Слайд 1Первое июня
Итоговый контрольный тест по русскому языку
Слайд 4Задание 3. Найдите предложение, содержащее пунктуационную ошибку. Дайте краткое пояснение:
а)
Колеса по самую ступицу проваливались в отсыревший, перемешанный со снегом
и льдом песок, и через час на лошадиных боках и стегнах, под тонкими ремнями шлеек, уже показались белые пышные хлопья мыла, а в утреннем свежем воздухе остро и пьяняще запахло лошадиным потом и согретым деготьком щедро смазанной конской сбруи.
б) А я иду мимо, гляжу: свой брат-шофер загорает.
в) Он достал из кармана защитных летних штанов свернутый в трубку малиновый шелковый потертый кисет, развернул его, и я успел прочитать вышитую на уголке надпись: «Дорогому бойцу от ученицы 6-го класса Лебедянской средней школы».
г) Прямо передо мною сидит полупьяный Мюллер, пистолетом играется, перекидывает его из руки в руку, а сам смотрит на меня и не моргнет как змея.
Слайд 5Задание 4. Найдите слово, в котором звуков больше, чем букв.
Кратко аргументируйте свою точку зрения:
а) Яблонька.
б) Чистотел.
в) Разнотравье.
г) Приозёрная (гладь).
Слайд 6Задание 5. Найдите лишний фразеологизм. Объясните, по какому принципу вы
сделали свой выбор:
а) Как с козла молока.
б) С гулькин нос.
в)
Вагон и маленькая тележка.
г) Кот наплакал.
Слайд 7Задание 6. Найдите простое предложение, которое осложнено обособленным определением:
а) А
вы бы могли гораздо лучше жить, судя по жалованью вашему.
б)
Ваша ревность к службе и без того, вероятно, известна начальникам вашим.
в) Но до сих пор я наслаждался только открытием новых мыслей, вытекающих из этого убеждения.
г) Был тот особенный период весны, который сильнее всего действует на душу человека.
Слайд 8Задание 8. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении:
Да
вот по дороге не утерпел, сделал круг, чтобы садом пройти:
очень уж здесь хорошо.
а) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части.
б) Вторая часть бессоюзного сложного предложения противопоставлена первой части.
в) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.
Слайд 9Задание 7. Найдите сложноподчинённое предложение с придаточным изъяснительным. Составьте схему
данного предложения:
а) Наконец после хорошенькой Катеньки, которая, улыбаясь, вышла из
двери, настал и мой черед.
б) Признаюсь, я боялся несколько, что он завезет меня в глухой переулок и ограбит.
в) Солнце уже поднялось довольно высоко и ярко золотило куполы церквей, когда мы подъехали к монастырю.
г) Комнатка, в которой я находился, была очень невелика и чрезвычайно опрятно убрана.
Слайд 10Задание 9. Расставьте запятые в данном предложении:
Да и то
не его видели(1) потому что(2) то великое(3) мощное и святое(4)
что жило и горело в чудесном докторе(5) при его жизни(6) угасло невозвратимо.
а) 2, 3, 4, 5.
б) 1, 2, 3, 4.
в) 1, 3, 4, 5.
г) 1, 3, 4, 6.
Слайд 11Задание 10. Укажите правильное объяснение постановки запятой в данном предложении:
По самому краю расстилался коврик, который своим густым покровом с
разбросанными по нему цветами очень напоминал настоящий ковер.
а) Запятая ставится между частями сложносочинённого предложения.
б) Запятая ставится между частями сложноподчинённого предложения.
в) Запятая ставится в сложном бессоюзном предложении между частями.
г) Запятая ставится в простом предложении, осложнённом однородными сказуемыми.