Слайд 1Пейзаж и его функции в романе И.А.Гончарова «Обломов»
Слайд 2 Первый пейзаж предстает перед нами в «Сне Обломова». Картины природы
здесь даны в духе поэтической идиллии. Основная функция этих пейзажей
– психологическая, мы узнаем, в каких условиях рос главный герой, как формировался его характер, где прошло его детство. Имение Обломова – это «благословенный уголок», «чудный край», затерянный в глубинке России. Природа там не поражает нас роскошью и вычурностью – она скромна и незатейлива. Нет там моря, высоких гор, скал и пропастей, дремучих лесов. Небо там жмется «ближе… к земле…, как родительская надежная кровля», «солнце… ярко и жарко светит около полугода…», река бежит «весело»: то «разольется в широкий пруд, то «стремится быстрой нитью», то едва «ползет по камешкам». Звезды там «приветливо» и «дружески» мигают с небес, дождь «хлынет бойко, обильно, весело запрыгает, точно крупные и жаркие слезы внезапно обрадованного человека», грозы «не страшны, а только благотворны».
Слайд 3В сценах любви Обломова и Ольги Ильинской картины природы приобретают
символический смысл. Так, символом этого зарождающегося чувства становится ветка сирени.
Вот они встречаются на дорожке. Ольга срывает ветку сирени и дает ее Илье. А он в ответ замечает, что больше любит ландыши, так как они ближе к природе.
В отношениях их появляется доверие, понимание – Обломов счастлив. И.А. Гончаров сравнивает его состояние с впечатлением человека от вечернего пейзажа. «Обломов был в том состоянии, когда человек только что проводил глазами закатившееся летнее солнце и наслаждается его румяными следами, не отрывая взгляда от зари, не оборачиваясь назад, откуда выходит ночь, думая только о возвращении на завтра тепла и света».
Слайд 4Когда Обломова начинают посещать сомнения в истинности чувств Ольги, то
этот роман кажется ему чудовищной ошибкой. И опять писатель сравнивает
чувства Ильи с природными явлениями. «Какой ветер вдруг подул на Обломова? Какие облака нанес?
Осенние картины природы нагнетают атмосферу отдаления героев друг от друга. Они уже не могут так свободно встречаться в лесу или парках. И здесь мы отметим сюжетообразующее значение пейзажа. Вот один из осенних пейзажей: «Листья облетели, видно все насквозь; вороны на деревьях кричат так неприятно…». Обломов предлагает Ольге не торопиться с объявлением известия о свадьбе. Когда же он окончательно расстается с ней, то выпадает снег и густым слоем покрывает забор, плетень, гряды на огороде. «Снег валил хлопьями и густо устилал землю». Пейзаж этот также символичен. Снег здесь как будто погребает возможное счастье героя.
Слайд 5Прост и скромен пейзаж, рисующий картину местного кладбища в финале
романа. Здесь вновь возникает мотив сиреневой ветки, который сопровождал героя
в кульминационные моменты его жизни. «Что стало с Обломовым? Где он? Где? – На ближайшем кладбище под скромной урной покоится тело его между кустов, в затишье. Ветки сирени, посаженные дружеской рукой, дремлют над могилой, да безмятежно пахнет полынь. Кажется, сам ангел тишины охраняет сон его».
Таким образом, картины природы в романе живописны и разнообразны. Посредством их автор передает свое отношение к жизни, любви, раскрывает внутренний мир и настроение персонажей.
Слайд 6Художественные приемы, используемые Гончаровым.
Художественные приемы, используемые Гончаровым, очень разнообразны. На
протяжении всего романа встречается прием художественной детали, подробного и точного
описания человеческой внешности, природы, внутреннего убранства комнат, то есть всего, что помогает создать у читателя полную картину происходящего. Как литературный прием в произведении также важен символ. Множество предметов имеют символическое значение, например: ветка сирени (любовь Ольги).