Слайд 11Определение
КАЧЕСТВО - степень соответствия присущих характеристик требованиям
п. 3.1.1. ГОСТ
Р ИСО 9000:2001
Слайд 12Менеджмент качества
скоординированная деятельность по руководству и управлению организацией применительно к
качеству
п.3.2.8. ГОСТ Р ИСО 9000-2001
Слайд 13Связь менеджмента качества с общим менеджментом
1900-1920
1920-1950 1950-1980 1980-по настоящее время
МЕНЕДЖМЕНТ КАЧЕСТВА
ОБЩИЙ МЕНЕДЖМЕНТ
МВО
МВQ
ВСЕОБЩИЙ
МЕНЕДЖМЕНТ КАЧЕСТВА
ШКОЛА
НАУЧНОГО
УПРАВЛЕНИЯ
ШКОЛА
ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ
ОТНОШЕНИЙ
АДМИНИСТР.
ШКОЛА
УПРАВЛЕНИЯ
СТАТИСТИЧЕСКИЙ
КОНТРОЛЬ
КАЧЕСТВА
ВСЕОБЩИЙ
КОНТРОЛЬ
КАЧЕСТВА
СИСТЕМНЫЙ
ПОДХОД
ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ:
Производственный
- финансовый
- инновационный и др.
Слайд 15Процесс «создания качества»
Реализация требований к качеству в
выпускаемой продукции
Реализация требований к качеству в товаре
Удовлетворение потребностей
(оценка качества потребителем)
Интерпретация потребности Выяснение требований к качеству
Осознание потребности
Воплощение требований к качеству в
образце продукции
Слайд 16Служба маркетинга изучила запросы потребителей
Слайд 21Показатели качества - количественно или качественно установленные конкретные требования к
характеристикам (свойствам) объекта, дающие возможность их реализации и проверки.
Слайд 24Квалиметрия
Теоретические и прикладные проблемы оценки качества объектов (изделий, услуг,
процессов, систем) изучаются наукой, называемой квалиметрией.
Задачи квалиметрии :
разработка методов
определения численных значений показателей качества продукции, сбора и обработки данных для установления требований к точности показателей;
разработку единых методов измерения и оценки показателей качества;
разработку единичных, комплексных и интегральных показателей качества продукции.
Слайд 25Методы квалиметрии
инструментальный (измерительный);
расчетный;
статистический (регистрационный);
органолептический;
экспертный;
социологический;
комбинированный.
Слайд 26Методика количественной оценки конкурентоспособности
Формирование потребителями (экспертами) перечня показателей качества
Ранжирование показателей
качества
Выставление балльных оценок товару-конкуренту по каждому показателю качества
Определение индекса конкурентоспособности
каждого показателя качества собственного товара
Расчеты
Слайд 30Пирамида качества
ВСЕОБЩЕЕ
КАЧЕСТВО
Слайд 31Уильям Эдвардс Деминг
1900 -1994
Слайд 33Принципы совершенствования качества
Деминга
Постоянство целей
Отказ от низкого качества во всем
Отказ от повсеместного контроля
Отказ от партнерства, основанного только на
цене продукции
Постоянное совершенствование системы производства и обслуживания
Наставничество и обучение
Смещение контроля от количественных показателей к качественным
Слайд 34Принципы совершенствования качества Деминга
Устранение страха
Устранение барьеров между подразделениями и сотрудниками
организации
Отказ от лозунгов, транспарантов и наставлений для рабочих
Отказ от
количественных оценок работы
Поддержка чувства профессиональной гордости в сотрудниках
Внедрение системы образования и самосовершенствования сотрудников
Приверженность руководства организации идее качества
Слайд 35Джозеф Мосес Джуран
1904 – 2008 (29 февраля)
Слайд 36Принципы Джурана
1. Формирование осознания потребности в качественной работе и
создание возможностей для улучшения качества.
2. Установление целей для постоянного совершенствования
деятельности.
3. Создание организации, способной эффективно работать над достижением целей, сформировав команды и выбрав координаторов.
4. Предоставление возможности обучения всем сотрудникам организации.
5. Выполнение проектов для решения проблем.
Слайд 37Принципы Джурана
6. Информирование сотрудников организации о достигнутых успехах.
7. Выражение
признания сотрудникам, внесшим наибольший вклад в улучшение качества.
8. Информирование о
результатах.
9. Регистрация достижений.
10. Внедрение и закрепление достижений, которых удалось добиться за год, в системы и процессы, постоянно функционирующие в организации.
Слайд 39Принципы совершенствования качества
Кросби
1. Четкое определение приверженности руководства организации идее
качества
2. Использование командной работы для улучшения качества
3. Оценка качества и
определение текущих и возможных проблем с качеством
4. Определение стоимости качества
5. Определение стоимости некачественной работы и доведение этой информации до подчиненных
6. Корректировка действий
7. Создание специального комитета по работе с программой «нулевого брака»
8. Обучение специалистов, которые будут внедрять программу «нулевого брака».
Слайд 40Принципы совершенствования качества
Кросби
9. Проведение "Дня нулевого брака"
10. Мотивация
персонала к установлению целей, подразумевающих улучшение качества
11. Стимулирование подчиненных к
сообщению о проблемах, не позволяющих им работать без брака
12. Общественное признание тех, кто достигает поставленных целей и отлично выполняет работу
13. Организация Советов качества
14. Неоднократное повторение пунктов 1-13, так как процесс совершенствования качества бесконечен.
Слайд 41Японские «гуру» качества
К. Исикава
Т. Тагути
Слайд 42Концепция всеобщего менеджмента качества (TQM)
Цели:
Ориентация предпринимательства на удовлетворение текущих и
потенциальных запросов потребителей;
Возведение качества в ранг цели предпринимательства;
Оптимальное использование всех
ресурсов организации.
Слайд 43Принципы TQM
Ориентация на потребителя
Лидирующая роль руководства
Вовлеченность персонала
Процессный подход
Системный подход к менеджменту
Постоянное совершенствование
Принятие решений, основанное на
фактах
Взаимовыгодные отношения с поставщиками
Слайд 44Советский период
в управлении качеством
Слайд 45Система БИП (Бездефектное изготовление продукции)
1955 год – г. Саратов -
машиностроительное предприятие
ПРИНЦИПЫ:
непосредственный исполнитель несет полную ответственность за качество выполняемой работы;
отступления
от требований технической, технологической или другой документации НЕ ДОПУСКАЮТСЯ;
составление ведомостей дефектов работниками ОТК при приеме продукции НЕ ДОПУСКАЕТСЯ;
продукция предъявляется ОТК после предварительной проверки ее исполнителем;
продукция с неустранимыми дефектами определяется исполнителем и отдельно предъявляется ОТК для оформления акта о браке;
при обнаружении первого же дефекта ОТК возвращает исполнителю ВСЮ продукцию НА ДОРАБОТКУ :
последующие предъявления продукции ОТК осуществляются с разрешения руководства цеха (предприятия).
Слайд 46РЕЗУЛЬТАТЫ БИП
переход рабочих на работу с личными клеймами
получила развитие особая
организационная форма – «День качества»
Появилась новая форма обучения – «Школа
качества»
Слайд 47Система КАНАРСПИ
(Качество, надежность, ресурс с первого изделия)
1956-58 гг. - Горьковский
авиационный завод – Талгат Сейфи
ПРИНЦИПЫ:
Исследование и испытание конструкций и
технологических процессов на ранних стадиях (идея «входного контроля» и др.)
Творческое сотрудничество конструкторских и производственных подразделений
Обучение сотрудников
Слайд 49РЕЗУЛЬТАТЫ КАНАРСПИ
Создание служб надежности, управления качеством, лабораторных центров
Развитие экспериментальной
базы
Защита более 40 диссертаций
Совместные исследования с отраслевыми и академическими институтами,
Госстандартом СССР
Система КАНАРСПИ позволила на многих предприятиях:
сократить сроки доводки новых изделий до заданного уровня качества в 2-3 раза;
повысить надежность выпускаемых изделий в 1,5-2 раза;
увеличить ресурс изделия в 2 раза;
снизить трудоемкость монтажно-сборочных работ в 1,5-2 раза.
Слайд 50ИТОГИ и ВЫВОДЫ
1987 год - КС УКП (комплексные системы управления
качеством продукции) были внедрены в 25,5% всех строительно-монтажных организаций и
на 70% предприятий промышленности.
ОСНОВНОЙ НЕДОСТАТОК – формализм
Сущность управления качеством - определение и регламентация требований к уровню качества продукции, обеспечение, контроль и стимулирование реализации этих требований.
Такое управление было единственно возможным в условиях планово-распределительной системы управления народным хозяйством
Слайд 51Японский опыт
7 Принципов управления:
Вовлечение в процесс обеспечения качества каждого сотрудника
Использование
статистических методов контроля качества
Создание системы мотивации
Слайд 52Японский опыт
4. Поощрение повышения квалификации
5. Организация кружков качества
Создание команд специалистов
7. Превращение проблемы обеспечения качества в
общенациональную задачу
Слайд 547 простых инструментов МК
Диаграмма Исикавы (5М)
Слайд 557 простых инструментов МК
Диаграмма Исикавы (5P)
Слайд 56Простые инструменты МК
Диаграмма Парето
Слайд 57Контрольный листок (или лист) —инструмент для сбора данных и их упорядочения.
Цель -
облегчение дальнейшего использования собранной информации.
Слайд 59Гистограммы
Гистограмма (столбиковая гистограмма) - способ графического изображения данных, отражающий состояние
качества проверенной партии изделий.
Цель - разобраться в состоянии качества изделий
в генеральной совокупности, выявить в ней положение среднего значения и характер рассеивания.
Слайд 61Контрольные карты
Контрольная карта состоит из центральной линии (CL), нижнего контрольного
предела (LCL), верхнего предела (UCL) и последовательности значений показателя качества.
Типы контрольных карт:
Х-карта ( х – измеряемое значение)
- карта ( карта средних значений и размаха значений)
pn- карта (карта числа дефектных изделий)
p-карта (карта доли дефектов)
c-карта (карта числа дефектов в проверенной группе изделий)
u- карта (карта числа дефектов на одно изделие).
Слайд 63Современный инструментарий МК – диаграмма сродства
Слайд 65Выявляем общий признак для каждой группы:
группа 1 - условия работы;
группа
2 - вероятный общий признак выделить сложно, поэтому группу необходимо
разделить на подгруппы;
группа 3 - контроль;
группа 4 - человеческий фактор;
группа 5 - средства обеспечения и снабжение;
группа 6 - техника безопасности.
Слайд 66Итоговый вариант диаграммы сродства
Слайд 67Современный инструментарий МК – диаграмма связей
Слайд 68
ОСНОВНЫЕ ТИПЫ ПОТЕРЬ
У БОЛЬШИНСТВА КОМПАНИЙ
Избыточные запасы.
Ненужные движения.
Ненужные транспортировки или перемещения
объектов.
Отклонения по качеству, стоимости и срокам выполнения программ.
Ожидания или задержки
(простаивание людей или хранение материалов).
Слайд 69
ОСНОВНЫЕ ТИПЫ ПОТЕРЬ
У БОЛЬШИНСТВА КОМПАНИЙ
6. Производство сверх программы или недопроизводство.
Неэффективная
наладка.
Неэффективный контроль.
Излишние расходы, включая слишком большие накладные расходы.
10. Отсутствие творчества
- недоиспользование людских
Слайд 70Бережливое производство
Инструмент 5С
Слайд 73Бережливое производство
Инструмент 5С состоит из пяти шагов:
«Sort» — Сортируйте —
Избавьтесь от
ненужного — разделите предметы на 3 категории —
ненужные, не
нужные срочно, нужные.
Если сомневаетесь — выбросьте это.
Слайд 74Бережливое производство
Инструмент 5С состоит из пяти шагов:
2. «Set in Order» — Соблюдайте
порядок — Свое место каждому предмету, всякому предмету свое место.
Слайд 75Бережливое производство
Инструмент 5С состоит из пяти шагов:
3. «Shine» — Содержите рабочее место
в чистоте —
Уборка, проверка, устранение неисправностей. Чисто не там, где
убирают, а там где не сорят.
Слайд 76Бережливое производство
Инструмент 5С состоит из пяти шагов:
4. «Standardize» — Стандартизуйте процедуры поддержания
чистоты и порядка. Посмотрите и решите, что нужно делать всегда.
Слайд 77Бережливое производство
Инструмент 5С состоит из пяти шагов:
5. «Sustain» — Совершенствуйте порядок. Чем
меньше усилий делаете над собой, тем лучше.
Слайд 79Опыт
Ярославского электровозоремонтного завода
Внедрение системы 5S
Слайд 88Бережливое производство
Кайдзен (kaizen) в прямом переводе - изменения к лучшему
Дзидока -
Jidoka (Встраивание качества) - методика, используемая, для сокращения дефектов, отходов и
переделки.
Слайд 90Премии качества
Премия Деминга (Япония, 1951 год)
Премия Болдриджа (США, 1987 год)
Европейская
премия (1992 год)
Российская премия (1996 год)
Слайд 92Модель Российской премии качества
Слайд 95Современный этап в развитии российского менеджмента качества
«… мало продемонстрировать свою
способность произвести продукцию высокого качества, полностью отвечающую требованиям заказчика. …
Предприятие должно предоставить гарантию того, что способно выпускать высококачественную продукцию всегда.
Именно это и является стратегической целью менеджмента качества
в современных условиях.»
КАЧАЛОВ Владимир Алексеевич,
заместитель Генерального директора АОЗТ “Интерсертифика”.
Слайд 96Текущая ситуация
Активное реформирование сферы технического регулирования (новый закон был принят
в 2002 году)
Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. N
184-ФЗ "О техническом регулировании“
(с изменениями от 9 мая 2005 г., 1 мая, 1 декабря 2007 г., 23 июля 2008 г., 18 июля, 23 ноября, 30 декабря 2009 г., 28 сентября 2010 г., 21 июля, 30 ноября, 6 декабря 2011 г., 28 июля 2012 г.)
На начало 2005 г. Россия имела 3816 признанных за рубежом сертификатов соответствия ИСО 9001:2000 и занимала 33 место. (Китай, Италия и Великобритания, занимающие первые три места, имели соответственно: 132926, 84485 и 50884 сертификатов соответствия ИСО 9001:2000 – данные ISO)
На декабрь 2006 – 6398 (Китай - 162 259)
Слайд 97Цели технического регулирования
Защита жизни человека, окружающей среды, включая животных
и растения;
Защита имущества федерального, муниципаль-ного, а также имущества граждан;
Предупреждение действий,
которые могут ввести в заблуждение людей как потребителей продукции.
Слайд 98Реформирование национальной системы стандартизации
Концепция развития национальной системы стандартизации на период
до 2010 года (разработана в 2005 г. и в 2006
г. утверждена Распоряжением Правительства РФ от 28 февраля 2006 г. N266-Р)
до конца 2010 г. было необходимо разработать и принять вместо всех действующих законодательных актов технические регламенты, устанавливающие обязательные требования к продукции.
Слайд 99Реформирование национальной системы стандартизации
Конец 2008 г. – было принято 6
технических регламентов (ТР),
на январь 2010 г. – 15,
В
2010 г планировалось принять 40, в 2011 г – 12 регламентов.
на 01.02.11 - 24 ТР; на 01-02-14 - 13 действующих ТР (11 утратили силу); на 01.02.15 - 34 ТР ТС и 24 ТР РФ.
Сроки разработки: Правительство -2,5 месяца; эксперты – 15-20 месяцев
Слайд 100Технические регламенты Таможенного союза
единые принципы и правила технического регулирования в
Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации
В график разработки первоочередных
ТР Таможенного союза на 2011 были включены 47 регламентов.[11]
Планы: 5 – в 4 квартале 2012 года
23 – в 2013 году
Ответственные разработчики – РФ ( 16 ), Казахстан (6), Беларусь ( 2 ), Евразийская экономическая комиссия ( 3 )
На 01.02.2014 действовало 23 ТР ТС
На 01.02.15 – 34 ТР ТС
Слайд 101Концепция развития национальной системы стандартизации РФ на период до 2015
г. (разрабатывается с 2011 г.)
Приоритетные направления стандартизации:
развитие медицинской техники, технологий
и фармацевтики,
повышение энергоэффективности, экозащищённости,
развитие ядерных и космических технологий, телекоммуникационных и информационных технологий,
развитие техники и технологий в нефтегазовой и горнорудной отраслях, в строительстве,
Слайд 102
Приоритетные направления стандартизации:
обеспечение охраны труда,
развитие услуг, в том числе для
социально-незащищённых слоёв общества,
обеспечение безопасности и повышение конкурентоспособности продукции лёгкой промышленности,
аграрно-промышленного комплекса, в том числе развитие органического сельского хозяйства, развитие транспортной отрасли.
Слайд 104Семейство стандартов ISO 9000
третья версия стандартов ISO - дата
опубликования - 15 декабря 2000 г.
ISO 9001:2000 «Системы менеджмента качества.
Требования» – устанавливает требования для систем менеджмента качества и определяет модель СМК, основанную на процессах
Слайд 105 В 2012 году исполнилось 25 лет с момента принятия первых
пяти стандартов ИСО серии 9000.
На юбилейном заседании в Санкт-Петербурге
ИСО/ТК 176 начал очередной пересмотр стандарта ИСО 9001.
Более 1 млн. в 170 странах мира сертифицировали свои системы качества на соответствие стандартам ИСО 9000.
Россия за 10 лет перешла с 40-го на 3-е место в мире по числу выданных сертификатов на внедрение стандартов этой серии.
Слайд 106Страны-лидеры, имевшие в 2010 г. наибольшее количество сертификатов соответствия ИСО
9001
в 2011-м российские компании получили 12663 сертификата, что почти в
пять раз меньше. На 3 месте оказалась Япония, а РФ не вошла в десятку лидеров
Слайд 108Предпоследние изменения
15 ноября 2008 года было официально принято и опубликовано
4 издание стандарта ИСО 9001.
В РФ Федеральное Агентство по техническому
регулированию и метрологии утвердило стандарт ГОСТ Р ИСО 9001-2008
с датой введения 13 ноября 2009 года
и правом досрочного применения приказом
№ 470-ст от 18 декабря 2008 г.
(около 100 изменений в тексте)
Слайд 109Предпоследние изменения
С 01 января 2013 г. в России введен в
действие межгосударственный стандарт
ГОСТ ISO 9001–2011 «Системы менеджмента качества. Требования»,
принятый Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол № 48 от 22.12.2011).
С 01.01.2013 г. прекращено применение на территории РФ ГОСТ Р ИСО 9001-2008.
Слайд 110Предпоследние изменения
Содержание ГОСТ ISO 9001–2011 полностью идентично содержанию ГОСТ Р
ИСО 9001–2008.
Сертификаты, выданные на соответствие требованиям ГОСТ Р ИСО 9001–2008,
действительны до окончания срока их действия
Слайд 111Последние изменения
Очередная редакция стандарта на системы менеджмента качества ISO 9001:2015
будет радикальной переработкой предыдущей версии 2008 года.
Главная цель -
унификация структуры и гармонизация со стандартом по менеджменту риска ISO 31000.
Слайд 113Преимущества сертификации
по ГОСТ Р ИСО 9001-2011
Укрепление деловой репутации компании;
Рост
инвестиционной привлекательности фирмы;
Получение льготных кредитов;
Расширение целевого рынка компании;
Приоритет при участии
в тендерах, в том числе на получение государственных и муниципальных заказов;
Построение всех бизнес-процессов в соответствии с действующими международными стандартами.
Слайд 118Стандарты отраслевого характера, ориентированные на потребителя
QS 9000 или ИСО/ТУ
16949 - для поставщиков в автомобильной отрасли,
TL 9000 -
для телекоммуникаций,
ISO 29001 - нефтехимическая и газовая отрасль,
AS 9100 - поставщики аэрокосмических компонентов, и т.д.
Слайд 119Страны-лидеры, имевшие в 2010 году наибольшее количество сертификатов соответствия ИСО 14001
Слайд 120Основы философии Менеджмента качества
Документируй то, что делаешь, и делай, как
гласит документ
Возможность анализа неудачи
Возможность повторения удачи
Главной целью ставь
удовлетворенность потребителя
Понятие качества получает конкретный смысл
Качество становится измеряемым
Планируй - делай, что запланиро-вал - контролируй выполнение - совершенствуй результаты
Возможность предвидеть проблемы
Непрерывный контроль соответствия плану
Сужение диапазона разброса результатов
Слайд 121Система менеджмента качества
Система менеджмента качества (СМК) – это система,
состоящая из организации, процессов, документов и ресурсов, направленная на формирование
политики и целей в области качества, а также на достижение этих целей
Слайд 122Необходимость СМК (основные проблемы предприятий и организаций)
Срыв сроков
Выход за рамки
бюджета
Получение результата, не соответствующего начальным требованиям
Большие затраты на доработку ошибок,
обнаруженных в процессе потребления или эксплуатации
Низкая конкурентоспособность на рынке
Возможность получения госзаказов и участия в тендерах
Изменение модели бизнеса
Проблемы в управлении проектами:
Слайд 123Модель СМК по ISO 9001
Универсальная модель, пригодная для всех видов
произ-водства. Основана на 8 принципах менеджмента качества:
1. Ориентация на
потребителя
2. Лидерство
3. Вовлеченность
4. Процессный подход
5. Системный подход к управлению
6. Постоянное совершенствование
7. Принятие решений, основанное на фактах
8. Взаимовыгодное сотрудничество с поставщиками
Слайд 124Документация СМК
Приказы и положения по предприятию, относящиеся к СМК ("О
совершенствовании системы качества", "О представителе руководства", "О службе качества");
Программа реализации
проекта, раскрывающая ответственность должностных лиц за процедуры;
Политика в области качества – основные направления и цели организации в области качества (выраженные в измеримых количественных показателях), официально сформулированные руководством;
Руководство по качеству – документ, излагающий политику в области качества и описывающий систему качества;
Слайд 125Документация СМК
План качества – документ, определяющий, какие про-цедуры и соответствующие
им ресурсы, кем и когда должны применяться к конкретному проекту
(продукции, процессу или контракту);
Карты процессов;
Методологические инструкции;
Процедуры системы качества;
Рабочие инструкции, связанные с качеством;
Контрольные инструкции, связанные с качеством.
Слайд 126Структура документации. Пирамида
“Пирамида документов”
Политика качества
Руководство по качеству
Описания процессов
Процедуры:
руководства, инструкции
Шаблоны, формы
Заполненные
формы, протоколы, письма и т.п.
Записи
Документы
Слайд 127Функционирование СМК
Высшее руководство
Совет по качеству
Формулировка политики и целей качества
Определение
основных бизнес-процессов
Распределение ответственности на верхнем уровне
Анализ эффективности СМК
Владелец бизнес- процесса
Обеспечение
выполнения бизнес-процесса в соответствии с СМК
Сбор данных о ходе выполнения процессов Анализ эффективности бизнес-процесса
Документирование процессов и процедур
Обеспечение управления ресурсами
Обеспечение выполнение действий по повышению эффективности СМК
Менеджер по качеству
Документирование СМК (совместно с владельцами процессов)
Сбор данных о ходе выполнения процессов
Анализ хода выполнения процессов
Исполнитель
Выполнение порученных заданий в рамках должностной инструкции и в соответствии с процедурами СМК
Менеджер проекта
Управление выполнением проекта:
запрос необходимых ресурсов,
выпуск и контроль проектных документов
Линейный менеджер
Слайд 128Рекомендуемые действия по формированию СМК
На основании "Отчета об анализе существующей
системы" разработать план создания системы
2. Разработать и утвердить приказ "О
совершенствовании системы качества на предприятии“
3. Разработать и утвердить положение о представителе руководства по системе качества, описав его ответст-венность и полномочия
4. Определить функции и ответственность постоянно действующей службы системы качества.
Слайд 129Рекомендуемые действия по формированию СМК
5. Разработать программу разработки, внедрения и
сертификации системы менеджмента качества
6. Разработать матрицу ответственности за реализацию процедур
7.
Определить и документально зафиксировать ответственность должностных лиц за процедуры или элементы системы качества
8. Руководству сформулировать "Политику в области качества"
Слайд 130Рекомендуемые действия по формированию СМК
9. Разработать карты процессов и процедуры
системы качества
10. Согласовать процедуры между собой и обеспечить их соответствие
"Политике в области качества“
11. В соответствии с процедурами разработать рабочие инструкции
12. Сформулировать и формализовать "Руководство по качеству".
Слайд 131Для получения сертификата ИСО (ISO) 9001 заверитель должен представить:
копии всех
учредительных документов, свидетельств о государственной регистрации предприятия, постановке на налоговый
учет, действующие лицензии в которых перечислены виды деятельности;
полный список производимой продукции, а также ее краткие характеристики;
перечень нормативно-технической документации, на которую опирается организация при выпуске продукции и товаров;
Слайд 132Для получения сертификата ИСО (ISO) 9001 заверителем представляются:
политика организации в
отношении качества производимой продукции;
структурная схема производственных и иных отделений компании;
сведения
о квалификации сотрудников компании;
отзывы, сертификаты, дипломы и иные документы, которые позволяют положительно охарактеризовать предприятие.
Слайд 133ОПЫТ ВНЕДРЕНИЯ
системы менеджмента качества
на энергоснабжающем Муниципальном предприятии Щелковского района
Московской области
«ЩЕЛКОВСКИЕ ЭЛЕКТРОСЕТИ»
Слайд 134Перечень оказываемых услуг
ОСНОВНЫЕ - передача и распределение электроэнергии;
СОПУТСТВУЮЩИЕ УСЛУГИ:
ремонт
электрооборудования;
выполнение электромонтажных и пусконаладочных работ;
разработка проектов электроснабжения;
проведение испытаний
электрооборудования
Слайд 135Особенности предприятия
распоряжение имуществом на праве хозяйственного ведения или аренды
руководители
большую часть времени занимаются текущими делами, мало внимания уделяя стратегии
отсутствие
четкого описания производственных процессов
отсутствие информации о расходах на устранение брака до внедрения системы менеджмента качества
Слайд 136Причины создания СМК
Повышение конкурентоспособности
Получение статуса гарантированного поставщика
Снижение себестоимости оказываемых
услуг
Слайд 137ЭТАПЫ ВНЕДРЕНИЯ
1. экспертиза существующей системы управления
2. разработка системы
управления качеством и подготовка необходимой документации
3. внедрение системы менеджмента
качества
4. подготовка к сертификации
Начало работ – апрель 2003 года
Привлеченная организация – аудиторская компания «Финансы»
Общее время на создание и внедрение СМК составило 1,5 года
Слайд 138Иерархия документации СМК
Основополагающие документы:
политика в области качества, руководство по
качеству
Нормативные документы:
стандарты предприятия и обязательные для выполнения внешние
стандарты и правила
Технологические и организационные документы: технологические карты, положения, инструкции, методики
Первичные носители записей о качестве:
журналы, акты, протоколы и т.д.
Слайд 139Разработанная документация СМК
Обязательная документация
Дополнительная документация
6 стандартов предприятия
14 стандартов предприятия
Слайд 140Структура службы менеджмента качества
Представитель руководства предприятия –ответственный за менеджмент качества
Служба обеспечения качества
Группа экспертов по внутренним аудитам
Уполномоченные по
качеству в подразделениях
Слайд 141НОВОЕ НА ПРЕДПРИЯТИИ
Сбор и анализ удовлетворенности потребителей
Входной контроль качества материальных ресурсов
Управление средствами измерений
Уменьшение потерь,
связанных с некачественной работой
Слайд 142РЕЗУЛЬТАТЫ
За 2004 г. фактические потери электроэнергии снижены на 9,5% по
сравнению с 2003 г.;
Экономия электроэнергии - более 3 млн. кВт•ч;
Дополнительный доход предприятия - почти 4 млн. рублей;
Проведение в декабре 2004 года аудита независимым органом по сертификации, подтвердившего соответствие системы менеджмента качества требованиям ISO 9001;
получение предприятием сертификата на СМК
Слайд 143Интегрированная система менеджмента качества
Часть общей системы предприятия, отвечающая двум или
более международным стандартам на общие системы менеджмента (ISO 9001, ISO
14000, OHSAS 18000 …)
Слайд 145
Стандарт ISO 50001:2011 «Системы энергетического менеджмента»
Цены на энергоносители растут
Климат изменяется.
Компаниям
промышленного сектора, с затратами на энергию до 20%, сертификация по
ISO 50001 позволит:
Снизить производственные затраты.
Повысить конкурентоспособность (оказание энергетических услуг, привлечение новых инвестиций).
Слайд 149Статьи затрат
на оценку и
контроль качества
Проведение приемных испытаний
Контрольно-испытательное оборудование
Инвентаризация складских запасов
Проверка работоспособности
Отчетность о
результатах контрольно-испытательных работ
И т.п.
Слайд 150Статьи затрат
на предупреждение дефектов
Планирование системы качества
Анализ качества
Проверка
и техническое обслуживание оборудования
Работа с поставщиками
Подготовка кадров в области качества
Аудит
системы качества
И т.п.
Слайд 151Затраты, связанные с внутренними отказами
Потери от брака
Простои
Повторные испытания и
контроль
Поиск и устранение неисправностей
И т.д.
Слайд 152Затраты, связанные с внешними отказами
Выполнение гарантийных обязательств
Возвраты
Отзыв продукции
Работа с рекламациями
Потери
продаж
Потеря имиджа
И т.д.
Слайд 153Методы анализа затрат на качество
ФСА (функционально-стоимостный анализ)
ФФА (функционально-физический анализ)
QFD (Quality
Function Deployment) – развертывание функций качества
FMEA (Failure Mode and Effects
Analysis)- анализ возможности возникновения дефектов и их влияния на потребителя
Слайд 154Функционально-стоимостный анализ - методология совершенствования продукции (технологий, оргструктур), задачей которой
является снижение всех видов затрат при одновременном сохранении или повышении
качества.
Соболев Юрий Михайлович (Россия)
1948 г. - первый успех в применении метода поэлементного анализа на Пермском телефонном заводе.
1949 г. - первая заявка на изобретение,
в основе которого лежал новый метод.
Лоуренс Д. Майлс (США)
1947 г. - организация в компании "Дженерал электрик" группы по созданию нового метода.
1949 г. - первая публикация о методе.
Слайд 155Сферы применения ФСА
определение и проведение общего анализа себестоимости бизнес-процессов на
предприятии (маркетинг, производство продукции / услуг, сбыт, менеджмент качества и
др.);
проведение функционального анализа, связанного с установлением и обоснованием выполняемых структурными подразделениями предприятий функций с целью обеспечения выпуска высокого качества продукции и оказания услуг;
определение и анализ основных, дополнительных и ненужных функциональных затрат;
сравнительный анализ альтернативных вариантов снижения затрат в производстве, сбыте и управлении за счет упорядочения функций структурных подразделений предприятия;
анализ интегрированного улучшения результатов деятельности предприятия.
Слайд 157ЭВОЛЮЦИЯ "ЖУЛИКОВ", ВЫПОЛНЯЮЩИХ ОДНУ ФУНКЦИЮ ПОЛВЕКА
Слайд 159Объект ФСА — подвергаемая анализу техническая система (ТС) или ее
элементы.
Подсистема — система, входящая в состав анализируемой ТС.
Надсистема—система, включающая анализируемую
ТС.
Слайд 161Функция мясорубки
«измельчать продукт», а не «резать мясо», поскольку глагол «резать»
указывает на конкретную технологическую операцию, а глагол «измельчать» допускает многовариантность
выполнения этого действия.
Понятие «продукт» в данном случае является более обобщенным, чем понятие «мясо».
Слайд 162Ранжирование функций ручной мясорубки
Слайд 163Полезные, вредные и нейтральные функции
выполнению полезных функций в анализируемом объекте
всегда сопутствуют вредные и нейтральные функции.
Пример. Нож мясорубки при работе
одновременно выполняет несколько функций:
полезную — измельчать продукт,
вредную — сминать продукт,
нейтральную — нагревать продукт.
Слайд 164Ранжирование функций
Главная функция мясорубки — «измельчать продукт».
Функции элементов мясорубки:
шнека с корпусом — F1— «принимать продукт (для переработки)»; F2
— «перемещать продукт (к режущей паре)», F3 — «сжимать продукт», F4 — «вводить продукт (в решетку)»; ножа с решеткой — FU—«измельчать продукт».
Слайд 165Ранжирование функций
Все названные функции ранжируются как основные, так как объектом
каждой из них является «продукт» — объект главной функции.
Поскольку
функции от F1 к F5 образуют последовательные действия с одним объектом (причинно-следственную цепочку), постольку ранг каждой из них определяется местом соответствующего действия в этой цепочке (самый низкий - у F1, самый высокий - у F5).
Слайд 166Модели ФСА
Компонентная (с указанием связей между элементами)
Функциональная
Потоковая
Функционально-идеальная
Слайд 168ФСА в управлении
(АВС-анализ - от activity based costing)
Слайд 171Определение затрат на выдачу наличности через кассу отделения банка
Слайд 173Факторы ресурсов
Факторы ресурсов реализуют связь между ресурсами и функциями. С
помощью факторов ресурсов стоимость ресурсов переносится на себестоимость функций.
Функциональный фактор
– это мера использования данной функции стоимостным объектом
Слайд 174Перенос стоимости ресурсов сотрудника на себестоимость функций фактором ресурсов “прямые
затраты рабочего времени”
Слайд 175Перенос себестоимости функций на себестоимость стоимостного объекта фактором “количество исполнений”
Слайд 176Факторы снижения затрат
сокращение времени, необходимого для выполнения функций;
устранение ненужных
функций;
формирование ранжированного перечня функций по стоимости, трудоемкости или времени;
выбор функции с низкой стоимостью, трудоемкостью и временем;
организация совместного использования всех возможных функций;
перераспределение ресурсов, высвободившихся в результате усовершенствований.
Слайд 177FMEA (Failure Mode and Effects Analysis) — анализ причин и
последствий отказов
первое применение - в США на предприятиях «Большой
тройки» («Chrysler» , «General Motors» , «Ford» )
Сегодня в ведущих корпорациях развитых стран практически ни одно техническое изделие не проектируется без применения метода FMEA.
Слайд 178Методы FMEA-конструкция и FMEA-процесс
Различие - в восприятии возможных несоответствия
в производственном процессе.
FMEA-конструкция - возможное несоответствие (например, отсутствие отверстия
во вкладыше) оценивается как причина отклонений (авария двигателя).
FMEA-процесс - несоответствие рассматривается как отклонение процесса и анализируется причина сбоя (например, поломка сверла).
Слайд 179Этапы FMEA-анализа
1) этап построения компонентной, структурной, функциональной и потоковой моделей
объекта анализа. Если FMEA-анализ проводится совместно с функционально-стоимостным анализом (ФСА)
, то используются ранее построенные модели;
2) этап исследования моделей.
Слайд 180На втором этапе определяются:
потенциальные дефекты для каждого из элементов модели
объекта. Такие дефекты обычно связаны или с отказом функционального элемента
(разрушение, поломка), или с неправильным исполнением элементом его полезных функций;
потенциальные причины дефектов. Для их выявления могут быть использованы диаграммы Исикава, которые строятся для каждой из функций объекта, связанных с появлением дефекта;
потенциальные последствия дефектов для потребителей, поскольку каждый из рассматриваемых дефектов может вызвать цепочку отказов в объекте. При анализе последствий используются структурная и потоковая модели объекта;
возможности контроля появления дефектов. В процессе исследования определяется, может ли дефект быть выявлен до наступления последствий в результате предусмотренных в объекте мер по контролю, диагностике, самодиагностике;
Слайд 181
параметр (Е) тяжести последствий для потребителя. Это экспертная оценка, проставляемая
по 10-балльной шкале. Наивысший балл проставляется для случаев, в которых
последствия дефекта влекут юридическую ответственность;
параметр (А) частоты возникновения дефекта.
Это также экспертная оценка, проставляемая по 10-балльной шкале. Наивысший балл проставляется, когда оценка частоты возникновения дефекта составляет 25% и выше;
Слайд 182
параметр (В) вероятности обнаружения дефекта. Как и предыдущие параметры, является
10-балльной экспертной оценкой, соответствующей наличию скрытых дефектов, которые не могут
быть выявлены до наступления последствий;
параметр (PRZ) риска потребителя.
Определяется как произведение значений параметров А, В и Е. Дефекты с наибольшим параметром риска (PRZ ≥ 125) подлежат устранению в первую очередь. При RPZ ≤ 60 корректирующие мероприятия, как правило, не разрабатываются.
FMEA-анализ обычно проводится в режиме «мозгового штурма» командой специалистов.
Слайд 184Корректирующие мероприятия
исключить причину возникновения дефекта, то есть в результате изменения
конструкции объекта уменьшить возможность возникновения дефекта (уменьшить параметр А);
воспрепятствовать возникновению
дефекта, то есть за счет статистического регулирования помешать возникновению дефекта (уменьшить параметр А);
снизить влияние дефекта (уменьшить параметр Е);
облегчить и повысить достоверность выявления дефекта (уменьшить параметр В).
Слайд 185Ранжирование корректирующих мероприятий
изменение структуры объекта;
2) изменение процесса функционирования объекта;
3) улучшение
системы менеджмента качества.
Слайд 186FMEA-анализ позволяет:
провести объективную оценку проектных требований и альтернативных проектов;
учесть в
проекте требования, связанные с особенностями монтажа или сборки изделия;
повысить в
ходе процесса проектирования вероятность выявления потенциальных причин отказа изделия;
сформировать список потенциальных дефектов по степени их значимости для заказчика;
использовать в дальнейшем результаты анализа для усовершенствования проекта.
Слайд 187Функционально - физический анализ
создан в 70-е годы в результате работ,
параллельно проводившихся в Германии (работы профессора Колера) и в СССР
(работы школы профессора Половинкина).
Цель - анализ физических принципов действия, технических и физических противоречий в технических объектах (ТО) для оценки качества принятых технических решений и предложения новых технических решений
Используемые методы:
эвристические приемы, т. е. обобщенные правила изменения структуры и свойств ТО;
анализ следствий из общих законов и частных закономерностей развития ТО;
синтеза цепочек физических эффектов для получения новых физических принципов действия ТО;
Слайд 188Последовательность ФФА
формулируется проблема; для ее формулировки могут быть использованы результаты
ФСА или FMEA-анализа;
составляется описание функций назначения ТО;
производится анализ
надсистемы ТО;
составляется список технических требований к ТО; этот список должен базироваться на анализе требований потребителей;
строится функциональная модель ТО обычно в виде функционально-логической схемы;
анализируются физические принципы действия для функций ТО;
определяются технические и физические противоречия для функций ТО,
определяются приемы разрешения противоречий и направления совершенствования ТО;
Слайд 189Развертывание функций качества (QFD или РФК)
РФК - метод структурирования пожеланий
потребителя, позволяющий принимать обоснованные решения по управлению качеством процессов.
РФК
позволяет избежать корректировки параметров продукта после его появления на рынке, а следовательно, обеспечить одновременно относительно низкую стоимость и высокую ценность продукта.
Слайд 190Дом качества – основной инструмент РФК
Слайд 191Этапы РФК
Выяснение и уточнение требований потребителей
ранжирование потребительских требований
разработка инженерных
характеристик
вычисление зависимостей потребительских требований и инженерных характеристик
Слайд 192Этапы РФК
построение «крыши»
определение весовых значений инженерных характеристик с учетом рейтинга
потребительских требований, а также зависимости между ними
учет технических ограничений
учет
влияния конкурентов
Слайд 196Сравнительная характеристика методов
ФСА (функционально-стоимостный анализ), QFD (развертывание функций качества),
РМ (управление проектами), R (реинжиниринг), В (бенчмаркинг ), СЕ (параллельная
инженерная разработка).