Слайд 1Основные функциональные блоки мозга (концепция А.Р. Лурия)
3.Блок программирования, регуляции
и
контроля форм деятельности.
Выполнили: Свердлова Виктория, Сёмак Светлана, Советова Айгерим,
Токуров Абдувахид, Хмельницкая Диана, Чернышова Анастасия
Слайд 2План:
Биография А.Р.Лурия
Введение
Место расположения аппаратов третьего блока
Подготовка двигательных импульсов и
исполнительный аппарат мозговой коры
Отличие третьего блока от второго
Что является существенной
частью блока?
Влияние лобных долей на аппараты 1-го блока
Аппараты 3-го блока и поведение
Функции лобных долей
Акцептор действия
Регуляция сознательной деятельности
Вывод
Ключевые слова
Вопросы
Слайд 3Биография
Алекса́ндр Рома́нович Лу́рия (1902-1977) — российский психолог, специалист в области теории
и методологии психологии, дефектологии, психофизиологии локальных поражений мозга, нейропсихологии и
нейролингвистики.
Профессор , доктор педагогических наук, доктор медицинских наук.
Научно-исследовательская деятельность А.Р. Лурия:
теоретические исследования в области нейропсихологии;
работа в области клинической и экспериментальной нейропсихологии;
исследования в области реабилитационной нейропсихологии.
Слайд 4Введение
Этот блок отвечает за организацию активной, целенаправленной деятельности. Человек
создает планы, программы действий, намерения, выполняет их, регулирует деятельность, осуществляет
ее контроль, кроме того, человек осуществляет психическую, так называемую интеллектуальную деятельность, а говоря научным языком – деятельность с использованием высших психических функций, которая требует также контроля и регуляции. За все это отвечает третий блок.
Слайд 5Аппараты третьего блока расположены в передних отделах больших полушарий, спереди
от передней извилины. В нем процессы идут в нисходящем направлении:
от вторичных и третичных зон, в которых формируются двигательные планы и программы к первичной двигательной коре, которая посылает двигательные импульсы на периферию.
Место расположения аппаратов третьего блока
Слайд 6Подготовка двигательных импульсов и исполнительный аппарат мозговой коры
Первичная (проекционная) двигательная
кора является выходными воротами двигательных импульсов
Двигательный состав импульсов, посылаемых на
периферию, должен быть хорошо подготовлен, включен в известные программы, и только после такой подготовки импульсы, направленные через переднюю центральную извилину, могут обеспечить нужные целесообразные движения.
Такая подготовка двигательных импульсов не может быть выполнена самими пирамидными клетками.
Слайд 7 Она должна быть обеспечена как в аппарате передней центральной извилины,
так и в аппаратах надстроенных над ней вторичных зон двигательной
коры, которые готовят двигательные программы, лишь затем передающиеся на гигантские пирамидные клетки.
В пределах самой передней центральной извилины таким аппаратом, участвующим в подготовке двигательных программ для передачи их на гигантские пирамидные клетки, являются верхние слои коры и внеклеточное серое вещество.
Отношение массы этого внеклеточного серого вещества к массе клеток передней центральной извилины резко возрастает по мере эволюции, так что величина его у человека вдвое больше, чем у высших, и почти в пять раз больше, чем у низших обезьян.
Слайд 8Передняя центральная извилина является лишь проекционной зоной, исполнительным аппаратом мозговой
коры. Решающее значение в подготовке двигательных импульсов имеют надстроенные над
ней вторичные и третичные зоны, так же подчиняющиеся принципам иерархического строения и убывающей специфичности, как и организация блока приема, переработки и хранения информации.
Ее основное отличие от второго (афферентного) блока заключается в том, что процессы здесь идут в нисходящем направлении, начинаясь с наиболее высоких – третичных и вторичных зон, где формируются двигательные планы и программы, и лишь затем переходя к аппаратам первичной двигательной зоны, которая посылает подготовленные двигательные импульсы на периферию.
Слайд 10Существенная часть третьего блока
Наиболее существенной частью третьего функционального блока мозга
являются, лобные доли, или, если выражаться точнее, префронтальные отделы мозга,
которые вследствие отсутствия в их составе пирамидных клеток иногда называются гранулярной лобной корой. Именно эти разделы мозга, относясь к третичным зонам коры, играют решающую роль в регуляции и контроле наиболее сложных форм поведения человека. Они целиком состоят из мелких, зернистых клеток верхних слоев коры, обладающих лишь короткими аксонами и несущих таким образом, ассоциативные функции.
Слайд 11Влияние лобных долей на аппараты первого блока
Лобные доли мозга –
и особенно их медиальные и базальные отделы – обладают мощными
пучками восходящих и нисходящих связей с ретикулярной формацией. Эти области новой коры получают импульсы от систем первого функционального блока, «заряжаясь» от него.
Активирующее и тормозящее влияние лобных долей на аппараты первого блока доказано многочисленными электрофизиологическими. Тормозящие влияния лобной коры мозга были показаны также в многочисленных работах Ю.М.Конорского и его школы с помощью изучения условнорефлекторной деятельности животных.
Разрушение (или недоразвитие) префронтальной коры приводит к глубокому нарушению сложных программ поведения и к выраженному растормаживанию непосредственных реакций на побочные раздражители (гиперреактивность), в результате чего выполнение сложных программ поведения становится невозможным".
Слайд 12Аппараты третьего блока и поведение
Аппараты третьего функционального блока мозга
расположены кпереди от центральной лобной извилины и включают в свой
состав моторные, премоторные и префронтальные отделы коры лобных долей мозга. Лобные доли отличаются очень сложным строением и большим числом двусторонних связей со многими корковыми и подкорковыми структурами. Отличительными особенностями этого блока являются проведение процессов возбуждения от третичных зонах к вторичным, затем к первичным; отсутствие модально-специфических зон (состоит из аппаратов только двигательного типа); наличие обширных двусторонних связей не только с нижележащими образованиями ствола мозга, но и со всеми остальными отделами коры больших полушарий.
Слайд 13Функции лобных долей
регуляции состояний активности
обеспечивают наиболее сложные формы его активного
поведения
в регуляции и контроле поведения
синтеза внешних раздражителей
подготовки к действию
и формирования программ
функцию учета эффекта произведенного действия и контроля за его протеканием
Слайд 14Акцептор действия
П.К.Анюхин опубликовал статью: Особенности афферентного аппарата условного рефлекса и
их значение для психологии , журнал «Вопросы психологии»,1955 г. Ввёл
термин «Акцептор результатов действия».
Акцептор результатов действия- психологический механизм предвидения и оценки результатов действия в функциональных системах. В информационном аспекте акцептор результатов действия представляет собой «информационный эквивалент результата», извлекаемый из памяти в процессе принятия решения, обуславливающий организацию двигательной активности организма в поведенческом акте и осуществляющий сличение результата с его «опережающим отражением». В случае их совпадения осуществлённая функциональная схема распадается, организм может переходить к другому целенаправленному поведению, в случае частичного несовпадения вводятся поправки в программу действия; в случае полного несовпадения развивается ориентировочно - исследовательское поведение.
Слайд 17Вывод:
Третий функциональный блок мозга - блок программирования, регуляции и контроля
сложных форм деятельности. Он связан с организацией целенаправленной, сознательной психической
активности, которая включает в свою структуру цель, мотив, программу действий по достижению цели, выбор средств, контроль за выполнением действий, коррекцию полученного результата. Обеспечению этих задач и служит третий блок мозга.
Слайд 18Повреждение или недоразвитие любого из этих блоков, а также отдельных
областей, зон головного мозга влечет за собой множественные нарушения.
Александр Романович
Лурия и его сотрудники исследовали, как больные с локальными (т.е. местными, ограниченными) поражениями различных частей мозга выполняют различные умственные операции, в частности, решают задачи.
Вот что пишут по этому поводу А.Р. Лурия и Л.С. Цветкова: «Больные с массивным поражением лобных долей мозга не испытывают никаких затруднений в усвоении и сохранении условий задачи; память их обычно не страдает, умение воспринимать смысл логико-грамматических отношений и оперировать числовыми величинами остается сохранным. Однако решение сколько-нибудь сложных задач оказывается для них недоступным на этот из-за невозможности составить четкий план их решения».
Слайд 19Ключевые слова:
Кора больших полушарий головного мозга - слой серого вещества (толщиной
1-5 мм), покрывающий полушария большого мозга у млекопитающих животных и
человека; высший отдел центральной нервной системы, регулирующий и координирующий все жизненно важные функции организма при его взаимодействии с окружающей средой. Кора больших полушарий - материальный субстрат высшей нервной деятельности.
Нейрон - нервная клетка; нейрон воспринимает раздражения, поступающие к нему по коротким разветвленным отросткам -дендритам (у каждого нейрона их несколько), перерабатывает эти раздражения, а затем по одному длинному отростку - аксону - передает другим отросткам или рабочим органам.
Периферическая нервная система - сеть нервных проводников, собирающих информацию о состоянии всех точек тела, органов чувств, мышц и сухожилий, а также передающих к ним команды мозга. Состоит из 12 пар черепно-мозговых нервов, которые иннервируют кожу, мышцы, железы (слезные и слюнные) и другие органы головы и шеи, а также ряд органов грудной и брюшной полости и 31 пары спинномозговых нервов, иннервирующих практически всё тело человека.
Слайд 20Функциональная асимметрия мозга - явление, состоящее в том, что полушария мозга
выполняют разные функции. Одно выполняет ведущую (доминантную) функцию, другое -
подчиненную. У правшей доминирует левое полушарие, у левшей - правое. Кроме того, левое полушарие ("логическое", "рациональное") играет основную роль в обеспечении речи, логического мышления и т.п. А правое полушарие - «образное», эмоциональное, оно воспринимает разнообразную информацию целостно, не по частям. Поэтому ему часто отводится ведущая роль в творчестве, причем не только художественном, но и научном.
Центральная нервная система - состоит из головного и спинного мозга. Головной мозг находится в полости черепа, спинной - в позвоночном канале. Центральная нервная система является важнейшим органом психической деятельности.
Слайд 21Ресурсы:
«Лекции по общей психологии» А.Р.Лурия
Wikipedia.com
psyworld.ru
Vedu.ru
Слайд 22Вопросы:
Кем является А.Р.Лурия?
российский психолог, профессор , доктор педагогических
наук, доктор медицинских наук.
2. За что отвечает 3й блок
программирования, регуляции и контроля форм деятельности?
Этот блок отвечает за организацию активной, целенаправленной деятельности
3. Где расположены аппараты 3-го блока?
Аппараты третьего блока расположены в передних отделах больших полушарий, спереди от передней извилины.
4. Что обеспечивает целесообразные движения?
хорошо подготовленный, включенный в известные программы импульс
5. Что является исполнительным аппаратом?
Передняя центральная извилина
Слайд 236. Где расположен второй блок?
Блок расположен в задних отделах
обоих полушарий коры головного мозга.
7. За что отвечает третий блок?
Третий
блок отвечает за планирование, контроль и регуляцию наиболее сложных форм поведения и деятельности.
8. Что является наиболее существенной частью третьего блока?
Наиболее существенной частью третьего блока мозга являются лобные доли, или точнее, префронтальные отделы мозга.
9. С чего начинается сознательная деятельность человека?
Начинается с получения и переработки информации
10. Чем заканчивается?
Заканчивается формированием намерений, выработкой соответствующей программы действий и выполнением этих программ во внешних (двигательных) или внутренних (умственных) актах
11. Чем занимается третий блок мозга?
Он связан с организацией целенаправленной, сознательной психической активности, которая включает в свою структуру цель, мотив, программу действий по достижению цели, выбор средств, контроль за выполнением действий, коррекцию полученного результата.