Слайд 1Педагогические идеи И.Г. Песталоцци. Становление теории гармонического развития личности. Теория
элементарного образования.
Выполнила: Шайдуллина Л.Н.
Гр. 17.1-715
Слайд 2И.Г. Песталоцци (1746—1827) — крупнейший представитель мировой педагогической мысли XVIII
— начала XIX вв.
В истории мировой педагогики Иоганн Генрих Песталоцци
известен как один из великих и благородных подвижников дела воспитания униженных и оскорбленных. За ним справедливо укрепилась слава «народного проповедника», «отца сирот», создателя подлинно народной школы.
Слайд 3И.Г. Песталоцци превратил идею об элементарном первоначальном обучении в определенную
концепцию, которая стала известной под названием «метод Песталоцци», под которым
понималась система обучения детей, ориентированная на их всестороннее развитие, формирование «ума, сердца и руки».
Ведущей в педагогической концепции И.Г. Песталоцци была новая трактовка идеи природосообразности воспитания, понимаемого как необходимость строить его в соответствии с внутренней природой ребенка и установкой на развитие всех заложенных в нем духовных и физических сил. В этом и состоит общечеловеческая сущность воспитания и его задач.
Слайд 4Важнейшей и основной педагогической идеей великого швейцарского педагога является всестороннее гармоничное
развитие личности в процессе обучения и воспитания. Это цель любого учебно-воспитательного
учреждения, достижение данной цели предполагает обеспечение единства умственного, нравственного и физического развития и подготовку к труду.
И.Г. Песталоцци выделяет и характеризует составные части образования:
1. Интеллектуальное элементарное образование, целью которого является всестороннее развитие умственных задатков, самостоятельности суждений и владения навыками интеллектуальной работы.
2. Физическое элементарное образование — это всестороннее развитие физических задатков человека, что нужно для «физической самостоятельности» и владения «физическими навыками».
3. Нравственное элементарное образование, целью которого является всестороннее развитие нравственных задатков, необходимых для «обеспечения самостоятельности нравственных суждений и привития определенных нравственных навыков». Оно предполагает умение и желание творить добро.
Слайд 5Только единство всех частей образования обеспечивает гармоничное развитие природных задатков человека,
одностороннее умственное или физическое развитие приносит только вред.
Идея природосообразности в
обучении и воспитании в понимании И.Г. Песталоцци — это развитие «сил и задатков человеческого сердца, человеческого ума и человеческих умений». Сама человеческая природа определяет естественный ход развития. Действительно, природосообразно то, что захватывает человека, действует «в совокупности на сердце, ум и руку».
Каждая из этих природных сил развивается благодаря упражнению «внешних чувств», органов тела, актов мышления. Потребность в упражнениях заложена в самом человеке. «Глаз хочет смотреть, ухо — слышать, нога — ходить, и рука — хватать. Но также и сердце — верить и любить. УМ хочет мыслить», — пишет Песталоцци в «Лебединой песне» [3, с. 356 – 390]. Но если не руководить этими природными потребностями, предоставив их самим себе, то развитие пойдет чрезвычайно медленно. Необходимо искусное направление воспитателем развития задатков и способностей детей.
Слайд 6При этом «не воспитатель вкладывает новые силы и способности в
человека и вдыхает в него жизнь», воспитатель лишь заботится о
том, чтобы негативное влияние не нарушало естественного хода развития, поддерживает усилия ребенка, которые он сам проявляет для собственного развития. Моральные, умственные и практические силы человека «должны воспитываться внутри ею». Так, вера укрепляется благодаря собственному убеждению, а не благодаря размышлениям о ней, любовь опирается на поступки, исполненные любви, а не на высокие слова о ней, мысль — на собственное мышление, а не на усвоение чужих, мыслей. Началом развития каждой из сторон личности выступает самопроизвольное желание индивидуумом деятельности. Школа, учитель стоят перед задачей обеспечения детей соответствующими средствами и материалами для их деятельности.
Слайд 7Методы обучения И.Г. Песталоцци вытекают из понимания им воспитания как
последовательного развития ребенка путем соответствующих упражнений, подобранных так, чтобы обеспечить
гармонию в проявлении природных задатков. Песталоцци выделил простейшие элементы, которые считал основой обучения — это число, форма, слово, а элементарное обучение должно научить ребенка считать, измерять, владеть речью. Путем усложняющихся упражнений осуществляется развитие природных задатков ребенка.
Слайд 8Большое значение И.Г. Песталоцци придавал принципу наглядности в обучении как
средству развития у детей наблюдательности, умений сравнивать предметы, выявляя их
общие и отличительные признаки и соотношения между ними. Наблюдения в этой связи он рассматривал как важнейший источник познания. В процессе обучения И.Г. Песталоцци рекомендовал руководствоваться тремя правилами: учить смотреть на каждый предмет как на целое, знакомить с формой каждого предмета, его мерой и пропорциями, знакомить с наименованием наблюдаемых явлений. В связи с этим им была разработана так называемая азбука наблюдений, состоящая из последовательных рядов упражнений, которые помогают ребенку устанавливать и определять характерные признаки наблюдаемого объекта, группировать их на основе признака и тем самым формировать его образ.
Слайд 9Обучаясь, ребенок овладевает путем измерений понятием о форме, благодаря счету
— числом, посредством развития речи — словом. Содержанием элементарного образования
и является чтение, письмо, арифметика с началами геометрии, измерение, рисование, пение, кроме того, некоторые знания по географии, естествознанию. Эта обширная программа впервые начала осуществляться в школьной практике. Особенностью обучения стало постепенное восхождение от простого – к сложному, благодаря разложению изучаемого предмета на его простейшие элементы. Постепенно вытеснялся старый метод обучения, начинавшийся с преподавания правил, принципов, общих определений. Его место занимали наблюдения за предметами и упражнения. Целью преподавания стало развитие учеников, а не догматическое заучивание ими материала. Песталоцци стоял у истоков идеи развивающего обучения. «Главная цель первоначального обучения не в том, чтобы наделить знанием учащегося, а в том, чтобы развить и увеличить его умственные силы», — утверждал он в «Лебединой песне».
Слайд 10И.Г. Песталоцци утверждал, что для школы очень важны отношения, которые
устанавливаются между учителем и учениками. Эти взаимоотношения в своей основе
должны иметь любовь учителя к детям. Сам Песталоцци являл собою образец такой любви, ученики и последователи называли его отцом.
Слайд 11Одной из важных задач педагогики И.Г. Песталоцци является трудовое воспитание.
Проводя целый день в школе, дети могут заниматься прядением и
ткачеством, на участке земли каждый может обрабатывать свои грядки, ухаживать за животными. Они учатся обработке льна и шерсти, знакомятся с лучшими хозяйствами в деревне и ремесленными мастерскими. Такой труд будет способствовать физическому развитию и готовить к предстоящей деятельности.