Слайд 1ОСНОВЫ КВАЛИМЕТРИИ.
Количественная оценка качества. Основные определения.
Методы количественной оценки качества.
Методы измерения свойств. Единство, адекватность, точность, достоверность и качество измерений
Секция
Эксплуатации и сервиса ДСМ
Доцент, к.т.н. Сабуренков С.Е.
Слайд 2КВАЛИМЕТРИЯ –
научная дисциплина, занимающаяся разработкой методов оценки качества продукции,
услуг и производственных процессов.
В настоящее время разработаны и широко
применяются десятки различных методов квалиметрии.
Слайд 3Классификация в зависимости от формы участия человека
Точные методы оценки
качества – в рамках которых используются все обоснованные в квалиметрии
приемы, позволяющие уменьшить погрешность и увеличить надежность полученных результатов;
Упрощенные методы – характеризующиеся максимально допустимой величиной погрешности и минимально допустимой величиной надежности итоговых результатов;
Приближенные методы, которые с точки зрения погрешности и трудоемкости являются промежуточными между точными и упрощенными.
Слайд 4Классификация в зависимости от формы участия человека
Экспертные методы оценки
качества – это такие методы, в рамках которых для определения
значений числовых характеристик используются знания экспертов;
Аналитические методы – в которых для определения значений показателей качества применяются расчѐтно-аналитические зависимости без использования мнений экспертов;
Смешанные методы – в которых значения некоторой, но не большей части числовых характеристик объекта определяются экспертным методом, а остальных – с применением расчѐтно-аналитических зависимостей.
Слайд 5 ПРЕИМУЩЕСТВА ЭКСПЕРТНЫХ методов
оценивания качества
относительная
технологическая простота
применения, малые затраты времени на
разработку и использование
МОК (методы
оценки качества)
Слайд 6НЕДОСТАТКИ ЭКСПЕРТНЫХ методов оценивания качества
большая трудоемкость, связанная с необходимостью поиска
и привлечения в качестве экспертов квалифицированных специалистов;
относительно большая погрешность
и, как следствие, малая надежность итоговых результатов.
Слайд 7ПРЕИМУЩЕСТВА НЕЭКСПЕРТНЫХ методов
малая трудоемкость, связанная с отсутствием необходимости привлечения в
качестве экспертов квалифицированных специалистов;
относительно малая погрешность и, как следствие,
более высокая надежность итоговых результатов.
Слайд 8НЕДОСТАТКИ НЕЭКСПЕРТНЫХ методов
относительная технологическая сложность и большие затраты времени на
разработку МОК. Для оценки уровня качества, необходимо его контролировать, чтобы
обладать информацией о качестве оцениваемых объектов, как в различные периоды наблюдений, так и в конкретных временных точках.
Слайд 9КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА
– это деятельность, включающая проведение измерений, испытаний или
других методов оценки параметров объекта или его эксплуатационных свойств и
сравнение полученных величин с установленными нормативными требованиями к этим па-раметрам (показателям качества).
Слайд 10 СОВРЕМЕННЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА
– это методы, которые
используются для решения задачи количественной оценки параметров качества
Слайд 11Статистические методы контроля качества
основаны на требованиях и
положениях стандартов статистического приемочного контроля, системе экономических планов, планах непрерывного
выборочного контроля, методах статистического регулирования технологических процессов
Слайд 12подразделяются:
на статистический приемочный контроль по альтернативному признаку;
а выборочный
приемочный контроль по установленным характеристикам качества, и др.
Слайд 13семь основных методов контроля (анализа) качества
диаграмма, или график Парето;
диаграмма
Ишикавы («Рыбий скелет»);
контрольный листок;
гистограмма;
точечная диаграмма;
контрольный график;
стратификация
(расслоение)..
Слайд 14 Основное назначение методов контроля (анализа) качества –
КОНТРОЛЬ
ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА И ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТАМ ФАКТОВ ДЛЯ КОРРЕКТИРОВКИ И УЛУЧШЕНИЯ
ПРОЦЕССА
Слайд 15Диаграмма Парето
При контроле качества анализ Парето – это способ
организации данных, показывающий, из каких основных факторов состоит анализируемый объект.
ДИАГРАММОЙ ПАРЕТО называют такое построение, в котором строятся полосы или столбцы гистограммы в нисходящем порядке, начиная слева. Основой графика Парето является правило «80...20»: 80% проблем являются результатом 20% причин.
Слайд 16АНАЛИЗ ПАРЕТО позволяет ранжировать отдельные факторы по значимости или важности,
выявить и устранить в первую очередь те причины, которые вызывают
наибольшее количество проблем (несоответствий).
РЕЗУЛЬТАТЫ АНАЛИЗА ПАРЕТО, как правило, иллюстрируются диаграммой Парето, на которой по оси абсцисс отложены результаты ранжирования причин возникновения проблем качества в порядке убывания, а по оси ординат – количество ошибок, как в численном, так и в накопленном процентном выражении.
Слайд 18Диаграмма Парето позволяет распределить усилия для разрешения возникающих проблем и
установить основные факторы, которыми нужно управлять с целью преодоления этих
проблем.
Слайд 19Виды диаграмм Парето
ДИАГРАММА ПАРЕТО ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ предназначена для выявления
главной проблемы и отражает следующие нежелательные результаты деятельности:
качество:
дефекты, поломки, ошибки, отказы, рекламации, ремонты, возвраты продукции;
себестоимость: объем потерь, затраты;
сроки поставок: нехватка запасов, ошибки в составлении счетов;
безопасность: несчастные случаи, трагические ошибки, аварии.
Слайд 20ДИАГРАММА ПАРЕТО ПО ПРИЧИНАМ отражает причины проблем, возникающих в ходе
производства, и используется для выявления главной из них:
исполнитель работы:
смена, бригада, возраст, опыт работы, квалификация, индивидуальные характеристики;
оборудование: станки, агрегаты, инструменты, оснастка, организация использования, модели, штампы;
сырье: изготовитель, вид сырья, завод-поставщик, партия;
Слайд 21метод работы: условия производства, заказы-наряды, приемы работы, последовательность операций;
измерения: точность (указаний, чтения, приборная), верность и повторяемость (умение дать
одинаковое указание в последующих измерениях одного и того же значения), стабильность (повторяемость в течение длительного периода), совместная точность, т.е. вместе с приборной точностью и тарированием прибора, тип измерительного прибора (аналоговый или цифровой).
Слайд 22Применение диаграммы Парето для анализа видов отказов
При анализе видов отказов
и их влияния на безотказность, показателем которой является, в частности,
средняя наработка на отказ определяется только частотой возникновения отказов.
Поэтому для повышения безотказности
необходимо выявить те виды отказов, которые
возникают наиболее часто, с тем, чтобы уделить
первоочередное внимание устранению причин
именно этих отказов.
Слайд 23Алгоритм построения диаграммы Парето
1. Выбирается классификация отказов, отвечающая исследуемому
объекту, устанавливается метод и период сбора данных.
2. Разрабатывается форма
для регистрации числа отказов каждого вида.
3. По заполненным формам регистрации данных подводятся итоги, после чего подготавливается бланк таблицы данных с графами для числа отказов каждого вида, накопленной суммы числа отказов, процентов к общему итогу и накопленных процентов.
Слайд 244. Данные располагаются в порядке убывания числа отказов. Отдельные редко
встречающиеся виды отказов целесообразно объединить под общим заголовком «Прочие». Группу
«Прочие» надо поместить в последнюю строку вне зависимости от того, насколько большим получилось число, так как ее составляет совокупность признаков, числовой результат по каждому из которых меньше, чем самое маленькое значение, полученное для признака, выделенного в отдельную строку. Если группа «Прочие» составляет более 50%, необходимо использовать другой принцип классификации.
5. Строятся одна горизонтальная и две вертикальные оси. Горизонтальная ось делится на равные интервалы в соответствии с числом рассматриваемых факторов. Левая вертикальная ось имеет шкалу с интервалами от 0 до числа, соответствующего суммарному итогу, а правая вертикальная ось – шкалу от 0 до 100%.
Слайд 256. Строится столбиковая диаграмма для числа отказов.
7. Строится кривая
Парето. На вертикалях, соответствующих правым концам каждого интервала на горизонтальной
оси, наносятся точки накопленных сумм (результатов или процентов) и соединяются отрезками прямых.
Слайд 28
Диаграмма Парето для анализа по видам отказов.
Слайд 29Диаграмма Исикавы
Диаграмма причин и результатов – диаграмма, которая показывает
отношение между показателем качества и воздействующими на него факторами.
Основная
цель анализа причины и следствия – помощь команде в решении проблемы на основе выявления корневой причины с тем, чтобы можно было предпринять корректирующие воздействия.
Результатом анализа причины и следствия является рисунок, составленный из линий и слов, которые представляют собой взаимоотношения между следствием и причинами.
Слайд 30Этапы построения диаграммы Исикавы
Этап 1. Определите показатель качества, т.е.
тот результат, который вы хотели бы достичь.
Этап 2. Напишите
выбранный показатель качества в середине правого края чистого листа бумаги. Слева направо проведите прямую линию (хребет), а записанный показатель заключите в прямоугольник. Далее напишите главные причины, которые влияют на показатель качества, заключите их в прямоугольники и соедините с хребтом стрелками в виде больших костей хребта (главных причин).
Слайд 31Этап 3. Напишите (вторичные) причины, влияющие на главные причины (большие
кости), и расположите их в виде средних костей, примыкающих к
большим. Напишите причины третичного порядка, которые влияют на вторичные причины, и расположите их в виде мелких костей, примыкающих к средним.
Этап 4. Проранжируйте причины (факторы) по их значимости, используя для этого диаграмму Парето, и выделите особо важные, которые предположительно оказывают наибольшее влияние на показатель качества.
Этап 5. Нанесите на диаграмму всю необходимую информацию: ее название; наименование изделия, процесса или группы процессов; имена участников процесса; дату и т.д.
Слайд 32Диаграмма Исикавы для выявления возможных причин неудовлетворенности потребителя
Слайд 33Распределение причин по степени их важности по диаграмме Исикавы
Слайд 34Данную диаграмму называют 5М где
рассматриваются компоненты
«человек», «машина», «материал»,
«метод», «контроль», а в диаграмме
типа 6М к ним добавляется
компонент
«среда».
Слайд 35КВАЛИМЕТРИЯ ИЗУЧАЕТ МЕТОДОЛОГИЮ И ПРОБЛЕМАТИКУ, КАК КОЛИЧЕСТВЕННОГО ОЦЕНИВАНИЯ КАЧЕСТВА РАЗЛИЧНЫХ
ОБЪЕКТОВ, ТАК И ОТДЕЛЬНЫХ КАЧЕСТВЕННЫХ ХАРАКТЕРИСТИК, КОТОРЫЕ В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ
НЕ МОГУТ БЫТЬ ВЫРАЖЕНЫ В ОБЫЧНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЕДИНИЦАХ ИЗМЕРЕНИЯ
Слайд 36
ВИДЫ И МЕТОДЫ ИЗМЕРЕНИЙ
Цель измерения - получение информации об истинном
значении измеряемой величины
Два условия проведения измерений:
подлежащая измерению физическая величина однозначно
определяема;
единица измерения установлена соглашением.
Слайд 37Виды измерений:
Прямые;
Косвенные;
Совокупные;
Совместные
Слайд 38В зависимости от используемых принципов и средств измерений:
методы непосредственной
оценки;
методы сравнения:
- Метод противопоставления
или нулевой метод;
- Разностный метод;
- Метод замещения;
- Равноточные измерения;
Слайд 39методы сравнения (продолжение)
- Метод противопоставления
или нулевой метод;
- Разностный метод;
- Метод замещения;
- Равноточные измерения;
- Неравноточные измерения;
- Однократное измерение;
- Многократное измерение;
- Статическое измерение
- Динамическое измерение
- Физико-технические или технические измерения
- Метрологические измерения
- Абсолютное или фундаментальное измерение
Слайд 40ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЕДИНСТВА ИЗМЕРЕНИЙ
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ИХ ОПРЕДЕЛЕНИЯ
ЕДИНСТВО ИЗМЕРЕНИЙ - состояние
измерений, при котором их результаты выражены в узаконенных единицах величин
и погрешности измерений не выходят за установленные границы с заданной вероятностью;
СРЕДСТВО ИЗМЕРЕНИИ - техническое устройство, предназначенное для измерений;
МЕТРОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА - совокупность субъектов деятельности и видов работ, направленных на обеспечение единства измерений .
.
Слайд 41ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДОСТОВЕРНОСТИ,
АДЕКВАТНОСТИ И ТОЧНОСТИ ИЗМЕРЕНИЙ И ОЦЕНОК
ТОЧНОСТЬ ИЗМЕРЕНИЙ - степень
близости результата измерений к принятому «опорному значению»
(ГОСТ Р ИСО
5725-1-2002 «Точность (правильность и прецизионность) методов и результатов измерений». Часть 1. Основные положения и определения).
ПОГРЕШНОСТЬ ИЗМЕРЕНИЯ — отличие значения измеренной величины от его действительного значения.
ПРИНЯТОЕ ОПОРНОЕ (БАЗОВОЕ) ЗНАЧЕНИЕ - значение величины, которое служит базой для сравнения
Слайд 42ВИДЫ ПОГРЕШНОСТЕЙ
Абсолютная погрешность
Относительная погрешность
Приведенная погрешность
Условия качественного выполнения измерения
1) применение способов уменьшения (в том числе,
частичного исключения) вносимых погрешностей;
2) максимально точная оценка неисключенной погрешности.
Слайд 43УМЕНЬШЕНИЕ ВЕЛИЧИНЫ ПОГРЕШНОСТИ ЗА СЧЕТ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ СИСТЕМАТИЧЕСКИХ И СЛУЧАЙНЫХ ПОГРЕШНОСТЕЙ.
Систематической
погрешностью называется такая ошибка, которая при повторении измерения в воспроизводимых
(сходных) условиях не изменяется либо изменяется строго закономерно (предвиденно).
Слайд 44Случайной погрешностью называется такая ошибка, которая при повторении процедуры измерения
в сходных условиях изменяется случайным непредвиденным) образом.
Промахом называют грубую погрешность,
обусловленную в большинстве случаев существенными нарушениями правил измерений и приводящую к заметно отличающемуся в серии результату (к так называемому выбросу).
Слайд 45
ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ ДЛЯ УМЕНЬШЕНИЯ ИЛИ ИСКЛЮЧЕНИЯ СИСТЕМАТИЧЕСКИХ ПОГРЕШНОСТЕЙ:
1) использовать более
точный прибор, лучший метод и привлечь более квалифицированного оператора;
2) перевести
систематическую погрешность в случайную с дальнейшим использованием методов уменьшения последней.
Слайд 46УСЛОВИЯ ДОСТИЖЕНИЯ ДОСТОВЕРНОСТИ, АДЕКВАТНОСТИ И ТОЧНОСТИ ИЗМЕРЕНИЙ И ОЦЕНОК
методом разработки и принятия (использования) адекватной модели объекта измерения;
правильным
выбором метода и средств измерения;
использованием соответствующих методов обработки и представления результатов измерений
Слайд 47КАЧЕСТВО ИЗМЕРЕНИЙ
Свойства качества измерений
сходимость результатов измерений;
воспроизводимость результатов измерений;
правильность измерений;
надежность результатов измерений;
точность измерений;
своевременность выполнения измерений;
полнота измерений;
затратность измерений.
Слайд 49
Задачи квалиметрии.
Методы оценки качества. Оценка качества СДМ. Оценка качества услуг
технического сервиса
Слайд 50 ЗАДАЧИ КВАЛИМЕТРИИ
• методы сбора и обработки исходных данных для вычисления
и установления требований к их точности;
• методы определения оптимальных значений
показателей качества;
• обосновать выбор и установить показатели качества при планировании повышения качества;
• разработать единые принципы и методы оценки качества;
• создать классификацию общих принципов измерения и оценки свойств качества.
Слайд 51
МЕТОДЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА
1. Измерительные методы
2. Регистрационные методы
3. Расчетные методы
4. Органолептические
методы
5. Экспертные методы
6. Социологические методы
7. Комбинированные методы
Слайд 52СМЕШАННЫЙ СПОСОБ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА
1. Единичные показатели качества объединяют в ряд
групп. В каждой из них определяют групповой комплексный показатель.
2. Найденные
величины групповых комплексных и отдельно взятых наиболее важных единичных показателей подвергают сравнению с соответствующими значениями базовых показателей, т.е. применяют принципы дифференциального метода.
3. Оценка качества машин строительного комплекса
Слайд 53ФАКТОРЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА
ОБЪЕКТИВНЫЕ (уровень конструирования,
уровень производства, средства контроля и др.);
СУБЪЕКТИВНЫЕ (профессиональное
мастерство, личная заинтересованность);
НЕПОСРЕДСТВЕННО ВЛИЯЮЩИЕ на качество продукции (сырье, материалы, комплектующие, конструкция и конфигурация деталей и сборочных единиц, качество технологических процессов изготовления и сборки);
СТИМУЛИРУЮЩИЕ качество (социальная и экономическая целесообразность и эффективность производства, материальная заинтересованность и др.).
способствующие сохранению качества (консервация, условия
хранения, транспортирования, реализации, эксплуатации).
Слайд 54Система разработки машин в России регламентируется
ГОСТ 15.000-82. «Система разработки и
постановки продукции на
производство. Общие положения»
Система предусматривает
• разработку технического задания;
• разработку
технической и нормативной документации;
• изготовление и испытание образцов продукции;
• приемку результатов разработки.
Слайд 55СТРАТЕГИИ ВЫЖИВАНИЯ ФИРМЫ – СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ КАЧЕСТВА
Первый лозунг: «ищите японца»,
т.е. авторитетное лицо, рекомендациям которого поверят прежде всего руководители. Для
самой Японии таким «японцем» стал американец Деминг, который принес в страну новую идеологию - идеологию управления качеством. Психология всех народов одинакова: если говорит иностранец, особенно японец, директор его послушает. Так что должен быть авторитетный образец или авторитетное лицо, которое даст первый толчок походу за качеством.
Слайд 56СТРАТЕГИИ ВЫЖИВАНИЯ ФИРМЫ – СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ КАЧЕСТВА
Второй лозунг: «воспитайте ведьму
в своем коллективе», т.е. на самом предприятии необходим хотя бы
один специалист, высоко-
профессионально владеющий вопросами управления качеством и способный идеологически руководить работой и внедрением системы.
Слайд 57СТРАТЕГИИ ВЫЖИВАНИЯ ФИРМЫ – СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ КАЧЕСТВА
Третий лозунг: «поторапливайся не
спеша». Не надо залихватских планов - вспомним об эффекте бамбука:
четыре года его росток не прорастает, но зато потом он растет быстро, почти на глазах. Необходим строгий расчет, реальные разумные сроки, хороший подготовительный период.