Слайд 1Основные направления исследований в маркетинге
Слайд 2К целевым основным направлениям маркетинговых исследований относятся:
Сбор общих данных с
целью грамотного определения проблемы или направления развития.
Описательные исследования, направленные на
детальное описание процессов, ситуаций или объектов.
Каузальные исследования, направленные на установление причинно-следственных методов и связей некоторых процессов.
Слайд 3Существуют различные направления маркетинговых исследований. Все они базируются на единых
теоретико-методологических принципах и преследуют общую цель, которая заключается в том,
чтобы дать объективную характеристику рынку, изучить возможности предприятия, выявить его сильные и слабые стороны, способствовать укреплению конкурентных позиций и получению прибыли.
Слайд 4
В маркетинге выделяют девять основных направлений исследования.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ МАРКЕТИНГОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ:
Исследование
рынка;
2) Исследование потребителей;
3) Исследование конкурентов;
4) Изучение фирменной структуры рынка;
5) Исследование
товаров;
6) Исследование цены;
7) Исследование товародвижения и продаж;
8) Исследование системы стимулирования сбыта и рекламы;
9) Исследование внутренней среды предприятия.
Слайд 5Исследование рынка
Цель: Получение данных о рыночных условиях для определения деятельности предприятия.
Объекты
исследования:
1) тенденции и процессы развития рынка, включая анализ изменения экономических,
научно-технических, демографических, экологических, законодательных и др. факторов;
2) структура и география рынка;
3) емкость рынка;
4) динамика продаж;
5) барьеры рынка;
6) состояние конкуренции;
7) сложившаяся конъюнктура;
8) возможности и риски.
Основные результаты исследования:
1) прогнозы развития рынка;
2) определение наиболее эффективных способов ведения конкурентной политики на рынке и возможности выхода на новые рынки;
3) проведение сегментации рынка, т.е. выбор целевых сегментов и рыночных ниш.
Слайд 62. Исследования потребителей
Цель: Сегментация потребителей, выбор целевых сегментов. Определение и исследование
всего комплекса побудительных факторов, которыми руководствуются потребители при выборе товаров
(доходы, социальное положение, половозростная структура, образование).
Слайд 7Объекты исследования:
1) индивидуальные потребители, семьи, домашние хозяйства, потребители-организации;
2) мотивация потребительского
поведения на рынке и определяющие ее факторы;
3) структура потребления;
4) обеспеченность
товарами;
5) тенденции потребительского спроса;
6) анализ процессов и условия удовлетворения основных прав потребителей.
Слайд 8
Основные результаты исследования:
1) типология потребителей;
2) моделирование их поведения на рынке;
3)
прогноз ожидаемого спроса.
Слайд 93. Исследование конкурентов
Цель: Получение необходимых данных для обеспечения конкурентного преимущества на
рынке, а также изыскание возможностей сотрудничества и кооперации с возможными
конкурентами.
Слайд 10Объекты исследования:
1) анализ сильных и слабых сторон конкурентов;
2) доля рынка,
занимаемая конкурентами;
3) реакция потребителей на маркетинговые средства конкурентов (совершенствование товара,
изменение цен, товарные марки, проведение рекламных компаний, развитие сервиса.);
4) материальный, трудовой, финансовый потенциал конкурентов;
5) организация управления деятельностью у конкурентов.
Слайд 11Основные результаты исследования:
1) выбор путей и возможностей достижения наиболее выгодного
положения на рынке относительно конкурентов (лидерство, следование за лидером, избегание
конкуренции);
2) определение активных и пассивных стратегий обеспечения ими ценового преимущества или преимущества за счет качества предлагаемых товаров.
Слайд 124. Изучение фирменной структуры рынка
Цель: Получение сведений о возможных посредниках, с
помощью которого предприятие будет в состоянии «присутствовать» на выбранных рынках.
Слайд 13Объекты исследования:
1) коммерческие, торговые посредники;
2) транспортно-экспедиторские, рекламные, страховые, юридические, финансовые,
консультационные и другие компании.
Слайд 14Основные результаты исследования:
- представления о маркетинговой инфраструктуре рынка.
Слайд 155. Исследование товара
Цель:
1) получение возможности предприятию разработать собственный ассортимент товаров
в соответствии с требованиями покупателей, повысить их конкурентоспособность;
2) определение направления
деятельности в зависимости от различных стадий "жизненного цикла" изделий;
3) поиск идеи и разработка новых товаров, модификация выпускаемых изделий;
4) совершенствование маркировки;
5) выработка фирменного стиля;
6) определение способов патентной защиты.
Слайд 16Объекты исследования:
1) потребительские свойства товаров-аналогов и товаров-конкурентов;
2) реакция потребителей на
новые товары;
3) товарный ассортимент;
4) упаковка;
5) уровень сервиса;
6) соответствие продукции законодательным
нормам и правилам;
7) перспективные требования потребителей;
8) сведения относительно того, что хочет иметь потребитель, какие параметры изделия (дизайн, надежность, цену, эргономику, сервис, функциональность) он более всего ценит;
9) данные для формирования наиболее удачных аргументов рекламной компании, выбора подходящих торговых посредников.
Слайд 17Основные результаты исследования:
- определение соответствия технико-экономических показателей и качества товаров,
обращающихся на рынках, запросам и требованиям покупателей, а также анализ
их конкурентоспособности.
Слайд 18
6. Исследование цены
Цель: Определение такого уровня в соотношении цен, который бы
давал возможность получения наибольшей прибыли при наименьших затратах (минимизация затрат
и максимизация выгоды).
Слайд 19 Объекты исследования:
1) затраты на разработку, производство
и сбыт товаров (калькуляция издержек);
2) влияние конкуренции со стороны других
предприятий и товаров- аналогов (сравнение технико-экономических и потребительских параметров);
3) поведение и реакция потребителей относительно цены товара (эластичность спроса).
Слайд 20Основные результаты исследования:
1) выбор наиболее эффективных соотношений «затраты-цены» (внутренние условия,
издержки производства) и «цена – прибыль» (внешние условия).
Слайд 217. Исследование товародвижения и продаж
Цель: Определение наиболее эффективных путей, способов и
средств быстрейшего доведения товара до потребителя и его реализации
Слайд 22Объекты исследования:
1) торговые каналы;
2) посредники;
3) продавцы;
4) формы и методы продажи;
5)
издержки обращения (сопоставление торговых расходов с размерами получаемой прибыли);
6) анализ
функций и особенностей деятельности различных типов предприятий оптовой и розничной торговли, выявление их сильных и слабых сторон, характера сложившихся взаимоотношений с производителями.
Слайд 23
Основные результаты исследования:
1) анализ возможности увеличения товарооборота предприятия;
2) оптимизация товарных
запасов;
3) разработка критериев выбора эффективных каналов товародвижения;
4) разработка приемов продажи
товаров конечным потребителям.
Слайд 24
8. Исследование системы стимулирования, сбыта и рекламы
Цель: Выявление того, как, когда
и с помощью каких средств лучше всего стимулировать сбыт товаров,
повысить авторитет товаропроизводителя на рынке, успешно осуществлять рекламные мероприятия.
Слайд 25Объекты исследования:
1) поведение поставщиков, посредников, покупателей;
2) эффективность рекламы;
3) отношение потребительской
общественности;
4) контакты с покупателями.
Основные результаты исследования:
1) рекомендации по выработке политики «паблик рилейшнз» (взаимоотношение
с публикой);
2) рекомендации по созданию благоприятного отношения к предприятию, его товарам (создание имиджа);
3) определение методов формирования спроса населения, воздействия на поставщиков и посредников;
4) апробация средств рекламы (предварительное испытание).
Слайд 279. Исследование внутренней среды предприятия
Цель: Выявление мер, позволяющих полностью адаптировать деятельность
предприятия к динамично развивающимся факторам внешней среды.
Объекты исследования:
1) внешняя и
внутренняя среда предприятия.
Основные результаты исследования:
1) определение реального уровня конкурентоспособности предприятия в результате сопоставления соответствующих факторов внешней и внутренней среды.
Слайд 28Вопросы по теме:
Назовите основные виды маркетинговых исследований