Слайд 1Обучение рассказыванию из опыта детей.
Слайд 2Рассказы о впечатлениях из опыта опираются в основном на материал,
воспринятый, осмысленный ребенком и сохраненный его памятью.
В основе их
лежит работа памяти и воссоздающего воображения.
Это рассказы о тех событиях, свидетелями или участниками которых были сами дети.
Рассказы из опыта обычно живы, искренни и эмоциональны, но недостаточно связны и последовательны.
Рассказывание из опыта отличается тем, что ребенок хорошо знает то, о чем он говорит.
Рассказы из опыта имеют большое значение для развития мыслительных и речевых способностей ребенка, для проявления его индивидуальности.
Умение рассказывать о впечатлениях из опыта приобретается в значительной степени в практике повседневного общения ребенка с окружающими.
Слайд 3Обучение рассказыванию из опыта программа рекомендует начинать со старшей группы.
Уже на четвертом году жизни детей можно учить развернутому изложению
мыслей в форме коротких сообщений с помощью вопросов воспитателя.
В средней группе детей учат рассказывать по вопросам и образцу воспитателя, а в старших группах — самостоятельно рассказывать о том, что они видели и что с ними происходило.
Слайд 4Тематику рассказов намечают на основе того, какими интересами живут дети
в детском саду и дома, какие события произошли в их
жизни. Воспитателю надо беседовать с родителями, чтобы из разговоров с ними узнавать новое, интересное о жизни детей дома. Можно посоветовать родителям, чтобы обогатить детские впечатления, сводить ребенка на речку посмотреть ледостав, в зоопарк, а предварительно почитать на данную тему книгу.
Слайд 5Можно рекомендовать следующие темы:
для средней группы — как провели праздник
новогодней елки; о родном доме, о своей кошке или собаке;
как работали на огороде; как меняли рыбкам воду в аквариуме; что видели на кухне;
для старшей и подготовительной к школе групп — о том, как провели праздник; что видели во время экскурсий в библиотеку, в школу; про то, как отдыхали летом; наш огород; как шьют одежду; мой лучший друг (подруга); как мы- заботимся о малышах, о маме.
Слайд 6Рассказы из опыта можно разделить на два вида:
рассказы, отражающие коллективный
опыт детей (о событиях, в которых принимали участие все дети
(экскурсия на почту);
рассказы, отражающие индивидуальный опыт детей («Расскажи, как ты. провел выходной день»; «Расскажи о своем доме»).
Слайд 7Приёмы обучения:
Вспомогательные вопросы. Задача их — научить ребенка последовательной полно,
в понятной для слушателей форме воспроизводить свой личный опыт, рассказывать
о впечатлениях и переживаниях, направлять свое внимание на суть передаваемых событий. Вопросы должны быть понятными детям и давать возможность для составления связного последовательного рассказа. Наиболее широко вопросы используются в рассказах, отражающих коллективный опыт. В рассказывании на темы из личного опыта они тоже уместны, но задаются в более общем виде, поскольку воспитатель не знает, о чем будет говорить ребенок.
Слайд 8Приёмы обучения:
Образец рассказа воспитателя. Ценность рассказа-образца' в том, что он
показывает пример замысла, повышает интерес к рассказыванию и направляет мысли
ребенка на конкретные факты из его жизненного опыта, которые могут стать основой для самостоятельного рассказа и способствовать развитию замысла. Образец помогает ребенку научиться строить рассказ. Язык образца, последовательность изложения оказывают влияние на стилистику детских рассказов. Отсюда вытекают и требования, предъявляемые к образцу рассказа воспитателя о впечатлениях из его личного опыта.
Слайд 9Приёмы обучения:
1. В основу рассказа воспитателя должен быть положен какой-либо
случай (или событие), представляющий интерес для детей и близкий их
жизненному опыту.
2. Рассказ должен отличаться четкой последовательностью изложения. Вначале дастся завязка, заинтересовывающая детей, затем следует нарастание действия. После момента наибольшего напряжения быстрая и ясная развязка.
3. Язык рассказа должен быть приближен к разговорной речи, а сам рассказ — быть понятным и кратким, образным, без длинных фраз. Образность и живость языка воспитателя влияют на выразительность детской речи.
Слайд 10Приёмы обучения:
Рассказывание по плану, заданному в виде вопросов или указаний.
План способствует большей сосредоточенности на предмете рассказа, развитию последовательности в
изложении событий. Воспитатель сам намечает вехи на пути детского рассказа. Указания несколько освобождают внимание ребенка от заботы о последовательности изложения и положительно влияют на умение рассказывать подробно, точно и выразительно. Приведем пример плана в виде вопросов: «Расскажите, как вы провели праздник. Куда ходили? С кем? Что видели интересного? Что вам особенно понравилось?» Л вот план в форме указаний: «Расскажите, как мы вырастили цыплят. Сначала расскажите, как у нас появились цыплята, какие они были. Потом — как мы за ними ухаживали. Закончите рассказ тем, какие стали цыплята, когда выросли».
Слайд 11Методика рассказывания
В младшем дошкольном возрасте настоящего рассказывания по воспоминаниям еще
нет. Это первоначальная ступень обучения. Высказывания детей несовершенны, для них
характерна ситуативность, их трудно понять слушателю. Дети дополняют свои сообщения движениями и жестами. Занятие проходит как полуразговор, полубеседа на близкую детям тему: о любимых игрушках и животных; о том, с кем ребенок живет дома (о маме, бабушке, сестре, папе или брате); о том, как прошел выходной день.
Слайд 12Методика рассказывания
В среднем дошкольном возрасте обучение начинается с рассказывания по
вопросам и заканчивается обобщением педагога или детей. Ребенок рассказывает о
том, как помогает маме, что он видел на улице, как провел праздник, какой подарок подарил маме.
Самостоятельное повествование рекомендуется начинать с рассказов, отражающих коллективный опыт: как работали на огороде, что видели на кухне. Вначале используется образец в виде начала рассказа. Воспитатель начинает изложение событий, а дети продолжают. Педагог помогает вопросами, напоминаниями, предложением.
Слайд 13Методика рассказывания
Старшие дошкольники свой рассказ облекают в форму связного, последовательного,
понятного для слушателей повествования, но обучающая роль педагога велика и
в этих возрастных группах.
Усилия воспитателя направлены на развитие у детей памяти и воссоздающего воображения, на формирование умения выстраивать логику повествования, самостоятельно отбирать материал из жизненных впечатлений, находить нужные слова и выражения. С этой целью применяются образец рассказа и план.
Слайд 14Составление письма. Известно, что письменная речь — высшая форма связной
речи. Но в дошкольном возрасте дети не владеют ею. Однако
психологические особенности письменной речи могут быть использованы, по мнению Ф. А. Сохина, для формирования у дошкольников умения преднамеренно, произвольно строить связное устное высказывание. Особое значение в связи с этим имеет составление письма: ребенок составляет текст, а взрослый записывает.