Разделы презентаций


Ориентирование

Содержание

Цели урока:Обучающие:создать условия для формирования представлений о способах ориентирования на местности: по местным признакам и по азимуту;формировать умения в определении сторон горизонта и направлений на плане и карте.Развивающие:создать условия для развития

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1ОРИЕНТИРОВАНИЕ –
умение определять на местности стороны горизонта по компасу,

Солнцу, Луне, звёздам и местным признакам.

Учебно-методический комплекс
Автор: В.Н. Дружков,

преподаватель ОБЖ МОСШ № 8

г. Нижневартовск 2010 г.

ОРИЕНТИРОВАНИЕ – умение определять на местности стороны горизонта по компасу, Солнцу, Луне, звёздам и местным признакам.Учебно-методический комплексАвтор:

Слайд 2Цели урока:
Обучающие:
создать условия для формирования представлений о способах ориентирования на

местности: по местным признакам и по азимуту;
формировать умения в определении

сторон горизонта и направлений на плане и карте.
Развивающие:
создать условия для развития пространственных представлений, логического мышления, коммуникативных способностей;
продолжить работу над развитием интеллектуальных умений и навыков: выделение главного, анализ, умение делать выводы; умением устанавливать причинно-следственные связи;
создать условия для развития творческих способностей.
Воспитательные:
способствовать воспитанию интереса к предмету, взаимопонимания и сплочённости в совместной деятельности;
способствовать воспитанию у учащихся умения слушать товарищей, аргументировать свою точку зрения.
Цели урока:Обучающие:создать условия для формирования представлений о способах ориентирования на местности: по местным признакам и по азимуту;формировать

Слайд 3Изучаемые вопросы:
1. Компас. Назначение. Устройство.
2. Азимут.
3.

Движение по азимуту с использованием компаса.
4. Ориентирование по

Солнцу и часам.

5. Ориентирование по Полярной звезде.

6. Ориентирование по Луне.

7. Ориентирование по местным предметам.

Изучаемые вопросы:1. Компас. Назначение. Устройство. 2. Азимут.  3. Движение по азимуту с использованием компаса.  4.

Слайд 4Компас
Ко́мпас

(в профессиональной речи моряков: компа́с) — устройство, облегчающее ориентирование на местности.

Предположительно, компас был изобретён в Китае при династии Сун и использовался для указания направления движения по пустыням.
В Европе изобретение компаса относят к XII—XIII вв., однако устройство его оставалось очень простым — магнитная стрелка, укрепленная на пробке и опущенная в сосуд с водой.
Принцип действия
Принцип действия основан на взаимодействии поля постоянных магнитов компаса с горизонтальной составляющей магнитного поля Земли. Свободно вращающаяся магнитная стрелка поворачивается вокруг оси, располагаясь вдоль силовых линий магнитного поля. Таким образом, стрелка всегда указывает одним из концов в направлении линии магнитного поля, которая идет к Северному магнитному полюсу.

Компас         Ко́мпас (в профессиональной речи моряков: компа́с) — устройство, облегчающее

Слайд 5Виды компасов и магнитной стрелки

Виды компасов и магнитной стрелки

Слайд 6Шкала компаса. Устройство.
Север («С»; «N») - 00
Юг («Ю»; «S»)

- 1800
Восток («В»; «О»; «Е») - 900
Запад («З»;

«W») - 2700

36 00

Шкала компаса. Устройство.Север («С»; «N») - 00 Юг («Ю»; «S») - 1800 Восток («В»; «О»; «Е») -

Слайд 7Движение по азимуту
Азимут (геодезия) — угол между направлением на север и

направлением на какой-либо удалённый предмет; отсчитывается по ходу часовой стрелки. (обозначается

«Аз» или «Az») 
Движение по азимутуАзимут (геодезия) — угол между направлением на север и направлением на какой-либо удалённый предмет; отсчитывается по

Слайд 8 Чтобы определить азимут на местности, надо: 1. стать лицом в

направлении предмета, на который требуется определить азимут; 2. ориентировать компас,

то есть подвести его нулевое деление (или букву С) под затемненный конец стрелки компаса (т.е. совместить стрелку с направлением на север); 3. вращая компасную крышку, направить на предмет визирное приспособление; 4. против указателя визирного приспособления, обращенного к предмету, прочесть величину азимута. Выполняется практическая работа в классе
Чтобы определить азимут на местности, надо:   1. стать лицом в направлении предмета, на который

Слайд 9Работа по определению азимута (закрепление материала).

Определить азимут на:
завод
ЛЭП
дорогу
дерево

Работа по определению азимута  (закрепление материала). Определить азимут на:заводЛЭПдорогудерево

Слайд 10Графическое определение азимута
(примеры решения задач)
Пример 1. Указать направление по

азимуту 315 градусов при соответствующем положении стрелки компаса
Решение:
1. Определяем стороны

горизонта

N

W

O

3150

2. От направления на север по часовой стрелке откладываем Аз.= 3150

Графическое определение азимута (примеры решения задач)Пример 1. Указать направление по азимуту 315 градусов при соответствующем положении стрелки

Слайд 11При определении азимута на объект поступают аналогично:
Определяем стороны горизонта;
Обозначаем направление

на объект:
При помощи транспортира измеряем угол между направлением на север

и направлением на объект.
Фиксируем результат.

Пример 2.

N

O

W

Ответ: А= 2250

3150

При определении азимута на объект поступают аналогично:Определяем стороны горизонта;Обозначаем направление на объект:При помощи транспортира измеряем угол между

Слайд 12Определение сторон света. Самодельный компас.
Компас сломан или разбит.



Для изготовления компаса используется готовая стрелка, установленная

на любую неметаллическую ось (спичка, заточенная ветка, рыбья кость ….)
Определение сторон света. Самодельный компас.Компас сломан или разбит.      	Для изготовления компаса используется

Слайд 13Определение сторон света. Самодельный компас.

2. Компас из иголки
(сталистой проволоки,

скрепки, куска консервной банки и т.п.)


Намагничивание предмета можно выполнить:



от любого магнита (динамики громкоговорителей…);
натиранием о волосы;
пропусканием постоянного тока через намотанную проволоку («-» - N).

Для ориентации стрелки необходимо провести дополнительное определение сторон горизонта, например – Солнце, Луна, Полярная звезда, местные предметы.
Определение сторон света. Самодельный компас.2. Компас из иголки (сталистой проволоки, скрепки, куска консервной банки и т.п.) 	Намагничивание

Слайд 14Ориентирование по
Солнцу и часам

Ориентирование по Солнцу и часам

Слайд 15Местное время 13 часов 26 минут
Определить направление на север, юг,

восток и запад

Местное время 13 часов 26 минутОпределить направление на север, юг, восток и запад

Слайд 161. Направить часовую стрелку на Солнце

1. Направить часовую стрелку на Солнце

Слайд 172. Выделить угол между часовой стрелкой и цифрой «12» (зимой)

или цифрой «13» (летом)

2. Выделить угол между часовой стрелкой и цифрой «12» (зимой) или цифрой «13» (летом)

Слайд 183. Полученный угол поделить пополам

3. Полученный угол поделить пополам

Слайд 19«N»
4. Продолжить линию деления в противоположную сторону от центра часов

– это направление на север («С»; «N»)

«N»4. Продолжить линию деления в противоположную сторону от центра часов – это направление на север («С»; «N»)

Слайд 20«O» «Е»
«W»
«S»
«N»
5. Определяем остальные стороны горизонта

«O» «Е»«W»«S»«N»5. Определяем остальные стороны горизонта

Слайд 21Примеры (летнее время)

Примеры (летнее время)

Слайд 22«O» «Е»
«S»
Ориентирование по Полярной звезде
Полярная звезда всегда на севере
Пример
«N»
«W»

«O» «Е»«S»Ориентирование по Полярной звездеПолярная звезда всегда на севереПример «N»«W»

Слайд 23«Полная» Луна (c 23.00 до 03.00) всегда на юге;

«Молодая» («рождающаяся»)

Луна (c 23.00 до 03.00) всегда на западе;

«Старая» («убывающая») Луна

(c 23.00 до 03.00) всегда на востоке.

Ориентирование по Луне

«S»

«W»

«O» «Е»

«Полная» Луна (c 23.00 до 03.00) всегда на юге;«Молодая» («рождающаяся») Луна (c 23.00 до 03.00) всегда на

Слайд 24Ориентирование по
местным предметам

Ориентирование поместным предметам

Слайд 25Крона деревьев с южной
стороны гуще…
(?)
Обманчивое скопление ветвей…
Равномерное освещение..
Крона гуще

там, где больше света…

Крона деревьев с южнойстороны гуще… (?)Обманчивое скопление ветвей…Равномерное освещение..Крона гуще там, где больше света…

Слайд 26Поэтому наиболее точной является следующая фраза:
Крона одиночно стоящих деревьев и

защищенных от ветра со всех сторон
с южной стороны гуще.
Крона

одиночно стоящих деревьев и защищенных от ветра со всех сторон с южной стороны гуще.

Поэтому наиболее точной является следующая фраза:Крона одиночно стоящих деревьев и защищенных от ветра со всех сторон с

Слайд 27Ориентирование по пням
Учитываем вышесказанное про ориентирование по кронам деревьев

Ориентирование по пнямУчитываем вышесказанное про ориентирование по кронам деревьев

Слайд 28Годовые кольца на пнях с южной стороны шире;
Южная сторона пня

разрушается быстрее.

Годовые кольца на пнях с южной стороны шире;Южная сторона пня разрушается быстрее.

Слайд 29Валуны
1. С северной стороны у валунов всегда более густая

растительность
А также:
Северная сторона валуна более холодная;
Возможно скопление влаги;
Можно обнаружить червей.

Валуны 1. С северной стороны у валунов всегда более густая растительностьА также:Северная сторона валуна более холодная;Возможно скопление

Слайд 30Мхи и лишайники
Всегда растут на северной стороне предметов
(если нет сплошного

затенения)

Мхи и лишайникиВсегда растут на северной стороне предметов(если нет сплошного затенения)

Слайд 31Ориентирование по коре деревьев
Кора деревьев с северной сторона намного темнее

Ориентирование по коре деревьевКора деревьев с северной сторона намного темнее

Слайд 32Ориентирование по коре деревьев
У хвойных деревьев с северной стороны кора

более сжатая, а на южной стороне выступает смола.
В пасмурную погоду

северная сторона хвойных деревьев более темная
Ориентирование по коре деревьев	У хвойных деревьев с северной стороны кора более сжатая, а на южной стороне выступает

Слайд 33Плоды и ягоды созревают
быстрее с южной стороны

Плоды и ягоды созревают быстрее с южной стороны

Слайд 34На южной стороне оврагов деревья имеют большую высоту, либо растительность

отсутствует полностью
Северная сторона оврагов как правило имеет густой травяной покров

и развитые кустарники

Ориентирование по оврагам

На южной стороне оврагов деревья имеют большую высоту, либо растительность отсутствует полностьюСеверная сторона оврагов как правило имеет

Слайд 35Ориентирование по грибам
Грибы растут преимущественно к северу от ближайших преград

или на северной стороне склонов

Ориентирование по грибамГрибы растут преимущественно к северу от ближайших преград или на северной стороне склонов

Слайд 36Муравейники располагаются к югу от ближайших преград
Южная сторона муравейников всегда

более пологая

Муравейники располагаются к югу от ближайших преградЮжная сторона муравейников всегда более пологая

Слайд 38Ориентирование по
квартальным столбам

Ориентирование по квартальным столбам

Слайд 41Снег начинает таять с южной стороны

Снег начинает таять с южной стороны

Слайд 43Выход к людям подскажет:
1. Река или ручей…
…если двигаться по течению

реки или ручья обязательно попадете к людям…
2. …тропинка или дорога…

Выход к людям подскажет:1. Река или ручей……если двигаться по течению реки или ручья обязательно попадете к людям…2.

Слайд 44Правило «стрелки»

Правило «стрелки»

Слайд 45Ну что!? Проверим знания!?
Начали!

Ну что!? Проверим знания!?Начали!

Слайд 46На рисунке видно грозу.


А где (укажите азимут) вспыхнула молния???
Правильный

ответ:
____________________________________
На западе (ориентиром является пень)

На рисунке видно грозу. А где (укажите азимут) вспыхнула молния???Правильный ответ: ____________________________________На западе (ориентиром является пень)

Слайд 47Вопрос 2
Куда (укажите азимут) показывает рукой девочка?
Правильный ответ:
На юг -

ориентир крона сосны и грибы

Вопрос 2Куда (укажите азимут) показывает рукой девочка?Правильный ответ:На юг - ориентир крона сосны и грибы

Слайд 483 вопрос
Помогите сориентироваться…
Правильный ответ:
1. По коре и кроне…- можно, но

только днем…
2. «Стареющая» Луна – всегда ночью на востоке…

3 вопросПомогите сориентироваться…Правильный ответ:1. По коре и кроне…- можно, но только днем…2. «Стареющая» Луна – всегда ночью

Слайд 49Вопрос:
А куда идет мальчик – в лес

или домой?
Ответ:
Домой (правило стрелки).
Вопрос:
Куда ведет тропинка (азимут)?
Ответ:
На восток (гриб).

Вопрос:   А куда идет мальчик – в лес или домой?Ответ:Домой (правило стрелки).Вопрос:Куда ведет тропинка (азимут)?Ответ:На

Слайд 50Вопрос. Какой дует ветер?
Ответ: Южный («Стареющая Луна»).

Вопрос.  Какой дует ветер?Ответ:  Южный («Стареющая Луна»).

Слайд 51Определите стороны горизонта…
Ответ:
В полдень (часы) Солнце всегда на юге;

Тень всегда

указывает на север.
Обратите внимание!

ЛЭП прокладываются с севера на юг (с

востока на запад).
Определите стороны горизонта…Ответ:В полдень (часы) Солнце всегда на юге;Тень всегда указывает на север.Обратите внимание!ЛЭП прокладываются с севера

Слайд 52ЛЮБИМЫЙ ВОПРОС
1. простой.

Где можно встретить людей?
Ответ. Справа (см.

следы).

2. сложный. Это утро или вечер? (ответ обосновать).

Ответ. Утро (гриб на севере от препятствия)…

3. Очень простой. Трактор приехал или уехал?

Ответ. Уехал, т.к. следы на твердом покрытии видны после грязи…(посевная или уборочная идут круглосуточно).

ЛЮБИМЫЙ ВОПРОС1. простой.           Где можно встретить людей?Ответ.

Слайд 53Вопрос - загадка
Вы не рыбак.

Посмотрите на картинку и определите

где север.
ОТВЕТ. Определиться можно только по кувшинке (распускается утром), значит

Солнце всходит – север за спиной мальчика!!!
Вопрос - загадкаВы не рыбак. Посмотрите на картинку и определите где север.ОТВЕТ. Определиться можно только по кувшинке

Слайд 54ВСЕ!!!
ЖЕЛАЮ УДАЧИ!!!
ТЕПЕРЬ ИТОГОВЫЙ
КОНТРОЛЬ!

ВСЕ!!!ЖЕЛАЮ УДАЧИ!!!ТЕПЕРЬ ИТОГОВЫЙКОНТРОЛЬ!

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика