Слайд 1Особенности организации методической работы
Работа с молодыми педагогами
Слайд 2«Самое трудное в учении – научиться чтить учителя. Но лишь
чтя наставника, сможешь перенять его правду. И лишь перенимая правду,
народ способен почитать науки. Поэтому, согласно ритуалу, даже призванный к государю учитель не совершает ему поклона - так высоко древние чтили учителя...»
(Конфуций)
Слайд 3 Одной из наиболее острых проблем в образовании на сегодняшний день
является создание условий для успешной социализации и полноценной самореализации молодых
кадров. Система образования нуждается в компетентном, ответственном педагоге, действующем в соответствии с государственной политикой и принципами психолого-педагогической науки.
Слайд 4Методическая работа – это
(М. Поташник)
«целостная, основанная на достижениях науки
и
передового педагогического опыта и конкретном анализе образовательного процесса система
взаимосвязанных мер, действий и мероприятий, направленных на всестороннее повышение квалификации и профессионального потенциала каждого учителя, на развитие и повышение творческого потенциала педагогического коллектива в целом, а, в конечном счете, на совершенствование учебно-воспитательного процесса, достижение оптимального уровня образования, воспитания и развития школьников»
Слайд 5ФЗ №273 «Об образовании в Российской Федерации»
ст. 28. Компетенция, права,
обязанность и ответственность образовательной организации
3. К компетенции образовательной организации в
установленной сфере деятельности относятся:
…20) организация научно-методической работы, в том числе организация и проведение научных и методических конференций, семинаров
Слайд 6Цель внутришкольной
научно-методической работы
- способствовать обеспечению качества образования в учреждении
посредством повышения профессиональной компетентности педагогов и решения инновационных проблем образовательного
процесса.
Слайд 7Приоритетные направления
Методическое сопровождение реализации ФГОС
Обеспечение непрерывного повышения квалификации педагогов
Поддержка обновления,
перспективного планирования содержания образования
Методическое сопровождение изучения, обобщения и распространения АПО
Методическое
сопровождение участия в инновационной деятельности
Методическое сопровождение участия педагогов в конкурсном движении и т.д.
Поддержка реализации программ, проектов федерального, регионального, муниципального и учрежденческого уровней
Слайд 8Подходы к организации методической работы
Слайд 11Структура методической работы
Служба психолого-педагогической поддержки
Директор
Педагогический совет
Методический совет
ПДНМС
Школа молодого педагога
ШМО
Творческие
микрогруппы (рабочие группы)
Библиотечно-информационный центр
Слайд 12Направления деятельности методических служб
Слайд 13Цели работы школы по адаптации молодых учителей
Создание в школе условий для профессионального роста молодых педагогов, способствующих
снижению проблем адаптации и успешному вхождению в профессиональную деятельность молодого педагога
Сформировать профессионально – адаптированного компетентного молодого учителя
Создание индивидуальной траектории педагогического мастерства
Слайд 14Этапы профессионального становления молодого педагога
I этап –
1-й год работы
- адаптационный самый сложный период как для молодого педагога, так
и для наставника и помогающих ему коллег.
II этап – 2–3-й годы работы: процесс развития профессиональных умений, накопления опыта, поиска лучших методов и приемов работы с обучающимися, формирования своего стиля в работе, завоевывание авторитета среди учащихся, родителей, коллег.
Педагог изучает опыт работы коллег своей школы и в других общеобразовательных учреждениях, повышает свое профессиональное мастерство, посещая открытые мероприятия, методические объединения учителей. На этом этапе наставник предлагает определить методическую тему, над которой молодой педагог будет работать более углубленно. Активно привлекается к открытым мероприятиям на уровне школы.
Слайд 15Этапы профессионального становления молодого педагога
III этап –
4-5 год работы: складывается система работы, имеются собственные разработки.
Педагог
внедряет в свою работу инновационные технологии;
происходят совершенствование, саморазвитие, обобщение своего опыта работы.
Слайд 16
Структура наставничества
Наставничество
Творческая группа опытных учителей
Учитель -наставник
Руководители школьных методических
объединений
Педагог-психолог
Администрация
Слайд 17Алгоритм действий структурных элементов наставничества
ДИРЕКТОР ШКОЛЫ
знакомит молодого учителя со
школой, педагогическим коллективом
разъясняет ему права и обязанности учителя
определяет должностные
обязанности
назначает из лучших учителей наставника
на педагогическом совете торжественно принимает молодого учителя в ряды педагогов школы
проводит работу по решению вопросов социально-бытовых проблем
Слайд 18 ЗАМЕСТИТЕЛЬ ДИРЕКТОРА
определяет рабочее место педагога, знакомит с условиями
работы,
проводит индивидуальную работу в классах, где будет работать молодой
специалист и представляет его учащимся;
расписание уроков составляет таким образом, чтобы молодой учитель имел возможность посещать уроки у своих коллег совместно с наставником
посещает отдельные уроки или воспитательные мероприятия, проводимые молодым специалистом
знакомит с требованиями организации учебного процесса, с системой школьной отчетности.
Слайд 19Алгоритм действий структурных элементов наставничества
РУКОВОДИТЕЛЬ ШКОЛЬНОГО МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ
вносит в банк
данных необходимую информацию о молодом специалисте;
проводит с ним индивидуальные
собеседования по вопросам методики преподавания;
знакомит с учителями- предметниками, методической темой, с вариативными планами и учебными программами по которым работают учителя ;
знакомит с планом работы МО;
Слайд 20НАСТАВНИК
совместно с молодым специалистом составляет план его профессионального развития
(план самообразования);
учит разрабатывать рабочую программу по предмету, составлять календарно-тематическое планирование, рекомендует
необходимую для работы литературу;
вместе с молодым специалистом посещает занятия творчески работающих учителей и затем анализирует их;
привлекает к разработке различного рода учебно-методической документации;
знакомит с нормативными документами по организации учебно-воспитательной деятельности, гигиеническими требованиями к условиям обучения школьников
посещает занятия, уроки, внеклассные мероприятия по предмету у стажера и проводит их анализ
Слайд 21Алгоритм действий структурных элементов наставничества
ТВОРЧЕСКАЯ ГРУППА ОПЫТНЫХ
УЧИТЕЛЕЙ
Привлекает к участию в педагогических конференциях, конкурсах. педагогических чтениях, практических
семинарах-тренингах, круглых столах, педагогических консилиумах
ПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГ
проводит индивидуальные консультации, психологические тренинги, самодиагностику, диагностику изучения личности самого молодого педагога
Слайд 23Формы и методы работы с молодыми специалистами
Конференции
Методические объединения
Посещение открытых уроков
Педагогические
советы
Творческие и динамические группы
Методические оперативки
Отчет молодого специалиста
Самообразование
Семинары, педагогические чтения
Коллективные
Групповые
Индивидуальные
Групповые
Групповые
Слайд 24Основные направления повышения профессионального мастерства молодого учителя
Углубление научных
знаний и повышение научно-методического уровня
Формирование профессиональных компетенций
Овладение научным стилем речи
и профессиональной этикой педагога
Формирование умения работать в коллективе
Освоение методики научно-исследовательской деятельности, внедрения инновационных технологий обучения
Слайд 25Итоговый ( III этап) работы с молодыми специалистами
Отчет молодого специалиста.
Формирование
портфолио
Анализ уроков
Анализ работы молодого специалиста
Отчет наставника
Анкетирование,
его анализ. Итоги диагностики
Постановка новых
заданий. Составление плана самообразования
Анализ результатов учебной деятельности учащихся
Анализ достижений молодого специалиста
Анализ трудностей
Анализ участия в неделе открытых уроков
Слайд 26ПАМЯТКА МОЛОДОМУ ПЕДАГОГУ
1. Изучай возможности каждого воспитанника.
2. Вступая в контакт
с детьми, не стоит демонстрировать своё превосходство. От общих коллективных
действий учителя и учащихся зависит успех урока. Старайся чаще хвалить и поощрять. Наказывай ученика лишь в самом крайнем случае.
3. Планируя первые уроки, подумай:
- что ты будешь с ними учить, закреплять, чему ты хочешь их научить;
- начиная с первого урока, вырабатывай у учащихся определённый стереотип поведения, формируй позитивные навыки;
- какие виды работ будут использованы и выполнены учащимися на уроке.
Помни: большинство нарушений дисциплины на уроке происходит из-за недостаточной загруженности учащихся полезной, интересной работой.
4. В учебной работе на уроках используй разнообразные методы, приёмы, формы и способы обучения, которые активизируют познавательную деятельность (беседа, семинар, эксперимент, самостоятельная работа, икт) и индивидуальную работу с учащимися.
5. Проводи внеклассную работу по предмету в форме , экскурсии, диспута, туристического похода.
6. Принимай активное участие в оформлении учебного кабинета.
7. Без требовательности учителя на уроке невозможна организация учебной и общественной работы.
8. Настойчиво овладевай навыками самоанализа. Кто старается разобраться в хорошем и плохом на своих уроках, тот уже достиг половины успеха
Слайд 27 Таким образом, опыт доказывает, что организация методического сопровождения :
адаптации молодого учителя к новым условиям труда
формированию
его заинтересованности в работе
получению положительных результатов развитию педагогического потенциала созданию педагогической среды, в которой молодой специалист найдет себя и будет принят и востребован.
Слайд 28Аналитическое направление деятельности:
● диагностика профессиональных и информационных потребностей работников образования
в связи с решением задач стандарта второго поколения;
● изучение и
анализ состояния и результатов методической работы образовательных учреждений и отдельных педагогов (их групп), определение направлений ее совершенствования;
● выявление затруднений дидактического и методического характера в образовательном процессе, и, в первую очередь, - при решении задач формирования универсальных учебных действий;
● изучение, обобщение и распространение эффективного опыта разработки и реализации основных образовательных программ.
Слайд 29Организационно-методическое направление деятельности:
● изучение запросов, методическое сопровождение и оказание практической
помощи по вопросам введения стандарта второго поколения различным категория педагогических
работников;
● прогнозирование, планирование и организация повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогических и руководящих работников образовательных учреждений, оказание им информационно-методической помощи в решении задач ФГОС;
● организация работы (участие в работе) городских профессиональных сообществ, их сети по актуальным проблемам стандарта второго поколения;
● подготовка и проведение научно-практических конференций, семинаров, педагогических чтений, марафонов, методических десантов, ярмарок, конкурсов профессионального мастерства педагогических работников образовательных учреждений, связанных с проблематикой ФГОС;
●взаимодействие и координация методической деятельности с соответствующими подразделениями управления образования и учреждений дополнительного профессионального (педагогического) образования, ведущих издательств и т.д.
Слайд 30Консультационное направление деятельности:
● организация консультационной работы для педагогических работников образовательных
учреждений по вопросам введения ФГОС;
● популяризация и разъяснение результатов новейших
педагогических и психологических исследований, в том числе по проблемам формирования универсальных учебных действий, использования типовых задач, организации внеурочной деятельности, контроля и оценки результатов освоения основных образовательных программ;
● организация консультирования по вопросам организации образовательного процесса в условиях введения и реализации ФГОС нового поколения.
Слайд 31Информационное направление деятельности:
● формирование банка педагогической информации (нормативно-правовой, научно-методической, методической
и др.), направленной на решение задач введения стандартов второго поколения;
●
ознакомление педагогических работников с новинками педагогической, психологической, методической и научно-популярной литературы на бумажных и электронных носителях;
● ознакомление педагогических и руководящих работников образовательных учреждений с опытом инновационной деятельности образовательных учреждений и педагогов;
● информирование о новых направлениях в развитии дошкольного, общего, дополнительного образования детей, о содержании образовательных программ, новых учебниках, учебно-методических комплектах, видеоматериалах, рекомендациях, нормативных, локальных обеспечивающих реализацию ФГОС;
● ознакомление педагогической общественности с основными тенденциями развития современного образования, ключевыми задачами и новыми результатами образования, связанными с решением задач, определенных стандартом второго поколения;
● информирование педагогических работников о внешних ресурсах, обеспечивающих реализацию ФГОС.