Слайд 1Оценка и обеспечение конкурентоспособности предприятия и его продукции на внешнем
рынке
Сущность конкурентоспособности продукции и предприятия и методики их оценки.
Политика управления
качеством на предприятии-участнике ВЭД и ее элементы.
Слайд 2Международная конкуренция
это центр системы рыночных отношений, определяющий тип экономических взаимосвязей
между производителями различных стран по поводу установления цен, объемов продажи
товаров и услуг, а также предпочтений со стороны покупателей.
Конкуренция способствует наиболее полному удовлетворению потребительского спроса на рынке, используя для этого разные методы - уровень цен, качество продукции и услуг, сервисное обслуживание, товарный ассортимент, условия поставок, сроки платежей, рекламу, информацию, и т.д.
Моральным стимулом конкуренции является стремление товаропроизводителя превзойти других.
Материальным стимулом - необходимость удержать свои позиции на рынке и «привязать» к себе реальных и потенциальных покупателей.
Основу эффективной реализации стимулов составляет понятие «конкурентоспособности» объекта.
Слайд 3Уровни конкурентоспособности
Слайд 4Конкурентоспособность продукции - комплекс ее потребительских и ценовых характеристик, определяющих
успех на рынке.
Привлекательность продукции определяется степенью удовлетворения совокупности разноплановых требований;
Состав
предъявляемых требований, их приоритетность зависит от вида продукции и типа ее потребителя;
КС рассматривается относительно конкретного рынка и конкретного аналога;
Отличается динамичности вследствие изменений рыночной конъюнктуры;
Зависит от стадии жизненного цикла продукции.
Слайд 5Постулаты конкурентоспособности продукции
Полностью конкурентоспособной может быть признана только такая продукция,
которая обладает различными по своей природе показателями, не уступающими соответствующим
показателям проданного товара в условиях конкретного рынка;
Основой для оценки КС любого вида продукции должно являться комплексное исследование рынка;
Потребитель выбирает продукт исходя из своих потребностей , характеризующихся совокупностью параметров, которым также должен соответствовать товар;
Для потребителя важным аспектом выступает величина затрат (цена потребления).
Слайд 6Типовая схема оценки КС продукции
Изучение рынка
Сбор данных о конкуренте
Запросы потенциальных
покупателей
Формулирование требований
к изделию
Определение перечня параметров,
подлежащих оценке
Определение целей
оценки
КС
Анализ проекта.
Оценка стоимости,
определение емкости
рынка
Определение КС
по техническим параметрам
Определение КС
по экономическим параметрам
Расчет интегрального показателя КС
Вывод о конкурентоспособности
Разработка мер по повышению КС и оптимизации затрат
Слайд 7Интегральный показатель конкурентоспособности товара
K = Iпп/ Iпэ,
где Iпп —
групповой показатель по потребительным (техническим) параметрам;
Iпэ - групповой показатель по
экономическим параметрам
Если К > К0, то анализируемое изделие превосходит по конкурентоспособности образец, если К < К0 — уступает, если К = К0 — оба находятся на одном уровне.
Слайд 8Конкурентоспособность производителя – совокупная его способность производить и реализовывать продукцию,
конкурентоспособную на внутреннем и мировом рынках.
Совокупный показатель эффективности управления;
Определяется
возможностями организации всех аспектов деятельности предприятия;
Характеризует возможности и динамику приспособления/маневренности фирмы к условиям рыночной конкуренции.
Слайд 9Доля рынка
Производственные мощности
Научно-
исследовательский
и инновационный
потенциал
Система сбыта
Стратегия фирмы
Потенциал высшего
звена руководства
Итоги
предыдущего периода
Внутреннего
Внешнего
Экономический
потенциал
Факторы, определяющие КС производителя
Слайд 10Ключевые характеристики КС предприятия
Слайд 11Интегральный показатель конкурентоспособности компании определяется по формуле:
К =
λ1 *Кт + λ2*Кпо
где, Кт – комплексный показатель конкурентоспособности товара;
Кпо – комплексный показатель конкурентоспособности потенциала организации;
Λ1, λ2 - коэффициенты значимости (ценности) факторов .
Слайд 12Основные принципы концепции обеспечения КС предприятия
Задача обеспечения КС предприятия включает
обеспечение КС продукции и собственно КС предприятия.
Следует выделять разные критерии
КС предприятия в зависимости от горизонта планирования и управления на предприятии.
Основным показателем КС предприятия на оперативном уровне является интегральный показатель КС продукции.
На тактическом уровне КС предприятия обеспечивается его общим финансово-хозяйственным состоянием и характеризуется комплексным показателем его состояния.
На стратегическом уровне КС предприятия характеризуется инвестиционной привлекательностью, критерием которой является рост стоимости бизнеса.
Слайд 13Ключевая формула КС предприятия
Конкурентоспособность
продукции
Качество
менеджмента
Качество бизнеса
Менеджмент качества
Слайд 14КАЧЕСТВО – это совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности
удовлетворять установленным или предполагаемым потребностям.
Основой современной концепции качества служит:
Ориентация на
удовлетворение потребностей потребителя и общества в целом;
Ориентация на управление бизнес-процессами;
Ориентация на непрерывное улучшение продукции и процессов.
Слайд 15МЕНЕДЖМЕНТ КАЧЕСТВА
Установление
политики
качества и
целей
Планирование
качества
Управление
качеством
Обеспечение
качества
Улучшение
качества
Разработка
обязанностей
в области
качества.
Планирование
продукции и
процессов.
Управление
процессом.
Проверка
качества.
Анализ.
Введение
подтверждающей
документации.
Данные по
качеству.
Аудит качества.
Основные
элементы менеджмента качества
Слайд 16Методы управления качеством
Комплексные
Узконаправленные
Имиджевые
- Международные
стандарты
ISO 9000-2000;
- «Всеобщее
управление
качеством» (TQM);
- «Анализ
рисков
и критических
точек» (ХАССП)
(для пищевой
промышленности);
- «Шесть сигм»
-
CALS-технологии
А) производство: Lean
Manufacturing;
Б) рабочее место:
Научная организация труда
(НОТ);
-Система производственного
обслуживания с участием всего
персонала (ТРМ);
В) социальные процессы:
SA 8000 – Корпоративная
социальная ответственность;
Г) финансовые процессы:
Международные стандарты
финансовой отчетности (IAS);
Д) экологические аспекты:
ISO 14000, EMAS
Получение рейтингов
международных
агентств;
Участие в между-
народных конкурсах и
получение наград и
дипломов;
Экспертиза качества
отраслевых
международных
организаций.
Слайд 17Причины внедрения системы качества на предприятии
Требование заказчика иметь сертифицированную систему
качества в основном может исходить от крупных предприятий, уже сертифицировавших
систему качества и требующих этого от подрядчиков.
Необходимость иметь сертифицированную систему качества как условие участия в тендерах, конкурсах, которые могут принести контракты, в том числе и возможность получения государственного заказа. Например, контракты на военные поставки в России и США могут получить только предприятия, внедрившие систему качества (в России и Западной Европе — в соответствии со стандартами ISO 9000, в США - стандарты НАТО АQАР 1, 4, 9).
Во многих странах в законодательно регулируемой области сертификация продукции может производиться одним из восьми способов (в России — 10), некоторые из которых содержат требование сертификации системы качества, причем сертификация системы качества дешевле инспекционных проверок производства или постоянных испытаний товарных партий.
Сертификация системы качества является условием инвестиций или льготного страхования.
Стремление руководства быть уверенным в конкурентоспособности своей продукции при развитии рынка.
Слайд 18Подтверждение качества основано на сертификации –
это способ установления соответствия
качественных характеристик объекта документам (стандартам, техническим регламентам, директивам).
Обязательное подтверждение соответствия
в РФ осуществляется в формах:
декларирования соответствия – путем принятия декларации изготовителя о соответствии на основании собственных доказательств либо с использованием дополнительных доказательств, полученных с участием третьих лиц (органа по сертификации, аккредитованной испытательной лабораторией) в порядке, установленном техническим регламентом;
обязательной сертификации – подтверждения уполномоченным органом РФ соответствия товаров, работ и услуг обязательным требованиям с выдачей Сертификата соответствия и знака обращения на рынке.
Добровольное подтверждение соответствия осуществляется по инициативе заявителя на условиях договора между заявителем и органом по сертификации с выдачей Паспорта соответствия и знака соответствия.
Слайд 19Подтверждение качественных характеристик различной продукции требует получения дополнительных сертификатов