Слайд 1Особенности
художественной культуры
Месопотамии
Слайд 2 План изучения материала
Возникновение письменности.
Архитектура Месопотамии.
Изобразительное искусство.
Музыкальное искусство.
Древнейшая культура Месопотамии — шумеро-
аккадская (от названия двух
частей территории, южной
и северной). Зарождение и развитие древнейшей в
Передней Азии цивилизации Месопотамии относится к
IV-III тыс. до н. э.
Слайд 3долину Сеннаар — Двуречье, а древние греки дали ей имя
Месопотамия («Страна между реками», или «Междуречье»).
Азиатский народ шумеры, семитский народ
аккады.
Долина Сеннаар — Двуречье, древние греки дали ей имя Месопотамия
(«Страна между реками», или «Междуречье»).
Слайд 4 Периоды развития культуры Месопотамии
1. По названию городов-государств
Шумер и Аккад на севере культура Месопотамии IV – II
тыс. до н.э. именуется шумеро-аккадской.
2. По Вавилону на юге (1894-732 гг. до н.э.) и Ассирии на севере (1380-625 гг. до н.э.) - ассиро-вавилонской.
3. Новый Вавилон обусловил появление культуры, стиль которой продолжался в художественных традициях Персии, нововавилонская, или халдейская культура (626-538 гг. до н.э.).
Слайд 5Неоднородность культуры (наслоение культурных традиций нескольких государств).
Культурная преемственность.
3. Сосуществование первобытной
и древней культур (неравномерность развития городов).
Особое место
принадлежало
материальной
культуре
(становление
ирригационной
системы из-за
разливов рек).
Особенности культуры Междуречья
Слайд 6Множество источников свидетельствуют о высоких астрономических и математических достижениях шумеров,
их строительном искусстве (именно шумеры построили первую в мире ступенчатую
пирамиду). Они авторы древнейшего календаря, рецептурного справочника, библиотечного каталога.
Самым весомым вкладом
древнего Шумера в мировую
культуру является
«Сказание о Гильгамеше»
(«все видевшем») —
древнейшая на земле
эпическая поэма.
Слайд 7Вавилоняне внесли в мировую культуру позиционную систему счисления, точную систему
измерения времени, они первыми разделили час на 60 минут, а
минуту на 60 секунд, научились измерять площадь геометрических фигур, отличать звезды от планет и посвятили каждый день ими же придуманной семидневной недели отдельному божеству (следы этой традиции сохранились в названиях дней недели
в романских языках).
Оставили вавилоняне
потомкам и астрологию,
науку о предполагаемой
связи человеческих
судеб с расположением
небесных светил.
Слайд 8Возникновение письменности
Пиктографическое (рисуночное) письмо геометрические
знаки (треугольники, ромбы,
полоски, пальмовые ветки).
Писали на «дощечках» по мягкой глине тростниковыми или
деревянными
палочками, оставляя след в виде клина.
Затем таблички обжигали и хранили в течение длительного
времени.
Писали вначале справа
налево, потом – слева
направо.
Пиктография
превратилась в
клинопись.
Слайд 121. Библиотека царя Ашшурбанипала (правил в 669 – ок. 633
г. до н. э.) находилась в его дворце в Ниневии.
Его отец Асаргаддон пред-полагал сделать Ашшурбанипала верховным жрецом, поэтому он изучал все науки того времени, сохранив любовь к ним до конца жизни.
2. Ашшурбанипал собрал первую библиотеку на Древнем Востоке. Сохранилось около 30 000 табличек и фрагментов. Это была первая в мире систематически подобранная библиотека, где таблички были разложены в определенном порядке, имелся каталог.
3. Составлялась в течение 25 лет.
Слайд 13Значительную долю фондов составляли тексты заговоров, пророчеств, магических и религиозных
ритуалов, мифологических сказаний,
большое собрание медицин-ских текстов.
Здесь имелись многочисленные списки
литературно-эпических сказаний, таблички с песнями, молитвами, юридическими документами, хозяйственными и административными запися-ми, письмами, астрономиче-
скими и историческими труда-ми, записями политического характера, списками царей и поэтическими текстами.
Слайд 14Архитектура Месопотамии
Из-за того, что на этих землях было недостаточно дерева
и камня, храмы возводились из непрочного кирпича-сырца и в условиях
повышенной влажности требовали постоянного обновления.
Храмовые сооружения «жилища бога» строились на высоких насыпных подножиях (зиккураты – многоступенчатые храмы, состоящего из поставлен-ных друг на друга кубических объёмов, причём каждый последующий объём был по объёму меньше предыдущего.
Ступенчатые башнеобразные храмы выражали идею иерархического устройства Вселенной и использова- лись для совершения культовых обрядов, а позднее – и для астрономических наблюдений.
Слайд 15Зиккурат – ступенчатый храм. Реконструкция
Слайд 16Зиккурат бога Луны в городе Уре. ХХI в. до н.э
Слайд 18Зиккурат Этеменанки (VI в. до н.э.).Реконструкция
Слайд 19Сводчато-арочные конструкции
Использовались в архитектуре Древнего Рима.
2. Пирамидальная конструкция террас положила
начало традиции разведения садов на их ступенях. Состояла из четырех
ярусов, которые были одновременно выступающими балконами и террасами. Держались ярусы благодаря 25-и метровым колоннам.
3. Впервые была использована
конструктивная идея
водоснабжения.
4. В нижних этажах созданы
гроты замысловатых форм с
множеством статуй богов,
священных животных и птиц.
Слайд 20Висячие сады Семирамиды – одно из семи чудес света.
Слайд 22Ворота Иштар представляют собой громадную полукруглую арку, ограниченную по сторонам
гигантскими стенами и выходящую на так называемую Дорогу Процессий, вдоль
которой тянулись стены.
Ворота посвящены богине Иштар и сооружены из кирпича, покрытого ярко-голубой, жёлтой, белой и чёрной глазурью. Стены дорожки украшают около 150000 барельефов львов.
Стены ворот покрыты перемежающимися рядами изображений сиррушей (драконов) и быков. Всего на воротах около 575 изображений животных. Крыша и двери ворот были изготовлены из кедра.
Ворота Иштар. Реконструкция
Слайд 25Изобразительное искусство
1. Изобразительное искусство Месопотамии представ-лено главным образам рельефами и
мозаикой, которые украшали внутренние покои парадных залов ассиро-вавилонских дворцов. А
также скульптурами, в том числе и произведениями мелкой пластики.
2. Предпочтение отдавалось батальным сценам, ритуальному подношению даров, царской охоте, а также декоративным узорам, основу которых составляет изображение крылатых быков и крылатых гениев с «древом жизни» - божеств возрождающейся весенней природы.
Слайд 26Штандарт войны и мира – трехъярусная мозаичная плита.
Слайд 27Большая львиная охота. Рельеф из дворца Ашшурбанипала в Ниневии
Слайд 28Охота Ашшурбанипала. Рельеф из дворца Ашшурбанипала в Ниневии
Слайд 29Раненая львица. Рельеф из дворца Ашшурбанапала в Ниневии
Слайд 31Дань от царя Израиля. Рельеф из дворца в Кальху
Слайд 32Саргон II, царь Ассирии. Рельеф
Крылатый бык Шеду из дворца Саргона II
Слайд 33Сановник Эбих-Иль
Голова богини
Иштар из Урука
Слайд 34Хаммурапи перед богом солнца Шамашем. Рельеф
Характерной особенностью
рельефов является условное
изображение фигуры человека,
облик животного передавался
очень правдоподобно.
Нарушение пропорций,
передавалась
экспрессия
движений.
Тщательно передавались
мельчайшиедетали.
Первоначально рельефы
раскрашивались.
Слайд 35Музыкальное искусство
Памятники музыкальной культуры не сохранились. О них
мы узнаем из
произведений литературы и изобразитель-
ного искусства:
«учебники» по пению, имена музыкантов;
песни-плачи, которые
исполняли музыканты-жрецы;
придворные ансамбли (до 150 человек), публичные концерты;
религиозные церемонии, народные праздники, возвращение войск из походов, царские приемы, пиры и торжественные процессии.
Музыкальные инструменты:
арфа, тарелки, двойной гобой, продольные флейты,
лютни и лиры.
В Междуречье исполняли музыку, сочиняли ее, развивали
музыкальную теорию
Слайд 36Литература:
1. История искусства зарубежных стран. Т.1. – М.: «Просвещение», 1998
2.
Данилова, Г.И. Мировая художественная культура. От истоков до XVII века.
10 класс: учебник для общеобразоват. учреждений / Г.И.Данилова. – М.: Дрофа, 2008
3. Дмитриева, Н.А.. Искусство древнего мира. / Н.А.Дмитриева, Н.А.Виноградова. -– М.: «Просвещение», 1986
4. Любимов, Л.Д. Искусство древнего мира. /Л.Д.Любимов. – М.: «Просвещение», 1980
Интернет-ресурсы:
История древнего мира [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.mystic-chel.ru/east/mesopotamia/481.html
Новый Акрополь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.newacropol.ru/Alexandria/civilization/egypt
Культурология [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://http://kultprosvet.in/istoriya-mirovoy-kulturi-shkoli-napravleniya-i-te/5-1-kultura-drevney-mesopotamii-dvurechya.html
Энциклопедия Кругосвет. Универсальная научно-популярная энциклопедия
http://www.krugosvet.ru/enc/istoriya/MESOPOTAMIYA_DREVNYAYA_
TSIVILIZATSIYA.html