Слайд 1Первым дагерротипным заведением в России, в частности в Москве, считается
"Художественный кабинет Алексея Грекова", открытый в 1840г для всех желающих
получить портрет "величиной с табакерку". Несмотря на такой маленький размер, портрет оказался самым популярным жанром в первые годы существования фотографии.
В 1841 году в Санкт-петербурге на Никольской улице открывается первая в городе фотомастерская. Согласно сообщению газеты «С.-Петербуржские ведомости», в 1848 году в столице насчитывалось девять «дагерротипных портретистов».
ФОТОИСКУССТВО В РОССИИ
Слайд 2Первым дагерротипным заведением в России, в частности в Москве, считается
"Художественный кабинет Алексея Грекова", открытый в 1840г для всех желающих
получить портрет "величиной с табакерку". Несмотря на такой маленький размер, портрет оказался самым популярным жанром в первые годы существования фотографии.
В 1841 году в Санкт-Петербурге на Никольской улице открывается первая в городе фотомастерская. Согласно сообщению газеты «С.-Петербуржские ведомости», в 1848 году в столице насчитывалось девять «дагерротипных портретистов».
Мария Николаевна - великая княжна, дагерротип, 1840-е гг.
Слайд 3Серге́й Льво́вич Леви́цкий (1819, Москва — 1898, Санкт-Петербург) — русский
придворный фотограф
образованнейший человек своего времени, двоюродный брат А. И. Герцена.
открыл фотоателье 22 октября 1849 года на Невском проспекте. Оно разместилось в здании, которое стояло на месте ныне существующего здания Дома книги (в прошлом - дома швейной компании «Зингер»). Левицкий был признан лучшим художником-фотографом Санкт-Петербурга.
И первый русский фотоаппарат сконструировал тоже Левицкий.
С.Л. Левицкий
Слайд 4Император Александр II и Императрица Мария Александровна
Слайд 5Семья императора Александра III
Слайд 8Фотографии А.И. Деньера.
Андрей (Генрих) Иванович Деньер (1820—1892) — фотограф
художник из Санкт-Петербурга, по происхождению швейцарец. Один из ведущих портретистов
XIX века. Известен портретами деятелей искусства.
В 1849 году открыл фотоателье. В 1851 году он окончил Петербургскую Академию художеств и открыл «Дагеротипное заведение художника Деньера».
Деньер удостаивается звания «фотограф Их Императорских Величеств».
В 1865 году выпустил 12 выпусков «Альбома фотографических портретов известных лиц в России».
Слайд 9 Афанасий Фет
Иван Тургенев
Федор Тютчев
Фотографии А.И. Деньера.
Слайд 10Карелин А.О.
Андре́й О́сипович Каре́лин (1837—1906) — русский художник и
фотограф XIX — XX веков, основоположник жанра художественной фотографии, член
Русского фотографического общества. Андрей Осипович Карелин родился в Тамбовской губернии и был внебрачным сыном государственной крестьянки Татьяны Ивановны Карелиной.
В 1847 году он был отправлен в Тамбов учиться иконописи.
В 1857 году поступил в Санкт-Петербургскую академию художеств. В это время он начинает заниматься фотографией. В 1863 Карелин получил две малые серебряные медали Академии художеств «За успех в рисовании» за этюд с натуры и рисунок с натуры. В 1864 году он завершил учёбу .
В Нижнем Новгороде Карелин в 1869 году открыл свою фотомастерскую «Фотография и живопись».
Слайд 14Мировое общественное признание фотографии среди искусств завоевали первые фотографы-портретисты.
Первую
в мире золотую медаль за труд фотографа на международной выставке
в Париже в 1851г. получил С.Л. Левицкий, а в 1876г. в Эдинбурге среди шести тысяч присланных на конкурс работ единственным автором, удостоенным золотой медали, был А.О. Карелин.
ПЕРВЫЕ НАГРАДЫ В ОБЛАСТИ ФОТОИСКУССТВА
Слайд 15Максим дмитриев – основатель отечественного фоторепортажа
Максим Петрович Дмитриев родился 21
августа 1858 года в деревне Повалишино Кирсановского уезда Тамбовской губернии.
Мать, Александра Герасимова, была дворовой помещика
В четырнадцатилетнем возрасте Максим Дмитриев оказался в Москве, где мать сумела устроить его в ученики к известному московскому фотографу М. П. Настюкову. В 1877 году Настюков, однако, решил оставить фотографию и продал бизнес. Дмитриев переехал в Нижний Новгород, где устроился ретушёром в фотоателье. Спустя два года, в 1879 году, Дмитриев стал помощником Карелина, к этому времени обладавшего европейской и мировой известностью
Слайд 16Максим дмитриев – основатель отечественного фоторепортажа
Девять лет Дмитриева работал над
осуществлением смелого для своего времени проекта: он отснял виды поселений,
пейзажи и все типы жителей, населявших Волгу по обоим берегам. Его коллекция содержала несколько тысяч негативов, которые, увы, в советское время не сохранились.
По результатам своих путешествий Дмитриев выпустил несколько печатных изданий публицистического характера - "Художественный альбом Нижнего Поволжья", "Художественный альбом Нижегородского Поволжья", "Неурожайный 1891-1892гг".
Слайд 18Кулачный бой перед ночлежным домом
Слайд 20Фото жены Алекс, фотографировал Николай II
Интерес к фотографии распространялся очень
быстро и к 1882 г в России, по данным Пятого
фотографического отдела Русского технического общества, числилось уже 800 различных фотографических заведений.
Увлекались фотографией и члены императорской семьи - в государственных музеях и архивах, помимо снимков придворных фотографов - Боассан, Эглер, Жуков - хранятся фотографии, выполненные членами императорской семьи и самим императором Николаем II.
Слайд 21Хроникальная (документальная) фотография
Мастера хроникального жанра - Карл Карлович Булла
(1853-1929), Петр Адольфович Оцуп (1883-1963), Яков Владимирович Штейнберг (1888-1942) -
оставили нам фотокадры исторических событий конца ХIХ - начала ХХ века: Первую мировую войну и революцию - 1917 года.
Слайд 22Карл булла
Карл Карлович Булла (Карл Освальд Булла— владелец фотоателье в
Санкт-Петербурге, вошедший в историю как «отец российского фоторепортажа». Портретист и
мастер документальной фотографии.
Родился в немецкой семье в прусском местечке Леобшютц, но работал почти исключительно в Петербурге. В 1875 году Карл Булла открыл своё собственное фотоателье, которое в начале XX века помещалось в здании Пассажа на Невском.
С 1897 года фотографии Карла Буллы стали печататься в массовом и популярном журнале «Нива». С этого времени его имя стало известно по всей Российской империи.] С 1908 года — фотограф журнала «Огонёк».
После 1916 года Карл Булла передал своё фотографическое дело сыновьям— Александру и Виктору, а сам поселился на острове Сааремаа. Там же он и умер в 1929 году. Наследие Карла Буллы составляет около 230 тысяч негативов фотографий конца XIX — начала XX века
Слайд 29Петр оцуп – фотограф революции
Пётр Адольфович Оцуп (1883, Санкт-Петербург —1963,
Москва) — советский фотограф, мастер исторической фотографии. Работал в жанре
фоторепортажа, фотографировал многие исторические события — русско-японскую войну, революцию 1905 года, Октябрьскую революцию 1917 года, первую мировую войну, гражданскую войну в России. Петром Адольфовичем Оцупом было сделано около 40 000 фотографий.
Слайд 30Хроникальная (документальная) фотография становилась частью информации и пропаганды. В печати
широко использовались фотографии с изображением революционных солдат и матросов, "Лениниана",
трудовые будни советского государства. Появилось понятие и выражение "история пишется объективом.
Слайд 32Командарм 1-й Конной армией Семён Будённый, Командующий Южным фронтом Михаил
Фрунзе, член РВС 1-й Конной армии Климент Ворошилов за картой.
Планируется операция против Врангеля. 1920
Слайд 35пикториальная фотография
Наряду с документальной фотографией развивалось и другое направление
– пикториальное
Фотографы пикториального направления считали, что снимок должен, прежде всего,
отражать настроение и для этого они использовали различные способы, позволявшие им сделать свои снимки похожими на картины. Расплывчатый силуэт, размытость линий и полутонов и прочие эффекты придавали внешнюю привлекательность изображению и создавали впечатление карандашного рисунка или акварели.
Слайд 39Новатором нового поколения был Александр Михайлович Родченко (1891-1956). Его принципы
"найти и увидеть в обыкновенном необыкновенное" отвечали духу времени и
определили целое направление в отечественной фотографии.
Александр родченко
Слайд 431941-1945
Слева направо, первый ряд: Г.Самсонов («Совинформбюро»), А.Морозов («Фронтовая иллюстрация»), Ф.Кислов
(Фотохроника ТАСС), Л.Железнов («Фронтовая иллюстрация»), И.Шагин («Комсомольская правда»), О.Кнорринг («Красная
звезда»); второй ряд: А.Капустянский («Красная звезда»), Г.Петрусов («Совинформбюро»),