Разделы презентаций


ОСНОВЫ ПРАКТИЧЕСКОЙ БИО-МЕДИЦИНСКОЙ СТАТИСТИКИ

Содержание

КЛАССИЧЕСКАЯ НАУКА – ПОИСК И ОПИСАНИЕ НОВЫХ ФЕНОМЕНОВ: ЕСЛИ ЯВЛЕНИЕ НАБЛЮДАЕТСЯ И ВОПРОИЗВОДИТСЯ -> СУЩЕСТВУЕТСОВРЕМЕННАЯ НАУКА – ВНИМАНИЕ К ДЕТАЛЯМ: КАК ПОНЯТЬ ЧТО НАБЛЮДАЕМЫЕ РАЗЛИЧИЯ НЕ СЛУЧАЙНЫ?

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1ОСНОВЫ ПРАКТИЧЕСКОЙ БИО-МЕДИЦИНСКОЙ СТАТИСТИКИ
Часть 1
ПРИНЦИП СТАТИСТИКИ. ПОНЯТИЕ ВЕРОЯТНОСТИ. ВИДЫ ОШИБОК.

ПЛАНИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ. НУЛЕВАЯ ГИПОТЕЗА. ПОНЯТИЕ ПОПУЛЯЦИИ ИССЛЕДОВАНИЯ. РАСЧЕТ МОЩНОСТИ ИССЛЕДОВАНИЯ

И РАЗМЕРА ВЫБОРКИ. ОСНОВНЫЕ СТАТИСТИЧЕСКИЕ ПАКЕТЫ.

ОСНОВЫ ПРАКТИЧЕСКОЙ БИО-МЕДИЦИНСКОЙ СТАТИСТИКИЧасть 1ПРИНЦИП СТАТИСТИКИ. ПОНЯТИЕ ВЕРОЯТНОСТИ. ВИДЫ ОШИБОК. ПЛАНИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ. НУЛЕВАЯ ГИПОТЕЗА. ПОНЯТИЕ ПОПУЛЯЦИИ ИССЛЕДОВАНИЯ.

Слайд 2КЛАССИЧЕСКАЯ НАУКА – ПОИСК И ОПИСАНИЕ НОВЫХ ФЕНОМЕНОВ: ЕСЛИ ЯВЛЕНИЕ НАБЛЮДАЕТСЯ

И ВОПРОИЗВОДИТСЯ -> СУЩЕСТВУЕТ
СОВРЕМЕННАЯ НАУКА – ВНИМАНИЕ К ДЕТАЛЯМ: КАК ПОНЯТЬ

ЧТО НАБЛЮДАЕМЫЕ РАЗЛИЧИЯ НЕ СЛУЧАЙНЫ?
КЛАССИЧЕСКАЯ НАУКА – ПОИСК И ОПИСАНИЕ НОВЫХ ФЕНОМЕНОВ: ЕСЛИ ЯВЛЕНИЕ НАБЛЮДАЕТСЯ И ВОПРОИЗВОДИТСЯ -> СУЩЕСТВУЕТСОВРЕМЕННАЯ НАУКА –

Слайд 3СОВРЕМЕННАЯ СТАТИСТИКА
Современная физика
Современная социология/экономика
Современная биология/медицина
Современная философия

СОВРЕМЕННАЯ СТАТИСТИКАСовременная физикаСовременная социология/экономикаСовременная биология/медицинаСовременная философия

Слайд 4Основополагающим принципом при выборочной оценке (и, соответственно, для всей аналитической

статистики) является случайность выборки
Аналитическая (индуктивная) статистика (statistical inference) – процедура

генерализации, в результате которой по данным из выборки делаются заключения о генеральной совокупности.
Основополагающим принципом при выборочной оценке (и, соответственно, для всей аналитической статистики) является случайность выборкиАналитическая (индуктивная) статистика (statistical

Слайд 5ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ МОЗГ – НЕСОВЕРШЕННЫЙ ИНСТРУМЕНТ!
Эволюционный закон хорош, но основан на

случайности => много багов

В чем «разумность» человека?

Обьяснение «молчания» Вселенной? Зачем

общаться с муравьями?

Навязчивая категоризация – одно из когнитивных искажений

Мозг не может в вероятности  Парадокс Монти Холла!

Мир не таков каким нам кажется?
ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ МОЗГ – НЕСОВЕРШЕННЫЙ ИНСТРУМЕНТ!Эволюционный закон хорош, но основан на случайности => много баговВ чем «разумность» человека?Обьяснение

Слайд 6Вероятность – шанс что некоторое явление (необязательное) произойдет.
P (вытащить туз

из колоды карт) = 4/52 = 0,0769.
Фреквентистская (частотная вероятность) –

предел к которому стремится шанс события произойти при бесконечном числе испытаний

Байесианская вероятность – вероятность события, ЕСЛИ произошло другое, взаимосвязанное с ним событие

P(A|B)=(P(B|A)*P(A))/P(B)

Диагностический тест – чувствительность 90%, специфичность 99% (круто!)

Доля больных данным заболеванием – 0,001 (доля здоровых 0,999)

Найти вероятность того что данный человек здоров, если тест положителен!?

P(B|A) – доля больных если предполагается изначально что человек здоров – 0,01;

P(A) – доля здоровых– 0,999;

P(B) – 0,999 × 0,01 + 0,001 × 0,9 = 0,01089;

91,7%!!!

Вероятность – шанс что некоторое явление (необязательное) произойдет.P (вытащить туз из колоды карт) = 4/52 = 0,0769.Фреквентистская

Слайд 7Популяция и выборка
Популяция – это большая группа людей, проживающих в

определенном географическом регионе (например, в Московской области) или обладающих некоторым

признаком (например, старше 65 лет)
Популяция может состоять из пациентов, госпитализированных в определенную клинику или из пациентов с определенным заболеванием
Выборка – часть популяции, полученная путем отбора

ПОПУЛЯЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ – генеральная совокупность, к которой относится выборка исследования и на которую можно генерализовать его результаты

Популяция и выборкаПопуляция – это большая группа людей, проживающих в определенном географическом регионе (например, в Московской области)

Слайд 8ПЛАНИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ:
ИДЕЯ
СБОР И АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРЫ
ГИПОТЕЗА
ПЛАНИРОВАНИЕ ДИЗАЙНА ЭКСПЕРИМЕНТА
ВЫБОР СТАТИСТИЧЕСКОГО ТЕСТА
СБОР

И АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРЫ
РАСЧЕТ МОЩНОСТИ

ПЛАНИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ:ИДЕЯСБОР И АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРЫГИПОТЕЗАПЛАНИРОВАНИЕ ДИЗАЙНА ЭКСПЕРИМЕНТАВЫБОР СТАТИСТИЧЕСКОГО ТЕСТА СБОР И АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРЫРАСЧЕТ МОЩНОСТИ

Слайд 9Тестирование гипотез
Гипотеза – утверждение, касающееся одной или нескольких популяций
Исследовательская гипотеза

– предположение или вопрос, на разрешение которого направлено исследование
Статистическая гипотеза

– формулируется таким образом, что может быть опровергнута статистическими методами (inferential statistics)
H0 – нулевая гипотеза (об отсутствии различий)
H1 (HA) – альтернативная гипотеза (комплементарна нулевой)

Нулевая и альтернативная гипотеза комплементарны, в сумме составляют все возможные вероятности, которые может принимать гипотетический показатель
Тестирование гипотезГипотеза – утверждение, касающееся одной или нескольких популяцийИсследовательская гипотеза – предположение или вопрос, на разрешение которого

Слайд 10Общий подход к тестированию гипотез
Сформулируйте научную гипотезу для исследования
Сформулируйте релевантную

статистическую гипотезу (Ha)
Для статистической гипотезы подберите дополняющую нулевую гипотезу (H0)
Рассчитайте

вероятность получения различных (экспериментальных) данных
Определите долю возможных результатов, для которых статистики теста будут такой же или большей величины
Сравните с заранее заданным пороговым значением
Общий подход к тестированию гипотезСформулируйте научную гипотезу для исследованияСформулируйте релевантную статистическую гипотезу (Ha)Для статистической гипотезы подберите дополняющую

Слайд 11Одно- и двусторонние гипотезы

Одно- и двусторонние гипотезы

Слайд 12Тестирование гипотез
Важное замечание: ни тестирование гипотезы, ни статистический анализ не

доказывают гипотезу. Заключение делается относительно того, опровергают ли полученные данные

гипотезу

Тестирование гипотезВажное замечание: ни тестирование гипотезы, ни статистический анализ не доказывают гипотезу. Заключение делается относительно того, опровергают

Слайд 13Типы ошибок
Отбраковка верной нулевой гипотезы – ошибка I рода, ее

вероятность α
Невозможность отвергнуть ложную нулевую гипотезу – ошибка II рода,

ее вероятность β

p

1-β – мощность исследования!

Типы ошибокОтбраковка верной нулевой гипотезы – ошибка I рода, ее вероятность αНевозможность отвергнуть ложную нулевую гипотезу –

Слайд 14ПЛАНИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ:
ИДЕЯ
СБОР И АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРЫ
ГИПОТЕЗА
ПЛАНИРОВАНИЕ ДИЗАЙНА ЭКСПЕРИМЕНТА
ВЫБОР СТАТИСТИЧЕСКОГО ТЕСТА
РАСЧЕТ

МОЩНОСТИ

ПЛАНИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ:ИДЕЯСБОР И АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРЫГИПОТЕЗАПЛАНИРОВАНИЕ ДИЗАЙНА ЭКСПЕРИМЕНТАВЫБОР СТАТИСТИЧЕСКОГО ТЕСТА РАСЧЕТ МОЩНОСТИ

Слайд 15Общий эффект лечения является совокупностью эффектов от спонтанного улучшения, неспецифических

реакций и эффектов специфической терапии
Хо́торнский эффе́кт (Hawthorne effect) - Участники

эксперимента действуют иначе, более усердно, чем обычно, только благодаря осознанию того, что они причастны к эксперименту.
Общий эффект лечения является совокупностью эффектов от спонтанного улучшения, неспецифических реакций и эффектов специфической терапииХо́торнский эффе́кт (Hawthorne

Слайд 16ТИПЫ ИССЛЕДОВАНИЙ
Обсервационные
Поперечные (кросс-секционные)
Случай-контроль
Проспективное когортное
Ретроспективное когортное
Экспериментальные
Двойное слепое рандомизированное
Все факторы кроме одного

фиксированы!

ТИПЫ ИССЛЕДОВАНИЙОбсервационныеПоперечные (кросс-секционные)Случай-контрольПроспективное когортноеРетроспективное когортноеЭкспериментальныеДвойное слепое рандомизированноеВсе факторы кроме одного фиксированы!

Слайд 17Кросс-секционные исследования (исследования распространенности)
Преимущества:
Позволяют узнать распространенность болезни в группе
Полезны для оценки

диагностических процедур
Полезны для изучения распространенных факторов риска
Полезны для изучения распространенных

исходов
Недостатки:
Популяции субъектов как правило, не хотят принимать участие в исследованиях
Выборка получается нерепрезентативной
Бесполезно искать причины исходов
Кросс-секционные исследования (исследования распространенности)Преимущества:Позволяют узнать распространенность болезни в группеПолезны для оценки диагностических процедурПолезны для изучения распространенных факторов

Слайд 18Когортные исследования
Субъекты отбираются по принципу отсутствия заболевания (исхода) и классифицируются

по наличию/отсутствию факторов риска
Проводится наблюдение, направленное на выявление исхода
Когортное исследование

может быть проспективным и ретроспективным
Когортные исследованияСубъекты отбираются по принципу отсутствия заболевания (исхода) и классифицируются по наличию/отсутствию факторов рискаПроводится наблюдение, направленное на

Слайд 19Когортные исследования
Преимущества:
Подходят для выявления причин заболевания/исхода
Подходят для выявления течения заболевания
Полезны,

когда мы изучаем два или более исхода одновременно
Недостатки:
Занимают длительное время
Дороги
Субъекты

исследования склонны пропадать
Нерелевантны для изучения редких исходов
Когортные исследованияПреимущества:Подходят для выявления причин заболевания/исходаПодходят для выявления течения заболеванияПолезны, когда мы изучаем два или более исхода

Слайд 20Исследования «случай-контроль»
Преимущества:
Подходят для изучения редких исходов
Адекватны для изучения исходов с

долгим периодом развития
Требуют мало ресурсов на проведение
Нет необходимости ждать наступления

исхода
Недостатки:
Множество источников систематической ошибки
Зависят от количества и качества регистров пациентов
Контрольная группа должна быть адекватно подобрана, поскольку представляет собой популяцию без исходов
Исследования «случай-контроль»Преимущества:Подходят для изучения редких исходовАдекватны для изучения исходов с долгим периодом развитияТребуют мало ресурсов на проведениеНет

Слайд 21Экспериментальные исследования в параллельных группах

Исход

Участники
исследования



Исход




Контроль


Начало исследования Вмешательство Оценка исходов

Отсутствие исхода

Отсутствие исхода

Воздействие

Экспериментальные исследования в параллельных группах

Слайд 22Характеристики измерения:
Некий объект или явление, которое изменяется наблюдаемым и количественно

измеримым образом
Измерение = истинное значение + ошибка
Ошибка = случайная +

систематическая

О выборе зависимой переменной!

Характеристики измерения:Некий объект или явление, которое изменяется наблюдаемым и количественно измеримым образомИзмерение = истинное значение + ошибкаОшибка

Слайд 23Вопросы при выборе показателя:
Природа показателя
Процесс измерения
Характеристики измерения (надежность/валидность)
Выбор измерений
Факторы, влияющие

на измерения
Когда и как часто измерение проводится в ходе исследования?

Вопросы при выборе показателя:Природа показателяПроцесс измеренияХарактеристики измерения (надежность/валидность)Выбор измеренийФакторы, влияющие на измеренияКогда и как часто измерение проводится

Слайд 24ОШИБКИ ИССЛЕДОВАНИЯ
СЛУЧАЙНЫЕ
СИСТЕМАТИЧЕСКИЕ
СВЯЗАННЫЕ С ОТБОРОМ (когда группы в выборке отличаются по

более чем одному параметру ИЛИ выборка подобрана так, что группы

БУДУТ отличаться)
СВЯЗАННЫЕ С ИЗМЕРЕНИЕМ (разные методы измерения в разных группах)
СВЯЗАННЫЕ С ВЗАИМОДЕЙСТВИЕМ ФАКТОРОВ (CONFOUNDING, как правило не в экспериментальных исследованиях, накладывается на ошибку отбора)

ОШИБКИ ИЗМЕРЕНИЯ (недостаточная выборка, ошибки собственно измерения (прибор сбоит))
ОШИБКИ РЕГИСТРАЦИИ (записано неправильно)
ОШИБКИ ПЕРЕНОСА/ОБРАБОТКИ (компьютер)

ОШИБКИ ИССЛЕДОВАНИЯСЛУЧАЙНЫЕСИСТЕМАТИЧЕСКИЕСВЯЗАННЫЕ С ОТБОРОМ (когда группы в выборке отличаются по более чем одному параметру ИЛИ выборка подобрана

Слайд 25Подробнее
Систематическая ошибка отбора
Систематическая ошибка участия
Систематическая ошибка выбывания
Систематическая ошибка оценки эффективности
Систематическая

ошибка репортирования
Систематическая ошибка, обусловленная вмешивающимися факторами

ПодробнееСистематическая ошибка отбораСистематическая ошибка участияСистематическая ошибка выбыванияСистематическая ошибка оценки эффективностиСистематическая ошибка репортированияСистематическая ошибка, обусловленная вмешивающимися факторами

Слайд 26Характеристики измерения
Смещение (Bias)
Высокое (high bias)
Низкое (low bias)
Дисперсия
(Variance)
Высокая (high variance)
Низкая (low

variance)
bias

Характеристики измеренияСмещение (Bias)Высокое (high bias)Низкое (low bias)Дисперсия(Variance)Высокая  (high variance)Низкая  (low variance)bias

Слайд 27Выбор конечных точек на практике:
Формулировка цели исследования
Научная гипотеза, с указанием

терапевтической области и популяции исследования (это не шутка!)
Поиск в рекомендациях

регуляторных органов
ФГБУ «Научный центр экспертизы средств медицинского применения», Руководство по экспертизе лекарственных средств (вплоть до рекомендованных методов оценки)
Guidance for Industry: Clinical Trial Endpoints (FDA, EMA)
Прецеденты одобрения конечных точек
Поиск в результатах проведенных исследований
Результаты мета-анализа (сравнение с другими препаратами)
Результаты контролируемых исследований
Конечные точки одобренных (не завершившихся) исследований
Конечные точки в научных публикациях (не всегда РКИ)
Количественный показатель всегда предпочтительнее
Чем проще финальный метод статистики, тем лучше




Выбор конечных точек на практике:Формулировка цели исследованияНаучная гипотеза, с указанием терапевтической области и популяции исследования (это не

Слайд 28ПЛАНИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ:
ИДЕЯ
СБОР И АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРЫ
ГИПОТЕЗА
ПЛАНИРОВАНИЕ ДИЗАЙНА ЭКСПЕРИМЕНТА
ВЫБОР СТАТИСТИЧЕСКОГО ТЕСТА
РАСЧЕТ

МОЩНОСТИ

ПЛАНИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ:ИДЕЯСБОР И АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРЫГИПОТЕЗАПЛАНИРОВАНИЕ ДИЗАЙНА ЭКСПЕРИМЕНТАВЫБОР СТАТИСТИЧЕСКОГО ТЕСТА РАСЧЕТ МОЩНОСТИ

Слайд 29Выбор статистического теста

Выбор статистического теста

Слайд 30http://www.ats.ucla.edu/stat/sas/whatstat/default.htm

http://www.ats.ucla.edu/stat/sas/whatstat/default.htm

Слайд 31Планирование мощности исследования
Концепция планирования мощности подразумевает определение необходимого размера выборки,

чтобы обнаружить клинически/научно значимое различие для фиксированного уровня ошибки I

рода
Планирование мощности  исследованияКонцепция планирования мощности подразумевает определение необходимого размера выборки, чтобы обнаружить клинически/научно значимое различие для

Слайд 32ϕ = δ/σ; где
ϕ – параметр нецентральности, σ –

стандартное отклонение,
δ – предполагаемая разница средних
Какова мощность исследования

(чувствительность статистического метода), если разница средних – 20, а стандартное отклонение 15? В группах у нас по 10 человек.

Сколько нужно набрать крыс в группу для получения мощности исследования в 80%, если предполагаемая разница средних 0,3, а стандартное отклонение 2,0?

КРИТЕРИЙ СТЬЮДЕНТА

ϕ = δ/σ; где ϕ – параметр нецентральности, σ – стандартное отклонение, δ – предполагаемая разница средних

Слайд 33где, обозначения те же, кроме:
δ – МИНИМАЛЬНАЯ РАЗНИЦА МЕЖДУ ЛЮБЫМИ

ДВУМЯ ГРУППАМИ;
k – число групп;
n – численность меньшей из групп(!).
ν

(меж) = k – 1, где,
ν (меж) – число межгрупповых степеней свободы;
k – как раньше.
ν (вну) = n – k.

ДИСПЕРСИОННЫЙ АНАЛИЗ

где, обозначения те же, кроме:δ – МИНИМАЛЬНАЯ РАЗНИЦА МЕЖДУ ЛЮБЫМИ ДВУМЯ ГРУППАМИ;k – число групп;n – численность

Слайд 35Планирование объема выборки

Планирование объема выборки

Слайд 36Excel
Создание таблиц данных
Хранение данных
Фильтрация/сортировка
Простейшие статистические анализы
Неплохой но не всегда удобный

графический модуль
Statistica
То же, но больше опций для анализа
Работа с переменными

неудобна
SPSS
Возможности чуть больше чем у Statistica
Удобная работа с переменными
Возможна работа с большими объемами данных




SAS
Может все
Золотой стандарт отрасли
Очень неудобен
Труден в освоении
Стоимость/трудность взлома
R
Может все
Таблицы приличного вида сложно получить
БЕСПЛАТЕН
Развивается сообществом – большой потенциал
Труден в освоении
Удобен
STATA etc. (знаком мало)




ExcelСоздание таблиц данныхХранение данныхФильтрация/сортировкаПростейшие статистические анализыНеплохой но не всегда удобный графический модульStatisticaТо же, но больше опций для

Слайд 37СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
ВОПРОСЫ?

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!ВОПРОСЫ?

Слайд 39«Терминологические джунгли»
Introductory medical statistics, 3rd edition by R.F.Mould, 1998

«Терминологические джунгли»Introductory medical statistics, 3rd edition by R.F.Mould, 1998

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика