Слайд 1Основы
научно-исследовательской работы
(основы НИР)
2 курс, IV семестр
Преподаватель:
Бабаскина Елена Геннадьевна
Слайд 2Компетенции, формируемые в результате освоения дисциплины:
ПК-3: способность и готовность к
формированию системного подхода к анализу медицинской информации, опираясь на всеобъемлющие
принципы доказательной медицины, основанной на поиске решений с использованием теоретических знаний и практических умений в целях совершенствования профессиональной деятельности;
ПК-9: способность и готовность … получать информацию из различных источников, работать с информацией в глобальных компьютерных сетях; применять возможности современных информационных технологий для решения профессиональных задач;
ПК-31: способность и готовность изучать научно-медицинскую информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования;
ПК-32: способность и готовность к участию в освоении современных теоретических и экспериментальных методов исследования с целью создания новых перспективных средств, в организации работ по практическому использованию и внедрению результатов исследований.
ОК-5: способность и готовность … к редактированию текстов профессионального содержания…
Слайд 3 Научно-исследовательская работа направлена на комплексную подготовку специалиста к решению профессиональных
задач
(в соответствии с ФГОС ВПО, 2010 г.):
анализ научной литературы;
подготовка рефератов
по современным научным проблемам;
участие в решении отдельных научно-исследовательских задач в области здравоохранения;
подготовка доклада по выполненному исследованию;
Слайд 4Основные навыки, которые вы должны получить:
1. Найти источники информации, причем
строго научные.
Критически оценить найденные источники, отобрать те, которые соответствуют критериям.
Слайд 52. Анализировать содержание научных источников, кратко излагать их содержание
с
соблюдением требований научного стиля, научной этики, а также сопоставлять разные
точки зрения, систематизировать информацию и т.д.
Слайд 63. Составлять библиографическое описание
по ГОСТ 7.1-2003, формировать список литературы
и включать отсылки к нему в текст реферата.
Слайд 74. Представлять собственные научные данные: составлять удобные для восприятия таблицы
и диаграммы -- понятные и логичные,
с соблюдением общепринятых требований
к их оформлению.
Слайд 8Лекция № 1
Поиск научной информации.
Библиографическое описание.
Цитирование, парафраз
и вопросы научной
этики
Слайд 10Зачем нужен обзор научных источников?
Слайд 12Таким образом, для обзора нужны разные виды источников:
Основные:
Монографии
Клинические и экспериментальные
статьи из научных журналов, описания РКИ, метаанализы
Национальные и международные рекомендации
Руководства для врачей
Вспомогательные:
Учебник, учебное пособие, метод. рекомендации и т.п.
Научные статьи – классические обзоры, случаи из практики
Справочник, энциклопедия, словарь
Нормативные документы (законы, положения и т.п.)
Слайд 13МОНОГРАФИЯ
представляет собой полное и всесторонне изучение одной темы;
неправильно понимать
под монографией произведение одного человека, монография может быть коллективной;
содержит
обобщение информации, полученной многими исследователями
за довольно значительный срок
и/или содержит результаты собственных многолетних исследований автора(ов)
Слайд 14СТАТЬЯ ИЗ ЖУРНАЛА (виды)
описание клинического исследования (с участием людей) или
экспериментального исследования
(с использованием животных), обычно промежуточные результаты, т.е. содержит
самые новые данные
обзорная статья (литературный обзор), сама является рефератом по нескольким научным источникам, поэтому должна использоваться дозированно во избежание плагиата, необходимо использовать способ «цитирования по цитате» (см.)
клинический случай описывает одно или несколько наблюдений за пациентами, которые страдают очень редким заболеванием или у которых течение болезни является атипичным, может использоваться как второстепенный источник
Слайд 15НАЦИОНАЛЬНЫЕ И МЕЖДУНАРОДНЫЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ДИАГНОСТИКЕ
И ЛЕЧЕНИЮ
обобщая мировой и
национальный опыт клинических исследований, призваны унифицировать тактику диагностики и лечения
на уровне государственной политики
при соответствующей теме реферата использование строго обязательно
Слайд 16УЧЕБНИК, УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ
систематически излагает знания по какой-либо теме, адаптированные для
определенного уровня и представляющие собой общепринятую, бесспорную, многократно проверенную, но
относительно неновую информацию
не является строго научным источником, но может использоваться в студенческом реферате как его теоретическая база при введении терминов и классификаций
Слайд 17НАУЧНЫЙ СПРАВОЧНИК, ЭНЦИКЛОПЕДИЯ, СЛОВАРЬ
систематически и максимально кратко излагает знания по
многим темам, представляющие собой общепринятую, бесспорную, многократно проверенную, но относительно
неновую информацию
нужен на начальном этапе поиска информации, чтобы понять, по каким ключевым словам искать, третьестепенный источник
Слайд 18Нельзя использовать
популярные и научно-популярные издания,
материалы, авторство которых невозможно
установить, материалы с утверждениями, не доказанными с помощью ссылок на
научные труды или результаты собственных исследований.
статьи из сборников трудов или материалов конференций,
авторефераты диссертаций и диссертации
Не рекомендуется использовать
Слайд 19СТАТЬЯ ИЗ СБОРНИКА ТРУДОВ
пользоваться не рекомендуется, за исключением случаев, когда
ответственным/научным редактором является ученый с большим научным авторитетом (академик РАН)
пользоваться
не рекомендуется,
за исключением случаев, когда тема практически не изучена
читать критически и с сомнением,
т.к. научная экспертиза с большой вероятностью
не проводилась
СТАТЬЯ ИЗ СБОРНИКА МАТЕРИАЛОВ (ТЕЗИСОВ) КОНФЕРЕНЦИИ, СИМПОЗИУМА, СЪЕЗДА И Т.П.
Слайд 20Классические труды
В некоторых случаях студенту следует также показать знакомство с
классическими трудами, сославшись на соответствующие источники.
О наиболее известных научных
трудах
в исследуемой области можно получить информацию в справочных и учебных изданиях, в списках литературы научных статей и монографий, а также у научного руководителя.
Слайд 21ДИССЕРТАЦИЯ
квалификационная работа, которую пишет соискатель ученой степени кандидата/доктора наук по
материалам собственного исследования, выходит на правах рукописи, не является публикацией
краткое
изложение диссертации, выполненное самим автором
пользоваться не рекомендуется, так как соискатель ученой степени (=автор диссертации) обязан отразить все важные результаты своего исследования в статьях, опубликованных в рецензируемых журналах (большей частью из перечня ВАК) – необходимо найти эти статьи и ссылаться на них
АВТОРЕФЕРАТ ДИССЕРТАЦИИ
Слайд 23Основные критерии оценки
научного источника
Научность и авторитетность.
Соответствие исследуемой теме.
«Возраст»
(статьи – «не старше» 5 лет, монографии – «не старше»
10 лет, клинические рекомендации – последней редакции; исключение составляют источники, описывающие методику исследований, и классические труды).
Доступность.
Слайд 24Как оценить научность книги
по формальным признакам?
Важные признаки:
наличие грифа научного/учебного
учреждения,
наличие ученой степени и звания у авторов,
погуглить информацию
об авторах: являются ли они специалистами по данной проблеме? Насколько признанными? Где работают? Есть ли у них публикации по данной проблеме? Являются ли они членами официальных научных академий/сообществ (РАН, РАМН, российское общество ?
количество авторов (хорошо, если точно указано, кто из авторов какую главу писал; если авторов много, обязательно должен быть научный редактор(ы),
формулировка читательского адреса;
Второстепенные признаки: название серии, строгость формулировки названия, специализация издательства (и даже город издания), тираж.
Слайд 25Источник не научный:
нет грифа,
издание адресовано больным, а не врачам,
Кроме того:
автор
специализируется на научно-популярных работах,
издательство не специализированное
Гриф???
Слайд 28Источник научный:
гриф,
издание адресовано врачам,
Кроме того:
авторы имеют очень высок. квалификацию и
научный вес,
издательство специализированное
Слайд 33Как оценить научность журнала
по формальным признакам?
Важные признаки:
включен в международные
системы цитирования Scopus и Web of Science
включен в перечень ВАК,
он рецензируемый («золотой стандарт» ‒ двойное слепое рецензирование), если процедура рецензирования подробно описана – отлично,
есть проверка материалов на плагиат,
на нем написано, что он научный,
не берется плата за публикацию
Второстепенные признаки:
выпускается научным или учебным заведением, научной организацией,
включен в РИНЦ и другие реферативные базы,
главным редактором является известный ученый, в состав редколлегии входят известные ученые,
зарегистрирован как СМИ.
Слайд 34База данных Scopus позиционируется издательской корпорацией Elsevier как крупнейшая в
мире универсальная реферативная база данных с возможностями отслеживания научной цитируемости
публикаций.
Слайд 36Оценка научной значимости журнала
по данным ВАК:
Сайт ВАК: http://vak.ed.gov.ru/.
На сайте
опубликован перечень рецензируемых научных изданий,
в которых должны быть опубликованы
основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук
(две части!)
Слайд 37Перечень ВАК (http://vak.ed.gov.ru/87)
Слайд 43Как оценить
научный вес статьи
по ее содержанию?
Слайд 44Признаки хорошего исследования1:
Выбрана популяция пациентов, которая максимально соответствует тем реальным
больным, которые будут впоследствии получать данное лечение. Возраст, пол, срок
от начала заболевания, степень тяжести и другое прописано в критериях включения и исключения.
Указаны «конечные точки», т.е. четкие критерии, по которым будут судить об эффективности лечения. Конечные точки могут быть «мягкими», например улучшение картины болезни по данным УЗИ, или «жесткими», такими, как выздоровление от заболевания или уровень смертности.
В последнее время в моду всё больше входят «комбинированные конечные точки», объединяющие неравнозначные исходы, например число летальных исходов плюс число госпитализаций в связи с обострением заболевания.
____________________________________
1 Использованы материалы статьи: http://trv-science.ru/2012/10/09/recepty-iz-povarennojj-knigi-klinicheskikh-issledovanijj/
Слайд 45Признаки хорошего исследования1:
Испытываемое лекарство или метод лечения, диагностики обязательно с
чем-то сравнивается. Если лечение заболевания не разработано, то в роли
препарата сравнения выступает плацебо, а если оно имеется — существующий общепризнанный стандарт лечения.
«Традиционные» средства также различаются между собой по эффективности, что является почвой для спекуляций: некоторые исследователи стремятся сравнить новый препарат с заведомо более слабым конкурентом, формально входящим в рекомендации, но в реальности практически не использующимся (например, в исследованиях новых бета-блокаторов в качестве контрольного препарата часто используется атенолол).
____________________________________
1 Использованы материалы статьи: http://trv-science.ru/2012/10/09/recepty-iz-povarennojj-knigi-klinicheskikh-issledovanijj/
Слайд 46Признаки хорошего исследования1:
В идеале должен применяться двойной слепой метод. Его использование является залогом минимизации
ошибок, обусловленных субъективностью врачей и пациентов.
Попадание больного в ту или
иную группу —
рандомизация — определяется генератором случайных чисел. При совмещении этих двух методов исследование становится двойным слепым рандомизированным
плацебо-контролируемым (РКИ), т.е. работой «высшей пробы».
____________________________________
1 Использованы материалы статьи: http://trv-science.ru/2012/10/09/recepty-iz-povarennojj-knigi-klinicheskikh-issledovanijj/
Слайд 47Ранжирование научных работ
по степени соответствия принципам доказательной медицины1:
На нижнем
уровне находятся исследования
типа «случай – контроль», к которым относится большинство диссертационных
работ и небольших отечественных исследований. При их проведении группа пациентов, получающих то или иное лечение, сравнивается
с группой, его не получавшей. Рандомизация, как правило,
не проводится, а слепой метод не используется. Зачастую исследуемые группы пациентов плохо сопоставимы.
Такие исследования приемлемы в том случае, когда речь идет о лечении очень редких болезней, так как они позволяют набрать достаточное для анализа количество наблюдений. ____________________________________
1 Использованы материалы статьи: http://trv-science.ru/2012/10/09/recepty-iz-povarennojj-knigi-klinicheskikh-issledovanijj/
Слайд 48Ранжирование научных работ
по степени соответствия принципам доказательной медицины1:
Далее располагаются анализы
регистров пациентов. Они набирают популярность в связи с накоплением в
них большого массива наблюдений за пациентами. Сегодня мы часто слышим сообщения о «сенсационных» данных о наличии фантастических взаимосвязей или неожиданно выраженном влиянии того или иного препарата на смертность (причем в обе стороны), основанные именно на анализе таких регистров.
Регистры представляют базы данных, в которые вносятся всевозможные характеристики наблюдаемых в условиях реальной клинической практики пациентов, результаты их обследований и назначенное лечение. Врачи, которые вносят информацию о своих пациентах в такой регистр, обычно понятия не имеют, с какой целью она будет использована через несколько лет. ____________________________________
1 Использованы материалы статьи: http://trv-science.ru/2012/10/09/recepty-iz-povarennojj-knigi-klinicheskikh-issledovanijj/
Слайд 49Ранжирование научных работ
по степени соответствия принципам доказательной медицины1:
Средний ярус
в иерархии доказательной медицины занимают проспективные когортные исследования.
Их дизайн регламентируется
до начала включения больных, которые
наблюдаются на протяжении длительного времени.
Минусами этого типа исследований служат предвзятое распределение в группы и отсутствие ослепления.
____________________________________
1 Использованы материалы статьи: http://trv-science.ru/2012/10/09/recepty-iz-povarennojj-knigi-klinicheskikh-issledovanijj/
Слайд 50Ранжирование научных работ
по степени соответствия принципам доказательной медицины1:
«Законодателями мод»
в мире доказательной медицины по праву являются рандомизированные плацебо-контролируемые исследования, в которых
возможность ошибки сведена к минимуму.
Стандартная формула их результатов выглядит так: «В РКИ XXX, включавшем столько-то
тысяч больных, было показано, что по сравнению с плацебо препарат А статистически значимо
снижает смертность от заболевания Б на Х%».
____________________________________
1 Использованы материалы статьи: http://trv-science.ru/2012/10/09/recepty-iz-povarennojj-knigi-klinicheskikh-issledovanijj/
Слайд 51Ранжирование научных работ
по степени соответствия принципам доказательной медицины1:
На вершине
иерархии стоят так называемые
метанализы, «объединяющие» результаты
нескольких РКИ с привлечением аппарата
биомедицинской статистики.
Наиболее авторитетной организацией, занимающейся проведением метаанализов, является
The Cochrane Collaboration.
«Кохрейновские» метаанализы проводятся
по очень жестким правилам, регламентирующим принципы отбора и обработки информации.
____________________________________
1 Использованы материалы статьи: http://trv-science.ru/2012/10/09/recepty-iz-povarennojj-knigi-klinicheskikh-issledovanijj/
Слайд 53ВИДЫ ЭЛЕКТРОННЫХ БАЗ ДАННЫХ
По виду информации:
Библиографические
Содержат только библиографическое описание источника
Реферативные
Содержат
реферат (краткое изложение содержания источника), а часто и библиографическое описание
Полнотекстовые
Содержат
полные тексты, а реферат
и библиографическое описание – часто, но не всегда
Слайд 54По виду доступа:
Локальные
Доступны только на дисках или конкретных компьютерах, на
которых установлено ПО
Удаленного доступа открытые
Доступны через Интернет всем
Удаленного доступа закрытые
Доступны
через Интернет при наличии пароля
Слайд 55Мы будем изучать:
электронный каталог библиотеки ИвГМА (база статей и книг
удаленного открытого доступа, библиографическая)
«Консультант студента» издательства Гэотар-медиа (база статей и
книг удаленного закрытого доступа, полнотекстовая)
Научная электронная библиотека eLibrary.ru (база статей и книг удаленного доступа, частично открытая, частично закрытая, частично полнотекстовая, частично реферативная),
«Киберленинка» (база статей удаленного открытого доступа)
Medline (база статей удаленного доступа, частично открытая, частично реферативная)
и другие (полный список и рекомендации по использованию – в материалах к практическим занятиям № 2, 3)
Слайд 56Электронный каталог библиотеки ИвГМА
Важно! Полные тексты источников в каталоге отсутствуют.
Их можно получить в читальном зале. Для этого нужно посмотреть,
выписывает ли ИвГМА нужный журнал, см. с. 5–7 или здесь:
http://lib-isma.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=62:podp&catid=37:reskat&Itemid=65
Слайд 57
Электронно-библиотечная система «Консультант студента, электронная библиотека медицинского вуза».
«Консультант студента»
является электронно-библиотечной системой (ЭБС), предоставляющей доступ через сеть Интернет к
учебной литературе и дополнительным материалам, в том числе аудио, видео, анимации, интерактивным материалам, тестовым заданиям и др. (см. презентацию http://lib-isma.ru/images/INS/Files/STUDMEDLIB_INSTRUCTION.pdf)
Слайд 58НАУЧНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА elibrary.ru
«Регистрация в Библиотеке». Необходима для того, чтобы
просматривать полные тексты публикаций.
Как только регистрация завершена, можно работать.
Расширенный поиск.
В поле «Что искать?» вводите ключевые слова, чем больше слов, тем точнее поиск, но меньше результатов. Используйте операторы OR, *, (), NOT... Полный список операторов открывается, если справа нажать «Правила и примеры составления поисковых запросов».
Чтобы выбрать тематику, нажмите на «добавить» и во всплывшем окне выберите «76.00.00 Медицина и здравоохранение».
В «Параметрах» поставьте галочку напротив «Искать в публикациях, доступных для вас», чтобы в результатах были только полные тексты в свободном доступе.
Укажите желаемые годы публикации.
Нажмите на красную кнопку «Поиск».
Появится список источников, каждый из которых следует открывать в новой вкладке.
Можно нажать слева на «Вернуться к поисковой форме и изменить условия запроса», если вы получили слишком много или мало результатов. Можно сузить поиск, нажав «Продолжить поиск среди найденных результатов».
Слайд 59Когда вы открыли описание статьи, вы можете по аннотации оценить,
насколько она вам подходит или загрузить полный текст, нажав справа
на значок pdf-файла с зеленой полоской и надписью «Загрузить полный текст».
Если статья подходит, нажмите «Отправить публикацию по электронной почте» или «Добавить публикацию в подборку». Добавлять статьи в подборку можно также сразу из результатов поиска (поставить галочки около нужных статей и нажать «Добавить выделенные статьи в подборку»). При добавлении в подборку в появившемся диалоговом окне нужно указать название подборки (тему вашего реферата) и нажать на «Создать».
Затем в меню слева нажмите на «Настройку» и поставьте галочку напротив «Подборки публикаций». Теперь слева есть эта строка, нажав на которую вы сможете просмотреть свои подборки.
Также можно использовать опции «Показать все публикации этих авторов»
и «Найти близкие по тематике публикации» (справа внизу в меню «Инструменты»).
Слайд 60«КиберЛенинка», научная электронная библиотека открытого доступа
http://cyberleninka.ru/search?_openstat=dmsuY29tO2xpbmtzOzs
GOOGLE АКАДЕМИЯ
Лучший поисковик для научной
информации
http://scholar.google.ru/
Нажать на стрелку справа в строке поиска. Введите ключевые слова
и даты. Используйте логические операторы (см. выше).
Нам нужны только результаты с полными текстами, то есть те, у которых справа есть ссылка на сайт с указанием формата текста.
Слайд 61PUBMED Поисковик для базы Medline, созданной Национальной мед. библиотекой США
http://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed
В переводчике Google http://translate.google.ru/ переводим ключевые слова на английский.
Вводим слова
в строку поиска вверху сайта. Лучше не использовать много терминов; обращаем внимание на всплывающие подсказки. Нажать на «Search» Появится список результатов.
Слева применяем фильтры: нажимаем «Free full text available», чтобы увидеть только статьи, имеющие полный текст в свободном доступе. Далее нажимаем «5 years», чтобы отсеять статьи старше 5 лет. Можно нажать «Humans», чтобы увидеть только исследования, имеющие отношение к людям. «Show additional filters» понадобится, если вы хотите получить статьи не на английском, а на других языках (а также указать пол пациентов или их возраст). График вверху справа покажет распределение публикаций по дате.
Результаты следует открывать в новой вкладке. Если источник вам подходит, то в результатах поиска поставьте напротив него галочку.
После того как вы отметили все нужные источники галочками, нажмите «Send to» вверху или внизу страницы и отправьте результаты себе на почту (или сохраните в файл).
Слайд 62THE COCHRANE LIBRARY
http://www.thecochranelibrary.com/view/0/index.html#http://www.thecochranelibrary.com/view/0/browse.html
На главной странице в правом верхнем углу впишите
в поле ключевые слова и нажмите на значок лупы. Если вы
хотите искать не по ключевым словам, а по автору или другой исходной информации, то строчкой выше нужно поменять «Title, Abstract, Keywords» на иное.
Появившийся список результатов можно отсортировать по дате, алфавиту (слева вверху) или по виду текста (обзор, эксперимент, исследование методологии, экономическая оценка и т.д.). Важно учитывать характеристику материала (новый, дополненный, с измененными выводами, снятый с публикации и т.д.)
Полнотекстовые материалы отмечены значком открытого замка (полный текст открывается по щелчку по значку pdf с надписью «Full». Материалы, полный текст которых закрыт, имеют достаточно подробное резюме, которого обычно достаточно.
Каждый результат лучше открывать в отдельной вкладке. Можно отправить библ. сведения о материале и ссылку на него в электронном письме. Для этого слева вверху нужно нажать на «E-mail Link to this Article».
Чтобы найти похожие материалы, следует нажать слева вверху «More content like this», вы попадете в низ страницы, где нужно будет нажать на одну из связанных тем (topics). Откроется «дерево» тем, в котором будут указаны похожие. Чтобы их открыть, нужно кликнуть на «Abstract».
Второй вариант поиска: на главной странице найдите «Browse by Topics» и последовательно сужайте тему, кликая на названия. В скобках указано количество материалов по теме. В конечном итоге получится список из нескольких названий, кликая на которые можно открыть собственно материалы.
Слайд 63Другие интернет-ресурсы
(= официальные и неанонимные)
Сайты журналов (печатных и электронных)
Сайты
медицинских ассоциаций, например сайт Российского общества психиатров.
Сайты издательств.
Официальные медицинские порталы
(СМИ)
Слайд 77Тематические сообщества:
Сайт Кохрейновского сообщества: http://www.thecochranelibrary.com
Сайт Межрегионального общества специалистов доказателньой
медицины: http://osdm.org/.
сайт российского проекта Easy Science: http://scienceasy.es/
Слайд 80Система методов информационного поиска
Слайд 81Сплошной
Это «просеивание сквозь сито темы» всего массива существующих источников
Плюсы: Стопроцентный
результат
Минусы: Огромные затраты труда и времени; не ко всем источникам
есть доступ
Вывод: это недостижимый идеал, к которому при подготовке реферата можно не стремиться
Слайд 82Выборочный
«Ограниченно сплошной»: следует заранее определить типы источников, их «возраст», доступность
Плюсы:
реально работает
Минусы: при серьезной работе над темой есть большой риск
пропустить важный источник
Вывод: хорош на начальном этапе поиска (напр., подбор словарей, энциклопедий и учебников как начальная позиция разработки темы)
Поисковик GOOGLE АКАДЕМИЯ
eLIBRARY.ru,
«Консультант студента»
Слайд 83Рецептурный
Для каждого вида источников формируется рецепт поиска, напр. статьи –
на сайтах журналов, монографии – на сайтах издательств,
плюс поиск
по элементам библ. описания в библ. базах.
Плюсы: простой, точный
Минусы: требуется хорошее знание библиографических баз, сайтов издательств и журналов; источники будут повторяться в разных базах, чтобы найти новые, потребуется много времени
Вывод: при частом использовании и небольшом числе необходимых источников оптимален
THE COCHRANE LIBRARY База данных Кокрановского сотрудничества
Научная электронная библиотека открытого доступа «КиберЛенинка»
PubMed
Сайт издательства «Медицина» http://www.medlit.ru/books/
Слайд 84Поиск по библиографическим спискам
Берем источник, смотрим в нем библ. список
–> анализируем, какие источники из него нам подходят.
Далее берем
эти источники и смотрим уже в них библ. списки и т. д.
Берем отдельный элемент библ. описания уже найденного источника и по нему ищем другие (напр., другие произведения автора или другие книги издательства или другие статьи журнала и т.п.)
Слайд 85Плюсы: высокорезультативный
Минусы: при использовании первого варианта возраст источников будет сильно
увеличиваться с каждым новым списком, а их актуальность – падать.
Кроме того, велика вероятность повторов (возможно, в источнике из библ. списка нет ничего полезного для нашей темы кроме того, что уже сообщил автор исходного источника)
Вывод: пренебрегать им не стоит, но он должен использоваться как второстепенный, а не как основной метод
Слайд 86Поиск
по специализированным библиографическим пособиям
Поиск по библиографическим изданиям типа «Российская
медицина», изданиям ВИНИТИ
и Рос. книжной палаты
Плюсы: узкоспециализированный
Минусы: требует хорошего
знания этих изданий либо помощи работников библиотек; большие затраты труда и времени
Вывод: для подготовки студенческой работы может не применяться
Слайд 87Действия при поиске
1. Определить область науки или стыка областей.
2. Проанализировать
тему.
3. Выписать все слова и выражения,
которые ассоциируются с темой.
4. Взять медицинский словарь или энциклопедию (на худой конец Википедию)
и посмотреть словарные статьи, касающиеся темы
Слайд 88Как не надо
Выписать только слова, которые использованы при формулировке темы.
Слайд 89Как надо
Подобрать синонимы, а также более общие, более конкретные и
просто взаимосвязанные термины, например:
названия симптомов заболевания,
названия методов диагностики,
патентованные
и непатентованные названия препаратов, название группы препаратов
названия осложнений, сопутствующих заболеваний и т.д.
Использовать метод ментальных карт
Слайд 90Действия
5. Собственно поиск с помощью основных и дополнительных методов
Слайд 91Как не надо
Второпях забывать выписывать необходимую информацию (год издания, №
журнала и его название и т.д.).
Останавливать поиск, когда кажется, что
«уже всё найдено» (потому что часть источников при внимательном чтении окажется ненужной)
Слайд 92Как надо
Контролировать заполнение всех полей карточки (наличие всех элементов библиографического
описания).
Анализировать информацию колонтитулов, при необходимости выходить на главную страницу
сайта журнала и т.п.
Найти все доступные источники
Слайд 93Действия
6. Анализ найденного, коррекция списка ключевых слов, а иногда и
пересмотр темы (переформулирование, сужение, расширение)
7. Поиск с помощью второстепенных методов
Слайд 94Как не надо
При поиске не менять список слов, все время
искать только по одним и тем же словам.
Слайд 95Как надо
Из уже найденных источников выписывать ключевые слова, пополняя их
список.
Слайд 96Действия
8. Оценка найденных источников: научность, новизна, авторитетность, охват темы, разнообразие
жанров
Слайд 97Как не надо
Выбрасывать почти одинаковые по содержанию учебники разных авторов
и т.п.
Выбрасывать работы, информация в которых противоречит остальным.
От отчаяния выписывать
откровенно старые источники.
Выписывать только статьи или только учебники, игнорируя другие жанры.
Слайд 98Как надо
Понимать, что одинаковую информацию можно обобщить в реферате, что
докажет общепринятость и весомость излагаемых сведений.
Понимать, что суть научного обзора
состоит в критическом освещении всего спектра мнений,
что обеспечивает объективность обзора.
Контролировать, чтобы возраст источников
не превышал допустимый: 5 лет для статей, 10 лет для книг (осторожно со стереотипными переизданиями!). Исключение сделать для исторических обзоров.
Слайд 99Как надо
Понимать, что новизна и общепринятость научной информации – это
обратно пропорциональные величины, поэтому нужно учитывать как новейшие данные (из
последних статей), так и устоявшуюся, проверенную информацию (из учебников). Монографии же будут оптимальны по обоим критериям.
Слайд 100Систематизация информации
при ее хранении
Слайд 103ПЛЮСЫ
записи источников на карточках:
Можно контролировать полноту сведений, необходимых для
библ. описания.
Можно сразу на обороте что-то выписать (цитату или даже
мини-реферат).
Можно отмечать, по какой микротеме реферата есть сведения.
Удобно сортировать по алфавиту и/или видам источников, их возрасту и т. д.
Удобно проверять, не повторяются ли источники.
Можно добавлять источники.
Можно передавать друг другу.
Слайд 104неудобно сортировать,
нет ключевых слов для поиска,
нужно очень внимательно
следить за тем, чтобы не перепутать цитату и свой комментарий
к ней,
неясно, хранить ли все цитаты в одном файле или лучше сделать темати-ческую разбивку1.
1 URL: http://elibrary.ru/projects/blogs/post/2014/05/20/textcite.aspx
МИНУСЫ
записи источников на карточках:
Слайд 105Хранение информации с помощью специальных программ
Textcite — одна из самых простых
программ. Ее можно бесплатно скачать, даёт возможность работать в любой
операционной системе, имеет просто интерфейс. К сожалению, Textcite не русифицирован1.
______________________________
1 URL: http://elibrary.ru/projects/blogs/post/2014/05/20/textcite.aspx
Слайд 106Хранение цитаты + ее перевода + комментария к ней
в
одной карточке1.
1 URL: http://elibrary.ru/projects/blogs/post/2014/05/20/textcite.aspx
ПЛЮСЫ
хранения в электронном виде:
Слайд 107Возможность быстро найти нужную цитату, не задумываясь о том, в
какой работе она находится. Для этого есть дерево категорий, показывающее
различные подтемы. Категории могут иметь вложенные подкатегории. Любой цитате можно присваивать бесконечное количество категорий.
Возможность экспортировать цитаты из программы
в формате RTF или PDF1.
1 URL: http://elibrary.ru/projects/blogs/post/2014/05/20/textcite.aspx
ПЛЮСЫ
хранения в электронном виде:
Слайд 109Составление библиографического списка
Слайд 110У. Эко подчеркивает, что «...нормы библиографического описания составляют собой… красу
научного этикета. Их соблюдение указывает на привычку к науке, а
их нарушение выявляет выскочку и неуча и нередко бросает позорящую тень на работу, казалось бы, приличную на первый взгляд».
Слайд 111ПРАВИЛЬНО
Список литературы
Библиографический список
НЕПРАВИЛЬНО
Библиографический список литературы
Слайд 112ГОСТ 7.1–2003. Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила
составления.
ГОСТ 7.05-2008. Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления.
Слайд 113Библиографическое описание
содержит сведения о документе (книге, статье, патенте, законе, электронном
ресурсе) или его части,
приведенные по определенным правилам
и предназначенные для идентификации
и характеристики документа
Слайд 114Главный источник информации –
титульный лист.
Это следует учитывать, если
сведения, приводимые на титульном листе и других элементах документа (обложке,
обороте титульного листа и т. д.) различаются.
Если какие-либо обязательные элементы библиографического описания отсутствуют на титульном листе, сведения для их составления берутся из других частей документа, они приводятся в квадратных скобках.
Слайд 115Один автор
Пупкин, А. А. Вечный двигатель : учебник /
А.
А. Пупкин. – М. : Наука, 2011. – 215 с.
Два или три автора
Пупкин, А. А. Создание вечного двигателя в современных условиях : учебник для вузов /
А. А. Пупкин, П. П. Закорючкин. – СПб. : Дрофа, 2010. – 145 с.
Четыре автора и более
Виды вечных двигателей : учебное пособие для студентов / А. А. Пупкин [и др.] ; под общ. ред.
П. П. Закорючкина. – Иваново : МИК, 2005. – 112 с.
Слайд 116Статья из сборника
Пупкин, А. А. Материалы, используемые для создания вечного двигателя
/ А. А. Пупкин // Областной фестиваль «Молодые ученые – развитию Ивановской
области» : матер. науч.-практ. конф. студентов и молодых ученых ИвГМА «Неделя науки – 2011». – Иваново : ИГХТУ, 2011. – С. 171.
Статья из журнала
Медицинское воздействие вечных двигателей на здоровье человека / А. А. Пупкин [и др.] // Вестн. Ивановской медицинской академии. – 2011. – Т. 16, № 4. – С. 74–80.
Слайд 117Один том из многотомника
Васечкин, З. З. Конструкции вечных двигателей :
монография. В 2 т. Т. 2 /
З. З. Васечкин,
А. А. Пупкин. – Киев : Вузовская книга, 1999. – 512 с.
История perpetuum mobile. В 3 т. Т. 2. Европейские проекты вечных двигателей в XVI–XVII вв. / [отв. ред. П. П. Закорюч-кин]. – Ростов н/Д : РГМУ, 1986. – 694 с.
Слайд 118Федеральные законы
Об информации, информационных технологиях и защите информации : федеральный закон
от 27 июля 2006 г. № 149 // Рос. газ.
– 2006. –
29 июля.
Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан : закон Российской Федерации от 22 июля 1993 г.
№ 5487-1 // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2007. – № 43. –
Ст. 5084.
Законодательные и ведомственные акты цитируются только по официальным изданиям!
Электронные версии см. на www.rg.ru, www.szrf.ru
Слайд 119Электронные ресурсы
О введении надбавок за сложность, напряженность и высокое качество
работы [Электронный ресурс] : указание Минсоцзащиты РФ от 14.07.1992
№
1-49-У. – [М., 1992]. – Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс».
Пупкин, А. А. Виды вечных двигателей [Электронный ресурс] / А. А. Пупкин // Современные исследования старых теорий. – 2011. – № 4. – Режим доступа: http://sist.nkras.ru/issues/2011/4/pupkin.pdf.
Слайд 120Диссертация
Пупкин, А. А. Модель вечного двигателя
в идеальных условиях :
дис. … канд. мед.
наук : 22.99.00 / Пупкин Акакий
Акакиевич. – Новгород, 2001. – 215 с. д-ра
Автореферат
Пупкин, А. А. Модель вечного двигателя в идеальных условиях : автореф. дис. … канд. мед. наук : 22.99.00 / Пупкин Акакий Акакиевич. – Новгород, 2001. – 24 с.
Слайд 121Патент
Вечный двигатель : пат. 2466400
Рос. Федерация : МПК7 G
01 N 33/487 /
Пупкин А. А. ; заявитель и
патентообладатель ГБОУ ВПО ИвГМА Минздрава России. –
№ 2011140143/15 ; заявл. 03.10.2011 ; опубл. 10.11.2012, Бюл. № 31 (II ч.). – 1 с.
Слайд 123Готовое библиографическое описание представлено в большинстве книг на обороте титульного
листа.
Библиографическое описание можно найти в электронных и карточных каталогах
крупнейших российских библиотек и баз данных (например, «Консультант студента», «Медарт»).
НО! Библиографическое описание издания, выпущенного
до 1 июля 2004 года, следует
оформить по-новому в соответствии
с ГОСТ 7.1–2003.
Слайд 124Действия при составлении библиографического описания
1. Проверить, вся ли необходимая информация
для описания есть – сверить карточки с таблицей (см. материал
к первому практическому).
2. Выписать сведения в правильном порядке.
3. Расставить знаки предписанной пунктуации.
4. Сортировать список по алфавиту и при необходимости разбить на группы по видам источников.
Слайд 125НЕЛЬЗЯ
1. Лениться найти информацию, которая второпях была не выписана.
2. Путать
книги со статьями и т.д.
3. Расставлять знаки предписанной пунктуации наобум.
Слайд 126Организованы Российской национальной библиотекой:
Виртуальная справочная служба «Спроси библиографа»
Виртуальная справочная
служба Корпорации универсальных научных библиотек
(ВСС КорУНБ)
vss.nlr.ru
korunb.nlr.ru
Слайд 127В виртуальной справочной можно:
проверить правильность библиографического описания,
найти готовый список литературы
по определенной теме (в архиве запросов),
получить бесплатно список литературы, составленный
индивидуально для вас
(не более 20 источников),
получить список литературы по сложной
для поиска теме (платно).
Слайд 128Алфавитный порядок библиографического списка
В случае совпадения первых слов в заголовке
источники группируют по вторым словам в алфавитном порядке.
Работы одного автора
группируют по алфавиту их названий.
Работы авторов-однофамильцев группируют по алфавиту инициалов.
Сначала помещают все источники на русском, затем все источники, написанные латиницей.
Фамилии отечественных авторов, публиковавшихся на иностранных языках, и фамилии зарубежных авторов, переведенных на русский язык, приводятся в списке на языке издания, на котором это произведение опубликовано.