Слайд 1Педагогика каникул:
история и современность
Фришман Ирина Игоревна
Директор научно-практического центра Международного
союза СПО-ФДО,
Главный научный сотрудник Института изучения детства, семьи и воспитания
РАО
Доктор педагогических наук, профессор
Слайд 2Каникулы – пространство детства, образования, безопасности, игры, культуры, гражданственности, патриотизма.
Элементы системы каникулярного времени рядоположены иным социокультурным системам:
Система семейного отдыха;
Единое
образовательное пространство;
Система дополнительного образования детей;
Система физической культуры и спорта;
Социальная защита детства;
Сфера трудоустройства и занятости несовершеннолетних.
В этом и есть диалектика: общего, частного и единичного, мера взаимодействия, которая и должна определяет доминанты в их отношениях.
Слайд 3Развитие системы каникулярного отдыха и оздоровления детей на федеральном уровне
будет эффективной при совокупности социальных и педагогических условий развития этой
системы:
психолого-педагогических – возможностей выбора ребенка, форм отдыха и оздоровления, удовлетворения его потребностей, создания условий для его социализации, реализации, вариативности, программно-методического обеспечения, педагогического процесса; создание положительной мотивации у всех участников оздоровительно-образовательной деятельности через систему стимулирования и повышения профессиональной компетенции педагогов;
Слайд 4
организационно-управленческих – развитие общественных структур с целью обновления форм и
методов каникулярного времени детей;
нормативно-правовых – разработка нормативного обеспечения защищающего систему
каникулярного отдыха и оздоровления детей, позволяющего ей обеспечить гарантии детей на отдых и оздоровление и экономически саморазвиваться в рыночных условиях.
Слайд 5Концептуальные идеи организации летнего отдыха
детей и подростков:
заинтересованное участие
детей и подростков в программе лагеря предусматривает ее незавершенность, вероятность,
неизвестность, инициативу, что влияет на выбор, самостоятельное решения и творческую деятельность участников временных детских объединений;
каждый участник программы лагеря создаёт общественно значимый продукт деятельности (событийность в противовес обыденности).
событийность - проживание жизнедеятельности и одновременно новое понимание совместности, социального опыта, осмысления со-бытия с другими людьми.
детско-взрослое сообщество – естественная организация жизнедеятельности людей, собирающая их в культурной общности. У каждого сообщества свои цели и особенности социального поведения.
создание условий для естественного развития детей и подростков с учётом этнокультурной, психолого-педагогической ситуации. Каждый ребенок не будет чувствовать себя обделенным, если нет препятствий для осуществления интересной и социально-значимой для нее продуктивной деятельности.
Слайд 6Две ценности саморазвития детей и подростков лежат в основе концепции
организации летнего отдыха детей и подростков – свобода и интерес.
Они тесно связаны: свобода (состояние, когда индивид видит реальные возможности осуществления им личностно значимых действий и реализации индивидуальных способностей) является условием самореализации детей и подростков, а ситуации свободной самореализации стимулирует интерес (готовность выбрать и осуществить нелимитированную личностно значимую деятельность и тем самым испытать свои способности в избранной сфере).
Слайд 7
Две ценности лежат в основе педагогики каникул – творчество и
совместность. «Творчески» и «вместе» - являются ведущими идеями педагогической поддержки
реализации свободы и интереса детей и подростков.
Именно интересы, познавательные и, особенно, практические, стимулируют творческий поиск и достижение ребенком определенной степени свободы поведения и действия.
Слайд 8Характеристики детско-взрослого сообщества летнего лагеря
Автономность
Дети, подростки, находясь в лагере
оказываются вне влияния семьи, школы или какого-либо другого постоянного социального
окружения, определяющего набор основных ролей, во многом определяющих стратегию его поведение и деятельности.
Оторванность от постоянного социального окружения, пусть и временная, дает ребенку и подростку уникальную возможность смены ролей, возможность быть другим, быть разным, что, является одним из ведущих условий осуществления сбалансированного психического и социального развития личности, проявляющегося в самостоятельности поступков и ответственности.
Слайд 9Сборность
Сборность, как сочетание (всегда уникальное) во многом различных позиций и
мнений детей и подростков является одним из важнейших факторов высокого
образовательного эффекта программы смены, который изначально, потенциально возможен при деятельности временного объединении детей в лагере.
Слайд 10Необходимая согласованность
Попадая в условия временного объединения дети и подростки оказываются
в новой социальной ситуации, в которой постоянно возникает необходимость подчиняться
специфическим требованиям и правилам, которые нередко вступают в противоречие с его внутренними правилами, установками и ожиданиями. Конструктивное взаимодействие невозможно без принятия участниками деятельности какой-либо компромиссной позиции, что, в свою очередь, невозможно без принятия (частичного или полного) точек зрения и позиций других людей.
Слайд 11Высокая интенсивность взаимодействия
Условия жизнедеятельности временного объединения способствует высокой интенсивности
общения детей и подростков, поскольку оно становится необходимым в различных
сферах: бытовой, интеллектуальной, деловой, эмоциональной. Постоянно осуществляемая совместная деятельность требует особого и очень высокого темпа в поиске общих решений и их дальнейшей реализации. Все это приводит к высокому динамизму внутриколлективных процессов: стремительное развитие отношений, постоянно осуществляемое деление на микрогруппы (в творчестве, труде, спорте, быту, общении и пр.), частая смена позиций, функций и ролей. При правильной педагогической позиции, например, отряд за смену в лагере вполне может достичь высокого уровня развития коллектива.
Слайд 12«Мы используем глину, чтобы сделать сосуд, но нам нужен не
сам сосуд, не глина, а пустота внутри него»
Лао-цзы
«Рыбные перемёты существуют
для того, чтобы поймать рыбу. Когда вы её поймали, вы забываете о перемёте. Слова существуют для того, чтобы выразить мысль. Когда мысль становится понятной, слова забывают»
Чжуан-цзы