Слайд 1Пишем сочинение ЕГЭ 2017.
Задание 25
Слайд 21. ТРЕБОВАНИЯ К ЗАДАНИЮ 25 ЧАСТИ 2
Прежде всего давайте ознакомимся
с требованиями к содержанию сочинения и
критериями оценки ответа на задание
25 части 2. В проекте демонстрационного
варианта 2016 г. задание 25 и критерии его оценивания сформулированы следующим образом.
Часть 2
Для ответа на это задание используйте БЛАНК ОТВЕТОВ № 2.
25. Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.
Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста
(избегайте чрезмерного цитирования). Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Своё мнение аргументируйте, опираясь в первую очередь на
читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента).
Объём сочинения – не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Слайд 3
В сравнении с 2015 годом уточнена формулировка задания 25 и
критерии оценивания.
Сравним формулировки:
2015:Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Сформулируйте и прокомментируйте
одну из проблем, поставленных
автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).
Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Свое мнение аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента).
Объём сочинения – не менее 150 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностьюпереписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулем баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
2016: Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.
Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования).
Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Своё мнение аргументируйте, опираясь в первую очередь на
читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента).
Объём сочинения – не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было
комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Слайд 10Исходя из условия задания и критериев оценивания чётко вырисовывается СХЕМА
твоего будущего сочинения. Она такова:
Вступление. Формулировка проблемы : «Экзаменуемый (в
той или иной форме в любой из частей сочинения) верно сформулировал одну из проблем исходного текста. *Если экзаменуемый не сформулировал или сформулировал неверно (в той или иной форме в любой из частей сочинения) одну из проблем исходного текста, то такая работа по критериям К1–К4 оценивается 0 баллов).
Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста (обратим ещё раз внимание, что он изменился: Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована с опорой на исходный текст.
Экзаменуемый привёл не менее 2 примеров из прочитанного текста, важных для понимания проблемы.
Фактических ошибок, связанных с пониманием проблемы исходного текста, в комментарии нет:
3. Формулировка позиции автора (рассказчика) исходного текста по прокомментированной проблеме.
Слайд 114. Аргументация экзаменуемым собственного мнения по проблеме . Здесь
нужно выразить своё мнение по сформулированной им проблеме, поставленной
автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора) и аргументировать его (привести не менее 2-х аргументов, один из которых взят из художественной, публицистической или научной литературы) . 3 балла получим, если 1 пример из художественной, публицистической или научной литературы, 1 – из жизненного опыта или 2 примера из художественной, публицистической или научной литературы, 2 балла - приведём не менее 2-х аргументов, опираясь на знания, жизненный опыт или только 1 аргумент из художественной, публицистической или научной литературы; 1 балл - один аргумент, опираясь на знания, жизненный опыт.
5. Вывод.
Слайд 13
А ТЕПЕРЬ РАССМОТРИМ КАЖДЫЙ ИЗ ЭТАПОВ РАБОТЫ.
I. Работа с текстом
1. Внимательно перечитай
текст. Отметь предложения, в которых, по твоему мнению, содержатся проблема,
авторская позиция, комментарий. Сделай пометки на полях или в черновике.
2. Набросай схему сочинения кратко:
Проблема _________________________________________________________ .
Комментарий: «мостик» от проблемы + 2 примера из текста.__________________________________________
Авторская позиция_________________________________________
Аргументы:
1)с опорой на знания, жизненный опыт;
из художественной, публицистической или научной литературы (запиши автора произведения и его название).
3. Вывод.
Это будет основой твоего сочинения.
Слайд 14При оценивании сочинения-рассуждения (задание 25) от вас не требуют оригинальности
(не будем обсуждать, хорошо это или плохо). Прекрасно, конечно, если
оригинальность «обнаружится», но, как видно из критериев К1–К12, она не оценивается! К тому же ваше стремление к креативности может оказать вам плохую услугу. Дело в том, что иногда учащийся излишне оригинален: он может выдать свою необоснованную точку зрения за позицию автора. Поэтому, прежде чем «оригинальничать», бравировать креативностью, подумайте: нужно ли это?
Формулировка задания 25 части 2 как бы уже намечает количество микротем (и соответственно – абзацев) в вашем сочинении и подсказывает его композицию (хотя, безусловно, такая композиция не является строго обязательной).
Слайд 15Над каким вопросом размышляет автор? (Проблема текста)
Как именно автор рассматривает этот
вопрос в тексте? (Комментарий с обязательным использованием не менее двух примеров
из текста)
Как автор отвечает на этот вопрос? (Позиция автора)
Как бы я ответил на этот вопрос? (Позиция ученика)
Какие аргументы (случаи из жизни, примеры из литературы и пр.) я могу привести в поддержку своей позиции? (Аргументация позиции ученика)
Как читать исходный текст?
Слайд 16ВСТУПЛЕНИЕ
В критериях оценки сочинения не предусмотрены отдельные баллы за вступление,
однако при его отсутствии возникает ощущение структурного и стилистического «провала»,
страдает выразительность, искренний, эмоциональный тон рассуждения. Поэтому советую его использовать. Вступление должно быть небольшим по объему (2 – 4 предложения), органично связанным с содержанием основной части по смыслу и стилистически. (Можно обойтись и без вступления)
Слайд 17Приемы, используемые во вступлениях к сочинению
Ключевое слово и ассоциации
Цель приема
– выделить ключевое слово текста, определяющее его тему, и представить
ряд ассоциаций, которые оно вызывает в вашей памяти или воображении. Эти ассоциации должны быть ярко, образно представлены вслед за ключевым словом, которое образует назывное предложение.
А. П. Чехов… Стоит произнести это имя, и в сознании возникает целый мир образов: бедная русская провинция, уставшие от однообразной уездной жизни интеллигенты, разоряющиеся дворянские усадьбы. Тоска, безбрежная, непреодолимая… За всем этим – боль писателя, человека совестливого, скромного. Создавая его портрет, К. Чуковский не преувеличивает достоинств Чехова, в основе его повествования – воспоминания людей, близко знавших писателя, – актера Вишневского, писателей – Горького и А. Куприна.
Слайд 182. Название
Перед экзаменуемым не ставится задача озаглавить свое сочинение, однако если
вам легко дается создание заголовков, то название может стать приемом
вступления и организовать первую фразу вашей работы.
«Великий „сострадалец“» – так можно было бы озаглавить этот текст, ведь главной чертой личности А. Чехова, на которой сосредоточился автор, стала его щедрая, не требующая благодарности помощь людям.
Слайд 193. Ссылка на авторитетное мнение
Это может быть мнение конкретного человека, чье
имя нужно назвать, или мнение профессионалов («политики высказываются…», «экономисты провозглашают…»),
или же традиционно-исторический опыт, на который можно сослаться в безличной форме («недаром в народе говорят…», «бытует мнение, что…»).
Слайд 204. Вопросы-стимулы
Прием, основанный на использовании ряда вопросов, открывающих сочинение. Одновременно
они, как правило, являются формулировкой проблемы. Вопрос не должен быть
один, иначе он как бы повисает в воздухе, не производит должного впечатления. Слишком же длинная череда вопросов тяжела для восприятия, так как может привести к потере концентрации внимания. Оптимальное количество вопросов-стимулов – три!
Что такое душа? Когда и почему человек чувствует ее пробуждение? И что она дарует – счастье или страдание? Ответы на эти мучительные вопросы пытается найти в своих размышлениях известный писатель Пришвин.
Слайд 215. Картина
Ряд назывных предложений, открывающих сочинение, благодаря описательности, зрительным образам, в
совокупности должен создать образ впечатляющей картины. Цель приема – воздействие
на эмоции и чувства читателя.
Бескрайняя пустыня… Знойное солнце… Горячий песок… И мертвое безмолвие… Такой станет наша земля, если мы не начнем бережно относиться к природе. И литература должна пробуждать внимание людей к этой проблеме. Именно эта мысль отчетливо звучит в статье С. Залыгина.
Слайд 226. Обращение к читателю
Обращение в форме вопросительных или восклицательных
предложений с использованием местоимения «вы» – яркий публицистический прием. Однако
пользоваться им необходимо с осторожностью: обращения не должны быть излишне напористыми, банальными и назидательными.
Храните тайны, дорожите ими! Ведь доверенное вам – это знак особых отношений, которые можно и потерять! Кто знает, много ли вам их будет доверено? А вот не дорожим и теряем, как будто хочет сказать автор…
Слайд 24Всегда начинайте свою работу не с поисков и формулировки проблемы
исходного текста, а с определения авторской позиции. При таком подходе
вы никогда не проиграете! Дело в том, что встречаются тексты, в которых автор затрагивает несколько вопросов (проблем), но не на все эти вопросы вы найдете ответы в небольшом фрагменте текста, предлагаемом вам для анализа разработчиками КИМов на экзамене.
Слайд 25«Сформулировать проблему? Без проблем!»
Слайд 27ФОРМУЛИРОВКА ПРОБЛЕМЫ
Проблему лучше формулировать в виде проблемного вопроса.
Помните: у автора
нет проблем; следует говорить о проблеме, над которой размышляет автор
текста.
КЛИШЕ:
Автор размышляет над проблемой (чего? Р.П.) гуманизма (затрагивает, касается, рассматривает...)
Возможно ли гармоничное сочетание духовного и материального в жизни человека? Этой сложной проблеме посвящает свой текст … (назвать автора).
Что такое…? (В чем заключается…? Какую роль в жизни человека играет…?) Эту важную проблему поднимает автор текста.
Слайд 28ИЛИ:
Автор поднимает актуальную проблему … .
Проблема, которую рассматривает автор, заключается
в том, что … .
Проблема, которую поднимает (указать автора), волнует
умы … .
Автор текста, известный писатель и публицист (указать автора) затрагивает важную проблему … .
Проблема, поднимаемая (указать автора), – это … .
Проблема … привлекает внимание многих исследователей. Задумался о ней и (указать автора).
Волнующая всех проблема … поднимается известным писателем (указать автора).
Обращение к тексту (указать автора) заставило меня задуматься о проблеме … , которую и рассматривает автор.
Что есть … ? В чём … ? Эту важную для каждого проблему поднимает (указать автора).
Слайд 29На что нужно обратить внимание при анализе художественного
текста? На сюжет,
героев, их внешность, поведение, речь, диалоги, монологи;
на то, какими словами
автор описывает того или иного персонажа, и т. д. Словом,
анализируя художественный текст, смотрите вглубь, внимательно относитесь к
деталям, оценивайте подтекст, обобщайте информацию: за всем этим стоит ав-
торское отношение к описываемому и, соответственно, его позиция.
Кроме того, помните, что в основе любого литературного произведения лежит
конфликт. Конфликт – это столкновение интересов, чувств, характеров героев;
это противоречие, которое оказывается движущей силой, пружиной сюжета в ли-
тературном произведении. Причем конфликт – это не только прямой поединок
литературных героев, но и разность их убеждений и чувств.
На экзамене в предлагаемых для анализа текстах чаще всего рассматриваются
следующие виды проблем:
• философские (В чем смысл жизни?...);
• социальные (Естественно ли деление людей на богатых и нищих?...);
• политические (Как остановить международный терроризм?...);
• экологические (Как уберечь мир от экологической катастрофы?...);
• нравственно-этические (Что такое интеллигентность?...).
Слайд 30«От позиции автора – к проблеме»
Выявление проблемы
в
художественном тексте
Слайд 31«От позиции автора – к проблеме»
От позиции автора к
проблеме
Слайд 32КОММЕНТАРИЙ
Давать комментарий к выбранной проблеме нужно только с опорой на
данный текст
Помните:
-нужно комментировать только ту проблему, которая отражена в
тексте и названа вами;
- не являются комментариями неоправданный пересказ и сплошное цитирование
Объяснение текста с опорой на вопросы:
Как, на каком материале автор раскрывает проблему?
На чём заостряет внимание?
Какие аспекты проблемы рассматриваются в тексте?
Как выражено авторское отношение к изображаемому?
Какие эмоции автора выражены в тексте?
Слайд 33КОММЕНТАРИЙ
Комментарий – рассуждения, замечания по поводу того, как
автор раскрывает проблему.
Задачи комментария:
разъяснить, охарактеризовать проблему;
объяснить интерес автора к проблеме,
выявить ход его мыслей.
Выделяют два типа комментария:
• текстуальный;
• концепционный.
Слайд 34При текстуальном комментарии экзаменуемый объясняет текст, как бы следуя за
автором в раскрытии проблемы. Составляя текстуальный комментарий, вы можете задать
себе ряд вопросов и ответить на них.
Слайд 36Если это публицистический стиль текста, нужно показать, как автор приводит
читателя к пониманию его позиции.
Автор раскрывает проблему на
примере…
В центре внимания автора…
Автор говорит о том, что…
Автор обращает внимание на …
Автор доказывает (убеждает, осуждает, иронизирует, одобряет, поддерживает, негодует, восхищается, удивляется)…
Автора волнует (тревожит)…
Слайд 37Если это художественный стиль, необходимо одним-двумя предложениями сказать о сюжете;
о том, что представляет собой герой, от имени которого ведется
повествование, какова его речь; поразмышлять, совпадает ли позиция рассказчика и авторская позиция, из чего это следует.
На первый взгляд тема (проблема) кажется странной (банальной, узкой, частной, старой, незначительной)...
В жизни каждого человека случаются вещи, о которых говорит автор текста...
Почему мы не всегда обращаем внимание на…
Слайд 38N/B. В критериях К1 сказано: «Экзаменуемый (в той или иной
форме в любой из частей сочинения) верно сформулировал одну из
проблем исходного текста». Иногда бывает уместнее начинать своё сочинение не с формулировки проблемы, а с комментария текста. Прокомментировав текст, вы можете сформулировать проблему, используя вопросно-ответную форму. Например. Так какую же проблему поднимает автор в своих размышлениях ( в рассказе, в тексте, в данном фрагменте)? Я позволю себе предположить, что он ставит перед нами вопрос: (формулируем проблему).
Затем «перекидываем мостик» к формулировке авторской позиции: Довольно трудно сформулировать и авторскую позицию, но, наблюдая за героями текста ( за размышлениями, пояснениями, средствами выражения отношения к рассказу), отвечая на тот вопрос, который мы увидели в тексте, на мой взгляд, она сводится к следующему:__________________________________________________________________
Слайд 39N/B. В связи с изменениями формулировки этой части задания и
критериев к ним, возможно, уместным будет использование вводных слов и
выражений типа «во-первых», «во-вторых», «таким образом, автор приводит нас к пониманию своей позиции по поднятой им проблеме». Тем самым ты покажешь проверяющим, что два важных примера из текста тобой приведены, т.е. требования к сочинению в данном критерии выполнены. На мой взгляд, примеров из текста может быть и больше, но ДВА обязательны!!!
Слайд 40АВТОРСКАЯ ПОЗИЦИЯ
Позиция автора – это главная мысль, идея, основное переживание,
чувство, пронизывающие текст, звучащие прямо или косвенно, через авторское слово
или через художественные образы.
Определить авторскую позицию – значит, ответить на поставленный проблемный вопрос. Поэтому ещё раз вернитесь к началу сочинения, прочтите, как вы сформулировали проблему, и позицию автора формулируйте в строгом соответствии с поставленным вопросом.
Вам помогут вот эти вопросы:
Что хотел сказать своим читателям автор, создавая текст?
Как автор оценивает описываемую конкретную ситуацию, поступки героев?
Какие слова, художественные приёмы, которые выражают авторское отношение, дают оценку описываемым фактам?
– это вопрос.
Позиция автора – это ответ на
вопрос, вывод, к которому приходит автор.
Таким образом, размышляя над проблемой, автор приходит к следующему выводу…
Позиция автора не высказана прямо, однако, я думаю, её можно сформулировать следующим образом…
«Как выявить позицию автора?»
Слайд 42Если это публицистический стиль текста, нужно не цитировать целиком предложение,
в котором отражена авторская точка зрения, а процитировать его частично
или передать своими словами.
Позиция автора такова…
Автор считает, что…
Автор стремится донести до читателя мысль о том, что…
Автор убеждает нас в том, что…
В тексте доказывается мысль о том, что…
Основная мысль текста заключается в том, что…
По мнению автора, ...
Слайд 43ЕЩЁ КЛИШЕ:
«Цитата» – вероятно, именно к этому призывает нас автор.
«Цитата»
– возможно, в этих словах заключается точка зрения автора на
данную проблему.
Автор поражен (встревожен, призывает к…)
Автор считает (утверждает), что…
Автор убежден, что… и подобная уверенность небезосновательна.
Автору важно убедить читателя в том, что…
Бесспорно мнение автора о том, что
Цель автора – заставить читателя обратить внимание на…
Автор подводит читателя к мысли о том, что…
… – вот итог авторских раздумий по основной проблеме.
Слайд 44Однако если попадается текст художественного стиля, то голос автора бывает
настолько скрыт, что о таком понимании его «позиции» говорить нельзя.
Ее выявление требует умения видеть скрытый смысл, понимать иронию, раскрывать сложные метафоры и т. др. И тут на помощь придет хорошее знание изобразительно-выразительных средств речи, понимание роли деталей элементов композиции, так как именно через их анализ мы можем определить отношение автора к своим героям, к заявленной им проблеме.
КЛИШЕ:
Писатель прямо не высказывает своего отношения к происходящему, но мы, читатели, прекрасно понимаем, что …
Читая рассказ, можно сначала подумать, что автор на стороне своего героя, что он говорит его устами …, но вскоре становится ясно, что это не так.
Вдумчивый читатель понимает, что писатель не разделяет точку зрения героя…
…Так автор подводит нас к выводу о том, что…
Слайд 45ИЛИ ТАК:
N N из тех писателей,
которые не морализуют, не навязывают читателю свою позицию. Просто он
всем строем своего рассказа, подбором слов, фактов, изобразительных средств дает возможность читателю самому сделать вывод и определить авторскую позиции. А она, на мой взгляд, такова: …………………………….
Слайд 46Своя позиция и аргументы
Не стоит быть слишком многословным, заявляя о
своей позиции. Она должна быть сформулирована четко, конкретно, лаконично и
в целом выражать согласие, или несогласие, или частичное согласие с позицией автора текста.
Без «прописанности» позиции аргументы не считаются.
КЛИШЕ:
Я согласен / не согласен с автором, потому что… и считаю…
Можно согласиться с автором...
В целом я согласен с автором текста, однако...
Я полностью разделяю точку зрения автора, но не могу согласиться с тем, что...
Я с интересом прочитал статью, но не могу согласиться...
Не во всем можно согласиться с автором текста...
согласиться с автором. Я тоже считаю, что…
Конечно же, автор прав.
Действительно, …
Собственная позиция
Слайд 48ЕЩЁ:
Несомненно (безусловно), я согласен с (Ф.И.О.)
Мне близка позиция автора.
На мой
взгляд, автор наиболее точно отразил мнение каждого из нас на
эту проблему.
С удовольствием прочитал…
Нельзя остаться равнодушным…
К сожалению…
К немалому удивлению, узнал, что…
Убежденность автора в правильности данных им оценок не может не вызвать симпатии читателя…
Оригинальность авторского решения данной проблемы вызывает восхищение…
Возмущает (радует, восхищает, огорчает) то, что…
Интересно то, как автор…
Слайд 49
Учимся аргументировать свою позицию
Слайд 50Основной акцент нужно сделать на аргументах, которые следует развернуть.
Аргументы –
это доказательства, приводимые в поддержку тезиса: факты, примеры, утверждения, объяснения
– словом, все, что может подтвердить тезис.
Тезисом в сочинении ЕГЭ является авторская позиция по рассматриваемой проблеме. Аргументы ученика должны подтвердить или опровергнуть мнение автора.
Слайд 51Сами аргументы могут приводиться из ЖИЗНЕННОГО или из ЧИТАТЕЛЬСКОГО ОПЫТА.
Критерий проверки сочинения №4 гласит: «Экзаменуемый выразил своё мнение по
сформулированной им проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его (привёл не менее 2-х аргументов, один из которых взят из художественной, публицистической или научной литературы)».
Второй пример может быть тоже из литературы или же из жизненного опыта, но помните, что 3 максимальных балла можно получить либо за 2 аргумента, один из которых взят из художественной, публицистической или научной литературы, либо за два примера из литературы.
Слайд 52Жизненный опыт бывает:
опытом многих поколений (традиционно-историческим) — это пословицы, поговорки,
нравственные заповеди, моральные нормы, сложившиеся хорошие традиции;
опытом экспертов ‒ людей,
компетентных в определенных областях, ученых, профессиональных сообществ.
Например: «Народная мудрость гласит:…», «Недаром сложилась традиция:…», «Выдающийся борец за гражданские права Мартин Лютер Кинг учил, что…»; «Гениальный русский ученый Д. И. Менделеев однажды сказал, что…»; «Еще Петр I говорил, что…»; «Любой историк скажет вам, что…»; «Большинство врачей считают, что…»; «Как установлено японскими учеными…» и т. п.
опытом близких, родных, знакомых людей; и, наконец, собственным жизненным опытом.
Например: «Помню, как-то мама (отец бабушка, друг, знакомый и т. д.) рассказывали, как… Мне кажется, этот случай убеждает нас в том, что (вспомни, какую авторскую позицию ты обозначил, покажи, что данный пример является ее доказательством)».
Слайд 53Теперь о читательском опыте.
Обращение к нему – сильнейший аргумент сочинения,
целых ТРИ балла эксперты поставят, если встретят развернутый (с опорой
на текст) аргумент из литературы. Но использовать такие аргументы нужно только в том случае, если вы хорошо помните и автора книги, и само произведение, чтобы избежать фактических ошибок. Какие это будут тексты ‒ художественные, публицистические или научные (научно-популярные) ‒ неважно, аргумент будет засчитан и вы получите дополнительный балл за то, что обратились к литературе, книжному источнику. Надо указать автора, название (книги, монографии, энциклопедии, статьи, газеты, журнала) и дать ссылку на относящийся к проблеме кусок содержания.
Слайд 54Например:
«Что значит быть высоконравственным человеком? Мне кажется, нравственный человек
– это тот, кто стремится к тому, чтобы стать лучше,
не причинять боли другим людям. Примеров стремления «быть вполне хорошим» очень много в русской классической литературе. Вспомним героев романа «Война и мир» Льва Николаевича Толстого. Андрей Болконский, Пьер Безухов, Наташа Ростова…Все они стремились стать лучше, добрее, чище…»
Слайд 56Когда вы будете обращаться к русской классической литературе, запомните такое
правило: не допускайте выражений типа Александр Пушкин, или, говоря, допустим,
о М. И. Цветаевой, нельзя назвать ее Марина; говоря о героях литературного произведения, именуйте их так, как это делает автор (Евгений Базаров, но не Женя, Татьяна Ларина, но не Таня, Катерина (из «Грозы»), но не Екатерина. Необходимо соблюдать корректность и точность, иначе вы потеряете баллы по критериям К 11, К 12.
Используйте в сочинении вводные слова и предложения, отражающие вашу точку зрения: на мой взгляд, я убежден, мне кажется, по моему мнению, несомненно, не вызывает сомнении;, возможно, я, ошибаюсь, но позволю себе высказать собственное видение проблемы и др.
Слайд 57Можно воспользоваться и такими выражениями:
NN (автор) открыл для меня новый
взгляд на проблему…, помог мне по-новому взглянуть на…, словно повторил
мои мысли о…, выразил близкие мне чувства о… и т. д.
Аргумент подкрепляется выводом.
Без вывода это просто пример, который не засчитывается.
Для доказательства своей позиции я хочу привести следующие аргументы. Во-первых, ...
Во-вторых, ....
В подтверждение своей точки зрения я могу привести следующие аргументы ...
Доказательством этой мысли может служить пример из романа… (тот факт, что…)
Слайд 58Вводя примеры из литературы, можно воспользоваться и такими КЛИШЕ:
В воспитании чувств сострадания, сочувствия нет надежней союзника, чем художественная
литература. Именно она обладает способностью проникать в самое сердце человека, задевать струны его души. Находясь один на один с книгой, человек до конца откровенен и честен перед собой, и тогда живое слово падает на благодатную почву.
Аргумент также подкрепляется выводом.
Слайд 59ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Приемы, используемые в заключениях
Итог (обобщение основных мыслей – своих или
авторских)
Самая типичная и логичная концовка сочинения. Используя ее, следует избегать
повтора уже высказанных мыслей, приберегать обобщающую мысль к концу сочинения
…Можно еще долго говорить об этой волнующей многих проблеме. Ясно одно – никогда человек не станет полным владыкой природы: конечное не может быть сильнее вечного, частное не может командовать общим. И только неоправданное самомнение может считать по-другому.
Слайд 60Призыв, обращение к читателю
Также один из излюбленных приемов в сочинениях
выпускников. Помните, что, прибегая к нему, не стоит опускаться до
слишком явной назидательности. Ваши призывы не должны быть банальны.
Итак, перед тем как включить телевизор и погрузиться в чудесный, но ненастоящий мир, подумайте о том, нет ли вокруг вас людей, которые нуждаются в утешении, помощи, просто в добром живом слове. Вспомните: вас окружает подлинный мир, полный звуков, красок, ощущений. Подумайте: кем вы хотите быть – творцом своей жизни или просто зрителем?
Слайд 61Открытый вопрос (носит риторический характер либо требует дальнейшего обдумывания читателем)
Этот
прием встречается реже предыдущего. Концовка в виде вопроса звучит выразительно,
как бы аккордом. Чтобы аккорд не «размазался», старайтесь вопрос сделать коротким!
…Душа раскрывается в любви и страданиях, другого способа Пришвин не находит. Да и есть ли он?
Слайд 62Перспектива
Суть приема – попытка вписать обсуждаемую проблему в контекст более
широкой проблемы, наметить перспективу дальнейшего разговора.
…Да, это так: человек не
должен быть столь меркантилен по отношению к природе. Необходимо прежде всего ценить ее красоту. И это часть более широкой проблемы: утрата духовности становится знаком сегодняшней цивилизации.
Слайд 63Цитата
Следует помнить, что далеко не каждая цитата будет уместна
в заключении. Это должно быть высказывание, достаточно полно выражающее мысли
автора. Уместно использование небольшого фрагмента, который содержит ключевые слова текста или цитаты из другого источника, точно отражающие позицию автора исходного текста.
Кто хоть раз в жизни не поражался этой способности собаки верно и преданно любить? Замечательно сказано: «Если бы люди могли любить, как собаки, мир стал бы раем…»
Слайд 64Умолчание
Один из красивых приемов открытого заключения. Являет собой фразу, заканчивающуюся
многоточием и содержащую элемент недосказанности, философичности. Может использоваться в совокупности
с другими приемами заключений, например с цитированием.
И только после смерти героя поняли они, что такой же ангельской была и Сашкина душа. «Женщины не выдержали и в голос заплакали, а пришедший с ними директор школы опустил голову». Но поздно, не услышит….
Слайд 65Итак, сочинение на черновике написано. Отложите его в сторону, немного
отдохните, а потом перечитайте своё сочинение глазами постороннего человека. Исправьте
ошибки, обратите особое внимание на речевое оформление: посмотрите, нет ли у вас повторов, неправильно построенных фраз. Проверяя орфографию, постарайтесь убрать те слова, в правописании которых вы сомневаетесь, замените их. Проверьте постановку знаков препинания: если где-то есть сомнения в постановке запятой, тире, двоеточие, перестройте предложение, сложное замените двумя простыми.
Проверьте работу несколько раз и только потом приписывайте.
Слайд 66
ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД СОЧИНЕНИЕМ
1. После выполнения заданий 20–24 внимательно читаем
два раза исходный текст.
2. Составляем план к тексту, акцентируя свое
внимание прежде всего на действиях автора. Составленный план очень поможет вам при написании текстуального комментария.
3. Определяем тему текста (о чем текст?).
4. Определяем и формулируем авторскую позицию и проблему (проблемы) текста. Работаем по таблице для работы с черновиком (см. раздел 3.4 настоящего пособия).
5. Составляем комментарий к сформулированной проблеме текста. Записываем ДВА самых ярких примера из прочитанного текста, важных для понимания проблемы
6. Выражаем свое мнение по сформулированной проблеме. Обязательно
прописываем свой тезис!
7. Опираясь на таблицу, подбираем аргументы и стараемся связно и логично встроить их в текст сочинения (то есть аргументируем собственное мнение по проблеме исходного текста).
8. Делаем вывод.
9. Редактируем черновик.
10. Переписываем текст сочинения в бланк ответа.
11. Еще раз перечитываем текст сочинения и аккуратно вносим последние правки.