Разделы презентаций


ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

Содержание

Программа курсаРаздел 1. Человек и обществоРаздел 2. ЭкономикаРаздел 3. Социальные отношения Раздел 4. ПолитикаРаздел 5. Право

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Программа довузовской подготовки
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

Программа довузовской подготовкиОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

Слайд 2Программа курса
Раздел 1. Человек и общество
Раздел 2. Экономика
Раздел 3. Социальные

отношения
Раздел 4. Политика
Раздел 5. Право

Программа курсаРаздел 1. Человек и обществоРаздел 2. ЭкономикаРаздел 3. Социальные отношения Раздел 4. ПолитикаРаздел 5. Право

Слайд 3Тема 1. Человек и общество
Панькова Наталья Михайловна
к.ф.н., ст. преподаватель кафедры


истории и философии науки и техники
Института социально-гуманитарных технологий
Томского политехнического

университета

Лекция 2. Человек как результат
биологической и социокультурной эволюции

Тема 1. Человек и обществоПанькова Наталья Михайловнак.ф.н., ст. преподаватель кафедры истории и философии науки и техники Института

Слайд 4Природное и общественное в человеке

Человек как результат биологической и социокультурной

эволюции.
Индивид. Индивидуальность. Личность.
Социализация человека. Ее этапы.



Вопросы:

Природное и общественное в человекеЧеловек как результат биологической и социокультурной эволюции.Индивид. Индивидуальность. Личность.Социализация человека. Ее этапы.Вопросы:

Слайд 5Природное и общественное в человеке
Вопрос о происхождении человека является центральной

проблемой философии как науки.
Человек как биосоциальное существо соединяет в себе

и природное, и общественное.
С одной стороны, человек – живой организм,  высшее млекопитающее, а также обладает определенную физиологию, что говорит о его биологической природе.
С другой стороны, человек напрямую связан с обществом и реализуется как человек только в рамках общества, войдя в общественные отношения и в непосредственный контакт с другими людьми.

Природное и общественное в человекеВопрос о происхождении человека является центральной проблемой философии как науки.Человек как биосоциальное существо

Слайд 6Человек как результат биологической и социокультурной эволюции
Очевидно, что по-отдельности эти

стороны существовать не могут, что означает, что человек – биосоциальное

существо.
В отличии от животного, человек обладает мышлением, толковой речью и сознанием.

Человек как результат биологической и социокультурной эволюцииОчевидно, что по-отдельности эти стороны существовать не могут, что означает, что

Слайд 7«Человек» - общее понятие, обозначающее принадлежность к человеческому роду, природа которого,

как отмечалось выше, сочетает биологические и социальные качества.
Иначе говоря,

человек предстает в своей сущности как биосоциальное существо.
«Человек» - общее понятие, обозначающее принадлежность к человеческому роду, природа которого, как отмечалось выше, сочетает биологические и социальные

Слайд 8Современный человек с самого рождения представляет собой биосоциальное единство. Он

появляется на свет с не полностью сформированными анатомо-физиологическими качествами, которые

развиваются позднее в процессе его жизни в социуме.
В то же время наследственность снабжает ребенка не только сугубо биологическими свойствами и инстинктами.
Он изначально оказывается обладателем собственно человеческих качеств: развитой способности к подражанию взрослым, любопытства, способности огорчаться и радоваться. Его улыбка («привилегия» человека) имеет врожденный характер.
Но полностью в этот мир вводит человека именно общество, которое наполняет его поведение социальным содержанием.
Современный человек с самого рождения представляет собой биосоциальное единство. Он появляется на свет с не полностью сформированными

Слайд 9Сознание не является нашим природным достоянием, хотя природа создает физиологическую

базу для сознания.
Сознательные психические явления формируются в течение жизни в

результате воспитания, обучения, активного овладения языком, культурой.
Именно обществу человек обязан такими качествами, как преобразовательная орудийная деятельность, общение с помощью речи, способность к духовному творчеству.
Сознание не является нашим природным достоянием, хотя природа создает физиологическую базу для сознания. Сознательные психические явления формируются в

Слайд 11Общество и человек неотделимы друг от друга и в биологическом,

и в социальном плане.
Общество таково, каковы образующие его люди,

оно выступает в качестве выражения, оформления, закрепления внутренней сущности человека, способа его жизнедеятельности. Человек вышел из природы, но существует как человек только благодаря обществу, формируется в нем и формирует его своей деятельностью.
Общество и человек неотделимы друг от друга и в биологическом, и в социальном плане. Общество таково, каковы

Слайд 12Общество определяет условия не только социального, но и биологического совершенствования

человека.
Вот почему в центре внимания общества должны находиться вопросы

обеспечения здоровья людей с их рождения и до старости.
Биологическое здоровье человека позволяет ему активно участвовать в жизни общества, реализовать свои творческие потенции, создавать полноценную семью, растить и воспитывать детей. 
Общество определяет условия не только социального, но и биологического совершенствования человека. Вот почему в центре внимания общества

Слайд 13В то же время человек, лишенный необходимых социальных условий жизнедеятельности,

теряет свою «биологическую форму», опускается не только нравственно, но и

физически, что может служить причиной антисоциального поведения и преступлений.
В обществе человек реализует свою природу, но и сам вынужден подчиняться требованиям и ограничениям общества, быть ответственным перед ним.
Ведь общество - это все люди, включая каждого человека, и, подчиняясь обществу, он утверждает в себе требования собственной сущности.
Выступая против общества, человек не просто подрывает основы общего благополучия, но и деформирует собственную природу, нарушает в себе гармонию биологического и социального начал.
В то же время человек, лишенный необходимых социальных условий жизнедеятельности, теряет свою «биологическую форму», опускается не только

Слайд 14Биологические и социальные факторы
Что позволило человеку выделиться из животного мира?


Основные факторы антропогенеза можно разделить следующим образом:
биологические факторы — прямохождение, развитие

руки, большой и развитый мозг, способность к членораздельной речи;
основные социальные факторы - труд и коллективная деятельность, мышление, язык и общение, нравственность.
Биологические и социальные факторыЧто позволило человеку выделиться из животного мира? Основные факторы антропогенеза можно разделить следующим образом:биологические

Слайд 15биологические особенности человека
Под его биологическими особенностями понимают то, что сближает человека с

животным (за исключением факторов антропогенеза, которые явились основанием для выделения

человека из царства природы), наследственные признаки;
наличие инстинктов (самосохранения, полового и др.);
эмоции;
биологические потребности (дышать, питаться, спать и т.д.);
сходные с другими млекопитающими физиологические особенности (наличие одинаковых внутренних органов, гормонов, постоянная температура тела);
возможность использовать природные предметы;
приспособление к окружающей среде, продолжение рода.
биологические особенности человекаПод его биологическими особенностями понимают то, что сближает человека с животным (за исключением факторов антропогенеза, которые явились

Слайд 16социальные особенности человека
Социальные особенности характерны исключительно для человека:
способность производить орудия

труда;
членораздельная речь; язык;
социальные потребности (общение, привязанность, дружба, любовь);


духовные потребности (мораль, религия, искусство);
осознание своих потребностей;
деятельность (трудовая, художественная и т.п.) как способность преобразовывать мир;
сознание; способность мыслить; творчество; созидание и целеполагание.
социальные особенности человекаСоциальные особенности характерны исключительно для человека: способность производить орудия труда; членораздельная речь; язык; социальные потребности (общение,

Слайд 18Индивид
отдельно взятый человек.
Понятие «индивид» означает единичного человека, характеристика которого безликость

– это всегда один из многих.
Это понятие указывает определенность

родовой принадлежности человека:
всякий Homo sapiens есть индивид.

2. Индивид. Индивидуальность. Личность.

Индивидотдельно взятый человек.Понятие «индивид» означает единичного человека, характеристика которого безликость – это всегда один из многих. Это

Слайд 19Индивидуальность
понятие, характеризующее своеобразие, совокупность качеств и отличительных свойств человека, его

неповторимость, особенность, самобытность и незаменимость.
В формировании индивидуальности значительная роль принадлежит

наследственным факторам и неповторимому природному развитию человека
новорожденный уже индивидуальность: уникальный и неповторимый человек (личная уникальность и биопсихологическая неповторимость).
Индивидуальностьпонятие, характеризующее своеобразие, совокупность качеств и отличительных свойств человека, его неповторимость, особенность, самобытность и незаменимость.В формировании индивидуальности

Слайд 20Личность
социально одаренная индивидуальность. Она формируется в деятельности, общении, требующих постоянной

самооценки.
Это то, что характеризует человека среди себе подобных в плане

социально-выработанных свойств и качеств.
В этом смысле понятие «личность» противоположно понятию «индивид».
Личность реализует себя в различных видах социального общения и в деятельности.
Личность здесь – сумма поступков.
Личностьсоциально одаренная индивидуальность. Она формируется в деятельности, общении, требующих постоянной самооценки.Это то, что характеризует человека среди себе

Слайд 21Личность обязательно предпо­лагает наличие своего взгляда на мир. Другими словами,

невозможна личность без мировоззрения.
Этим словом принято определять систему взглядов на

мир, на место человека в нем и на смысл его жизни и деятельности. 
То есть это прежде всего идеи, ценности, взгляды общего характера, которые создают определенную картину мира и человека.

Личность обязательно предпо­лагает наличие своего взгляда на мир. Другими словами, невозможна личность без мировоззрения. Этим словом принято

Слайд 23Мировоззрение человека
Система таких взглядов есть у любого человека, претендующего на

то, чтобы называться личностью.
У одних людей вся система их

взглядов определяется убеждением в ценности человечества, гуманным и справедливым отношением к другим людям, желанием трудиться на общее благо.
Картина мира таких личностей охватывает весь мир во всем его многообразии. Они умеют радоваться разнообразию и богатству красок окружающего мира.
Им свойственны и нравственные принципы, и возвышенные идеалы красоты.
Мировоззрение человекаСистема таких взглядов есть у любого человека, претендующего на то, чтобы называться личностью. У одних людей

Слайд 24Другие люди вполне довольны тем, что их маленький мир ограничен

своим домом, близкими и родными и их благом. Житейские заботы

и бури составляют для них смысл жизни. Они не задумываются над вечными вопросами о смысле жизни.
Третьи вообще за пределами собственного «я» не видят ничего и не признают за другими людьми равных со своими прав и возможностей. Весь мир таких людей вращается вокруг одного-единственного светоча. Их картина мира сужена до собственных забот и достижений.
Все эти системы взглядов сосуществуют в обществе.
Также в обществе всегда можно обнаружить несходство взглядов по разным аспектам мировоззрения. Но именно богатство взглядов на мир, разнообразие мировоззрений, обогащает общество, дает возможности формированию личности, ее неповторимого внутреннего мира.
Другие люди вполне довольны тем, что их маленький мир ограничен своим домом, близкими и родными и их

Слайд 25Процесс формирования личности
Этот процесс на протяжении жизни включает три основные фазы:
Адаптация (от

лат. adaptatio - приспособление) - состоит в освоении действующих в той или иной

группе норм (нравственных, учебных, производственных и др.)
Индивидуализация. Суть ее состоит в том, что человек ищет средства и способы для обозначения своей индивидуальности. 
Интеграция (от лат. tntegratip - восстановление). Здесь человек стремится найти лучшее применение своим индивидуальным свойствам.

Становление личности происходит только в обществе.
В этом процессе человеку помогает множество факторов.
Социализация - процесс становления личности.
Процесс формирования личностиЭтот процесс на протяжении жизни включает три основные фазы:Адаптация (от лат. adaptatio - приспособление) - состоит в освоении действующих в

Слайд 263. Социализация
«Социализация (от лат. socialis – общественный) – это процесс,

в ходе которого человеческое существо с определенными биологическими задатками приобретает

качества, необходимые ему для жизнедеятельности в обществе».
Среди агентов социализации принятого выделять ближайшее окружение человека - семью, родственников, сверстников, друзей и приятелей.
Все эти люди определенным образом влияют на формирование взглядов, убеждений, ценностей.

3. Социализация«Социализация (от лат. socialis – общественный) – это процесс, в ходе которого человеческое существо с определенными

Слайд 27К агентам социализации относят также формальное, опосредованное окружение человека - организации и

учреждения.
Выполняя отдельные функции в обществе, они помогают человеку усвоить

нормы правомерного и социально одобряемого поведения.
К числу подобных агентов социализации относятся школа, армия, государство, церковь, средства массовой информации, политические партии и общественные организации

К агентам социализации относят также формальное, опосредованное окружение человека - организации и учреждения. Выполняя отдельные функции в обществе, они

Слайд 28Социализация
Социализация - процесс усвоения индивидом определенной системы знаний, норм и

ценностей, позволяющих ему осуществлять свою жизнедеятельность адекватным для данного общества

способом.
Личность всегда формируется в обществе, является активным субъектом общества
Личность - объект деятельности, совокупность общественных функций в нем.
СоциализацияСоциализация - процесс усвоения индивидом определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему осуществлять свою жизнедеятельность адекватным

Слайд 29Фазы социализации
Социальная адаптация
Характеризуется приспособлением человека к социально-экономическим условиям, ролевым

функциям, социальным нормам, общественным группам и социальным организациям, выступающим в

качестве среды его жизнедеятельности.
Интериоризация
Характеризуется процессом включения социальных норм и ценностей во внутренний мир человека, освоением им ценностей социума.
Социализация и потребность избежать одиночества сопровождают жизненный путь личности на уровне исторического и индивидуального развития.

Фазы социализацииСоциальная адаптация Характеризуется приспособлением человека к социально-экономическим условиям, ролевым функциям, социальным нормам, общественным группам и социальным

Слайд 30Социализация
Благодаря процессу социализации личность приобщается к жизни общества, может приобретать

и изменять свой социальный статус.
Социальный статус - это положение

в обществе, связанное с определенной совокупностью прав и обязанностей.
Социализируется, то есть преобразуется под влиянием общества, и система потребностей человека: к биологическим потребностям (в пище, дыхании, отдыхе и др.) добавляются социальные, такие как потребность в общении, заботе о других людях, получении высокой оценки со стороны общества и т. д.
Физиологическая потребность в еде трансформируется в высокое гастрономическое искусство, кулинарные традиции.
СоциализацияБлагодаря процессу социализации личность приобщается к жизни общества, может приобретать и изменять свой социальный статус. Социальный статус

Слайд 31Личностные качества - такие наши качества, которые позволяют нам быть

членами общества.
Личность общественна по своей природе. Хотя природную основу

личности образуют ее биологические особенности и природные задатки, но определяющими являются все же иные факторы - социальные: взгляды, убеждения, ценности и идеалы, интересы, потребности, представления о добре и зле, слагаемые духовного мира человека.
Это целый комплекс умственных, морально-волевых, культурных, коммуникативных качеств человека.
На формирование подобных качеств больше всего влияют два процесса - образование и воспитание.
Личностные качества - такие наши качества, которые позволяют нам быть членами общества. Личность общественна по своей природе.

Слайд 33Внешние факторы, влияющие на развитие личности:
воспитание (строгое или либеральное);
принадлежность человека

к определенной культуре (западной или восточной);
его пребывание и активность в

социальной среде (жизнь в мегаполисе или в тайге);
влияние системы связей и отношений групп, в которые человек был включен в ходе своего развития.
Внешние факторы,  влияющие на развитие личности:воспитание (строгое или либеральное);принадлежность человека к определенной культуре (западной или восточной);его

Слайд 34Научное определение личности включает индивидуальные особенности, способности, взгляды, отношения, ценности,

мотивы, привычные способы адаптации.
Оно включает и то, что обычно

называется темпераментом - типичные эмоциональные реакции, настроения и энергетические характеристики человека - так же, как и то, что в несколько устаревшей терминологии называлось характером (нравственные принципы и социальное поведение индивида).
Однако определение должно включать еще многое другое. Общая схема должна давать возможность исследовать многие факторы, влияющие на развитие личности.
Генетические предпосылки играют очень важную роль, хотя их проявление может быть непрямым, опосредствованным и трудно прослеживаемым.
Научное определение личности включает индивидуальные особенности, способности, взгляды, отношения, ценности, мотивы, привычные способы адаптации. Оно включает и

Слайд 35Свобода и ответственность
Деятельность личности предполагает наличие свободы и ответственности.
Личные

качества проявляются в ходе социальных отношений и предполагают ту или

иную степень свободы человека в своих действиях и поведении.
Рамки свободы определяются юридическими, религиозными и моральными правами и обязанностями и персональной ответственностью за свои проступки.
Таким образом, личность можно характеризовать: как часть общества; как представителя культуры, социальной общности или группы; как индивидуальность.
Свобода и ответственностьДеятельность личности предполагает наличие свободы и ответственности. Личные качества проявляются в ходе социальных отношений и

Слайд 37Периоды социализации
С периодом детства и юности связана первичная (ранняя или начальная) социализация.

Она связана с приобретением общекультурных знаний, с освоением начальных представлений

о мире и характере взаимоотношений людей. Отдельным этапом ранней социализации является подростковый возраст. Особая конфликтность данного возраста связана с тем, что возможности и способности ребенка значительно превышают предписанные ему правила и рамки поведения.
С фазой зрелости связана вторичная (продолженная) социализация. Ее сущностью является овладение специальными знаниями и навыками, т.е. приобретение профессии. На этом этапе расширяются социальные контакты индивида, диапазон его социальных ролей.
Третий этап социализации условно связан с наступлением пенсионного возраста или утери трудоспособности. Он характеризуется изменением образа жизни в связи с исключением из трудового процесса.
Периоды социализацииС периодом детства и юности связана первичная (ранняя или начальная) социализация. Она связана с приобретением общекультурных знаний, с

Слайд 38«Величайшая революция нашего поколения - это открытие того, что человек,

изменяя внутреннее отношение к жизни, способен изменить и внешние аспекты

этой жизни».
(Д. Уильям)
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Задание для самостоятельной работы:

«Величайшая революция нашего поколения - это открытие того, что человек, изменяя внутреннее отношение к жизни, способен изменить

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика