Слайд 1Особенности психического развития детей с умственной отсталостью
Жаворонкова Лилия Викторовна, старший
преподаватель кафедры инклюзивного образования
Слайд 2 У́мственная отста́лость — «стойкое, необратимое недоразвитие уровня психической,
в первую очередь интеллектуальной деятельности, связанное с врожденной или приобретенной
органической патологией головного мозга. Наряду с умственной недостаточностью всегда имеет место недоразвитие эмоционально-волевой сферы, речи, моторики и всей личности в целом».
Слайд 3Олигофрения (oligophreniae: греч. oligos малый + phrзn -- ум, разум)
-- группа различных по этиологии, патогенезу и клиническим проявлениям патологических
состояний, характеризующихся врожденным или рано приобретенным (в первые три года жизни) слабоумием, которое выражается в недоразвитии психики, преимущественно интеллекта, и отсутствием прогредиентности. т.е. прогрессирующего нарастания дефекта личности.
Большинство олигофрений (врожденное слабоумие) относятся к обширной группе врожденных аномалий развития ц.н.с., связанных с нарушением онтогенеза (дизонтогенезом).
Слайд 4В настоящее время Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) в международной классификации
болезней десятого пересмотра интеллектуальная недостаточность определяется как состояние задержанного или
неполного развития психики, которое в первую очередь характеризуется нарушением способностей, проявляющихся в период созревания и обеспечивающих общий уровень интеллектуальности, т.е. когнитивных, речевых, моторных и социальных способностей».
Слайд 5Эмиль Крепелин
(15.02.1856-07.101926 гг.)
Термин «олигофрения» был впервые введен в
XIX веке немецким психиатром Эмилем Крепелином.
Слайд 6Исторические аспекты
Первые упоминания о людях с интеллектуальными нарушениями были обнаружены
у римлян, которые иногда держали «дураков» для развлечения домовладельцев и
их гостей. Эти люди находились на содержании у богатых, и с ними неплохо обращались.
XVI в. Мартин Лютер, немецкий теолог, отец Реформации 1517 года, объяснял, как странная внешность и поведение ребенка (наиболее вероятно, ребенка с умственной отсталостью, но это заболевание еще не было известно в то время) связаны с одержимостью дьяволом.
Слайд 7XVIII в. Господствующее неправильное понимание и лечение людей с умственной
отсталостью начало изменяться к концу XVIII столетия, подпитываемое обнаружением одичавших
или «диких» детей, таких как Виктор, «дикий мальчик из Авейрона», и распространением гуманистических усилий помочь другим угнетаемым или игнорируемым группам, таким как рабы, заключенные, душевнобольные и люди с физическими недостатками.
XIX в. В середине XIX века доктор Самуэль Дж. Хоу открыл первое гуманистическое учреждение в Северной Америке для людей с умственной отсталостью — Массачусетскую Школу для слабоумных детей и детей-идиотов.
Слайд 8XX в. Президент Джон Кеннеди, сестра которого страдала задержкой психического
развития, сформировал Президентскую Комиссию по умственной отсталости в 1962 году
и создал национальную программу для борьбы с умственной отсталостью.
Слайд 9Распространенность умственной отсталости в общей популяции
Общая популяция
Умственная
отсталость
1-3 %
Слайд 10Формы умственной отсталости
Олигофрения — форма психического
недоразвития. Характеризуется недоразвитие всех нервно–психических процессов, в большей степени наблюдаются
нарушения подвижности внутренних процессов в интеллектуально-речевой сфере и в меньше степени — в сенсомоторной.
Деменция — стойкое ослабление познавательной деятельности, приводящее к снижению критичности, ослаблению памяти, уплощению эмоций. Носит проградиентный характер.
В детском возрасте деменция может возникнуть в результате органических заболеваний мозга, воспалительных заболеваниях мозга, а также вследствие сотрясений и ушибов мозга.
Слайд 11Причины умственной отсталости
Экзогенные
Эндогенные
Слайд 12Этиологические факторы
Наследственные, в том числе связанные с повреждением генеративных клеток
Внутриутробные, действующие на зародыш и плод
Перинатальные и первых 3
лет вне утробной жизни
Слайд 13
Степени умственной отсталости
согласноМКБ-9
Дебильность
- самая слабая степень умственной отсталости, обусловленная задержкой развития или органического поражения мозга плода. При нерезко выраженной дебильности ребёнок может внешне мало отличаться от сверстников.
Имбецильность - средняя степень слабоумия. Речь и другие психические функции развиты больше, чем при идиотии, однако лица с имбецильностью не обучаемы, нетрудоспособны, им доступны лишь элементарные акты самообслуживания.
Идиотия - глубокая умственная отсталость с почти полным отсутствием речи и мышления, потребностью в постоянном уходе и надзоре.
Слайд 14 Дебильность -- легкая степень
слабоумия. Дебилы способны к обучению, овладению несложными трудовыми процессами, в
известных пределах возможно их социальное приспособление; JQ равен 50--70. Дебилы в отличие от имбецилов нередко обладают довольно развитой речью, в которой, однако, выражены подражательные особенности, пустые обороты. В поведении они более адекватны и самостоятельны, что в какой-то мере маскирует слабость мышления. Этому способствуют хорошая механическая память, склонность к подражательности и повышенная внушаемость. У них выявляются слабость абстрактного мышления, преобладание конкретных ассоциаций. Переход от простых отвлеченных обобщений к более сложным для них затруднителен. Дебилы обучаемы в школе, при этом обнаруживаются медлительность и инертность, отсутствие инициативы и самостоятельности. Они овладевают преимущественно конкретными знаниями, усвоение теории им не удается.
Слайд 15 Имбецильность -- средняя степень слабоумия. Речь
у имбецилов развита больше, чем при идиотии, однако они необучаемы,
нетрудоспособны, им доступны лишь элементарные акты самообслуживания; JQ определяется в пределах 20--50.
В Международной классификации болезней различают имбецильность резко выраженную (JQ равен 20--35) и умеренно выраженную (JQ равен 35--50). У имбецилов обнаруживаются довольно дифференцированные и разнообразные реакции на окружающее. Их речь косноязычна, с аграмматизмами. Они могут произносить несложные фразы. Развитие статических и локомоторных функций происходит с большой задержкой, больные осваивают навыки самообслуживания, например, самостоятельно едят. Им доступны несложные обобщения, они обладают некоторым запасом сведений, формально ориентируются в привычной житейской обстановке.
Вследствие относительно хорошей механической памяти и пассивного внимания они могут усваивать элементарные знания. Некоторые имбецилы в состоянии овладеть порядковым счетом, знают буквы, усваивают простые трудовые процессы (уборка, стирка, мытье посуды, отдельные элементарные производственные функции). При этом выявляются крайняя несамостоятельность, плохая переключаемость. Эмоции у них бедны и однообразны, психические процессы тугоподвижны и инертны. На перемену обстановки они дают своеобразную негативную реакцию. Личностные реакции более развиты: они обидчивы, стесняются своей неполноценности, адекватно реагируют на порицание или одобрение. Не обладая инициативой и самостоятельностью, легко теряются в непривычных условиях и нуждаются в надзоре и опеке. Следует учитывать повышенную внушаемость имбецилов, их склонность к слепому подражанию.
Слайд 16 Идиотия -- самое тяжелое
слабоумие практически с полным отсутствием речи и мышления: JQ --
ниже 20. У таких больных реакции на обычные раздражители отсутствуют либо бывают неадекватными. Восприятия, по-видимому, неполноценны, внимание отсутствует или крайне неустойчиво. Речь ограничивается звуками, отдельными словами; больные не понимают обращенную к ним речь. Дети, страдающие идиотией, не овладевают статическими и локомоторными навыками (с связи с чем многие из них не умеют самостоятельно стоять и ходить) или приобретают их с большим опозданием. Нередко они не могут жевать и проглатывают пищу непрожеванной, некоторые из них могут питаться только жидкой пищей. Какая-либо осмысленная деятельность, в т.ч. простые навыки самообслуживания, невозможны. Предоставленные самим себе больные остаются неподвижными или впадают в непрерывное бессмысленное возбуждение с однообразными движениями (раскачиванием, стереотипными размахиваниями руками, хлопанием в ладоши и т.п.). Они нередко не отличают родных от посторонних. Эмоции элементарны и связаны только с чувством удовольствия или неудовольствия, что выражается в виде возбуждения или крика. Легко возникает аффект злобы -- слепая ярость и агрессивность, нередко направленные на себя (кусают, царапают, наносят удары). Часто больные поедают нечистоты, жуют и сосут все, что попадает под руку, упорно мастурбируют. Глубокое недоразвитие психики нередко сопровождается грубыми дефектами физического развития. Жизнь их проходит на инстинктивном уровне. Встречаются и относительно более легкие формы идиотии. Больные нуждаются в постоянном уходе и надзоре.
Слайд 17КЛАССИФИКАЦИЯ МКБ-10
F-70(IQ50-69) Легкая умственная отсталость
F-71(IQ35-49) Умеренная умственная отсталость
F-72(IQ20-34)
Тяжелая умственная отсталость
F-73(IQниже 20) Глубокая умственная отсталость
F-78 Другие
виды умственной отсталости
F-79 Неуточненная умственная отсталость
Слайд 18КЛАССИФИКАЦИЯ МКБ-10
К указанным обозначениям могут добавляться цифры.
.0
– отсутствие или слабовыраженные нарушения поведения;
.01 – инфекция,
интоксикация;
.02 – травма;
.03 – фенилкетонурия;
.04 – хромосомные нарушения;
.07 – недоношенность;
.09 – не уточненные причины.
Слайд 19Распространенность степеней
умственной отсталости
Слайд 20Отличительные признаки
психического развития детей с ЗПР и детей с УО
Для нарушений познавательной деятельности при ЗПР характерны:
-парциальность
-мозаичность в развитии
всех компонентов психической деятельности ребенка.
При умственной отсталости отмечается:
-тотальность
-иерархичность нарушений психической деятельности ребенка. Ряд авторов используют для характеристики умственной отсталости такое определение как «диффузное, разлитое повреждение» коры головного мозга.
Слайд 21В сравнении с умственно отсталыми детьми у детей с ЗПР
гораздо выше потенциальные возможности развития их познавательной деятельности, и в
особенности высших форм мышления - обобщения, сравнения, анализа, синтеза, отвлечения, абстрагирования
Однако нужно помнить, что некоторые дети с ЗПР, как и их умственно отсталые сверстники, затрудняются в установлении причинно-следственных зависимостей и имеют несовершенные функции обобщения.
Отличительные признаки
психического развития детей с ЗПР и детей с УО
Слайд 22Для развития всех форм мыслительной деятельности детей с ЗПР характерна
скачкообразность ее динамики. В то время как у умственно отсталых
детей данный феномен экспериментально не выявлен.
Отличительные признаки
психического развития детей с ЗПР и детей с УО
Слайд 23В отличие от умственной отсталости, при которой страдают собственно мыслительные
функции — обобщение, сравнение, анализ, синтез, — при задержке психического
развития страдают предпосылки интеллектуальной деятельности.
К ним относятся такие психические процессы как внимание, восприятие, сфера образов-представлений, зрительно-двигательная координация, фонематический слух и другие.
Отличительные признаки
психического развития детей с ЗПР и детей с УО
Слайд 24
Игровое предъявление заданий повышает продуктивность деятельности детей с ЗПР, в
то время как для умственно отсталых школьников оно может служить
поводом для непроизвольного соскальзывания ребенка с выполнения задания.
Особенно часто это происходит, если предлагаемое задание находится на пределе возможностей умственно отсталого ребенка.
Отличительные признаки
психического развития детей с ЗПР и детей с УО
Слайд 25
У детей с ЗПР имеется интерес к предметно-манипулятивной и игровой
деятельности.
Игровая деятельность детей с ЗПР, в отличие от таковой
у умственно отсталых детей, носит более эмоциональный характер.
Мотивы определяются целями деятельности, правильно выбираются способы достижения цели, но содержание игры не развернуто. В ней отсутствует собственный замысел, воображение, умение представить ситуацию в умственном плане.
В отличие от нормально развивающихся детей, дети с ЗПР не переходят без специального обучения на уровень сюжетно-ролевой игры, а «застревают» на уровне сюжетной игры. Вместе с тем их умственно отсталые сверстники остаются на уровне предметно-игровых действий.
Отличительные признаки
психического развития детей с ЗПР и детей с УО
Слайд 26
Для детей с ЗПР характерна большая яркость эмоций, которая позволяет
им более длительное время сосредоточиваться на выполнении заданий, вызывающих их
непосредственный интерес.
При этом, чем больше ребенок заинтересован в выполнении задания, тем выше результаты его деятельности.
Эмоциональная сфера умственно отсталых детей не развита, а чрезмерно игровое предъявление заданий (в том числе в ходе диагностического обследования), как уже упоминалось, часто отвлекает ребенка от решения самого задания и затрудняет достижение цели.
Отличительные признаки
психического развития детей с ЗПР и детей с УО
Слайд 27 Большинство детей с ЗПР в различной степени владеют изобразительной
деятельностью.
У умственно отсталых детей без специального обучения изобразительная деятельность
не возникает. Такой ребенок останавливается на уровне предпосылок предметных изображений, т. е. на уровне черкания. В лучшем случае у отдельных детей отмечаются графические штампы — схематичные изображения домиков, «головоногие» изображения человека, буквы, цифры, хаотично разбросанные по плоскости листа бумаги.
Отличительные признаки
разграничения ЗПР от УО
Слайд 28В соматическом облике детей с ЗПР в основном отсутствует диспластичность.
(диспластичность
(нарушение пропорциональности телосложения, шестипалость, косоглазие, неловкость и замедленность движений, заикание
и другие дефекты произношения) .
В то время как у умственно отсталых детей она наблюдается достаточно часто.
Отличительные признаки
психического развития детей с ЗПР и детей с УО
Слайд 29 В неврологическом статусе детей с ЗПР не отмечается грубых
органических проявлений, что типично для умственно отсталых дошкольников.
Однако и у
детей с задержкой можно увидеть неврологическую микросимптоматику: выраженную на висках и переносице венозную сеточку, легкую асимметрию лицевой иннервации, гипотрофию отдельных частей языка с его девиацией вправо или влево, оживление сухожильных и периостальных рефлексов.
Отличительные признаки
психического развития детей с ЗПР и детей с УО
Слайд 30 Патологическая наследственная отягощенность более типична для анамнеза умственно отсталых
детей и практически не отмечается у детей с задержкой психического
развития.
Отличительные признаки
психического развития детей с ЗПР и детей с УО
Слайд 31Физические нарушения у детей
с умственной отсталостью
Слайд 32Особенности познавательных процессов умственно отсталых школьников
Патологическая инертность нервных и психических
процессов;
Интеллектуальная пассивность, равнодушие к происходящему;
Снижение мотивации деятельности;
Тугоподвижность, косность и стереотипность
мышления;
Нарушение критичности мышления;
Нарушение операционального и организационного компонентов мыслительной деятельности;
Недостаточность, недифференцированность и бедность восприятия;
Низкая точность и прочность запоминания;
Непреднамеренность запоминания;
Нарушения речи;
Низкая целенаправленность деятельности
ВОСПРИЯТИЕ
Сужен объем зрительного восприятия, затруднено ориентирование.
Отстает развитие зрительного,
слухового, тактильного
анализаторов, аномалии зрения и слуха, не ориентируется самостоятельно в ситуации.
Восприятие поверхностно, окружающие предметы воспринимаются и различаются
удовлетворительно.
Психика на низких ступенях развития,
с трудом ориентируются,
не отличают съедобное от несъедобного.
F70
F72
F71
F73
Слайд 34ВНИМАНИЕ и ПАМЯТЬ
F70
F71
F72
F73
Уменьшен объем внимания, ухудшена концентрация внимания,
произвольное внимание
нестойкое; не прочное запоминание, быстрое забывание, механическая память сформирована.
Неустойчивое внимание,
память
развита
недостаточно, нарушено
произвольное запоминание,
механическая память
страдает.
Внимание серьезно нарушено,
малый объем памяти.
Внимание и память
не развиты.
Слайд 35МЫШЛЕНИЕ
F70
F71
F73
F72
Ограничена способность к абстрактному мышлению
Относительная сохранность наглядно-образного
мышления
Отсутствует обобщение
Непонимание скрытого
смысла
Механическое заучивание
Хаотично
Бессистемно
Отсутствие
смысловых связей
Отсутствие
элементарных
процессов мышления
Слайд 36РЕЧЬ
Запаздывание речи (немота, гнусавость, заикание).
Запаздывание речи на 3-5
лет,
косноязычие, бедный словарный
запас.
Недоразвита устная речь, состоит из отдельных слов,
структура слов нарушена, пользуются жестами и нечленораздельными звуками.
Речь заменяется
нечленораздельными звуками.
F70
F71
F72
F73
Слайд 37Эмоции отстают в развитии.
Нестабильность чувств (у детей с легкой
степенью
умственной отсталости отмечается
добродушный настрой, с глубокой - больше
злостно-тоскливый).
Особенности
развития личности и эмоционально-волевой сферы умственно отсталых детей
В мотивационно-потребностной сфере
начальная стадия становления.
Интерес направлен на текущую деятельность
Самооценка подвержена контрастным изменениям.
Уровень притязаний понижен.
Отсутствует конкурентоспособность,
стремление к достижению успеха.
Особенности деятельности заключаются в своеобразие целей,
мотивов, средств.
Нарушена целенаправленная деятельность.
Низкая работоспособность, отсутствует ролевая игра.
Слайд 38Многие дети, имеющие легкую умственную отсталость, достаточно смышлены, чтобы учиться
в обычных школах, хотя они более подвержены чувству беспомощности и
разочарования, что дополнительно усложняет их социальное и когнитивное развитие. В результате они начинают ожидать неудачи даже при выполнении тех задач, с которыми могут справиться; при отсутствии надлежащего обучения их мотивация выполнять новые требования понижается.
Слайд 39 Следовательно, по сравнению с нормально развивающимися детьми одного
с ними умственного возраста, дети с умственной отсталостью ожидают меньшего
успеха, ставят для себя низкие цели и довольствуются минимальным успехом, когда могут достичь большего. Взрослые непреднамеренно могут потворствовать этой приобретенной беспомощности. Когда, например, ребенок считается «отстающим», взрослые менее склонны настаивать на его упорстве в достижении цели, чем если бы он был нормальным ребенком на том же уровне когнитивного развития. Это явление объясняет некоторые из проявляющихся недостатков, обнаруживаемых в деятельности детей с умственной отсталостью по мере их роста. Особенно это касается задач, для которых требуются навыки обработки вербальной информации, например: чтения, письма и решения проблем.
Слайд 40Основные направления коррекционно-педагогического процесса в образовательных учреждениях для умственно отсталых
детей
В диагностическом блоке ведущей задачей является организация комплексного
медико-психолого-педагогического изучения ребенка в динамике коррекционно-воспитательного процесса и одновременно в целях разработки индивидуальной программы развития ребенка.
Блок воспитательных задач направлен на решение вопросов социализации, повышения самостоятельности и автономии ребенка и его семьи, становления нравственных ориентиров в деятельности и поведении школьника, а также воспитания у него положительных личностных качеств.
Слайд 41Коррекционная работа
Следующим блоком задач является организация коррекционной работы, направленной, во-первых,
на развитие компенсаторных механизмов становления психики и деятельности проблемного ребенка,
а во-вторых, на преодоление и предупреждение у детей вторичных отклонений в развитии их познавательной сферы, поведения и личностных ориентиров. При этом предполагается обучение родителей отдельным психолого-педагогическим приемам, повышающим эффективность взаимодействия с ребенком, стимулирующим его активность в повседневной жизни, укрепляющим его веру в собственные возможности. Данная работа осуществляется всеми специалистами учреждения в тесной взаимосвязи, на основе профессионального взаимодополнения.
Слайд 42Образовательные задачи
Блок образовательных задач направлен на обучение детей способам
усвоения общественного опыта, развитие их познавательной активности, формирование всех видов
детской деятельности, характерных для каждого возрастного периода. Важной задачей образовательного блока является подготовка детей к школьному обучению, которая должна вестись с учетом индивидуальных особенностей и возможностей каждого ребенка.