Слайд 1перечислить в тетради основные памятники искусства;
зарисовать мотивы декора стен
Владимирского собора.(2-3 зарисовки)
Задание к уроку №3
Слайд 2Урок 3: Искусство Владимиро-Суздальской Руси
Архитектура и Монументальная живопись
Слайд 3Основание культуры Владимиро-Суздальского княжества было заложено в начале 12 века
Владимиром Мономахом, но лишь при его сыне Юрии Долгоруком и
внуках Андрее Боголюбском и Всеволоде III здесь развертывается активная строительная, художественная и литературная деятельность. Строятся города, крепости, возводятся храмы, дворцовые сооружения, создаются росписи, иконы.
Владимир Всеволодович Мономах
Слайд 4Архитектура:
Особенности Владимиро-суздальской архитектуры
Главы далеко расположены друг от друга
Одна глава на высоком барабане
Материал – тесаный белый камень
Стены богато декорированы (широкая ажурная лента, состоящая из маленьких колонн, соединенных арками
Резьба по камню на барабанах, поддерживающих купола
Окна большие, углубляющиеся как порталы, вытянутые в длину
Слайд 5Спасо-Преображенский собор, заложенный по указанию князя Юрия Долгорукого одновременно с
основанием города в 1152 году. Собор одноглавый, имеет полукруглые апсиды,
почти лишен декоративного убранства, но его пропорции, спокойные полукружия закомар, узкие щелевидные окна на глади стен усиливают ощущение монументальности, присущей этому древнему памятнику.
Слайд 6Постройки периода правления Андрея Боголюбского
«Золотые ворота» (1164) во Владимире
с надвратной церковью Ризположения (1164)
Золотые ворота были самыми нарядными в
городе и оформляли вход в самую богатую княжеско-боярскую часть города. Кроме этого, они были, по сути, и оборонительным сооружением, и триумфальной аркой. Если верить преданиям, дубовые двери были обиты медными листами с толстым слоем позолоты. На солнце они сверкали и поражали воображение современников. Естественно, такая красота получила название Золотые ворота.
Слайд 7Успенский собор во Владимире (1158-1161)
Своды храма поддерживаются шестью столпами, а
золоченый шлем увенчал главу, вознесенную почти на 5 метров выше
Киевской Софии. В 1161 году греческие изографы расписали стены собора, а три года спустя в него была перенесена Чудотворная икона Божией Матери.
После пожара 1185 года, уничтожившего многие постройки, Успенский собор был реконструирован. Старый храм оказался внутри сооруженных с юга, севера и запада обстроек Новый собор стал более просторным, пятиглавым, с золоченым центральным и посеребренными боковыми куполами. В храме сохранились фрагменты фресок как неизвестных мастеров середины XII века, так и Андрея Рублева, расписывавшего собор в 1408 году.
Слайд 8Боголюбовский замок и церковь Покрова на Нерли (1165), заложенный в
память об удачном походе суздальских войск на волжских булгар.
Отмечается:
гармония форм, легкость пропорций, поэтичность образа. Зодчий обладал огромной творческой фантазией и удивительным чувством целого. В ней нет и следа грузности и тяжеловесности, свойственных собору Спасо-Преображения в Переславле-Залесском. Стройный, вытянутый вверх барабан не только не давит на храм, но, напротив, подчеркивает его устремленность ввысь, придает ему еще большую воздушность.
Слайд 9Рождественский собор в Суздале (1122-1125) и Георгиевский собор (1230-1234) в
Юрьеве-Польском.
Слайд 10Монументальная живопись в Успенском соборе во Владимире.
В 1185 году
Успенский собор сгорел. Князь Всеволод Большое Гнездо (младший брат Андрея
Боголюбского, основателя собора) здание реконструировал, обнеся его галереей. Таким образом, внешние стены первоначального храма оказались внутри. Как повествует Радзивилловская летопись, в лето 1161 года златоверхий собор был расписан. До наших дней дошла одна из стенописей тех времен.
Слайд 11Здесь изображены древние пророки со свитками. Фигуры симметрично развернуты друг
к другу. В центре — растительный орнамент с павлинами. Это
настоящая русская древность, которую каждый из нас сегодня может увидеть, посетив Успенский собор во Владимире.
Слайд 12Фрески Дмитриевского собора.
Построенный Всеволодом в самом конце ХII века,
собор был главным княжеским собором, тогда, посвящен собор Дмитрию Солунскому.
Интересна внутренняя отделка собора, наиболее древняя часть ее относится искусствоведами к ХII веку.
Фрески этого собора - один из самых замечательных памятников живописи домонгольского периода.
Слайд 13Чудом уцелевшие во время разорений и варварских поновлений, они дошли
до нас лишь частично. Но сохранились очень интересные сцены. Многие
принципиально важные вопросы, связанные с их икорнографией, стилем, содержанием и смыслом, до сих пор не разрешены.
Сегодня, когда собор открыт для посещений, можно увидеть и фрагменты
внутреннего убранства храма, которых, повторюсь, сохранилось, к сожалению, совсем
немного.
Слайд 14В центральном своде под хорами сохранились фигуры 12 апостолов-судей на
престолах и ангелы позади них.
Слайд 15Ангел. Дмитриевский собор. Южный склон западного свода центрального нефа.
Апостол Павел.
Дмитриевский собор. Северный склон западного свода центрального нефа.
Слайд 16Ранние фрески Рождественского собора в Суздале.
К сожалению, от этого большого
живописного ансамбля уцелела лишь незначительная часть: фрагменты росписи в диаконнике
и нише-аркосолии в юго-западной стороне здания. По сохранившимся фрагментам росписи диаконника можно составить лишь относительное представление о характере декорации живописью всего пространства этого большого храма.
Диаконика-помещение для хранения церковной утвари, литургических книг и облачений.
Слайд 17Неизвестный святой. Фрагмент фрески 1233 года в диаконнике суздальского собора
Слайд 18Иконопись: «Ярославская Оранта»
Икона также известна под названиями «Знамение Божьей
матери», «Великая Панагия», однако больше всего — под названием «Ярославская
Оранта»
Не существует единого мнения относительно времени создания иконы. По различным оценкам, она могла быть написана как в начале XII, так и в 20-х гг. XIII века