Слайд 1Оценка развития нервно-психической сферы
Слайд 2Оценка развития нервно-психической сферы.
Основным методом оценки развития нервно-психической сферы ребенка
является наблюдение:
у детей первого года жизни-за развитием статических и
моторных функций,
у детей раннего возраста-за развитием речи, навыков и т. д. (приложение4, 5),
у детей дошкольного возраста -по оценке поведения, развитию речи, сложности игр,
у детей школьного возраста -по способности выполнять школьную программу.
Слайд 3Развитие высшей нервной деятельности.
Условно-рефлекторная деятельность.
Кора головного мозга способна формировать условные
рефлексы с периода новорожденности.
В первые 2- 3нед. жизни у
ребенка возникает очень ограниченное количество условных рефлексов. Основным в формировании условного рефлекса в первое время является пищевая доминанта. Если плачущего ребенка взять на руки и прижать к груди (поза кормления), то он успокаивается. Затем возникает рефлекс на кормления.
Дифференцировка условных рефлексов обычно начинается с конца 2-го-начала 3-го мес. жизни. Характерным свойством условных рефлексов у детей этого возраста является их прочность и скорость образования.
К 6мес. возможно образование условных рефлексов со всех воспринимающих органов (глаза, уши, нос, кожа).
В течение 2-го года жизни механизм образования условных рефлексов достигает полного развития и функционального совершенства.
Слайд 4Эмоции.
Эмоции новорожденного ребенка исключительно отрицательны по своему характеру, однообразны и
рациональны.
Они являются надежным сигналом любого неблагополучия ребенка и появляются
при возникновении чувства голода, после мочеиспускания и нахождения в мокрых пеленках и т. п.
Уже в первые дни жизни при приближении взрослого у ребенка повышается двигательная активность и усиливаются сосательные движения-реакция предвосхищения кормления.
На 2¬3-й неделе жизни при кормлении ребенок рассматривает лицо матери, пытается ощупать грудь.
С возраста 1 мес. такой интерес к матери проявляется и вне кормления.
С 6-8нед. в ответ на приближение матери у ребенка формируется улыбка,
с 9-12нед. появляется смех и общее двигательное оживление со вскидыванием рук, перебиранием ног и радостным повизгиванием.
При приближении к ребенку4-5мес. незнакомого взрослого возникает ориентировочная реакция, после которой может появиться радостное оживление или страх и негативизм.
Слайд 5Эмоции.
В возрасте 5мес. ребенок узнает мать среди других людей.
После
6-7мес. формируется активная познавательная деятельность -ребенок занимается с игрушками и
другими предметами. В это время появляется лепет и возникает сенсорная (понимаемая) речь:ребенок понимает значение нескольких слов.
После 9мес. реакции на разных людей очень дифференцированы, обогащается сенсорная речь, ребенок понимает запрети другие простые инструкции. Постепенно начинает формироваться моторная речь.
Слайд 6Развитие речи.
1. Подготовительный этап - развитие гуления и лепета.
Он начинаетсяв2-4мес
Гуление
обычно возникает на фоне радостного состояния И оживления ребенка, Что
Свидетельствует о его хорошем самочувствии И положительном эмоциональном настрое.
В возрасте7мес.возникает лепет, т. е. произнесение во время гуления отдельных слогов
Слайд 72.Этап возникновения сенсорной речи(способности ребенка понимать отдельные элементы речи взрослого)
Этот
этап начинаетсяв7-8мес.
Критерием начала сенсорной речи может быть поисковая зрительная реакция
ребенка на вопрос «где?».
Параллельно развивается лепет, он обогащается интонациями.
К году ребенок понимает несколько десятков слов, знает имена близких, названия действий и игрушек, выполняет некоторые просьбы, понимает слова «надо» и «нельзя».
Слайд 83.Этап возникновения моторной речи.
Первые слова ребенок произносит на10-11-ммес.
К году
дети произносят10-12слов.У девочек моторная речь развивается раньшеиуспешнее,чем у мальчиков.
К1,5годам ребенок
произносит30—40слов, понимает целые предложения.
К2-мгодам происходит усвоение собственных имен, словарь возрастаетдо200-300слов, возникают простые предложения, ребенок выполняет инструкции и просьбы, воспринимает несложные рассказы и сказки.
С этого возраста начинается формирование суждений, и речь становится главной в общении ребенка сокружающими.
Слайд 9речь
До 2,5 Лет Речь детей состоит Из простых нераспространенных восклицательных
и вопросительных предложений, начинающихся Со слов: «где?», «куда?».
К 3-м годам
речь ребенка приближается к речи взрослого
На 4-м году идет обогащение словарного фонда
В возрасте 5-6лет большинство детей начинает читать, а многие и писать. В этот период ребенок легко овладевает элементами иностранного языка.
Влияние школьного обучения проявляется обогащается словарный запас ребенка, приобретается умение устно и письменно излагать свои мысли.
Слайд 10Развитие интеллекта.
Интеллект (от лат.intellectus -понимание, познание) - совокупность всех познавательных
форм индивида: ощущения, восприятия ,мышления и воображения – с познавательной
целью.
Судить об интеллектуальной деятельности детей раннего возраста можно уже по вопросам, которые они задают взрослым. Этот процесс начинаетсяс1,5-2лет.
Вначале эти вопросы направлены на выяснение цели,затем причины.
Вподростковом и юношеском возрасте характерна способность к абстрагированию и обобщению.
Другие психические функции -память, чувства, воля, фантазия -также проходят определенные стадии развития.
Слайд 13Развитие органов чувств.
Зрение.
В первые дни жизни у ребенка имеет место
дальнозоркость (гиперметропия).
К возрасту 9-12лет глаз становится почти эметропическим.
Для
новорожденного ребенка характерна фотофобия, его глаза почти постоянно закрыты, зрачки сужены, корнеальный рефлекс хорошо выражен, конвергенция очень слабая, возможен нистагм. Слезные железы не функционируют.
К 2-м неделям возникает преходящая монокулярная фиксация взора, начинается секреция слезных желез.
С 3-хнедель ребенок устойчиво бинокулярно фиксирует взгляд на неподвижных предметах красного и желтого цвета, движения глаз и рук координируются.
В возрасте 6-9мес. устанавливается способность стереоскопического восприятия пространства.
С1,5-2лет и ближе к 3-м годам ребенок обладает развитым цветовым зрением.
К 4годам достигается максимальная острота зрения, ребенок готов к начальному чтению.
Слайд 14Слух.
Слух определяется у ребенка с рождения, в дальнейшем совершенствуется чувствительность
слухового восприятия и способность к дифференцировке звуков по громкости, частоте
и тембру.
В 3,5мес. ребенок дифференцирует звуки, отличающиеся между собой в 17 тонов, а к 7-ми мес. – на 0,5 тона.
Слайд 15Обоняние.
обонятельные ощущения начинают достаточно хорошо функционировать в возрасте 2-4 мес.
С этого возраста становится видной разная реакция ребенка на приятные
и неприятные запахи.
Дифференцировка сложных запахов совершенствуется вплоть до младшего школьного возраста.
Слайд 16Вкус.
Площадь, занимаемая вкусовыми рецепторами у новорожденного, относительно больше, чем у
взрослого.
Порог вкусового ощущения у новорожденного выше, чем у взрослого,
при этом реакция на сладкое всегда положительная.
Слайд 17Чувствительность кожи.
Тактильная чувствительность кожи плода и новорожденного по срокам своего
возникновения существенно опережает все остальные органы чувств.
Терморецепция характеризуется высокой
чувствительностью ребенка к охлаждению, в меньшей степени - к перегреванию.
Слайд 18В формировании психики ребенка выделяют 4 этапа.
Первый этап-моторный.
Он характеризуется
овладением основными моторными навыками на протяжении первого года жизни.
Второй
этап-сенсорный (сенсомоторный),наблюдается у детей от1до3лет.
На этом этапе движения становятся осознанными. Сенсомоторное развитие является базой для формирования всех психических функций, в том числе восприятия, внимания, целенаправленной деятельности, мышления.
Третий этап- аффективный, наблюдается у детей3-12лет. На этом этапе деятельность детей приобретает индивидуальный характер.
Четвертый этап- идеаторный, наблюдается у детей12¬14лет. На этом этапе формируются сложные понятия, суждения, умозаключения, происходит становление абстрактного мышления. Дети начинают в уме строить предварительный план поступков. Начинается формирование личности.
Слайд 19Денверский скрининговый тест оценки развития ребенка
За рубежом наиболее распространен способ
центильной оценки психомоторного развития, разработанный в Денвере (США), в связи
с чем носит название «Денверский скрининговый тест оценки развития ребенка» (см. рисунки). Большинство признаков можно наблюдать в обычной жизни, однако некоторые надо получать специально при тестировании. Инструкция по тестированию приведена после рисунков.
Окончательное заключение по психомоторному развитию ребенка выносится на основании его способности выполнять задания, характерные для его возраста. По каждому из подуровней должно быть получено не менее трех выполненных и трех невыполненных заданий, наиболее близко расположенных к возрасту ребенка. Если ребенок не справился с заданиями, которые выполняют 90 % его сверстников, то ответ расценивается как «негативный». Если ребенок уверенно выполняет задание, которым владеют только 25% сверстников, ответ оценивается как «с опережением».
Слайд 22Инструкция по тестированию
1. Постарайтесь, чтобы ребенок улыбнулся в ответ на
улыбку, на разговор с ним.
2. Ребенок должен самостоятельно рассматривать свои
руки в течение нескольких секунд.
3. Родители могут помогать ребенку направить зубную щетку и выдавить пасту на щетку.
4. Ребенок может не зашнуровывать ботинки и не застегивать пуговицы или «молнию» на спине.
5. Медленно водите нитью перед лицом ребенка из стороны в сторону по дуге около 8 градусов.
6. Ребенок должен захватить погремушку при дотрагивании ею до тыльной стороны ладони или кончиков пальцев.
7. Держа нить перед лицом ребенка, уроните ее, не делая движений руками, чтобы она быстро исчезла из поля зрения малыша. Засчитывается, если ребенок пытается увидеть, куда ушла нить.
8. Ребенок должен переложить кубик из руки в руку без помощи тела, рта, стола, при этом он не должен класть кубик на стол.
9. Засчитывается, если ребенок может поднять изюминку, захватив ее большим и любым другим пальцем ( «захват пинцетом»).
10. Линия, проведенная ребенком, может отклоняться от линии, проведенной тестирующим, не более чем на 30 градусов.
11. Сожмите кулак, оттопырьте большой палец и покачайте им. Засчитывается, если ребенок воспроизводит это движение, покачивая именно большим пальцем.
12. Засчитывается, если ребенок воспроизведет любую замкнутую кривую.
13. Нарисуйте на листе бумаги две вертикальные линии разной длины. Ребенок должен указать, какая линия длиннее. Переверните лист бумаги вверх ногами и повторите задание. Засчитываются три из трех или пять из шести правильных ответов.
14. Засчитываются любые линии, пересекающиеся близко к середине.
15. Позвольте ребенку сначала скопировать квадрат самому. Если у него не получится, покажите, как это сделать.
Слайд 23Инструкция по тестированию
16. Когда даете ребенку выполнить 12,14 и 15-е
задания, не называйте фигуры. Не показывайте, как изображать круг и
крест.
17. Каждая парная часть тела — две руки, две ноги — засчитывается за одну.
18. Положите кубик в чашку и тихонько потрясите ею возле уха ребенка, но вне поля его зрения. Повторите то же у второго уха.
19. Подберите пять картинок, на которых изображены кошка, лошадь, птица, собака, человек. Укажите пальцем на картинку и попросите ребенка сказать, что на ней нарисовано (не приписывайте содержание збукам, не несущим смысла). Если ребенок назвал правильно менее четырех картинок, попросите его показать картинку, которую вы назовете. Покажите ребенку куклу и попросите его показать нос, глаза, уши, руки, ступни, живот, волосы. Засчитывается, если малыш правильно назвал шесть частей тела из восьми.
20. Показывая ребенку картинки, спросите у него: «Кто летает? Кто говорит «мяу»? Разговаривает? Поет? Скачет галопом?» Засчитывается, если ребенок называет две—четыре картинки из пяти.
21. Спросите реоенка: «что ты делаешь, когда игиелолидпиг jj,i_,jm iru ^ кипит Голодный?» Засчитывается, если ребенок отвечает на два или три вопроса из трех.
22. Спросите ребенка: «Что ты делаешь с чашкой? Для чего нужен стул? Как пользуются карандашом?» В ответ он должен включить глаголы.
23. Засчитывается, если ребенок сказал, сколько кубиков на листе (один—пять).
24. Попросите ребенка положить кубик на стол, под стол, перед вами, позади вас. Не помогайте ему ни пальцем, ни движением головы, ни взглядом. Засчитывается четыре правильно выполненных действия из четырех.
25. Спросите ребенка: «Что такое мячик? Озеро? Стол? Лошадь? Банан? Занавеска? Забор? Потолок?» Засчитывается, если малыш называет, из чего сделан предмет, как он используется или дает ему общее определение, например: банан — это фрукт, а не какой банан — желтый. Засчитывается пять—семь правильных ответов из восьми.
26. Спросите ребенка: «Если лошадь большая, то мышка... (какая)? Если огонь горячий, то лед... (какой)? Если солнышко светит днем, то луна... (когда)?» Засчитывается два правильных ответа из трех.
27. Поднимаясь по ступенькам, ребенок может придерживаться за стену или перила, но без помощи взрослого.
28. Ребенок должен бросить мяч на расстояние трех ступеней в пределах досягаемости рук взрослого.
29. Ребенок должен прыгнуть с места на расстояние 21—25 см.
Слайд 24Оценка результатов тестирования
Психомоторное развитие задержано, если:
получено два и более
«негативных» ответа по любым двум и более подуровням оценки из
четырех;
по одному подуровню получено два «негативных» ответа, а по другому один «негативный» ответ и по этому же подуровню нет ответов «с опережением».
Имеется умеренное отставание психомоторного развития, если.
по одному из четырех подуровней имеется два и более «негативных» ответа;
по любому из четырех подуровней получен один «негативный» ответ и по этому же подуровню нет ответов «с опережением».
Психомоторное развитие считается соответствующим возрасту (нормальным), если результаты тестирования не относятся к предыдущим двум категориям.
В России подобная методика оценки психомоторного развития детей пока не получила широкого распространения.
Существует много других таблиц для оценки развития ребенка, разработанных различными отечественными и зарубежными авторами. Их можно найти в различных учебниках и монографиях по педиатрии. Можно рекомендовать книгу В. И. Гордеева и Ю. С. Александровича «Качество жизни — новый инструмент оценки развития детей» (2001), в которой собраны основные тесты, позволяющие наиболее полно охарактеризовать развитие ребенка и оценить его интеллект в разные периоды жизни.
Слайд 25Гордеев В., Александрович Ю.
Методы исследования развития ребенка: качество жизни
(QOL)
— новый инструмент оценки развития детей. — СПб.:
Речь, 2001.
— 200 с.ISBN 5-9268-0059-5