Слайд 1ПОСМЕРТНАЯ
ВИКТОРИАНСКАЯ
ФОТОГРАФИЯ
Горюнова Ксения, ИФ-216
Слайд 2Посмертная фотография post mortem — (после смерти) — обычай фотографирования недавно умерших людей,
появившийся в XIX веке с изобретением дагеротипа.
Такие снимки были широко
распространены в конце XIX столетия и в настоящее время являются объектом изучения и коллекционирования.
Слайд 3ИСТОРИЯ
Изобретение дагеротипа в 1839 году сделало портретную съёмку доступной для тех, кто ранее
не мог позволить себе живописные портреты. Этот более дешёвый и
быстрый метод создания портрета обеспечил среднему классу возможность увековечивать память о своих умерших близких.
Фотографии умерших служили не столько напоминанием о быстротечности жизни, сколько своеобразным сентиментальным сувениром в память об усопшем. Распространенным явлением было фотографирование умерших детей и новорождённых. Уровень детской смертности в Викторианскую эпоху был высок, и такие снимки часто были единственными портретами детей, оставшимися семье на память.
Слайд 4ИСТОРИЯ
Написание картин с умерших людей практиковалось в течение многих столетий.
А во времена правления королевы Англии Виктории популярной стала тенденция
делать посмертные фотографии.
После того как Луи Дагер представил дагеротипный фотографический процесс, рисование портретов умерших, считавшееся слишком дорогостоящим, низкокачественным и мало реалистичным, заменили «фотосъемкой».
Слайд 5ЭВОЛЮЦИЯ СТИЛЯ
Ранние посмертные фотографии изображали лицо умершего крупным планом или
тело целиком, реже в гробу. Умершего фотографировали таким образом, чтобы
создать иллюзию глубокого сна, а иногда ему придавали непринуждённые позы, имитирующие живого человека.
Детей обычно размещали в колясках, на детских стульчиках или диванах, в окружении любимых игрушек, кукол. Общепринятым также было фотографирование всей семьи или ближайших родственников, чаще матери, братьев или сестёр, вместе с умершим. Такие постановочные снимки выполняли как в доме умершего, так и в ателье фотографа.
Слайд 6ЭВОЛЮЦИЯ СТИЛЯ
Взрослым на посмертных фотографиях традиционно придавали сидячую позу. Нередко
окружающее пространство пышно украшалось цветами. Для придания жизненности фотограф поверх
закрытых глаз на снимке изображал открытые, а порой наносили немного розовой краски в область щёк.
На более поздних посмертных снимках всё чаще умерших изображают в гробах, на снимке при этом запечатлевают всех родственников, знакомых и близких, присутствовавших на похоронах. Традиция делать и хранить такие снимки до сих пор сохраняется в некоторых странах Восточной Европы.
Слайд 7ПОСМЕРТНАЯ ФОТОГРАФИЯ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ СИСТЕМЕ
В индустрии посмертной фотографии принимали участие
многие знаменитые фотографы. Например, созданием портретов умерших занимался Надар — в частности,
им была сделана посмертная фотография Виктора Гюго. В своем исследовании о фотографиях Надара Розалинда Краусс обращает внимание на то, что сам факт посмертной фотографии обозначил проблему различия живого и мертвого. При относительном многообразии сюжетов, центральной темой ранней фотографии была именно смерть.
Слайд 8ПОСМЕРТНАЯ ФОТОГРАФИЯ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ СИСТЕМЕ
С идеей посмертной фотографии связана и
встречная традиция — изображение живых как умерших. Отчасти она была продиктована
ограниченными возможностями ранней фотографии и продолжительной выдержкой, которая делала невозможной моментальную съемку и требовала длительного позирования. Смерть была одним из возможных сюжетов, способных объяснить неподвижность модели и неестественный характер её позы. Соотношение живого и мертвого в фотографии является одной из центральных тем и в работе Ролана Барта Camera Lucida.
Слайд 10ВЫВОД
Сегодня посмертные фотографии являются предметом коллекционирования. Самая крупная коллекция снимков
викторианской эпохи принадлежит Томасу Харрису из Нью-Йорка. Своё необычное увлечение
он комментирует так: «Эти фотографии успокаивают и заставляют задуматься о бесценном даре жизни».
Слайд 11ЛИТЕРАТУРА
Барт Р. Camera lucida (1980). М.: Ad Marginem, 1997. 223
c. — ISBN 5-88059-035-6
Васильева Е. Характер и Маска в фотографии XIX века. //
Вестник Санкт-Петербургского государственного университета. Серия 15., 2012, вып. 4, с. 175—186.
Васильева Е. Фотография и смерть. // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета. Серия 15., 2013, вып. 1, с. 82-93.
Краусс Р. Фотографическое: опыт теории расхождений. М. «Ad Marginem», 2014. — ISBN 978-5-91103-191-6
Krauss R. Tracing Nadar // October. 1978. Vol. 5. P. 29-47