Слайд 1Тема: «Общество как сложная динамичная система»
презентация по обществознанию 10 класс
Слайд 2План:
Особенности социальной системы.
Социальные институты.
Слайд 3Общество – динамическая система.
Система - ?
«система» греческого происхождения, означает
«целое, составленное из частей», «совокупность».
Каждая система включает взаимодействующие части:
подсистемы и элементы.
Динамическая система допускает различные изменения, развитие, возникновение новых и отмирание старых частей и связей между ними.
Слайд 4Система?
ОБЩЕСТВО
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ЧЕЛОВЕКА
ВСЕЛЕННАЯ
КУЛЬТУРА ОТДЕЛЬНОГО
НАРОДА
Слайд 5ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
Каковы характерные черты общества как системы?
Чем эта система
отличается от природных систем?
Слайд 6Во-первых, общество как система имеет сложный характер, поскольку включает в
себя множество уровней, подсистем, элементов.
Приведите пример.
Человеческое общество в глобальном масштабе,
общество одной страны, различные общественные группы и др.
Слайд 7ОБЩЕСТВО
Политическая
сфера
Экономическая
сфера
Духовная
сфера
Социальная
сфера
система
-Государство
-Партии и др.
Слайд 8Следовательно, общество – это сложная система систем, своего рода суперсистема.
Слайд 9Во-вторых, характерной чертой общества как системы является наличие в ее
составе разнокачественных элементов, как материальных (различных технических устройств, учреждений и
др), так и идеальных (ценностей, традиций и т.д.)
Слайд 10Например:
Экономическая сфера включает: предприятия, транспортные средства, экономические знания, образцы экономического
поведения и др.
Слайд 11В-третьих, основным элементом общества как системы является человек, который обладает
способностью постановки целей и выбора средств осуществления своей деятельности. Это
делает социальные системы более изменчивыми, подвижными и т.д.
Слайд 12 Общественная жизнь находится в постоянном изменении. Темпы и
масштабы этих изменений могут быть различными.
Слайд 13Из курса истории вы знаете, что в обществах, существовавших в
различные эпохи, происходили те или иные качественные изменения, в то
время как природные системы тех периодов качественных изменений не претерпевали: первобытное общество, средневековое общество и др. этот факт свидетельствует о том, что общество – динамичная система, обладающая свойством, которое в науке выражается понятиями «изменение», «развитие», «прогресс», «регресс», «эволюция», «революция» и др.
Слайд 14 Следовательно, человек – это универсальный элемент всех
социальных систем, поскольку он непременно включен в каждую из них.
Слайд 15Как и любая система, общество представляет собой упорядоченную целостность. Компоненты
системы занимают внутри системы определенное положение и определенным образом связаны
с другими компонентами. Следовательно, система обладает интегративным качеством, которое присуще ей как единому целому.
Слайд 16Социальные институты
«институт»….
В переводе с лат. Instituto означает «установление»;
В русском языке
– обозначение высших учебных заведений;
В области права слово «институт» означает
совокупность норм права, регулирующих одно общественное отношение или несколько отношений, связанных друг с другом (институт брака).
Слайд 17В социологии социальными институтами называют исторически сложившиеся устойчивые формы организации
совместной деятельности, регулируемые нормами, традициями, обычаями и направленной на удовлетворение
фундаментальных потребностей общества.
Потребность в воспроизводстве рода;
Потребность в безопасности и социальном порядке;
Потребность в средствах существования;
Потребность в получении знаний, социализации подрастающего поколения, подготовке кадров;
Потребность в решении духовных проблем смысла жизни.
Слайд 18 Соответственно названным потребностям в обществе сложились и
виды деятельности, которые, в свою очередь, потребовали необходимой организации, упорядочения,
создания определенных учреждений и иных структур, выработки правил, обеспечивающих достижение ожидаемого результата.
Слайд 19 Этим условиям успешного осуществления главных видов
деятельности отвечали исторически сложившиеся социальные институты:
институт брака и семьи;
политические институты,
государство;
экономические институты, производство;
институты образования, науки, культуры;
институт религии.
Слайд 20институт брака и семьи;
политические институты, государство;
экономические институты, производство;
институты образования, науки,
культуры;
институт религии.
Слайд 21Итак, социальный институт - это
Совокупность лиц, занятых определенным видом деятельности
и обеспечивающих в процессе этой деятельности удовлетворение определенной значимой для
общества потребности (работники образования).
Слайд 22Черты социального института:
Закреплен системой правовых и нравственных норм, традиций и
обычаев, регулирующих соответствующие типы поведения. (поведение людей в семье).
Наличие учреждений,
снабженных определенными материальными средствами, необходимыми для какого-либо вида деятельности (школа, завод, милиция и т.д.).
Слайд 23Признаки социального института (семья):
Основанная на интимности и эмоциональной привязанности небольшая
группа людей, связанных узами брака (супруги) и кровного родства (родители
и дети).
-Потребность в создании семьи – одна из фундаментальных потребностей человека.
Слайд 24Функции семьи:
Рождение и воспитание детей;
Экономическая поддержка малолетних и нетрудоспособных;
И др.
Слайд 25Помимо главных социальных институтов, существуют и неглавные:
Институт судебной власти;
Институт представителей
президента в регионах.
Поскольку в ходе исторического процесса возникают новые
потребности и условия, появляются новые виды деятельности и соответствующие связи. Общество заинтересовано в придании им упорядоченности, нормативного характера, т.е. в их институализации.
Развитие общества требует модернизации деятельности социальных институтов (модернизация образования).
Пример: вид деятельности предпринимательство, возникновение законов, фирм и др.
Слайд 26Домашнее задание:
Ответить на вопросы:
Применяя системный подход, проанализируйте российское общество начала
XX века.
Охарактеризуйте все основные черты социального института на примере института
образования. Используйте дополнительный материал.