Разделы презентаций


Онтогенез речи

Содержание

Онтогенез языковой способности – это сложнейшее взаимодействие, с одной стороны, процесса общения взрослых и ребенка, с другой – процесса развития предметной и познавательной деятельности ребенка

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Онтогенез речи
Матехина О.Г.

Онтогенез речиМатехина О.Г.

Слайд 2Онтогенез языковой способности – это сложнейшее взаимодействие, с одной стороны,

процесса общения взрослых и ребенка, с другой – процесса развития

предметной и познавательной деятельности ребенка
Онтогенез языковой способности – это сложнейшее взаимодействие, с одной стороны, процесса общения взрослых и ребенка, с другой

Слайд 3Формирование речи тесно связано с созреванием головного мозга ребенка и

развитием ВПФ. Речь – это функция, которая занимает промежуточное место

между локальными и нелокальными ВПФ.
Формирование речи тесно связано с созреванием головного мозга ребенка и развитием ВПФ. Речь – это функция, которая

Слайд 4ПРИОБРЕТЕНИЕ РЕЧИ
Анализаторные взаимодействия процессов приобретения понимания и произнесения слова.
1-зрительный анализатор;

2 – тактильный ан.; 3-вкусовой ан.; 4-обонятельный ан.; 5-слуховой ан.;

6-артикулирование; а-звуковой анализ и понимание слова «лимон»; b-произнесение слова «лимон». Стрелки указывают направление связей между анализаторами.
ПРИОБРЕТЕНИЕ РЕЧИАнализаторные взаимодействия процессов приобретения понимания и произнесения слова.1-зрительный анализатор; 2 – тактильный ан.; 3-вкусовой ан.; 4-обонятельный

Слайд 6Бихевиористская теория П. Скиннера: формирование речевых навыков происходит в

соответствии с законами образования оперантных условных рефлексов.


Преформистская теория Н. Хомского: идея врожденных языковых способностей.
Генетическая теория интеллекта Ж. Пиаже: речь, как и логические операции, формируется вследствие развития интеллекта.
Психосоциологическая теория Л.С. Выготского: формирование речи, с одной стороны, - следствие развития ВПФ, а с другой, - влияния социального окружения ребенка.
Концепция становления речевой деятельности А.А. Леонтьева: в основе формирования речи лежит принцип развития деятельности.





Теории речевого онтогенеза

Бихевиористская теория П. Скиннера: формирование речевых навыков происходит в 	   соответствии с законами образования

Слайд 7Периоды формирования речевой деятельности (по А. А. Леонтьеву)
1-й — подготовительный,

доречевой (с момента рождения до года).
2-й — преддошкольный, (от года

до 3 лет).
3-й — дошкольный (от 3 до 7 лет).
4-й — школьный (от 7 до 17 лет).

Периоды формирования речевой деятельности  (по А. А. Леонтьеву)1-й — подготовительный, доречевой (с момента рождения до года).2-й

Слайд 8Сензитивный период развития речи
Сензитивный – период наиболее благоприятный для развития

какой-либо функции. Период от 1г. до 6-ти лет считается сензитивным

для развития речи.
Гиперсензитивные фазы
1-1,5 лет – быстрое накопление словаря. Основа формирования фонетический, лексико-грамматической стороны речи.
2,5- 3,5 – овладение фразовой речью. Переход от конкретных к отвлеченным формам мышления.
5-6 лет – формирование связной контекстной речи, т.е. самостоятельное порождение текста.

Сензитивный период развития речиСензитивный – период наиболее благоприятный для развития какой-либо функции. Период от 1г. до 6-ти

Слайд 9Ребенок приобретает пассивный фонетический материал, овладевает своим голосовым аппаратом, формируется

восприятие речи.
Этапы в доречевом развитии:
гуление (с 1,5 до

4 месяцев): а-аа, уу-у, г-у, ш-т, бу-у, зы.
свирель (с 4 до 7 месяцев): аль-ле-елы, ага-аы.
лепет (7-8,5 месяцев): ба-ба, да-да (слоги).
модулированный лепет (8,5-9,5 месяцев): мама, папа, дада с разнообразной интонацией.

Доречевой период

Ребенок приобретает пассивный фонетический материал, овладевает своим голосовым аппаратом, формируется восприятие речи. Этапы в доречевом развитии: гуление

Слайд 10Понимание речи окружающих предшествует овладению речью. Уже в раннем возрасте

дети начинают определенным образом реагировать на слова: поворачивают голову по

направлению к называемому предмету; но подлинного понимания, так как нет смысловой связи слова и его значения.
В восприятии речи сначала формируется слуховое восприятие, затем речевое восприятие, позже – фонематическое восприятие.
Понимание речи окружающих предшествует овладению речью. Уже в раннем возрасте дети начинают определенным образом реагировать на слова:

Слайд 111-2 года – появление первых слов
Первые осмысленные слова появляются в

речи ребенка к концу 1 - началу 2 года. По

своему значению они выражают потребности, аффективные состояния. Девочки начинают говорить на 8-9 месяце, мальчики - на 11-12 месяце.
К 1,5 выделяется обозначающая функция речи. Ребенок начинает интересоваться названиями предметов: «Что это?». Начинается быстрый рост словаря, особенно номинативного. В активной речи ребенка до 1,5 лет в среднем от 3 до 50 слов, пассивный запас намного больше. После 1,5 происходит резкий скачок в развитии словаря.
Употребляемые ребенком слова чаще всего «многозначны», «семантически полифоничны».
Первые слова специфичны по структуре: это усеченные слова, звукокомплексы, звукоподражания, слова «языка нянь».
1-2 года – появление первых словПервые осмысленные слова появляются в речи ребенка к концу 1 - началу

Слайд 12Речевое развитие (2-3 года)

Речевое развитие (2-3 года)

Слайд 13Речевое развитие (3-4 года)

Речевое развитие (3-4 года)

Слайд 14Речевое развитие (4-5 лет)

Речевое развитие (4-5 лет)

Слайд 15Восприятие речи

Восприятие речи

Слайд 16Звукопроизношение

Звукопроизношение

Слайд 17Состояние словаря

Состояние словаря

Слайд 18К концу 1 месяца ребенок никогда не кричит перед кормлением.
К

концу 4 месяца отсутствует комплекс оживления.
К концу 5 месяца не

произносит отдельные звуки и слоги, например, га-га-га, ма-ма-ма, ба-ба-ба и пр.
0 - 6 месяцев ребенок не реагирует на звуки, не поворачивает голову в сторону взрослого; отмечается недостаточная интонационная выразительность крика, отдельные вскрики, всхлипы, произносимые на вдохе, отсутствие подготовительного кряхтения перед криком, однообразное гуление, отсутствие смеха; не формируется избирательное внимание к речи окружающих.
К концу 7 месяца не пытается привлечь к себе внимание каким-либо определенным звуком.
К концу 9 месяца не может повторить за взрослым восемь различных звукосочетаний или слогов.
К концу 10 месяца не может махать головой в знак отрицания или несогласия, или помахать ручкой в знак прощания.
7 - 10 месяцев отсутствие или рудиментарность лепета, носовой оттенок лепета; невыполнение простых словесных команд, отсутствие простых подражательных игровых действий.

Симптомы патологического развития речи

К концу 1 месяца ребенок никогда не кричит перед кормлением.К концу 4 месяца отсутствует комплекс оживления.К концу

Слайд 1910 - 12 месяцев Ребенок не реагирует на свое имя.
К

году не может произнести ни слова, не может выполнить различные

просьбы.
К концу 15 месяца не может адекватно употреблять слова "мама", "папа".
К концу 20 месяца не может произносить 6 осмысленных слов, не может показать части тела, которые ему называют.
1 - 2 года.    Стойкое и длительное по времени отсутствие речевого подражания новым для ребенка словам.
К 2,5 не понимает разницу между словами "большой" и "маленький".
К 3 г. не может показать, какая из линий самая длинная.
2 -3 года     Ребенок называет предметы только в конкретных ситуациях, как правило, после образца взрослого. Использует в общении только жесты, движения, требовательные возгласы. Фраза отсутствует. Не говорит о себе в первом лице. Во время речи кончик языка высовывается между зубами. Звуки произносятся с "хлюпаньем", имеют носовой оттенок.

Симптомы патологического развития речи

10 - 12 месяцев Ребенок не реагирует на свое имя.К году не может произнести ни слова, не

Слайд 20К 3 г. не может ответить на вопрос, как его

имя и фамилия.
К 3-4 годам речь остается аграмматичной, ребенок не

изменяет слово по падежам, не согласует существительное с прилагательным, не образует глагольные формы.
4 - 7 лет У ребенка ограничен бытовой словарь, он не может или затрудняется сгруппировать и назвать предметы (действия, признаки) по обобщающему признаку; затрудняется заменить слово синонимом; подобрать к слову антоним.
Ребенок не активен в речевом общении.
К 5 годам не может связно рассказать о происходящих событиях.
После 5 лет неправильно произносит звуки, искажает слоговую структуру слов.
Когда ребенок слышит просьбу «Повтори» или «Скажи это еще раз», он молчит, стиснув зубы, или уходит, как будто Вас не слышал.
Ребенку безразлично, понимает ли его кто-то. Он говорит на одному ему понятном языке. На замечания «Скажи еще раз лучше» не реагирует.
Речь ребенка значительно отстает от уровня развития речи его сверстников.

Симптомы патологического развития речи

К 3 г. не может ответить на вопрос, как его имя и фамилия.К 3-4 годам речь остается

Слайд 21Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика