Слайд 2На службу в Оружейную палату, помимо русских изографов, нанимали и
иностранных художников, которые учили писать парсуны (портреты с натуры) и
ландшафты
В этот период происходит осознанное разделение светской и религиозной живописи, поэтому изографы подразделялись на иконописцев и живописцев, круг работ которых был очень широким: они украшали стенописью соборы и дворцовые палаты, писали «подволоки» на холстах (плафоны), расписывали знамена, походные шатры и «потехи» (игры, игрушки), мебель, повозки, конскую сбрую; они же были и иконописцами, портретистами и миниатюристами, причем между мастерами существовало разделение труда
Слайд 3Один, «знаменщик», сочинял композицию и наносил ее контуры («знаменил»), другой,
«личник», выполнял лицо, «доличник» писал фигуру
Мастера, выполнявшие только растительный
орнамент, назывались «травщики»
Те, что специализировались в наведении золота, именовались «златописцами»
Слайд 4Большого расцвета достигло в XVII в. ювелирное и декоративно-прикладное искусство
Разграбленная
в годы смуты сокровищница русских государей вновь начала пополняться
Мастера Оружейной
палаты, ювелиры Серебряного приказа и приказа Золотых дел возобновили деятельность, вместе с ними работали немецкие и голландские ювелиры
Слайд 5Для царя Алексея Михайловича изготовили новые царские регалии - державу,
скипетр и бармы, оплечное украшение
Слайд 6Была сделана новая парадная корона с ажурными пластинами, эмалью, крупными
сапфирами и жемчугом
Вместо креста корону венчал огромный изумруд-кабошон
Слайд 7Персидские мастера изготовили тронное кресло, сплошь украшенное алмазами, - «Алмазный
трон»
В произведениях декоративно-прикладного искусства XVII в. проявилось стремление русских художников
к красочности, усложненности и разнообразию форм
Слайд 8Богато декорировали парадные оклады евангелий, применяя сложную технику наложения эмали
на чеканные изображения и используя большое количество самоцветов и речного
жемчуга
Церковные сосуды-потиры, использующиеся в обряде причастия, становятся драгоценностью
Слайд 9Золотой потир боярина Морозова, пожертвованный его вдовой в Чудов монастырь
московского Кремля, украшен многоцветной эмалью и драгоценными камнями
Слайд 10Особое место среди посуды феодальной знати в Древней Руси занимали
ковши. Форма их происходит непосредственно от обычных деревенских ковшей и
напоминает ладью или плывущую птицу
К концу XVII столетия ковши использовались в качестве украшения интерьера или награды, потому их называли «жалованными»
Одним из лучших является ковш царя Михаила Федоровича с надписью вязью по бортику, играющей роль орнаментального украшения
Слайд 12Широкое распространение получила декоративная роспись по эмали, впервые примененная мастерами
строгановских художественных мастерских из Сольвычегодска, названная «усольской»
Усольские эмали выполнялись по
белому фону особой эмалевой массой желтого, голубого, красного и зеленого цветов самых различных оттенков, образующей после обжига яркую сияющую поверхность
Усольские мастера достигли удивительного разнообразия узоров на неповторимых по красоте усольских эмалях
Слайд 13В Оружейной палате изготовляли уникальные образцы парадного оружия