Разделы презентаций


Организация проектной деятельности на уровне среднего общего образования Т.В

Содержание

Вопросы первой части вебинараПреемственность в организации проектной деятельности основной и средней школы.Требования ФГОС СОО  к организации проектной деятельности.Варианты организации проектной деятельности школьников.Индивидуальный проект как обязательная часть Учебного плана СОО

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1 Организация проектной деятельности на уровне среднего общего образования Т.В. Рогозина,

доцент кафедры управления ЛОИРО, к.п.н. Санкт-Петербург 2017

Организация проектной деятельности  на уровне среднего общего образования    Т.В.

Слайд 2Вопросы первой части вебинара
Преемственность в организации проектной деятельности основной и

средней школы.
Требования ФГОС СОО  к организации проектной деятельности.
Варианты организации проектной

деятельности школьников.

Индивидуальный проект как обязательная часть Учебного плана СОО

Вопросы первой части вебинараПреемственность в организации проектной деятельности основной и средней школы.Требования ФГОС СОО  к организации проектной

Слайд 3 Приказ Минобразования РФ от 5 марта 2004 г. N 1089 "Об

утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего

и среднего (полного) общего образования» (Стандарты первого поколения)

Общие учебные умения, навыки и способы деятельности


В результате освоения содержания среднего (полного) общего образования учащийся получает возможность совершенствовать и расширить круг общих учебных умений, навыков и способов деятельности. Предлагаемая рубрикация имеет условный (примерный) характер. Овладение общими умениями, навыками, способами деятельности как существенными элементами культуры является необходимым условием развития и социализации учащихся.


Приказ Минобразования РФ от 5 марта 2004 г. N 1089

Слайд 4 Приказ Минобразования РФ от 5 марта 2004 г. N 1089 "Об

утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего

и среднего (полного) общего образования» (Стандарты первого поколения)

Познавательная деятельность

Умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата). Использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа. Исследование несложных реальных связей и зависимостей. Определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов.

Участие в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы: выдвижение гипотез, осуществление их проверки, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: "Что произойдет, если..."). Самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера. Формулирование полученных результатов.

Создание собственных произведений, идеальных и реальных моделей объектов, процессов, явлений, в том числе с использованием мультимедийных технологий, реализация оригинального замысла, использование разнообразных (в том числе художественных) средств, умение импровизировать.



Приказ Минобразования РФ от 5 марта 2004 г. N 1089

Слайд 5 Приказ Минобразования РФ от 5 марта 2004 г. N 1089 "Об

утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего

и среднего (полного) общего образования» (Стандарты первого поколения)

Информационно-коммуникативная деятельность

Поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа, в том числе поиск информации, связанной с профессиональным образованием и профессиональной деятельностью, вакансиями на рынке труда и работой служб занятости населения. Извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.), отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно). Перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации. Умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного). Объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах.

Выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.). Свободная работа с текстами художественного, публицистического и официально-делового стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка средств массовой информации. Владение навыками редактирования текста, создания собственного текста.

Использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности.

Владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).


Приказ Минобразования РФ от 5 марта 2004 г. N 1089

Слайд 6 Приказ Минобразования РФ от 5 марта 2004 г. N 1089 "Об

утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего

и среднего (полного) общего образования» (Стандарты первого поколения)

Рефлексивная деятельность

Понимание ценности образования как средства развития культуры личности. Объективное оценивание своих учебных достижений, поведения, черт своей личности; учет мнения других людей при определении собственной позиции и самооценке. Умение соотносить приложенные усилия с полученными результатами своей деятельности.

Владение навыками организации и участия в коллективной деятельности: постановка общей цели и определение средств ее достижения, конструктивное восприятие иных мнений и идей, учет индивидуальности партнеров по деятельности, объективное определение своего вклада в общий результат.

Оценивание и корректировка своего поведения в окружающей среде, выполнение в практической деятельности и в повседневной жизни экологических требований.

Осознание своей национальной, социальной, конфессиональной принадлежности. Определение собственного отношения к явлениям современной жизни. Умение отстаивать свою гражданскую позицию, формулировать свои мировоззренческие взгляды. Осуществление осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.


Приказ Минобразования РФ от 5 марта 2004 г. N 1089

Слайд 7Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г.

N 413 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования"
Метапредметные результаты

освоения основной образовательной программы должны отражать:
1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
4) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. N 413

Слайд 8Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г.

N 413 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования"
5) умение

использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
6) умение определять назначение и функции различных социальных институтов;
7) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
8) владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
9) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. N 413

Слайд 9Что объединяет проектную и исследовательскую деятельность?
Учебный характер деятельности (главный

результат - развитие личности ребёнка, приобретение им новых умений, связанных

с тремя группами результатов; акцент в большей степени на процесс, чем на результат);
Возможности использования проектной и учебно-исследовательской деятельности для оценки сформированности метапредметных результатов;
Общие необходимые действия: целеполагание, формулировка задач, выбор средств и методов, планирование, определение последовательности и сроков работ, оформление результатов работ в соответствии с замыслом проекта или целями исследования; представление результатов.
Использование одной деятельности для достижения результатов другой.
Проектная деятельность может включать в себя этап исследования как способа достижения конечного результата.
Возможна проектная организация процесса исследования.

Что объединяет проектную и исследовательскую деятельность? Учебный характер деятельности (главный результат - развитие личности ребёнка, приобретение им

Слайд 10Различия между проектной и учебно-исследовательской деятельностью

Различия между проектной и учебно-исследовательской деятельностью

Слайд 11Проектная или псевдопроектная деятельность?
О том, что проектная деятельность в школах осуществляется

неудовлетворительно, сужу не только по своему опыту работы со школами и опыту моих сотрудников,

но и по многочисленным публикациям в Интернете. Приходится констатировать, что многие из тех, кто выкладывает в Интернете сообщения об опыте проектной деятельности учащихся, слабо понимают, что такое проект и проектная деятельность, и поэтому то, о чем они пишут, к проектной деятельности имеет весьма отдаленное отношение. Это очевидно уже из названий десятков и сотен ученических проектов. Вот примеры таких названий: «Праздники и традиции нашей семьи», «Огуречные секреты», «Мое школьное питание», «Симметрия живых организмов», «Химия и цвет. Натуральные и искусственные красители», «Химия в жизни человека», «Символика России», «Молния», «Загрязнение окружающей среды», «Моя школа», «Моя малая родина», «Числа в нашей жизни», «Герб моей семьи», «Мой класс и моя школа», «Моя семья», «Пословицы и поговорки». Работая над этими и подобными им проектами, учащиеся будут искать нужную информацию, каким-то образом ее отбирать, анализировать и синтезировать. Они будут получать новые знания для себя и, возможно, обогатят ими еще кого-то, кто ознакомится с результатами их работы. Полезно? Конечно, полезно—вряд ли кто-то это будет отрицать. Но только это не проектная, а псевдопроектная деятельность. Конечно, при желании реализацией проекта можно назвать любой продукт детского творчества, но от такого называния эта деятельность проектной не станет. В такой деятельности не будут решаться задачи, на решение которых изначально был ориентирован метод проектов.

Проектная деятельность в школе: неиспользуемые возможности В. С. Лазарев
http://vo.hse.ru/data/2015/09/28/1073775194/Lasarev.pdf


Проектная или псевдопроектная деятельность?		О том, что проектная деятельность в школах осуществляется неудовлетворительно, сужу не только по своему опыту работы со школами

Слайд 12Почему встает вопрос о псевдопроектной деятельности или замене проектной деятельности

исследовательской?

Сами учителя имеют опыт исследовательской деятельности, реже – проектной.

Иногда не имеют никакого. (Кто занимался этой работой с учащимися до введения ФГОС? С какими учащимися?)
На работу учащихся влияет опыт, полученный на учебных занятиях.
Организация исследовательской деятельности в большинстве случаев не требует других условий образовательной деятельности, специального оснащения и пр.
Почему встает вопрос о псевдопроектной деятельности или замене проектной деятельности исследовательской? Сами учителя имеют опыт исследовательской деятельности,

Слайд 13Из опыта работы школ ГБОУ СОШ №700 г. Санкт-Петербурга
В программе

«Основы исследовательской и проектной деятельности» используется типология «возрастно-ориентированных проектов» и

определена последовательность освоения основ исследовательской деятельности учащихся:
5-6 класс «Проект-проба»,
7-8 класс «Дизайн-проект»,
9 класс «Проект, меняющий жизнь».

5 класс «Интервью с предметом»,
6 класс «Наблюдение»,
7 класс «Эксперимент»,
8 класс «Критический анализ статьи»,
9 класс «История научного открытия».
http://s700vo.ru/home/struktura/napravleniya-deyatelnosti/2013-12-13-09-49-47/2013-12-13-09-49-48



Из опыта работы школ  ГБОУ СОШ №700 г. Санкт-ПетербургаВ программе «Основы исследовательской и проектной деятельности» используется

Слайд 14Реферативные работы - это творческие работы, написанные на основе нескольких

литературных источников, предполагающие выполнение задачи сбора и представления максимально полной

информации по избранной теме.
Название работы может нести в себе определенную заявку на ее характер. Название реферата, как правило, достаточно простое, общее или охватывает широкий круг вопросов, например: «Идеи гуманизма в искусстве», «Уральские ледяные пещеры».
Название учебно-исследовательской работы сложное, указывает на конкретность исследуемого вопроса, в нем присутствуют такие понятия как «причины», «моделирование», «роль», «особенности», «оценка», «анализ», «влияние», «характеристика» и т. п. Например, тема учебно-исследовательской работы может звучать так: «Характеристика государственных колоний на современной политической карте мира».

Реферат или исследование?

Реферативные работы - это творческие работы, написанные на основе нескольких литературных источников, предполагающие выполнение задачи сбора и

Слайд 15Может быть проведена по следующим основаниям:
• видам проектов: информационный (поисковый), исследовательский,

творческий, социальный, прикладной (практико-ориентированный), игровой (ролевой), инновационный (предполагающий организационно-экономический механизм

внедрения);
• содержанию: монопредметный, межпредметный, метапредметный; •  количеству участников: индивидуальный, парный, малогрупповой (до 5 человек), групповой (до 15 человек), коллективный (класс и более в рамках школы), муниципальный, городской, всероссийский, международный, сетевой (в рамках сложившейся партнёрской сети, в том числе в Интернете);
• длительности (продолжительности) проекта: от проекта-урока до вертикального многолетнего проекта; возможности нелинейного планирования.
• дидактической цели: ознакомление обучающихся с методами и технологиями проектной деятельности, обеспечение индивидуализации и дифференциации обучения, поддержка мотивации в обучении, реализация потенциала личности и пр.;
составу учащихся: участники проекта - обучающиеся (одного или разных возрастов), родители, и учителя.


Типология форм организации проектной деятельности

Может быть проведена по следующим основаниям:• видам проектов: информационный (поисковый), исследовательский, творческий, социальный, прикладной (практико-ориентированный), игровой (ролевой), инновационный

Слайд 16Уровень среднего общего образования
Вариант 1:
1 триместр - теоретический блок, далее

индивидуальная работа под руководством научных руководителей, точки совместной работы 1

раз в месяц (защита темы, плана работы; источников и др.), в последнем триместре подготовка к защите, защита. 
Вариант 2: параллельное решение вопросов теоретической подготовки и практического выполнения. 
Вариант 3: теоретической базы достаточно, чтобы учащимся самостоятельно реализовывать индивидуальный проект под руководством учителей, определение точек совместной работы для представления промежуточных результатов и обсуждений.
Вариант 4…
Как организуется деятельность в течение года (запуск, выбор руководителей, организация групп, дальнейшее использование проектов)?

Вопросы преемственности деятельности на разных уровнях общего образования: организация

Уровень среднего общего образованияВариант 1:1 триместр - теоретический блок, далее индивидуальная работа под руководством научных руководителей, точки

Слайд 17
ученическое научное общество – форма внеурочной деятельности, которая сочетает коллективное

обсуждение промежуточных и итоговых результатов этой работы, организацию круглых столов,

дискуссий, дебатов, интеллектуальных игр, публичных защит, конференций и др., а также встречи с представителями науки и образования, экскурсии в учреждения науки и образования, сотрудничество с УНИО других школ;
Игры, в ходе которых отрабатываются отдельные умения, получается конкретный опыт: «День науки», «Мир науки», «Детективное агентство» и пр.
образовательные экспедиции – походы, поездки, экскурсии, которые организуются для решения задач индивидуального проекта учащихся с целью сбора информации, выявления актуальности и пр.
факультативные занятия, по отдельным аспектам реализации индивидуального проекта (помощь новым учащимся, учащимся, испытывающим трудности);
участие обучающихся в олимпиадах, конкурсах, конференциях, в том числе дистанционных, предметных неделях, интеллектуальных марафонах, хакатонах и др. формах представления результатов.

Формы организации деятельности учащихся, поддерживающие выполнение индивидуального проекта

ученическое научное общество – форма внеурочной деятельности, которая сочетает коллективное обсуждение промежуточных и итоговых результатов этой работы,

Слайд 18Какие новые вопросы появились?

Как проектная и учебно-исследовательская деятельность может быть

связана с программой развития УУД. программой воспитания и социализации?
Как проектная

и учебно-исследовательская деятельность может быть связана с предпрофильной подготовкой и дальнейшим выбором профиля?
Как избежать плагиата при реализации проектной и учебно-исследовательской деятельности?

Какие новые вопросы появились?Как проектная и учебно-исследовательская деятельность может быть связана с программой развития УУД. программой воспитания

Слайд 19Вопросы, о которых стоит подумать
Как помочь детям выбрать тему работы?

(Идеи от банка тем до …)
Какова роль взрослых в организации

проектной и исследовательской деятельности, в реализации индивидуального проекта?  Что значит руководить?
Индивидуальный проект: в чем индивидуализация? (от темы до времени). Свобода ученика даже в ущерб формальным требованиям.
Какие возможности стоит использовать, чтобы улучшить содержание проекта и его результаты?
Как мы используем возможности для получения детьми опыта публичного представления результатов деятельности?
Как организация деятельности учащихся развивает образовательную систему школы? (традиции и инновации).


Вопросы, о которых стоит подуматьКак помочь детям выбрать тему работы? (Идеи от банка тем до …)Какова роль

Слайд 20Из опыта реализации проектов
Школьная лига РосНано http://www.schoolnano.ru/node/4478

Из опыта реализации проектовШкольная лига РосНано http://www.schoolnano.ru/node/4478

Слайд 21Из опыта реализации проектов
Проектная платформа http://cosmodis.ru/

Из опыта реализации проектовПроектная платформа http://cosmodis.ru/

Слайд 22Из опыта работы школ МОУ СОШ №29 г. Подольска Московской

области

Из опыта работы школ  МОУ СОШ №29 г. Подольска  Московской области

Слайд 23Возможно использование рефлексивных листов, дневников самоконтроля, в которых отражаются элементы

самоанализа в ходе работы и которые используются во время собеседований

с руководителями проекта и на защите проекта;

Одной из особенностей работы над проектом является самооценивание хода и результата работы. Это позволяет, оглянувшись назад, увидеть допущенные просчёты (на первых порах это переоценка собственных сил, неправильное распределение времени, неумение работать с информацией, вовремя обратиться за помощью).

Необходимо наличие ясной и простой критериальной системы оценки итогового результата работы по проекту.

Необходимо понимать, что оценивается процесс и результат.

Как привлечь к оценке работ профессионалов? Кто может выступать в качестве профессионала?

Совсем немного об оценивании

Возможно использование рефлексивных листов, дневников самоконтроля, в которых отражаются элементы самоанализа в ходе работы и которые используются

Слайд 24Оценка проектной деятельности (из выступления В.В. Кучурина «Оценка метапредметных результатов)

Оценка проектной деятельности (из выступления В.В. Кучурина  «Оценка метапредметных результатов)

Слайд 25

Спасибо за внимание!


rtv-loiro@yandex.ru

Спасибо за внимание!rtv-loiro@yandex.ru

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика