Слайд 1
Основы практической косметологии
Введение в дисциплину. Косметология как отрасль производства
и составная системы здравоохранения
Слайд 2Косметология – раздел клинической медицины, который изучает механизм развития и
характер косметических дефектов кожи, а также разрабатывает методы и способы
их устранения, маскировки и профилактики.
Слайд 3КЛАССИФИКАЦИЯ
I. Медицинская
1. Лечебная:
консервативная,
диагностическая,
хирургическая.
2. Профилактическая.
3. Гигиеническая.
II. Декоративная
1. Бытовая
2. Театральная
Слайд 4Задача медицинской косметологии – обеспечение нормальной жизнедеятельности кожи, волос и
всего организма в целом.
Декоративная же косметология должна подчеркнуть красоту и
сделать дефект внешности незаметным.
Профилактическая косметология направлена на предотвращение проявления проблемы.
Диагностическая – позволяет вовремя и правильно распознать заболевание.
Лечебная – решает основную задачу при помощи консервативных методов и хирургических приемов.
Слайд 5ИСТОРИЯ КОСМЕТОЛОГИИ
Зарождение косметологии произошло много лет назад, чему способствовала необходимость
человека в уходе за кожей и желание поддерживать ее здоровый
вид.
Слайд 6Особое внимание уделяли этому вопросу жители Древнего Египта, середины 4
тысячилетия до Рождества Христова. Уже тогда для ухода за кожей
использовали оливковое и миндальное масло, мед, молоко, животные жиры, воск.
Слайд 7Значительных достижений в косметологии добились древние индусы и китайцы (один
из древних индийских авторов описал в своей книге процесс пластической
операции носа).
Слайд 8В Греции изготовлялись масла, жиры, ароматические средства. Здесь сформировалось современное
понимание термина «косметика» как украшения.
Слайд 9Дальнейшее развитие культ красоты и гигиены получил в древнем Риме.
Римский врач Гален, в частности в своих трудах подразделял косметические
средства на те, что устраняют дефекты и на те, что используются для поддержания природной красоты.
Слайд 10В эпоху Возрождения активно развивается декоративная косметика, а гигиена и
уход за кожей отходят на второй план. В это время
в Европе появляются такие средства как румяна, пудры, помады, кремы.
В XVI веке лидирующие позиции в изготовлении и применении косметических средств занимает Франция.
Слайд 11XIX век ознаменован началом массового производства косметических средств, что способствовало
появлению современной косметики, действие которой направлено не только на достижение
эстетического эффекта, но и на сохранение естественного здоровья кожи. В ее состав входят нптуральные продукты: витамины, соки, тонизирующие вещества, экстракты трав.
Слайд 12
КАБИНЕТ ТЕРАПЕВТИЧЕСКОЙ КОСМЕТОЛОГИИ
ЛИЦА
Слайд 13Организация рабочего места косметолога
Кабинет терапевтической косметологии лица предназначен для проведения
медицинских и SPA-процедур по комплексному уходу за лицом и областью
декольте с использованием косметологического комбайна.
Площадь не менее 5-6 м² на одно кресло.
Оформление кабинета желательно в пастельных тонах, в одной цветовой гамме.
Температура воздуха в кабинете должна быть комфортной для пациента.
Слайд 14Организация рабочего места косметолога
Во время работы в косметологическом кабинете косметолог
должен соблюдать правила санитарно-гигиенической нормы, регламентированые нормативной документацией Украины:
работать в помещении и использовать мебель, подвергнутую ежедневной влажной обработке
Перед началом работы за 1 час включать бактерицидную лампу, приступать к работе можно через 20 мин после ее выключения
Использовать инструменты, предварительно простерелизованные или обработанные дез.средствами
Грязное белье и отработанный материал хранить в емкостях с плотно закрытыми крышками
Перед началом и после работы с каждым пациентом мыть руки с мылом, горячей водой.
Слайд 15Требования ко внешнему виду косметолога
Наличие всегда чистого халата
Ухоженных лица, прически,
рук, отсутствие длинных ногтей
Желательно не использовать или ограничить количество парфюмерии,
пользоваться дезодорантами, не имеющими запаха, чтобы не вызывать дискомфорта у пациентов.
Слайд 16Рекомендуемое оснащение кабинета
ОБОРУДОВАНИЕ:
кресло или кушетка косметическая
Стул для косметолога
Лампа-лупа
Рабочий столик на
колесах
Косметический комбайн (аппарат Дарсонваля, ионофорез, брашинг, вапоризатор и др.)
Стерилизатор
ИНСТРУМЕНТЫ:
Ложечка Унна (3-4 шт.)
Игла Видаля
Шпатель (2-3 шт.)
Ножницы медицинские
Пинцет с зажимом
Пинцет для бровей
Корцанг
Слайд 17Рекомендуемое оснащение кабинета
МЕДИКАМЕНТЫ:
3% р-р перикиси водорода
Борная кислота
Этиловый спирт (96%)
Спиртовой р-р
йода
Нашатырный спирт
Спиртовой р-р календулы
Спиртовой р-р салициловой к-ты
Валидол
Кордиамин
3% р-р хлорамина или
др. средства для дезинфекции
КОСМЕТОЛОГИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА, необходимые для выполнения основных выполняемых процедур
Слайд 18Рекомендуемое оснащение кабинета
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ:
Кисти для масок и макияжа
Миски для приготовления
масок
Косметологические салфетки бумажные
Салфетки х/б или одноразовые 50Х50 см
Диски косметические
Вата
бинт
ИНВЕНТАРЬ:
Бикс для
стерильных материалов
Лоточки
Флаконы
Баночки
Стаканы
Емкость для замачивания инструментов
Корзина с крышкой для грязного белья
Корзина для мусора
Небольшая емкость для отходов
Слайд 19Рекомендуемое оснащение кабинета
БЕЛЬЕ (кол-во зависит от пропускной возможности кабинета)
Халаты 2-3
шт
Полотенца для рук (менять каждый день)
Чехол на кресло
Простыни
Пеньюары
Шапочки или повязки
для волос
Трусики одноразовые
Салфетки
ТАК ЖЕ необходимо иметь зеркало с подсветкой, шкаф для хранения белья, стулья для клиентов, возможно – кресло для отдыха, журнальный столик, ширму.
Слайд 20
САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИЙ РЕЖИМ РАБОТЫ КОСМЕТОЛОГИЧСКИХ
УЧРЕЖДЕНИЙ
Слайд 21В помещении косметологического кабинета до начала работы и после ее
окончания должна проводиться тщательная влажная уборка. В течение рабочего дня
– текущая уборка.
Для дезинфекции помещений и инструментария разрешается использовать дезсредства, имеющие положительное заключение гос. сан-эпид. экспертизы к использованию в Украине.
Стерильные инструменты должны храниться в специальном ультрафиолетовом шкафу в сухом чистом виде.
Слайд 22
ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНЕ ПРОБЛЕМЫ ПАЦИЕНТОВ КОСМЕТОЛОГИЧЕСКИХ КЛИНИК
Слайд 23Каждый врач, помимо своей основной специальности является еще и психологом.
А у врача-косметолога эта роль особенная, т.к. к ним обращаются
пациенты с недовольством собственной внешностью.
Слайд 24Наиболее частыми психоэмоциональными проблемами пациентов являются:
Чрезмерная фиксация на косметологическом дефекте
Преувеличение
недостатка
Связывание косметол. проблемы с ситуациями в жизни, зависимость личного счастья
от результатов работы косметолога
необъективная оценка результатов этой работы
Желание добиться эффекта в нереально короткие сроки
Надежда на получение невозможного результата
Излишняя вера в чудодейственность тех или иных методов и средств
Отказ понять, что в косметологии, как и в других отраслях медицины имеет место недостаточная эффективность, отсутствие результатов а иногда и осложнения.
Слайд 25Классификация типов пациентов косметологических клиник
1 тип – (большенство)всегда заботящиеся о
своей внешности люди. Социальноактивные, регулярно посещают косметолога – это часть
их образа жизни. К имеющимся эстетическим проблемам относятся спокойно и радуются каждому положительному результату. Они уравновешаны, адекватно реагируют на ситуацию. Обычно консервативны в выборе процедур, осторожны в отношении интенсивных методов, которые можно предлогать им только после длительного контакта с врачом и установления взаимного доверия.
Слайд 262 тип- активно решительные пациенты, стремящиеся к быстрому получению желаемого
результата. Могут быть люди с опытом профессионального ухода за собой,
или обратившиеся в связи с возникновением каких-либо проблем. Нередко в основе лежит личная проблема. Готовы испробывать практически все, что предлогает современная косметология. При первом общении представляются самыми благоприятными пациентами, но в соответствии с реакцией на полученные результаты, делятся на две подгруппы:
Слайд 27I подгруппа- очень довольны всеми результатами и нередко даже преувеличивают
эффективность лечения. Главная задача врача – убедить их в необходимости
постоянного использования методов проф. косметологии и домашнего ухода для сохранения благоприятных результатов.
Слайд 28II подгруппа- как правило не довольны всем, болевой порог у
них снижен, процедуры представляются нестерпимыми. Либо вовсе отрицают эффект, либо
его минимизируют. Психологически характеризуются неустойчивым настроением, эмоциональной лабильностью. Нужно иметь большое терпение и осторожность в рекомендациях интенсивных методов таким пациентам. Важно при работе с такими пациентами вести медицинскую документацию с четкой регистрацией всех изменений в кожном статусе и выполнение врачебных рекомендаций.
Слайд 293 тип- пациенты со значительно выражеными невротическими реакциями, изменениями структуры
личности и эмоционального статуса. Можно выявить психотравмирующие ситуации в прошлом
и настоящем. Нередко они уже имеют опыт общения как с косметологами так и с пластическими хирургами, всегда недовольны результатами и стремятся к повторным процедурам и операциям.
Тактика ведения сложна, желательно избегать интенсивных методов, следует уделять большое внимание установлению психологического контакта и пытаться научить любить и принимать свою внешность.
Слайд 30Конечно,необходимо сказать и о людях, действительно страдающих псих. заболеваниями. Единственным
разумным решением будет переадресовать пациента к необходимому ему специалисту, т.к.,
использование любых косметологических методов будет абсолютно бесполезным, и нередко даже ухудшить псих. Состояние больного.
Слайд 31АЛГОРИТМ ПЕРВИЧНОГО ПРИЕМА:
Определение желаний пациента
Выявление преобладающего психологического типа и характера
реагирования
Постановка диагноза и прогнозирование вариантов лечения
Согласование предложений пациента и врача
(с учетом финансовой стороны вопроса)
Окончательное назначение процедур
Слайд 32Индивидуальная карта пациента косметологической клиники включает в себя такие пункты:
Дата
первичного обращения
ФИО
Дата родения, телефон
Жалобы
Индивидуальные особенности
Анамнез жизни
Объективные данные (АД, пульс,принимаемые медикаменты,
аллергические реакции, металлические протезы, состояние кишечника, физическая нагрузка, питание, очистительные процедуры, менструальный цикл, фототип, цвет волос, глаз)
Слайд 33Объективные данные кожных покровов:
Тип кожи
Наличие пор
Величина пор
Наличие комедонов
Аномальные изменения кожи
Акне__
степени
Морфологические элементы
Тургор кожи
Наличие морщин, локализация
Тип старения
Другие возрастные изменения
Чувствительность кожи
Рекомендационные процедуры
Врач_____