Слайд 1Правовые основы охраны интеллектуальной собственности
лектор: к.э.н., ст. преп. кафедры
экономической теории А.М.Мусаева
a_musaeva@list.ru
адаптировано из программы к.э.н., доц.Т.И.Матвеевой
Санкт-Петербург
2014 г.
Слайд 2Цели курса:
изучение комплекса актуальных проблем, связанных с неоднородностью и многообразием
форм результатов интеллектуальной деятельности;
ознакомление с основными положениями, принципами и
методами права интеллектуальной собственности в России и мире;
изучение экономической роли прав на результаты интеллектуальной деятельности как основы инновационного развития
Слайд 3Структура курса
Тема 1. Введение. Основные понятия в сфере ИС. История
развития права ИС. Место законодательства об ИС в правовой системе
Тема 2. Объекты ИС как основа практической реализации результатов интеллектуальной деятельности (РИД)
Тема 3. Правовая и экономическая основа промышленной собственности. Основы российского законодательства о промышленной собственности.
Слайд 4Структура курса (продолжение)
Тема 4. Авторские права, средства индивидуализации и нетрадиционные
объекты ИС: правовые и экономические аспекты.
Тема 5. Международное сотрудничество в
области охраны ИС.
Тема 6. Инновационный процесс и ИС.
Тема 7. Рынок ИС. Место России на мировом рынке ИС.
Тема 8. Государственное регулирование экономической деятельности в области ИС.
Слайд 5Литература
Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть 4 // Доступ из справочно-правовой
базы Консультант-плюс – URL: http://www.consultant.ru/popular/gkrf4/
Близнец И.А., Гаврилов Э.П., Добрынин
О.В. [и др.] (2011) Право интеллектуальной собственности. М.: Проспект
Валдайцев С.В. Оценка интеллектуальной собственности. Учебник. Изд. «Экономика», 2009
Сайт Федеральной службы по интеллектуальной собственности (Роспатент). URL: http://www.rupto.ru
Сайт Всемирной организации интеллектуальной собственности. URL: http://www.wipo.int/portal/index.html.ru
Россия и Всемирная торговая организация. URL: http://www.wto.ru
Сайт Всемирного Банка. URL: http://www.worldbank.org
Слайд 6История законодательства об ИС
Развитие особого права – права на результаты
интеллектуальной деятельности – связано со развитием товарно-денежных отношений.
«еще эпоху Возрождения…
не было и речи о каких-то юридических гарантиях на результаты духовного творчества... Что стало бы с человеческой цивилизацией, если бы в ту пору существовала система юридической защиты, подобная сегодняшней? Если бы создание копий с картин мастеров … было объявлено противоправным посягательством на исключительные права? Что было бы, если бы фламандским художникам был выдан патент на масляные краски? Или неизвестному китайскому ученому – на компас? Купил бы Христофор Колумб лицензию на него или так бы никуда и не поехал?»
Слайд 7Авторское право
около 1450 г. – Иоганн Гутенберг создает технологию книгопечатания
Одновременно
с этим появляется «пиратство»
Королевские привилегии (напр., привилегия Луизы Лабе 1554
г.)
Мы получили нижайшую просьбу от дражайшей и любезной нам Луизы Лабе, лионки, заключающуюся в том, что она давно уже сочинила некий Диалог Безумия и Амура, а также много Сонетов, Од и Посланий, которые были взяты некоторыми из ее друзей и в еще не завершенном виде обнародованы в разных местах. Опасаясь, как бы кто не возымел намерения так их и опубликовать, она, просмотревши и исправивши их по своему усмотрению, с охотою выпустила бы их в свет с тем, чтобы первые копии считались бы недействительными. Но она опасается, что Издатели не захотят брать на себя расходы, не будучи уверенными в том, что другие затем не посягнут на их труд.
Слайд 8Авторское право (англо-саксонская традиция, система copyright)
Англия 1710 г. – Статут
королевы Анны (книги, карты, чертежи)
"Печатники, книготорговцы и другие лица взяли
на себя свободу печатать, перепечатывать и выпускать в свет книги без разрешения авторов или собственников, вследствие чего последним и их семьям наносился значительный ущерб, а часто причинялось и полное разорение; во избежание таких происшествий в будущем и для побуждения ученых мужей к писанию полезных книг постановлено... "
Исключительное право на издание произведения в течение 14 лет с возможностью продления еще на 14 лет. Регистрация и депонирование.
США 1783 г. - Закон о поощрении литературы и таланта (сходные условия)
Слайд 9Авторское право (континентальная традиция, система droit d’auteur)
Произведение – продолжение личности
автора.
В центра внимания – автор (для копирайта – произведение)
Охраняются не
только исключительные, но и личные права.
Автоматическая защита
Предоставление права использования произведения третьим лицам не меняет правовой связи автора с произведением
1791-1793 гг. – Декреты Французской республики о праве публичного представления произведения и о праве на воспроизведение
Слайд 10Промышленная собственность
1474 г. – первый прообраз патентной защиты появился в
Венеции (возможность получить защиту на 10 лет)
Англия 1623 г. –
Статут о монополиях
Все монополии, кроме патентных грамот и грамот на привилегии, объявлялись вне закона. Грамоты:
на срок до 14 лет;
на исключительное право на изготовление какого-либо вида нового изделия;
истинному и первому изобретателю
Нет права требовать выдачи патентной грамоты!
Слайд 11Промышленная собственность (продолжение)
Первые специальные патентные законы:
США – 1790 г.
Франция –
1791 г.
Германия – 1877 г.
Направления развития:
выдача патента –
обязанность, а не милость
расширение круга объектов
установление понятия патентоспособности
совершенствование регистрационных процедур
Слайд 12Первые международные соглашения
Предпосылки: технический прогресс, развитие транспорта, внешней торговли, миграция
населения, появление новых газет, журналов, библиотек и т.д.
20 марта 1883
года – Парижская конвенция об охране промышленной собственности и Парижский союз
9 сентября 1886 года – Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений и Бернский союз
1893 год – Объединенные международные бюро по охране интеллектуальной собственности (БИРПИ)
Слайд 13Становление ИС в России: авторское право
до 70-х гг. 18 века
книгопечатание являлось государственной монополией
1828 г. – «Цензурный устав». Право пользования
произведением предоставлено автору
40-е гг. – законы о правах композиторов, художников и архитекторов
70-е гг. 19 века – создание авторских обществ «Общество русских драматических писателей и оперных композиторов» во главе с А.Н.Островским (Некрасов, Лесков, Салтыков-Щедрин, Тургенев, Римский-Корсаков)
1911 г. - Положения об авторском праве
Слайд 14Становление ИС в России: авторское право
26 ноября 1918 года
декрет «О признании научных, литературных, музыкальных и художественных произведений государственным
достоянием»
1925 г. и 1928 г. – закон «Об основах авторского права» и Постановление «Об авторских правах» (охрана прижизненная +15 лет)
30-е гг. – исключительное право заменено на право получения авторского вознаграждения, использование произведения возможно только по договору с автором
создаются творческие союзы к разных сферах деятельности
Слайд 15Становление ИС в России: авторское право
1961-1962 гг. - основы гражданского
законодательства СССР и союзных республик
1973 г. – СССР присоединился к
Всемирной конвенции об авторском праве (охрана прижизненная+25 лет; создано ВААП)
1991 г. - Основы гражданского законодательства Союза ССР и республик (охрана прижизненная+50 лет; понятие «смежные права»)
9 июля 1993 г. – закон «Об авторском праве и смежных правах»
1 января 2008 г. – Гражданский Кодекс РФ ч. 4
Слайд 16Становление ИС в России: промышленная собственность
Привилегии в европейском смысле начали
появляться при Петре I (привилегии на занятие определенной деятельностью)
17 июня
1812 г. – «закон Сперанского» (о привилегиях на изобретения). Охрана на 3, 5 и 10 лет
1833 г . – переработка закона, введение реестров выданных привилегий, требование эксплуатации
1870 г. – установлены требования, которым должна соответствовать заявка на привилегию
1896 г . – Положение о привилегиях на изобретения и усовершенствования
уточнялись критерии патентоспособности и непатентоспособности, срок охраны – 15 лет, возможность лицензирования
Слайд 17Становление ИС в России: промышленная собственность
1919 г. – Положение о
изобретениях. Любое изобретение могло быть объявлено народным достоянием (в добровольно-принудительном
порядке). Доступ к нему для граждан и учреждений определялся государством.
1924 г. – закон о патентах на изобретения (возвращение товарной ценности; охрана – 15 лет; приобретать патент, получать лицензию могли не только гос. и кооп. организации, но и частные предприниматели)
1931 г. – Положение об изобретениях и технических усовершенствованиях (2 альтернативные формы охраны – патент и авторское свидетельство; свидетельство давало доп.льготы)
1941 г. – разработка и внедрение изобретений подчинены государственной плановой политике
Слайд 18Становление ИС в России: промышленная собственность
1961-1962 гг. - основы гражданского
законодательства СССР и союзных республик
1965 г. – СССР присоединился к
Парижской конвенции по охране промышленной собственности
1973 г. – Положение об открытиях, изобретениях и рационализаторских предложениях:
2 формы охраны – авторское свидетельство и патент;
в стратегических сферах (химические вещества, лекарства, методы диагностики и лечения) и при работе на государственном, кооперативном или общественном предприятии – только авторские свидетельства
уточнены критерии охраноспособности
Слайд 19Становление ИС в России: промышленная собственность
23 сентября 1992 г. -
Патентный закон РФ
23 сентября 1992 г. - О правовой охране
топологий интегральных микросхем
23 сентября 1992 г. - О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных
23 сентября 1992 г. - О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров
6 августа 1993 г. - О селекционных достижениях
1 января 2008 г. - Гражданский Кодекс РФ ч. 4
Слайд 20Нормативно-правовые акты в сфере ИС в современной России
Конституция РФ
Международные соглашения
Кодексы:
ГК РФ, КоАП, НК, УК
Федеральные законы (напр., ФЗ от 30.12.2008
№ 316-ФЗ «О патентных поверенных»)
Указы президента
Постановления и распоряжения правительства РФ
Постановления ВС РФ (напр., постановление пленумов ВС и ВАС от 26 марта 2009 г. № 5/29 «О некоторых вопросах, возникших в связи с введением в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации»)
Приказы Минэкономразвития (до 24.05.2011 г. – в ведении Минобрнауки)
+ Административные регламенты по изобретениям, полезным моделям, промышленным образцам, товарным знакам, договорам и т.д.
Приказы Федеральной службы по интеллектуальной собственности (Роспатента)
Слайд 21Тема 1. Введение. Основные понятия в сфере ИС.
История развития
права ИС. Место законодательства об ИС в правовой системе
Конституция
РФ ст. 44 п. 1: Каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Интеллектуальная собственность охраняется законом.
Конвенция об учреждении Всемирной организации интеллектуальной собственности ст. 2 (1967 г.): "интеллектуальная собственность" включает права, относящиеся к:
литературным, художественным и научным произведениям,
исполнительской деятельности артистов, звукозаписи, радио и телевизионным передачам,
изобретениям во всех областях человеческой деятельности,
научным открытиям,
промышленным образцам,
товарным знакам, знакам обслуживания, фирменным наименованиям и коммерческим обозначениям,
защите против недобросовестной конкуренции,
а также все другие права, относящиеся к интеллектуальной деятельности в производственной, научной, литературной и художественной областях.
Слайд 22ГК РФ ст. 1225: Результатами интеллектуальной деятельности и приравненными к
ним средствами индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий,
которым предоставляется правовая охрана (интеллектуальной собственностью), являются:
1) произведения науки, литературы и искусства;
2) программы для электронных вычислительных машин (программы для ЭВМ);
3) базы данных;
4) исполнения;
5) фонограммы;
6) сообщение в эфир или по кабелю радио- или телепередач (вещание организаций эфирного или кабельного вещания);
7) изобретения;
8) полезные модели;
9) промышленные образцы;
10) селекционные достижения;
11) топологии интегральных микросхем;
12) секреты производства (ноу-хау);
13) фирменные наименования;
14) товарные знаки и знаки обслуживания;
15) наименования мест происхождения товаров;
16) коммерческие обозначения.
Слайд 23ГК РФ Статья 1226. Интеллектуальные права
интеллектуальные права: исключительное право (имущественное,
экономическое, право разрешать или запрещать использование объекта права) + личные
неимущественные права (моральные, неэкономические) и иные права (в случаях, предусмотренных ГК)
Дуализм ИС
исключительное право: может быть передано по закону или договору
личные неимущественные права: неотчуждаемы, непередаваемы, отказ от них является ничтожным
Слайд 24ГК РФ Статья 1227. Интеллектуальные права и право собственности
1. Интеллектуальные
права не зависят от права собственности на материальный носитель
2. Переход
права собственности на вещь не влечет переход или предоставление интеллектуальных прав на результат интеллектуальной деятельности
Слайд 25Классификация объектов интеллектуальной собственности
Слайд 26Примеры
Устройства для обработки буровых растворов вне буровой скважины (E21B 21/06
)
Изобретение: 2138612 «СПОСОБ СООРУЖЕНИЯ И ЭКСПЛУАТАЦИИ КОМПЛЕКСА ЗЕМЛЯНЫХ АМБАРОВ- НАКОПИТЕЛЕЙ
ОТХОДОВ БУРЕНИЯ И ПЛАСТОВОГО ФЛЮИДА»
Полезная модель: 104231 «УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОЧИСТКИ СКВАЖИННОЙ ЖИДКОСТИ»
Устройства для работы с ферментами или микроорганизмами (C12M 1/00)
Изобретение: 2303056
«АППАРАТ ДЛЯ СИНТЕЗА ОЛИГО(ПОЛИ)НУКЛЕОТИДОВ»
Полезная модель: 117918 «УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СТЕПЕНИ ЗАГРЯЗНЕНИЯ ВОДЫ БИОРАЗЛАГАЕМЫМИ ОРГАНИЧЕСКИМИ ВЕЩЕСТВАМИ»
Слайд 28Основания возникновения права
авторское право
промышленное право
распространяется не на идеи, а на
формы их выражения
презумпция авторства
принцип автоматической охраны
принцип срочности (разные сроки для
авторского права и смежных прав)
бессрочный характер личных неимущественных прав (право авторства, право на имя, неприкосновенность произведения)
сама идея имеет значение, способ выражения - вторичен
отсутствие презумпции изобретателя
регистрационный принцип
критерии патентоспособности
обязанность раскрыть детали изобретения
принцип срочности (разные сроки для патентов, полезных моделей и промышленных образцов)
Слайд 29Тема 2. Объекты ИС как основа практической реализации результатов интеллектуальной
деятельности (РИД)
Слайд 30Практическая реализация РИД
Потребность - внутренний побудительный мотив
Потребности безграничны
Благо - средство
удовлетворения потребности
Экономическое благо – характеризуется редкостью и ценностью
РИД не являются
экономическим благом
ОИС выступают в качестве экономического блага, но особого рода (интеллектуальные блага)
Слайд 31Особенности ОИС как экономических благ
неограниченность
неистощимость в потреблении
неконкурентность в потреблении
тиражируемость
дискретность
≈
общественные блага
реализация экономического интереса создателя РИД обеспечивается правовыми нормами
Слайд 32Права собственности и экономическая эффективность
права собственности на ресурсы
ожидания агентов
стимулы для
изменения экономического поведения
обмен правами собственности
достижение эффективного распределения ресурсов
Слайд 33Объекты авторского права
Объектами являются произведения науки, литературы и искусства независимо
от достоинств и назначения произведения, а также от способа его
выражения
Распространяется как на обнародованные, так и на необнародованные произведения, выраженные в какой-либо объективной форме
Объективная форма выражения ≠ зафиксированная на материальном носителе
п. 1 ст. 1259 – неисчерпывающий перечень произведений-объектов АП
Слайд 34Перечень объектов АП
литературные произведения;
драматические и музыкально-драматические произведения, сценарные произведения;
хореографические произведения
и пантомимы;
музыкальные произведения с текстом или без текста;
аудиовизуальные произведения;
произведения живописи,
скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства;
произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства;
произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства, в том числе в виде проектов, чертежей, изображений и макетов;
фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии;
географические, геологические и другие карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии и к другим наукам;
другие произведения.
Слайд 35Кроме непосредственно произведений объектами АП являются:
программы для ЭВМ (охраняется как
литературное произведение; может быть зарегистрирована в Роспатенте по желанию правообладателя)
производные
произведения (обработки, экранизации, аранжировки, инсценировки или другие подобные произведения)
составные произведения (антологии, энциклопедии, базы данных, атласа или другого подобного произведения)
автор производного или составного произведения осуществляет свои авторские права при условии соблюдения прав авторов исходных произведений
авторские права автора производного или составного произведения охраняются независимо от охраны прав авторов произведений, на которых основано производное или составное произведение (в т.ч. для фольклора и произведений, срок защиты которых истек)
Авторские права распространяются на часть произведения, на его название, на персонаж произведения, если по своему характеру они могут быть признаны самостоятельным результатом творческого труда автора
Слайд 36Какими правами обладает субъект авторского права по отношению к объекту?
личные
неимущественные права:
право авторства (ст.1265)
право автора на имя
право на неприкосновенность произведения
(ст. 1266)
право на обнародование произведения (ст. 1268)
Право на отзыв (ст. 1269)
исключительные права (1270):
право использовать произведение в любой форме и любым не противоречащим закону способом
право распоряжаться исключительным правом
Слайд 37исключения из АП
АП не распространяются на идеи, концепции, принципы, методы,
процессы, системы, способы, решения технических, организационных или иных задач, открытия,
факты, языки программирования
не являются объектами АП в силу указания закона:
официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований;
государственные символы и знаки ;
произведения народного творчества (фольклор)
сообщения о событиях и фактах, имеющие исключительно информационный характер
Слайд 38Личные неимущественные права автора
бессрочно охраняются:
право авторства
право автора на имя
право на
неприкосновенность произведения
Право на неприкосновенность произведения касается таких изменений произведения, которые
не связаны с созданием нового произведения на основе имеющегося (Постановление Пленума ВС и ВАС «О некоторых вопросах, возникших в связи с введением в действие…»)
также автору принадлежат:
право на обнародование произведения ≠ опубликование
право на отзыв
Слайд 39Исключительное право на произведение
статья 1270 ГК РФ
принадлежит автору или иному
правообладателю
позволяет использовать произведение в любой форме и любым не противоречащим
закону способом, а также распоряжаться исключительным правом на произведение
перечень способов использования по ст. 1270 является открытым
Слайд 40? что значит «использование произведения»
И.А.Близнец и др. (2011) Право интеллектуальной
собственности.
создание и использование копий произведения на материальных носителях
воспроизведение
распространение
импорт
прокат
демонстрация произведений в местах, открытых для публики
публичный показ
публичное исполнение
сообщение произведений с использованием технических средств
сообщение в эфир
сообщение по кабелю
доведение до всеобщего сведения
«дополнительные» виды действий
перевод или другая переработка
практическая реализация архитектурного, дизайнерского, градостроительного или садово-паркового проекта
Слайд 41воспроизведение произведения
любые случаи создания копий произведения то есть изготовление одного
и более экземпляра произведения или его части в любой материальной
форме, изготовление в трех измерениях экземпляров двухмерного произведения (напр, здания по чертежу) и в двух измерениях одного и более экземпляра трехмерного произведения (напр, фотографирование здания).
запись произведения на электронном носителе, в том числе запись в память ЭВМ, считается воспроизведением, кроме случая, когда такая запись является временной и составляет неотъемлемую и существенную часть технологического процесса, имеющего единственной целью правомерное использование
Слайд 42распространение произведения
доведение произведения до общества путем предоставления вещественных носителей
осуществляется
через продажу или иного отчуждение оригинала или экземпляров произведения на
материальном носителе
действие исключительного права в части распространения охватывает только первоначальный пуск произведения в коммерческий оборот - после первого отчуждения оригинала или экземпляров произведения они могут распространяться без согласия правообладателя (должны быть соблюдены принципы исчерпания права)
Слайд 43импорт оригинала или экземпляров произведения в целях распространения
также относится
к ввозу экземпляров произведения на материальных носителях, но не к
случаям передачи посредством эфирного/кабельного вещания или цифровых сетей
прокат оригинала или экземпляра произведения
правообладатель имеет право разрешать или запрещать владельцам экземпляров произведения передавать такие экземпляры во временное владение за плату
не относится к программам для ЭВМ, если программа не является основным объектом проката
Слайд 44публичный показ произведения
представляет собой демонстрацию произведения (непосредственно или при
помощи технических средств), т.е. такие действия, которые не предполагают его
специального представления в виде исполнения
публичность показа: осуществляется в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи
публичное исполнение
представление произведения в живом исполнении или с помощью технических средств (радио, телевидения и иных технических средств), а также показ аудиовизуального произведения (с сопровождением или без сопровождения звуком)
публичность означает то же, что для показа
Слайд 45сообщение в эфир или по кабелю
является разновидностью сообщения для всеобщего
сведения
в отличие от публичного показа и публичного исполнения, при сообщении
в эфир или по кабелю не требуется физического присутствия публики в одном каком-либо месте
сообщение кодированных сигналов признается сообщением в эфир/по кабелю, если средства декодирования предоставляются неограниченному кругу лиц организацией вещания или с ее согласия
Слайд 46доведение до всеобщего сведения
любое лицо может получить доступ к произведению
из любого места и в любое время по собственному выбору
данный способ охватывает, прежде всего, использование объектов авторского права в Интернете при прохождении трех этапов: загрузка на сервер – предоставление доступа для представителей публики – появление на экране монитора потребителя (воспроизведения – доведение до всеобщего пользования – воспроизведение)
Слайд 47перевод или другая переработка
создание производного произведения (обработки, экранизации, аранжировки, инсценировки
и тому подобного)
необходим творческий характер переработки – возникает новый
объект охраны (это отличает переработку, например, от редакторской правки книги), сохраняющий в существенной части элементы формы исходного произведения
означает не запрет переводить или иным образом перерабатывать чужое произведение, а то, что правообладатель имеет право контролировать использование созданного в результате такой переработки произведения
Слайд 48практическая реализация архитектурного, дизайнерского, градостроительного или садово-паркового проекта
по общему
правилу, практическое применение положений, составляющих содержание произведения, в том числе
положений, представляющих собой техническое, экономическое, организационное или иное решение, не является использованием произведения (применительно к правилам настоящей главы)
произведения (архитектуры и т.д.) в отличие от всех других имеют не только форму, созданную творческим трудом автора, но и определенные инженерно-технические решения, от правильной реализации которых зависит использование произведения
связана с возможность перехода от двухмерного выражения к трехмерному
Слайд 49ограничения исключительных прав
свободное использование (без получения согласия и без выплаты
вознаграждения)
свободное воспроизведение произведения в личных целях
свободное использование произведения в
информационных, научных, учебных или культурных целях
свободное использование произведения путем репродуцирования
свободное использование произведения, постоянно находящегося в месте, открытом для свободного посещения
свободное публичное исполнение музыкального произведения
свободное воспроизведение произведения для целей правоприменения
свободная запись произведения организацией эфирного вещания в целях краткосрочного пользования
свободное воспроизведение программ для ЭВМ и баз данных. Декомпилирование программ для ЭВМ
Слайд 50Вознаграждение при свободном воспроизведении в личных целях
1. Ст. 1245 ГК
РФ
2. Постановление Правительства РФ от 14.10.2010
N 829 (перечень оборудования
и материальных носителей + порядок сбора и распределения)
Источник получения средств для выплат – «налог Михалкова» (1% от цены реализации)
Распределение: 40%(авторы) – 30% (исполнители) – 30% (производители фонограмм)
Для расчета выплат используются данные о радиовещании, покупке и скачивании фонограмм/аудиовизуальных произведений
3. Сбор и выплаты производит Российский союз правообладателей (РСП)
Сборы за 2011 год - 683 млн рублей. (Forbes)
Выплачено правообладателям за 2011 год – 290 млн.
Слайд 51срок действия исключительного права
Действует в течение всей жизни автора
и 70 лет, считая с 1 января года, следующего за
годом смерти автора.
Исключительное право на произведение, созданное в соавторстве, действует в течение всей жизни автора, пережившего других соавторов, и 70 лет, считая с 1 января года, следующего за годом его смерти
На произведение, обнародованное анонимно или под псевдонимом, срок действия исключительного права истекает через 70 лет, считая с 1 января года, следующего за годом его правомерного обнародования
Исключительное право на произведение, обнародованное после смерти автора, действует в течение 70 лет после обнародования произведения, считая с 1 января года, следующего за годом его обнародования, при условии, что произведение было обнародовано в течение 70 лет после смерти автора.
Если автор произведения был репрессирован и посмертно реабилитирован, срок действия исключительного права считается продленным и 70 лет исчисляются с 1 января года, следующего за годом реабилитации автора произведения.
Если автор работал во время Великой Отечественной войны или участвовал в ней, срок действия исключительного права, установленный настоящей статьей, увеличивается на четыре года.
Слайд 52Договор об отчуждении исключительного права на произведение
в полном объеме
не требует
регистрации
Лицензионный договор о предоставлении права использования произведения
заключается в письменной
форме (для ЭВМ – «оберточная лицензия»)
не требует государственной регистрации
должен быть указан размер вознаграждения или порядок его расчета или же прямое указание на безвозмездность
ответственность автора по таким договорам ограничена реальным ущербом, если договором не предусмотрена меньшая ответственность
Отчуждение оригинала произведения и исключительное право на произведение
отчуждение оригинала произведения (в том числе, при исполнении договора авторского заказа) исключительное право сохраняется за автором, если иное…
Слайд 53Служебное произведение
авторское право принадлежит автору
исключительное право – работодателю, если иное…
в
течение 3 лет работодатель должен начать использование этого произведения, передать
исключительное право другому лицу или сообщить автору о сохранении произведения в тайне
если работодатель не воспользовался своим правом, право переходит автору; если воспользовался – автор получает право на вознаграждение
если исключительное право принадлежит автору, работодатель вправе использовать произведение, если иное…
Слайд 54Договор авторского заказа
является возмездным, если договором…
может предусматривать как отчуждение исключительного
пава заказчику, так и предоставление ему права использовать произведение
должен быть
установлен срок или способ его определения
автору может быть предоставлен дополнительный льготный срок для завершения работы по договору (не более ¼ основного срока)
по этому договору ответственность автора ограничена возвратом аванса и неустойкой, но не больше суммы реального ущерба
Слайд 55Произведения науки, литературы и искусства, созданные по государственному или муниципальному
контракту
исключительное право принадлежит исполнителю, если договором не предусмотрена передача права
заказчику или совместное владение
если исключительное право принадлежит заказчику, на исполнителя возлагается обязанность подготовить права к передаче
если исключительное право не принадлежит заказчику, заказчик имеет право на безвозмездную неисключительную лицензию
при совместном владении, заказчик может распорядиться своим правом (выдать лицензию третьему лицу для государственных или муниципальных нужд), уведомив об этом исполнителя.
Слайд 56Аудиовизуальное произведение
произведение, состоящее из зафиксированной серии связанных между собой изображений
(с сопровождением или без сопровождения звуком) и предназначенное для зрительного
и слухового (в случае сопровождения звуком) восприятия с помощью соответствующих технических устройств
Авторы (соавторы) АВП:
1) режиссер-постановщик;
2) автор сценария;
3) композитор, являющийся автором музыкального произведения (с текстом или без текста), специально созданного для этого аудиовизуального произведения
Авторы произведений и объектов смежных прав, вошедших составной частью в АВП, сохраняют исключительное право на свое произведение, если это право не было передано изготовителю (или другим лицам) на законных основаниях
Изготовитель (продюсер): лицо, которое организовало создание сложного объекта, включающего несколько охраняемых результатов интеллектуальной деятельности
Его основное право – право использования охраняемых результатов на основании договоров об отчуждении исключительного права или лицензионных договоров между изготовителем (продюсером) и обладателем исключительных прав на такие охраняемые результаты
Слайд 57Некоторые практические способы защиты от плагиата
В соответствии с ГК РФ
– автоматическая защита (объективная форма + имя автора + дата)
Что
еще можно предпринять
Регистрация, осуществляемая Российским авторским обществом (РАО)
Издание произведения любым способом
Размещение произведения на сайте, где указывается дата и время размещения текста
Отправка себе же по почте заказным письмом с описью вложения
Графологическая экспертиза
Показания свидетелей и объяснения третьих лиц
Слайд 58Объекты смежных прав
Объектами СП являются:
1) исполнения артистов-исполнителей и дирижеров, постановки
режиссеров - постановщиков спектаклей
2) фонограммы;
3) сообщения передач организаций эфирного
или кабельного вещания;
4) базы данных;
5) произведения науки, литературы и искусства, обнародованные после их перехода в общественное достояние, в части охраны прав публикаторов таких произведений.
Для возникновения, осуществления и защиты смежных прав не требуется соблюдение каких-либо иных формальностей
Слайд 59какие права защищаются?
К смежным правам относится исключительное право, а в
случаях, предусмотренных ГК, относятся также личные неимущественные права.
Использование объектов смежных
прав без согласия правообладателя и без выплаты вознаграждения допускается в случаях свободного использования произведений, а также в иных случаях, предусмотренных ГК
Исключительное право может быть передано в полном объеме (договор отчуждения) или на основании лицензионного договора
Слайд 60Субъекты СП
Исполнителем (автором исполнения) признается гражданин, творческим трудом которого создано
исполнение, а также режиссер-постановщик спектакля и дирижер
Изготовителем фонограммы признается лицо,
взявшее на себя инициативу и ответственность за первую запись звуков исполнения или других звуков либо отображений этих звуков
Организацией эфирного или кабельного вещания признается юридическое лицо, осуществляющее сообщение в эфир или по кабелю радио- или телепередач
Изготовителем базы данных признается лицо, организовавшее создание базы данных и работу по сбору, обработке и расположению составляющих ее материалов
Публикатором признается гражданин, который правомерно обнародовал или организовал обнародование произведения науки, литературы или искусства, ранее не обнародованного и перешедшего в общественное достояние
Слайд 61Сроки действия исключительного права
на исполнение: в течение всей жизни исполнителя,
но не менее пятидесяти лет, считая с 1 января года,
следующего за годом, в котором осуществлено исполнение (если исполнитель был репрессирован и посмертно реабилитирован или работал во время ВОВ, применяются правила как в АП)
на фонограмму: в течение пятидесяти лет, считая с 1 января года, следующего за годом, в котором была осуществлена запись
на сообщение радио- или телепередачи: в течение пятидесяти лет, считая с 1 января года, следующего за годом, в котором имело место сообщение радио- или телепередачи в эфир или по кабелю
изготовителя базы данных: возникает в момент завершения ее создания и действует в течение пятнадцати лет, считая с 1 января года, следующего за годом ее создания (срок возобновляется при каждом обновлении БД)
публикатора на произведение: возникает в момент обнародования этого произведения и действует в течение двадцати пяти лет, считая с 1 января года, следующего за годом его обнародования
Слайд 62Объекты промышленной собственности
ОПС: результаты интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере (изобретения
и полезные модели) и результаты интеллектуальной деятельности в сфере художественного
конструирования (промышленные образцы)
Парижская конвенция: ПС понимается в самом широком смысле и распространяется не только на промышленность и торговлю, но также и на области сельскохозяйственного производства и добывающей промышленности и на все продукты промышленного или природного происхождения
Слайд 63Классификация объектов интеллектуальной собственности
Слайд 64Основания возникновения права
авторское право
промышленное право
распространяется не на идеи, а на
формы их выражения
презумпция авторства
принцип автоматической охраны
принцип срочности (разные сроки для
авторского права и смежных прав)
бессрочный характер личных неимущественных прав (право авторства, право на имя, неприкосновенность произведения)
сама идея имеет значение, способ выражения - вторичен
отсутствие презумпции изобретателя
регистрационный принцип
критерии патентоспособности
обязанность раскрыть детали изобретения
принцип срочности (разные сроки для патентов, полезных моделей и промышленных образцов)
Слайд 65Какими правами обладает субъект промышленного права по отношению к объекту?
исключительные
права (1358):
право использования изобретения, полезной модели или промышленного образца любым
не противоречащим закону способом
право распоряжаться исключительным правом
право разрешать или запрещать использование другим лицам
право авторства на изобретение, полезную модель или промышленный образец (1356)
право на получение патента на изобретение, полезную модель или промышленный образец (1357)
Слайд 66Изобретение (ст. 1350)
техническое решение в любой области, относящееся к продукту
(в частности, устройству, веществу, штамму микроорганизма, культуре клеток растений или
животных) или способу (процессу осуществления действий над материальным объектом с помощью материальных средств).
Критерии патентоспособности изобретения:
новизна - не известно из уровня техники в имеющемся уровне техники
изобретательский уровень - для специалиста оно явным образом не следует из уровня техники
промышленная применимость - может быть использовано в промышленности, сельском хозяйстве, здравоохранении, других отраслях экономики или в социальной сфере
Слайд 67?
что такое «новизна»
не выявлено техническое решение, которому присущи признаки,
идентичные всем признакам, содержащимся в формуле оцениваемого изобретения, включая характеристику
его назначения
что такое «уровень техники»
уровень техники - любые сведения, ставшие общедоступными в мире до даты приоритета изобретения (принцип объективной мировой новизны)
что такое «явным образом не следует из уровня техники»
не выявлены технические решения, имеющие признаки, которые совпадают с признаками, отличающими изобретение от наиболее близкого к нему известного из уровня техники решения
Слайд 68 Не являются изобретениями:
1) открытия;
2) научные теории и математические методы;
3)
решения, касающиеся только внешнего вида изделий и направленные на удовлетворение
эстетических потребностей;
4) правила и методы игр, интеллектуальной или хозяйственной деятельности;
5) программы для ЭВМ;
6) решения, заключающиеся только в представлении информации
Не предоставляется правовая охрана в качестве изобретения:
1) сортам растений, породам животных и биологическим способам их получения, за исключением микробиологических способов и продуктов, полученных такими способами;
2) топологиям интегральных микросхем
Слайд 69Полезная модель (ст. 1351)
техническое решение, относящееся к устройству
Критерии патентоспособности полезной
модели:
1.новизна - совокупность ее существенных признаков не известна из уровня
техники
2.промышленная применимость - может быть использована в промышленности, сельском хозяйстве, здравоохранении, других отраслях экономики или в социальной сфере
Слайд 70? что такое «новизна»
полезная модель признается новой, если в уровне
техники неизвестно средство того же назначения, которому присущи все существенные
признаки, приведенные в независимом пункте формулы полезной модели
? что такое «уровень техники»
опубликованные в мире сведения о средствах того же назначения, что и заявленная полезная модель, и сведения об их применении в Российской Федерации
? что такое «существенные признаки»
признаки полезной модели, влияющие на возможность получения технического результата, т.е. находящиеся в причинно-следственной связи с этим результатом
Слайд 71Промышленный образец (ст. 1352)
художественно-конструкторское решение изделия промышленного или кустарно-ремесленного производства,
определяющее его внешний вид
Критерии патентоспособности:
1. по своим существенным признакам он
является новым
2. по своим существенным признакам он является оригинальным
? что такое «существенные признаки»
признаки, определяющие эстетические и (или) эргономические особенности внешнего вида изделия, в частности форма, конфигурация, орнамент и сочетание цветов (художественно-информационная выразительность; рациональность формы, целостность композиции)
Слайд 72? что такое «новизна»
совокупность его существенных признаков не известна
из сведений, ставших общедоступными в мире до даты приоритета промышленного
образца. Также учитываются при условии их более раннего приоритета все поданные в РФ другими лицами заявки на промышленные образцы, с документами которых вправе ознакомиться любое лицо, и запатентованные в РФ промышленные образцы.
? что такое «оригинальность»
его существенные признаки должны обусловливать творческий характер особенностей изделия
Слайд 73Не предоставляется правовая охрана в качестве
полезной модели:
1) решениям, касающимся
только внешнего вида изделий и направленным на удовлетворение эстетических потребностей;
2)
топологиям интегральных микросхем.
промышленного образца:
1) решениям, обусловленным исключительно технической функцией изделия;
2) объектам архитектуры (кроме малых архитектурных форм), промышленным, гидротехническим и другим стационарным сооружениям;
3) объектам неустойчивой формы из жидких, газообразных, сыпучих или им подобных веществ