Слайд 1Периодизация русской литературы XIX века.
Слайд 2Содержание образования курса «Литература» в 10 классе
Пушкин А.С. Лирика. «Медный
всадник».
Лермонтов М.Ю. Лирика.
Гоголь Н.В. «Петербургские повести».
Гончаров И.А. «Обломов».
Островский А.Н. «Гроза».
Тургенев
И.С. «Отцы и дети».
Салтыков-Щедрин М.Е. «История одного города».
Некрасов А.Н. «Кому на Руси жить хорошо».
Тютчев Ф.И., Фет А.А. Лирика.
Достоевский Ф.М. «Преступление и наказание».
Толстой Л.Н. «Война и мир».
Лесков Н.С. «Очарованный странник».
Чехов А.П. Рассказы. «Вишневый сад».
Слайд 7I четверть (1801—1825)
Развитие идей дворянской революционности. Декабризм. Борьба литературных направлений: классицизм,
сентиментализм, романтизм, ранний реализм, натурализм. Середина 20-х годов — рождение метода
критического реализма. Ведущий художественный метод — романтизм.
Баллада, лироэпическая поэма, психологическая повесть, элегия
Слайд 8Литература 30-х годов (1826—1842)
Углубление общего кризиса крепостничества, общественная реакция.
Верность идеям декабризма в творчестве А. Пушкина. Расцвет революционного романтизма М. Лермонтова. Переход
от романтизма к реализму и социальной сатире в творчестве Н. Гоголя. Ведущее значение приобретает реализм, хотя большинство писателей творят в рамках романтизма. Усиление демократических тенденций. Правительство активно пропагандирует теорию «официальной народности».
Развитие прозаических жанров.
Слайд 9Литература 40—50-х годов (1842—1855)
Усиление кризиса крепостнической системы, рост демократических тенденций.
Развитие идей революции и утопического социализма. Рост влияния на общественную жизнь передовой
журналистики. Идейная борьба славянофилов и западников. Расцвет «натуральной школы». Приоритет социальной проблематики. Развитие темы «маленького человека». Противостояние литературы гоголевской школы и поэтов-лириков романтического плана. Реакционные охранительные меры правительства в связи с революциями в Европе.
Основные жанры «натуральной школы»: физиологический очерк, социальная повесть, социально-психологический роман, поэма. Пейзажная, любовно-эстетическая и философская лирика поэтов-романтиков
Слайд 10Литература 60-х годов (1855—1868)
Подъем демократического движения. Противоборство либералов и демократов. Кризис
самодержавия и пропаганда идей крестьянской революции. Расцвет демократической журналистики и ее противостояние консервативной.
Материалистическая эстетика Н. Чернышевского. Новые темы и проблемы в литературе: герои-разночинцы, пассивность крестьянства, показ тяжелой жизни рабочих. «Почвенничество». Реализм и правдивость в изображении жизни в произведениях Л. Толстого, Ф. Достоевского, Н. Лескова. Высокое художественное мастерство поэтов-романтиков (А. Фет, Ф. Тютчев. А. К. Толстой, А. Майков, Я. Полонский и др.)
Демократическая повесть, роман. Активизация жанров литературной критики и журналистики. Лирические жанры в творчестве поэтов-романтиков
Слайд 11Литература 70-х годов (1869—1881)
Развитие капитализма в России. Демократические идеи народничества, их утопический
социализм. Активизация тайных революционных организаций. Идеализация крестьянской жизни в литературе писателей-народников,
показ разложения общинного уклада. Ведущая роль журнала «Отечественные записки». Реалистические тенденции в творчестве М. Салтыкова-Щедрина, Ф. Достоевского, Г. Успенского, Н. Лескова.
Очерк, рассказ, повесть, роман, сказ
Слайд 12Литература 80-х годов (1882—1895)
Усиление реакционной политики царизма. Рост пролетариата. Пропаганда
идей марксизма. Запрет на передовые журналы. Возрастание роли развлекательной журналистики. Критический
реализм в творчестве М. Салтыкова-Щедрина, Л. Толстого, В. Короленко и др. Обновление тематики в литературе: изображение «среднего человека», интеллигента, исповедующего теорию «малых дел». Мотивы разочарования и пессимизма в творчестве С. Надсона и В. Гаршина. Критика господствующих порядков и обличение социального неравенства в творчестве Л. Толстого.
Рассказ, повесть, роман.
Слайд 13Литература 90-х годов (1895—1904)
Развитие капитализма в России. Рост марксистских идей. Противостояние
реалистической и декадентской литературы. Идеи разночинной демократии в творчестве В. Короленко. Зарождение пролетарской
литературы (М. Горький), развитие критического реализма в творчестве И. Бунина, А. Куприна, Л. Толстого, А. Чехова.
Рассказ, повесть, роман. Публицистические жанры. Жанры в традициях революционной поэзии. Драматические жанры
Слайд 14Домашнее задание
Читать стр. 12-21 (вопросы и задания письменно)
Читать стр. 22-33
(вопросы и задания письменно)