Слайд 1Орфография и пунктуация
Материалы к уроку русского языка
Слайд 2Что изучает орфография?
Орфография – раздел науки о языке, изучающий правила
написания слов .
Наука о правописании.
Орфография изучает орфограммы.
Слайд 3В каких морфемах может находиться орфограмма
Слайд 4Вставьте пропущенные буквы
Страс…ный, голу…ка, в…рмишель, оч…ровательный, п…к…ление, уд…вительный, закр….плять, ом…л…жение,
зап…тая, л…нейка, пирож…к, чащ…ба, р…стение, бе…жалостный, ц…рк, акац…я.
Слайд 5Что такое пунктуация?
Пунктуация – раздел науки о языке, изучающий правила
постановки знаков препинания.
Пунктуация изучает пунктограммы.
Слайд 6Пунктуационный алфавит
, ; : - ! ?
… .
«»
(…)
Слайд 7Запятая ставится
Между частями сложного предложения;
Между однородными членами;
При повторяющихся союзах
Для выделения
обращений
Для оформления прямой речи.
Слайд 8Двоеточие ставится
После обобщающего слова перед однородными членами;
После слов автора перед
прямой речью
Слайд 9Тире ставится
Между подлежащим и сказуемым;
Перед обобщающим словом после однородных членов;
После
прямой речи перед словами автора
Слайд 10 Порядок орфографического разбора:
1. Запишите слово, поставьте ударение.
2. Подчеркните
одной чертой орфограммы.
3. Сформулируйте кратко орфографическое правило, объясняющее данное правописание.
Задание 1. Раскройте скобки, допишите пропущенные буквы (орфограммы), выполните орфографический разбор подчеркнутых слов.
1). В б…льшие окна падал на пол серебря...ый свет полного месяца. (Л.Толстой)
2). Г...рит восток з...рею новой. (А.Пушкин)
3). Края Москвы, края р...дные, где на з...ре цветущих лет часы бе...печности я тратил з…лотые, (не)зная горестей и бед. (А.Пушкин)
4). Посп…вает брусника, стали дни х…лоднее, и от птич…его крика в сердце стало грус…нее. (К.Бальмонт)
5). Взрослые уст…вали на р..боте (за)день и ве…ти лошадей в ночное поручали нам, мальчишкам. (В.Костылев).
Слайд 116). Изба л…сника сост…яла из одной комн…ты, зак…птелой, ни…кой и
пустой, без полатей и перегородок. Изорван..ый тулуп в..сел на ст…не.
На ла…ке л…жало одн..ствольное руж…ё, в углу в…лялась груда тряпок; два б..льших горшка ст…яли возле печ…ки. Лучина г..рела на ст…ле, п..чально в…пыхивая и пог..сая. На самой середине избы в…села люлька, пр…вязан…ая к к…нцу длин…ого шеста. Дево…ка пог..сила ф..нарь, пр…села на крош…чную скамейку и начала правой рукой к..чать люльку, левой попр…влять лучину. Я посм…трел кругом – сер…це (во)мне заныло: (не)весело войти н…чью в мужицкую избу. Ребенок в люльк…дышал т..жело и скоро.
Я в другой ра… осм…трелся. Изба пок…залась мне ещ… п..чальнее прежнего. Горький зап…х оставше…дыма (не)приятно стеснял мне дыхание. (И.Тургенев).
7). Ал…й цвет в..черней з..ри медлен…о скользит по к…рням и ств…лам дерев…ев. (И.Тургенев).
Слайд 128). Над р..кой г..рят …кошки, над р…кой л…тит снеж…к. (ВСемернин).
9).
З..мирая, слуш…ю весну, что т…чет по ст..белькам з..леным.(М.Шутов).
10). Сне… все
ст…новился белее ии ярче, так что л…мило глаза. (Л.Толстой).
11). Мы прин..ли в дар бл…стательно и (не)слыхан…о богатый язык наших клас..ков. (К.Паустовский).
Слайд 13Задание 2.
Тест
1. Выпишите слова, в которых пишется буква а.
1) Оз..рение
2) прик..сновение, 3) выск..чка, 4) р..стовщичество, 5) скл..нение, 6) з..ренька,
7) пог..релец, 8) неприк..сновенность, 9) пл..вчиха, 10) тв..рение, 11) вск..кивать, 12) зар..стание, 13) р..внина, 14) откл..няться, 15) разг..реться, 16) м..кание, 17) спл..влять, 18) р..вноденствие, 19) утв..рь, 20) р..сток.
Слайд 142. Выпишите слова, в которых пишется буква и.
1) Расст..лить, 2)
отт..рать, 3) бл..стеть, 4) разб..рать, 5) ц..рк, 6) ц..ган, 7)
ум..реть, 8) сж..гать, 9) скворц.., 10) панц..рь, 11) ц..плёнок, 12) обж..гание, 13) станц..я, 14) сестриц..н, 15) выч..тать.
Слайд 153. Выпишите слова, в которых пишется буква е.
1) Пр..добрый, 2)
пр..крыть, 3) пр..город, 4) пр..вилегия, 5) пр..рогатива, 6) пр..ватньий, 7)
пр..оритет, 8) пр..ступить (закон), 9) пр..творить в жизнь, 10) бл..стящий, 11) замоч..л 12) пальч..к, 13) платоч..к, 14) сит..чко, 15) луков..чка.
Слайд 16Задание 4.
Вставьте пропущенные буквы.
Чередование гласных в корне
Изл..гать, изл..жить, предпол..гать, прик..саться,
прик..снешься, соприк..саться, нал..гать, разл..жение, обм..кнуть, вым..кнуть, выск..чить, непром..каемый плащ, попл..вок,
з..ренька.
Отп..рать замок, разж..гать костер, пож..мать руки, зан..ть позицию, выч..сть одно число из другого.
Слайд 17Безударные гласные в корне слова
Св..дить, прим..рение, изм..рение, объед..нение, вызд..роветь, ед..ница,
м..лодой, нар..диться, од..рить, тр..стинка, ук..р..тить, щ..б..танье, св..щенник, сум..рки, разг..вор.
Б..тон, д..легат,
вин..грет, рев..ранс, нав..ждение.
Слайд 18Составьте небольшие тексты на тему: на самолете, в мастерской, используйте
в них однокоренные слова для связи слов в предложении: лететь,
полет, прилететь, чинить, починка.
Слайд 19Этим летом мы с мамой решили полететь на самолете в
Москву. Я очень боялась этого полета, так как раньше никуда
не летала. В самолете меня охватила жуткая паника Я все боялась, что мы разобьемся. Но у моей мамы уже был опыт и она дала мне успокаивающие таблетки. Мы благополучно долетели в Москву, но все равно мне очень страшно летать.
Слайд 20Этой зимой у меня случилась беда. На улице было гололед,
я подскользнулась и упала. Слава Богу, не расшиблась. Но сапог
порвала. Кое-как добежала домой и на следующий день мы с мамой понесли чинить мои сапоги в мастерскую. Там их забрал какой-то дяденька. И сказал подождать пол часика. Пол часа быстро пролетели и мы с мамой не успели и оглянуться, как сапоги мои уже были готовы. За починку мы отдали не очень много, зато теперь я смогу снова ходить в своих сапожках