднородна: от полного отсутствия речи до
развернутой фразовой, с элементами фонетико-фонематического и лексико-грамматического недоразвития.
Слайд 6Уровни речевого развития не представляют собой застывшие образования. В каждом
уровне можно выделить признаки предыдущего и последующего уровней.
В реальной
практике редко встречаются четко выраженные уровни, и у детей чаще всего встречаются переходные состояния.
Основной контингент дошкольников в группах с ОНР составляют дети со II и III уровнями речевого развития.
Слайд 7При I-ом уровне речевого развития речевые средства ограничены, активный словарь
практически не сформирован и состоит из звукоподражаний и звукокомплексов.
В
активной речи могут быть представлены фразы из двух лепетных слов, не оформленные грамматически Характерна многозначность употребляемых слов.
Дети не используют для передачи грамматических отношений морфологические элементы, общаются, широко используя жесты и мимику.
Пассивный словарь шире активного, но тоже крайне ограничен.
Слайд 8При переходе ко II-ому уровню речевого развития речевая активность ребенка
возрастает. Дифференцированно обозначаются названия предметов, действий, признаков. Возможно пользование местоимениями,
союзами, простыми предлогами, но глаголы и существительные по-прежнему составляют основную часть лексики, и активный словарный запас по-прежнему, значительно ниже нормы.
Следует отметить грубое нарушение слоговой структуры и звуконаполняемости слов. В речи простые предложения из двух-трех-четырех слов). Отмечаются грубые ошибки в использовании грамматических конструкций: пропуск предлогов, отсутствие согласования прилагательных с существительными, смешение падежных форм (Ем оська. – Ем ложкой.). Понимание обращенной речи значительно развивается, так как дети уже могут ориентироваться на морфологические элементы, хотя нельзя сказать, что дети не допускают ошибок. Фонетическая сторона речи характеризуется многочисленными искажениями звуков.
Слайд 9III-й уровень речевого развития при общем недоразвитии речи характеризуется наличием
развернутой фразовой речи с выраженными элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития.
Дети используют распространенные предложения, отмечаются попытки употреблять сложносочиненные и сложноподчиненные конструкции. Лексика таких детей может включать все части речи.
Недостатки произношения выражаются в смешении, замене и искажении звуков, причем замены могут быть нестойкими. Дети могут повторять в отраженной речи трех-четырехсложные слова, но искажают их в речевом потоке. Отмечаются множественные ошибки при передаче звуконаполняемости слов. Понимание речи приближается к норме.
Слайд 10У детей с IV-ым уровнем речевого развития нет грубых нарушений
звукопроизношения, а имеет место лишь недостаточно четкая дифференциация звуков :
[р-р’-л-л’-j], [ш-ч-щ], [т’-ц-с-c’] и др. Эти дети допускают искажения звуконаполняемости и слоговой структуры в разных вариантах (перестановки слогов и звуков, сокращения согласных при стечении, замены слогов, опускания слогов) в речевом потоке. У них недостаточно внятная дикция, вялая артикуляция, «каша во рту». Все эти особенности являются важным показателем не закончившегося процесса фонемообразования.
У детей этой группы обнаруживаются отдельные нарушения смысловой стороны языка, отмечаются стойкие трудности в образовании сложных слов.
Слайд 11Обладая полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, дети с ОНР
отстают в развитии наглядно-образной сферы мышления, с трудом овладевают анализом
и синтезом, общением.
Слайд 12Детям с ОНР присуще и отставание в развитии двигателной сферы.
Дети плохо координированы, моторно неловки, с трудом выполняют движения по
многоступенчатой словесной инструкции.
Типичные и стойкие проявления общего недоразвития речи наблюдаются при алалии, дизартрии, ринолалии, заикании.