Разделы презентаций


Портретная живопись второй половины 18 века

Содержание

Наибольших успехов русская живопись второй половины 18 века достигла в жанре портрета. Новое поколение художников выдвинуло русский портрет в ряд лучших произведений мирового искусства.Ведущие направления и стили в живописи второй половины

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Портретная живопись второй половины 18 века
Левицкий Дмитрий Григорьевич
(1735-1822)
Рокотов Федор

Степанович
(1735-1808)
Боровиковский Владимир Лукич
(1757-1826)

Портретная живопись  второй половины 18 векаЛевицкий Дмитрий Григорьевич (1735-1822)Рокотов Федор Степанович (1735-1808)Боровиковский Владимир Лукич(1757-1826)

Слайд 2Наибольших успехов русская живопись второй половины 18 века достигла в

жанре портрета. Новое поколение художников выдвинуло русский портрет в ряд

лучших произведений мирового искусства.
Ведущие направления и стили в живописи второй половины 18 века – это уже известные вам по европейской живописи этого же периода классицизм, рококо, сентиментализм.
Наибольших успехов русская живопись второй половины 18 века достигла в жанре портрета. Новое поколение художников выдвинуло русский

Слайд 3Дмитрий Григорьевич Левицкий «Автопортрет» 1783 Картон, масло 20,3 x 16,3 Челябинская областная картинная

галерея Мастер парадного портрета.

Дмитрий Григорьевич Левицкий  «Автопортрет» 1783 Картон, масло 20,3 x 16,3 Челябинская областная картинная галерея

Слайд 4История России в лицах — так можно коротко сказать о

творческом наследии Д. Г. Левицкого, живописца редкого дара, чья кисть

отразила на полотнах эпоху XVIII века. Цари и царедворцы, философы и светские львы, холодные красавицы и писатели, промышленники и дипломаты, аристократы и купцы, чиновники и военные, родители и дети — их портреты говорят о прошлом гораздо значимей любых слов. Сотни лиц умных и глупых, злых и добрых, чувственных и холодных, лица так называемого галантного века. Что ни лицо — характер. Что ни лицо — биография.
История России в лицах — так можно коротко сказать о творческом наследии  Д. Г. Левицкого, живописца

Слайд 5Жизненный путь Левицкого начался в небольшом украинском селении на Полтавщине

в старинном поповском роду, ведущем начало от священника Василия Носа.

Отец Дмитрия, Григорий Кириллович, образованный и талантливый человек, тринадцать лет провел в Польше, где в совершенстве освоил граверное дело и стал крупнейшим украинским графиком. Из-за границы он вернулся не только зрелым мастером, но и с новой фамилией Левицкий, поселился в Киеве, а свой церковный приход сдавал по найму другим священникам. Его творческая жизнь часто переплеталась с деятельностью Киевской духовной академии и Киево-Печерской типографии.

В семье Григория Кирилловича и его жены Агафьи, урожденной Левицкой, росли четверо сыновей и дочь. Старший, Дмитрий унаследовал от отца своеобразный дар композиции, совершенство рисунка и уверенную работу с натуры. Выросший в кругу украинской художественной интеллигенции и духовенства, он был хорошо образован, начитан, уверен в своих способностях и бесспорно очень талантлив.
Жизненный путь Левицкого начался в небольшом украинском селении на Полтавщине в старинном поповском роду, ведущем начало от

Слайд 6 В 1758 году Левицкий уехал из Киева в Петербург, где

поступил в Академию художеств. Во время учебы он писал на

заказ портреты, расписывал православные храмы, в том числе деревянную церковь Рождества Христова на Песках.
Живописец участвовал в выставках Академии художеств. В 1770 году за портрет ректора Александра Кокорина он получил звание академика. В следующем году приказом Совета Академии художеств Левицкого назначили руководителем портретного класса: «Класс портретной препоручить обучать господину академику Левицкому». Им живописец руководил до 1788 года.
В 1758 году Левицкий уехал из Киева в Петербург, где поступил в Академию художеств. Во время учебы

Слайд 7Дмитрий Григорьевич Левицкий
«Портрет архитектора
Александра Филлиповича Кокоринова» 1769 г.
Холст,

масло 134 x 102 см Государственный Русский музей,
Санкт-Петербург

Дмитрий Григорьевич Левицкий «Портрет архитектора Александра Филлиповича Кокоринова» 1769 г. Холст, масло 134 x 102 см Государственный

Слайд 8Левицкий Д.Г. «Портрет Прокофия Акинфиевича Демидова» 1773 Холст, масло 222,6 x 166 Государственная

Третьяковская галерея Москва

Левицкий Д.Г. «Портрет Прокофия Акинфиевича Демидова» 1773 Холст, масло 222,6 x 166 Государственная Третьяковская галерея Москва

Слайд 9В 1773 – 1777 гг. императрица Екатерина II поручила Левицкому

написать портреты воспитанниц Смольного института благородных девиц.
В то время в

России не было ни одной школы, где бы учились девочки. Девочек-дворянок учили дома, а девочек из бедных семей, как правило, не учили совсем. И Екатерина II решила открыть в Смольном монастыре "Воспитательное общество благородных девиц", чтобы, как говорилось в указе, "... дать государству образованных женщин, хороших матерей, полезных членов семьи и общества".

Эту серию картин художника называют «Смолянки». Над «Смолянками» живописец работал в течение трех лет. Ему позировали лучшие воспитанницы Смольного института, в том числе Екатерина Нелидова, Наталья Борщова и Глафира Алымова. Об этих портретах художник Александр Бенуа позже писал: «Это истинный XVIII век во всем его жеманстве и кокетливой простоте… очаровательная ложь, очаровательная по совершенству и выдержанности всей системы».

В 1773 – 1777 гг. императрица Екатерина II поручила Левицкому написать портреты воспитанниц Смольного института благородных девиц.В

Слайд 10Левицкий Д.Г. «Портрет воспитанниц императорского Воспитательного общества благородных девиц Екатерины Николаевны

Хрущевой и княжны Екатерины Николаевны Хованской» 1773 г. Холст, масло. 164

x 129 см Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Левицкий Д.Г. «Портрет воспитанниц императорского Воспитательного общества благородных девиц Екатерины Николаевны Хрущевой и княжны Екатерины Николаевны Хованской»

Слайд 11Воспитанниц Смольного института Левицкий написал в новом для русской живописи

жанре — «портрет в роли». Все «Смолянки» изображены в театральных

костюмах на сцене или на фоне декораций. При этом в картинах видны черты реализма. Художник старался точно передать особенности внешности каждой из девушек.

Портреты «Смолянок» по распоряжению Екатерины II поместили в Большом дворце в Петергофе. Оттуда их изъяли после Февральской революции и передали Русскому музею, где они выставлены и сегодня.
Воспитанниц Смольного института Левицкий написал в новом для русской живописи жанре — «портрет в роли». Все «Смолянки»

Слайд 12«Портрет воспитанницы Императорского воспитательного общества благородных девиц Натальи Семеновны Борщовой»
1776
Холст,

масло 196,5 x 34,5
Государственный Русский музей
Санкт-Петербург


«Портрет воспитанницы Императорского воспитательного общества благородных девиц Натальи Семеновны Борщовой» 1776Холст, масло 196,5 x 34,5Государственный Русский музейСанкт-Петербург

Слайд 13Левицкий Д.Г. «Портрет воспитанницы Императорского воспитательного общества благородных девиц Екатерины Ивановны

Нелидовой» 1773 Холст, масло 164 x 104 см Государственный Русский музей

Левицкий Д.Г. «Портрет воспитанницы Императорского воспитательного общества благородных девиц Екатерины Ивановны Нелидовой» 1773 Холст, масло 164 x

Слайд 14Левицкий Д.Г. «Портрет воспитанницы Императорского воспитательного общества благородных девиц Глафиры Ивановны

Алымовой» 1773 Холст, масло 183 x 142,5 Государственный Русский музей Санкт-Петербург

Левицкий Д.Г. «Портрет воспитанницы Императорского воспитательного общества благородных девиц Глафиры Ивановны Алымовой» 1773 Холст, масло 183 x

Слайд 15Левицкий Д.Г. «Портрет Екатерины II в виде законодательницы в храме богини

правосудия» 1783 г. Холст, масло 110 х 76,8 Государственная Третьяковская галерея Москва

Левицкий Д.Г. «Портрет Екатерины II в виде законодательницы в храме богини правосудия» 1783 г. Холст, масло 110

Слайд 16В 1783 году Левицкий по заказу канцлера Александра Безбородко написал

парадный портрет Екатерины II «Екатерине-Законодательнице в храме богини Правосудия». На

картине он изобразил императрицу как справедливую правительницу, которая чтит законы.

«Средина картины представляет внутренность храма богини Правосудия, пред которою, в виде Законодательницы, Ея Императорское Величество, сжигая на алтаре маковые цветы, жертвует драгоценным своим покоем для общего покоя. Вместо обыкновенной императорской короны увенчана она лавровым венцом, украшающим гражданскую корону, возложенную на главе ея».
Дмитрий Левицкий, журнал «Собеседник любителей российского слова», 1783 год
В 1783 году Левицкий по заказу канцлера Александра Безбородко написал парадный портрет Екатерины II «Екатерине-Законодательнице в храме

Слайд 17В 1786 году Дмитрий Левицкий был избран членом Совета Академии

художеств. Теперь он мог не только преподавать, но и менять

учебный план, утверждать темы выпускных экзаменов. В отличие от других педагогов Академии Левицкий позволял своим воспитанникам работать не с манекенами, а с живыми натурщиками. Он требовал от студентов портретного класса «естественности» изображения. Искусствовед Нина Молева писала: «Левицкий не ограничивает ученика ни определенной позой изображенного человека, ни «действием», ни платьем — все предоставляется на усмотрение молодого художника, чтобы он имел возможность найти наиболее «натуральное» решение».
В 1786 году Дмитрий Левицкий был избран членом Совета Академии художеств. Теперь он мог не только преподавать,

Слайд 18Рокотов Федор Степанович (1735? — 1808) - художник, один из

лучших русских портретистов “века Просвещения”.
Родился в селе Воронцово (ныне —

в черте Москвы) в семье крепостных. Числился “вольно рождённым” и, вероятно, был незаконным “хозяйским” ребенком (сыном князя П. И. Репнина?), лишь приписанным к крестьянской семье.
При активном содействии графа Шувалова, известного мецената, покровителя просвещения и искусства в России, одного из основателей Академии художеств, который заметил талантливого юношу, Рокотова приняли в петербургскую Академию художеств, которую он успешно закончил.
Рокотов Федор Степанович (1735? — 1808) - художник, один из лучших русских портретистов “века Просвещения”.Родился в селе

Слайд 19В конце 1750-х Рокотов закончил Сухопутный шляхетский корпус и поступил

на службу в кадетский корпус, где получил чин сержанта. А

в 1760 году он стал студентом Академии художеств. Рокотов долгое время совмещал творчество и военную службу — из кадетского корпуса он ушел только в 1780-х годах. Тогда он дослужился до чина ротмистра, который давал право на дворянство.

Педагогами Рокотова в Академии художеств были гравер Луи Ле Лоррен и портретист Пьетро Ротари. Они писали в стиле рококо: использовали пастельные тона, моделей часто изображали в задумчивости. Эту манеру перенял Рокотов. Уже через два года живописца назначили адъюнктом — помощником профессора. Он преподавал другим воспитанникам Академии художеств.
В конце 1750-х Рокотов закончил Сухопутный шляхетский корпус и поступил на службу в кадетский корпус, где получил

Слайд 20Рокотов Ф.С. «Портрет поэта Василия Ивановича Майкова» 1760 г., Холст, масло. 60

x 47,8 см Государственная Третьяковская галерея, Москва
Вся яркая творческая жизнь художника

в дальнейшем была связана с Москвой. Именно здесь Рокотов нашел наилучшее применение своему творческому дарованию. Созданный Рокотовым тип портрета — камерный интимный портрет — составляет целую эпоху в русской портретной живописи. Он обладал редким даром, позволяющим мастерски передавать внутренний мир человека, его трепетность и теплоту. Его модели как бы выступают из мерцающего сумрака, черты лица слегка размыты, словно окутаны дымкой.
Рокотов Ф.С. «Портрет поэта Василия Ивановича Майкова» 1760 г., Холст, масло. 60 x 47,8 см Государственная Третьяковская

Слайд 21Рокотов Ф.С.
«Портрет великого князя Павла Петровича в детстве». Фрагмент
1761 г.

ГРМ

Рокотов Ф.С.«Портрет великого князя Павла Петровича в детстве». Фрагмент1761 г. ГРМ

Слайд 22Рокотов Ф.С.
«Портрет графа Григория Орлова в латах». Фрагмент
1763 г.
ГТГ

Рокотов Ф.С.«Портрет графа Григория Орлова в латах». Фрагмент1763 г.ГТГ

Слайд 23 Рокотов Ф. С. «Портрет Александры Петровны Струйской» 1772 г. Холст, масло. 59,8

x 47,5 см Государственная Третьяковская галерея, Москва
Рокотов показал возвышенность образа молодой

женщины. Ее фигура на портрете кажется необычайно легкой и воздушной. Неслучайно это произведение называют “Русская Джоконда”. Александра Струйская прожила долгую непростую жизнь. Мать 18 детей, она пережила многих из них.
Поэтическая одухотворенность нежного лица, взгляд юных и печальных глаз, некая загадочность — все это приковывает внимание, заставляет задуматься о судьбе.
Рокотов Ф. С.  «Портрет Александры Петровны Струйской» 1772 г. Холст, масло. 59,8 x 47,5 см

Слайд 24Рокотов Ф.С. «Портрет неизвестной в розовом платье» 1770 г. Холст, масло. 58,8

x 46,7 Государственная Третьяковская галерея, Москва
Этот портрет считается одним из шедевров

Рокотова. Тончайшие градации розового — от насыщенного в тенях, то теплого, светлого, создают эффект мерцания, трепетания тончайшей световоздушной среды, словно созвучной внутренним душевным движениям, скрытым непременной в портретах 18 в. любезной улыбкой, просвечивающей в глубине взгляда.
Рокотов Ф.С. «Портрет неизвестной в розовом платье» 1770 г. Холст, масло. 58,8 x 46,7 Государственная Третьяковская галерея,

Слайд 25Федор Рокотов получал заказы и от императорской семьи. В начале

1760-х он изобразил Петра III и его сына — будущего

императора Павла I. В 1763 году Екатерина II пригласила Рокотова, чтобы тот написал ее коронационный парадный портрет. Картина так понравилась императрице, что она потребовала остальных живописцев изображать ее лицо, как у Рокотова.
Федор Рокотов получал заказы и от императорской семьи. В начале 1760-х он изобразил Петра III и его

Слайд 26Рокотов Ф.С. «Портрет Екатерины II» 1763 г. Холст, масло 155,5 x 139 Государственная Третьяковская

галерея Москва

Рокотов Ф.С. «Портрет Екатерины II» 1763 г. Холст, масло 155,5 x 139 Государственная Третьяковская галерея Москва

Слайд 27По утверждению современников к концу XVIII века Рокотов успел «переписать

всю Москву». Манера художника в 1780-х изменилась. От стиля рококо

он перешел к классицизму. Рокотов стал уделять больше внимания деталям, костюмам героев и их фигуре, использовать яркие цвета. Лица его моделей часто были похожи между собой, критики называли их «рокотовской маской». Так ее описывали искусствоведы Ольга Евангулова и Андрей Карев: «Черты ее улавливаются в удлиненных миндалевидных глазах с опущенными наружными краями верхних век, в полуулыбке губ, широком разлете дугообразных бровей, в том неповторимом сочетании утонченного довольства и грусти, которое не поддается описанию».
По утверждению современников к концу XVIII века Рокотов успел «переписать всю Москву». Манера художника в 1780-х изменилась.

Слайд 28Рокотов Ф. С. «Портрет Варвары Суровцевой»

Рокотов Ф. С. «Портрет Варвары Суровцевой»

Слайд 29Рокотов Ф.С.
«Портрет неизвестного в треуголке»

Рокотов Ф.С. «Портрет неизвестного в треуголке»

Слайд 30Владимир Лукич Боровиковский родился 24 июля 1757 г. в небольшом

украинском городке Миргороде.
Его отец, Лука Боровик, принадлежал к местной

казачьей старшине, владел домом и двумя небольшими участками земли. Следуя традиции, четверо его сыновей служили в Миргородском полку, но Владимир в чине поручика вышел в отставку и посвятил себя живописи.

Отец, писавший иконы для сельских церквей, обучил иконописи детей, и династия Боровиков славилась в местной художественной артели.
Владимир Лукич Боровиковский родился 24 июля 1757 г. в небольшом украинском городке Миргороде. Его отец, Лука Боровик,

Слайд 31Судьбу Владимира Лукича в корне изменили две аллегорические картины, выполненные

для украшения кременчугского дворца, одного из «путевых дворцов», возводившихся на

пути следования Екатерины II в Крым.
Картины понравились императрице и польстили ее самолюбию. На одной из них был изображен Петр I в облике землепашца и Екатерина II, засевающая поле, а на другой — императрица в облике Минервы в окружении мудрецов Древней Греции.
Царская похвала открыла Боровику дорогу в Петербург.
В Академию Художеств 30-летний живописец поступить уже не мог и потому получал частные уроки у своего прославленного земляка Д.Г. Левицкого, а с 1772 г. — у известного австрийского живописца, работавшего при дворе Екатерины II, И.Б. Лампи, а также копировал лучшие образцы европейской живописи и работы своих наставников.
Этого ему оказалось достаточно, чтобы в совершенстве овладеть профессиональным мастерством.

Судьбу Владимира Лукича в корне изменили две аллегорические картины, выполненные для украшения кременчугского дворца, одного из «путевых

Слайд 32 Боровиковский В.Л. «Екатерина II в Царскосельском парке» 1794г. Холст, масло 94,5 x

66 Государственная Третьяковская галерея, Москва
4 декабря 1794 года Лампи обратился в

Совет Академии Художеств с письмом, в котором просил присудить своему ученику В.Л. Боровиковскому звание академика. Очевидно, был представлен “Портрет Екатерины II на прогулке”. Эта просьба говорит о высокой оценке дарований русского ученика, которую дает ему художник-иностранец. После своего четырехлетнего пребывания в северной столице Лампи отдал Боровиковскому свою мастерскую, что говорит о добром отношении учителя к ученику.
Боровиковский В.Л. «Екатерина II в Царскосельском парке» 1794г. Холст, масло 94,5 x 66 Государственная Третьяковская

Слайд 33Боровиковский В.Л. «Портрет Павла I в белом далматике» 1799 Холст, масло. 49

x 33,8 Государственная Третьяковская галерея, Москва
К 1790 г. он стал одним

из самых знаменитых художников-портретистов, в 1795 г. получил звание академика, а семь лет спустя стал советником Академии художеств.
Он сделался известным и даже модным портретистом, на него сыпались заказы от самых высокопоставленных особ, вплоть до членов императорской фамилии.
Боровиковский В.Л. «Портрет Павла I в белом далматике» 1799 Холст, масло. 49 x 33,8 Государственная Третьяковская галерея,

Слайд 34Расцвет его искусства был недолгим — чуть более десятка лет

на рубеже XVIII - XIX вв., — но прекрасным. Именно

тогда он создал портрет Павла I, статс-секретаря Д. П. Трощинского, передающий внутреннюю силу этого незаурядного человека, выбившегося из низов, а также парадные портреты — удивительно красивый и экзотичный портрет Муртазы Кули-xана, пышный портрет А. Б. Куракина, выразительно представляющий человека, которого за любовь к роскоши называли «бриллиантовым князем», а за редкостную спесь — «павлином», портрет Державина, сидящего в кресле у письменного стола, заваленного рукописями.
Расцвет его искусства был недолгим — чуть более десятка лет на рубеже XVIII - XIX вв., —

Слайд 35Боровиковский В.Л. «Портрет поэта Гавриила Романовича Державина» 1795 г. Картон, масло. 28,7

x 23,5 см Государственная Третьяковская галерея, Москва

Боровиковский В.Л. «Портрет поэта Гавриила Романовича Державина» 1795 г. Картон, масло.  28,7 x 23,5 см Государственная

Слайд 36Боровиковский В.Л. «Портрет Муртазы Кули-хана» 1796 г. Холст, масло 58,7 x 59,6 Государственная

Третьяковская галерея, Москва

Боровиковский В.Л. «Портрет Муртазы Кули-хана» 1796 г. Холст, масло 58,7 x 59,6 Государственная Третьяковская галерея, Москва

Слайд 37Боровиковский В.Л. «Портрет князя Александра Борисовича Куракина» 1801 - 1802 Холст, масло

259 x 175 Государственная Третьяковская галерея, Москва

Боровиковский В.Л. «Портрет князя Александра Борисовича Куракина» 1801 - 1802 Холст, масло 259 x 175 Государственная Третьяковская

Слайд 38Боровиковский В.Л. «Портрет М. И. Лопухиной» 1797г. Холст, масло 72 х 53,5 ГТГ, Москва
Все

же наиболее ярко его талант раскрылся в серии женских портретов,

исполненных в те же годы. Они не столь эффектны, как мужские, невелики по размерам, порой сходны по композиционному решению, но их отличает исключительная тонкость в передаче характеров, неуловимых движений душевной жизни и объединяет нежное поэтическое чувство.
Боровиковский В.Л. «Портрет  М. И. Лопухиной» 1797г. Холст, масло 72 х 53,5 ГТГ, МоскваВсе же наиболее

Слайд 39Боровиковский В.Л. «Портрет Елены Александровны Нарышкиной» 1799 г. Холст, масло 72,8 x

59,6 Государственная Третьяковская галерея
Для прекрасных женских образов Боровиковский создал определенный стиль

портрета: поясное изображение, погруженная в задумчивость фигура, опирающаяся рукой на какую-либо подставку, а фоном для томного изгиба тела в легкой светлой одежде служит тихий пейзаж. Но как индивидуальны черты его героинь и как дивно хороша каждая!
Боровиковский В.Л. «Портрет Елены Александровны Нарышкиной» 1799 г. Холст, масло 72,8 x 59,6 Государственная Третьяковская галерея Для

Слайд 40Боровиковский В.Л. Женские портреты

Боровиковский В.Л. Женские портреты

Слайд 41Боровиковский В.Л. «Портрет Дарьи Александровны Державиной» 1813 Холст, масло. 284 x 204,3

см Государственная Третьяковская галерея, Москва

Боровиковский В.Л. «Портрет Дарьи Александровны Державиной» 1813 Холст, масло.  284 x 204,3 см Государственная Третьяковская галерея,

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика