Слайд 1Организация местного самоуправления в городе федерального значения Москве
Учебные вопросы:
1. Особенности
организации местного самоуправления в городе федерального значения Москве.
2. Общая характеристика
внутригородского муниципального образования в городе Москве.
Исполнитель: доцент кафедры № 44,
к.ф.н. Ряжапов Н.Х.
Слайд 2Нормативно-правовые основы МСУ
Основным международно-правовым актом, регулирующим муниципально-правовые отношения, является Европейская
Хартия местного самоуправления (Страсбург, 15 октября 1985 года), подписанная Российской
Федерацией 28 февраля 1996 г. и ратифицированная в 1998 году (Федеральный закон от 11.04.1998 г. № 55-ФЗ «О ратификации Европейской Хартии местного самоуправления»).
Слайд 3Понятие местного самоуправления
Многие идеи и положения Европейской хартии положены законодателями
в основу концепции построения системы МСУ в нашей стране. В
Европейской хартии МСУ в статье 3 «Понятие местного самоуправления» определено:
1. Под местным самоуправлением понимается право и реальная способность его органов регламентировать значительную часть публичных дел и управлять ею, действуя в рамках закона, под свою ответственность и в интересах населения.
Слайд 4Согласно Конституции РФ (ст. 12)
В Российской Федерации признается и гарантируется
местное самоуправление.
Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно.
Органы местного самоуправления
не входят в систему органов государственной власти.
Слайд 51.Особенности организации системы управления в городе федерального значения Москве
Специфика организации
городского хозяйства и жизнедеятельности населения городов федерального значения.
Особенности:
неделимость многих
объектов социальной инфраструктуры;
значительную неравномерность размещения объектов социальной и производственной инфраструктуры;
размытость территориальных границ реальных «сфер обитания» жителей, связанных с удовлетворением их различных потребностей;
невозможность рассмотрения многих объектов, непосредственно удовлетворяющих потребности населения, как объектов местного значения, большое количество объектов культурного наследия страны.
Слайд 6Спецификой правового положения городов федерального значения в РФ в соответствии
с Конституцией является их статус субъектов РФ, и в то
же время они являются городскими поселениями, в которых должно осуществляться местное самоуправление. Однако, ответа на вопрос, являются ли Москва и Санкт- Петербург муниципальными образованиями как такового нет.
Правовой статус городов федерального значения был уточнен в Федеральном законе №131-ФЗ от
6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ст.79).
Слайд 8Местное самоуправление в городах федерального значения осуществляется на внутригородских территориях
и организованно на основе следующих принципах:
принцип сохранения единства городского хозяйства;
принцип
субсидиарной ответственности органов государственной власти и органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований перед населением;
принцип унификации структур и организации деятельности органов МСУ;
принцип сохранения единства бюджетной системы города;
принцип реализации интересов жителей внутригородского МО.
Слайд 928 июня 1995 года Московской городской Думой был принят Устав
города Москвы, устанавливающий двойной статус органов власти города.
Представительным органом городского
самоуправления и одновременно представительным и законодательным органом государственной власти являлась Московская государственная дума.
Исполнительным органом городского самоуправления и исполнительным органом государственной власти – Московская городская администрация (мэрия).
Слайд 10 Городская администрация как исполнительный орган
городского самоуправления имела территориальные отделения в районах Москвы- районные управы.
В то же время, Конституцией РФ установлено, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.
Начиная с июня 1998г., в Устав города Москвы периодически вносились изменения.
Так, согласно Положению о префектуре административного округа города Москвы, утвержденному Постановлением Правительства от 3 декабря 2002 г. №981-ПП, префектура, территориальный орган исполнительной власти, осуществляет контрольную, координирующую и исполнительно-распорядительную деятельность на территории административного округа.
Управа района – территориальный орган исполнительной власти города, подведомственный Правительству Москвы.
Таким образом, в Москве сформировалась трехуровневая система органов государственной власти.
Слайд 12Законом города Москвы 2002 года №56 «Об организации местного самоуправления
в городе Москве» установлены 125 внутригородских муниципальных образований, создаваемых в
границах территорий районов.
К вопросам местного значения относятся вопросы, связанные с непосредственным обеспечением жизнедеятельности жителей МО исходя из сочетания интересов жителей города Москвы и жителей конкретного МО, исторических и иных местных традиций. В новой редакции Устава и в Законе Москвы «Об организации местного самоуправления в городе Москве» заложен принцип, по которому за органами местного самоуправления закрепляются лишь те вопросы, которые без ущерба для целостности городского хозяйства могут успешно ими решаться.
Все остальные хозяйственные вопросы в районе решаются органами исполнительной государственной власти - управами районов. Таким образом в пределах границ одного района имеется и орган исполнительной гос. власти и органы МСУ, что неизбежно ведет к проблемам взаимодействия и разграничения полномочий уровней публичной власти на районном уровне.
Слайд 13Органы государственной власти и местного самоуправления в Москве с 2003
года
Слайд 14Организация власти в «старой» Москве
Слайд 15Организация власти в «новой» Москве
Слайд 162.Общая характеристика внутригородского муниципального образования в городе Москве ( на
примере ВМО Куркино)
Слайд 17Экономическую основу муниципального образования составляют дотации и субвенции, находящееся в
муниципальной собственности имущество, средства местного бюджета, а также имущественные права
муниципального образования.
Исполнение местного бюджета осуществляется через органы казначейства в соответствии с федеральными законами и законами города Москвы.
Слайд 18Структура органов местного самоуправления внутригородского муниципального образования Куркино в городе
Москве
Представительный орган местного самоуправления – Совет депутатов муниципального округа
Куркино;
Высшее должностное лицо муниципального образования- Глава муниципального округа Куркино;
Исполнительно- распорядительный орган муниципального образования – администрация муниципального округа Куркино.
Слайд 19Представительным органом внутригородского муниципального образования Куркино является Совет депутатов, который
состоит из 10 депутатов, избираемых сроком на 4 года на
муниципальных выборах. Возглавляет муниципальное собрание председатель, избираемый из числа его членов.
Основной формой деятельности муниципального Собрания являются заседания, которые признаются правомочными , если на них присутствуют более половины от установленной численности депутатов.
Слайд 20Администрация муниципального округа (муниципалитет) – орган муниципального образования, осуществляющий исполнительно-распорядительную
деятельность.
Муниципалитет обладает правами юридического лица, его задачи, функции и порядок
деятельности определяются Положением о муниципалитете внутригородского МО Куркино в городе Москве, утвержденным решением муниципального Собрания внутригородского МО Куркино от 13 марта 2007 г.
№3-1.
Главой администрации является лицо, назначенное на должность Советом депутатов по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности на срок 4 года, и возлагающее муниципалитет на правах единоначалия.
Слайд 21Число муниципальных образований в Москве.
По состоянию на начало 2011 года
в Москве было 125 муниципальных образований, границы которых совпадают с
границами административных районов Москвы.
С 1 июля 2012 года, после расширения территории Москвы, в состав города входят 146 муниципальных образований - из Московской области вошло в состав столицы 21 муниципальное образование: 2 городских округа (Щербинка, Троицк) и 19 городских и сельских поселений.