Слайд 1ПРЕДМЕТ, СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДЫ ПАТОФИЗИОЛОГИИ.
ОБЩАЯ ЭТИОЛОГИЯ И ОБЩИЙ ПАТОГЕНЕЗ
Лекция для
студентов 3 курса специальность «педиатрия»
Кафедра патофизиологии КрасГМА
Слайд 2
Цель: раскрыть предмет и содержание
патофизиологии, роль её в формировании клинического мышления врача.
Содержание:
Объект и предмет патофизиологии;
Основные методы эксперимента;
Роль причины и условий в развитии заболеваний и патологических процессов;
Патогенез и патогенетические факторы;
Понятие основного звена патогенеза;
Саногенез и его механизмы;
Нозология – учение о болезни;
Норма и патология;
Основные понятия нозологии;
Формы течения болезни.
Слайд 3Объектом исследования патофизиологии является больной организм!
Предметами патофизиологии
служат:
выяснение общих и частных механизмов, лежащих в основе резистентности организма,
возникновения, развития и завершения патологических процессов и болезней;
изучение типовых патологических процессов, различная комбинация которых определяет клиническую картину заболеваний;
выявление специфичных для отдельных органов и систем типовых форм нарушений функций и их восстановления.
Слайд 4Основные методы эксперимента
метод выключения — удаление или повреждение какого-либо
органа и сравнение появившихся симптомов с клинической картиной заболевания при
предполагаемом поражении функции того же органа у человека;
метод включения — введение в организм животных различных веществ, экстрактов из тканей, гормонов и сравнение полученных результатов с результатами аналогичных воздействий при тех или иных заболеваниях человека;
метод раздражения — изменение функции того или иного органа путем различных воздействий (при раздражении блуждающего нерва возникает брадикардия);
метод изолированных или «переживающих» органов (изолирование сердца, печени);
метод тканевых культур, который позволяет изучать процессы малигнизации и оценивать эффективность противоопухолевых препаратов;
метод сравнительной патологии — изучение в сравнительном (эволюционном) аспекте лихорадки, воспаления, гипоксии и т.д.
Слайд 5Эксперимент не воспроизводит полностью болезни человека!
В обществе людей в определенной
мере отсутствует естественный отбор;
В человеческом обществе огромна роль социального строя;
У
животных отсутствует вторая сигнальная система, играющая у человека большую роль в процессах приспособления и защиты;
Ряд заболеваний (язвенная и гипертоническая болезнь, ИБС) лишь с известным приближением могут быть получены в эксперименте.
Слайд 6Этиология — это учение о причинах и условиях возникновения и
развития болезней.
Изучая этиологию, мы отвечаем на вопрос: почему, в
силу каких причин и условий возникло заболевание.
Причиной болезни называют тот фактор, который вызывает заболевание и сообщает ему специфические черты.
Слайд 7Классификация причин
(этиологических факторов)
По происхождению все этиологические факторы
делят на две группы:
внешние, или экзогенные
внутренние, или эндогенные.
Внешние факторы подразделяются на механические, физические, химические, биологические, психогенные.
По интенсивности действия различают факторы:
чрезвычайные, или необычные, экстремальные (большая доза яда, электрический ток, молния и др.);
обычные, но действующие в необычных количествах и размерах (недостаточное содержание кислорода в воздухе);
индифферентные — факторы, которые у большинства людей не вызывают заболеваний, но у некоторых при определенных условиях могут стать причиной заболевания (пыльца растений, антибиотики).
Слайд 8Условия возникновения заболевания
Условие — это такой фактор, обстоятельство или их
комплекс, которые, воздействуя на организм, сами по себе вызвать заболевание
не могут, но они влияют на возникновение, развитие и течение заболевания (микобактерии туберкулеза вызывают заболевание лишь при наличии неблагоприятных условий).
Слайд 9Роль причинного фактора в возникновении заболевания:
Причинный фактор необходим. Всякое заболевание
имеет свою причину, без нее болезнь не может возникнуть ни
при каких условиях;
Причинный фактор незаменим, т.е. не может быть заменен совокупностью неблагоприятных условий;
Причина действует непосредственно на организм, вызывая то или иное следствие — заболевание, патологический процесс;
Причинный фактор обусловливает основные специфические черты заболевания (клинические проявления гепатита непохожи на клинические проявления стенокардии).
Слайд 10 Роль причин в развитии заболевания
В одних случаях этиологический
фактор играет существенную роль и развитие заболевания мало зависит или
совсем не зависит от условий, в которых он действует. Болезнь существует до тех пор, пока в организме находится причинный фактор (глистная инвазия, инфекционные заболевания).
В других случаях этиологический фактор действует короткое время, доли секунды (пуля, взрыв, радиация), а болезнь развивается уже на основе смены причинно-следственных отношений.
Слайд 11Роль условий при возникновении заболеваний
Условия, как и причины, необходимы
для возникновения заболевания, однако ни одно из них не является
абсолютно необходимым.
Условия широко взаимозаменяемы; характер влияния условий на организм различен.
Одни условия могут действовать на организм непосредственно (хорошее питание непосредственно ⇑ резистентность), а другое — опосредовано (солнечные лучи ↓ вирулентность микобактерий туберкулеза).
Слайд 12Роль условий в развитии заболеваний
Реже развитие заболевания мало зависит
от условий ☞ при действии чрезвычайных этиологических факторов.
Чаще условия оказывают
существенное влияние на развитие болезни. Может быть благоприятным и неблагоприятным, т.е. условия могут облегчать течение заболевания или даже обрывать его.
Слайд 13Общий патогенез
Патогенез — это совокупность механизмов, включающихся в
организме при действии на него вредоносных (патогенных) факторов и проявляющихся
в динамическом стереотипном развертывании ряда функциональных, биохимических и морфологических реакций организма, обусловливающих возникновение, развитие и исход заболевания.
Слайд 14
Изучение патогенеза сводится к изучению патогенетических факторов, т.е.
тех изменений в организме, которые возникают в ответ на воздействие
этиологического фактора и в дальнейшем играют роль причины в развитии болезни
Слайд 15Патологический процесс рассматривается как длинная цепь причинно-следственных отношений!
Первичным звеном в
этой длинной цепи является повреждение, которое возникает под влиянием патогенного
фактора и становится причиной вторичного повреждения, вызывающего третичное и т.д.
Под основным звеном патогенеза понимают такое явление, которое определяет развитие процесса с характерными для него специфическими особенностями.
!!Несвоевременное устранение главного звена приводит к нарушению гомеостаза и формированию порочных кругов патогенеза.
Слайд 16Механизмы патогенеза
Прямой - прямое повреждающее действие оказывают физические и механические
факторы
Гуморальный - опосредуется жидкими средами организма: кровью, лимфой, межклеточной
жидкостью. Особую роль этот механизм играет в генерализации патологии.
Нейрогенный (нервно-рефлекторный) механизм патогенеза опосредуется через нервную систему вследствие нарушения регуляторных процессов.
Слайд 17Саногенез
Динамический комплекс защитно-приспособительных механизмов физиологического и патофизиологического характера, развивающийся в
результате воздействия на организм патогенного раздражителя, функционирующий на протяжении всего
патологического процесса и направленный на восстановление нарушенной саморегуляции организма
Слайд 18Саногенетические механизмы
Первичные защитные саногенетические механизмы — это механизмы или
препятствующие проникновению в организм патогенного агента, или разрушающие его, или
выводящие его из организма до того момента, как он вызовет развитие патологического процесса (лизоцим слюны, лизосомальные ферменты, кашель, рвота и др.).
Вторичные защитные саногенетические механизмы — это механизмы локализации, разрушения или выведения из организма проникшего в него патогенного агента; это механизмы восполнения нарушенных в результате патологического процесса функций (гипертрофия мышцы сердца при длительной увеличенной нагрузке).
Слайд 19Морфофункциональные взаимоотношения при патологии
Даже самые ничтожные изменения функции не могут
произойти без существенных структурных изменений.
Функциональные изменения идут не впереди морфологических,
а рядом с ними.
Отставание клинических проявлений болезни от ее действительного хода, их «запаздалость» по сравнению с развертыванием морфологических изменений ☞ важнейшая закономерность развития патологического процесса.
Слайд 20Нозология - учение о болезни
ставит перед собой несколько
целей:
формулирование научно обоснованных понятий, используемых в медицине (здоровье, болезнь, патологический
процесс, состояние и др.);
разработка номенклатуры болезней;
разработка рациональных классификаций болезней;
формулирование положений общего учения о болезни;
формулирование теоретических концепций медицины.
Слайд 21Понятия нормы и здоровья
Норма – это совокупность биохимических,
функциональных и морфологических свойств организма, обеспечивающих оптимальную реализацию в данном
индивиде видового генотипа.
Здоровье (ВОЗ) – состояние полного физического, душевного и социального благополучия организма, допускающего наиболее полноценное его участие в различных видах общественной трудовой деятельности.
Можно заключить, что
здоровье – это нормальное состояние организма
Слайд 22Болезнь
Болезнь — это нарушение нормальной жизнедеятельности организма, возникающее под влиянием вредных
для него факторов внешней среды и характеризующееся ограничением приспособляемости и
снижением трудоспособности человека при одновременной активации защитно-компенсаторных механизмов.
!!! Ключевое отличие «нормы» от «патологии» заключается в объеме возможностей организма к адаптации.
Слайд 23Основные понятия нозологии
Патологическая реакция ☞ неадекватный и биологически
нецелесообразный ответ организма или его систем на воздействие обычных или
чрезвычайных раздражителей. Это либо следствие, либо проявление нарушенной реактивности организма.
Это кратковременная, необычная реакция организма на какое-либо воздействие, не сопровождающаяся длительным и выраженным нарушением регуляции функций трудоспособности человека (↑ или ↓ АД под влиянием отрицательных эмоций, аллергич. реакция).
Слайд 24Основные понятия нозологии
Патологический процесс ☞ закономерно возникающая в
организме последовательность реакций на повреждающее действие патогенного фактора.
Один и тот же патологический процесс может быть вызван различными этиологическими факторами и являться компонентом различных заболеваний, сохраняя свои существенные отличительные черты (воспаление может быть вызвано действием механических, физических, биологических, химических факторов).
Совокупность патологических процессов определяет патогенез заболеваний
Слайд 25Основные понятия нозологии
Патологическое состояние — это стойкое отклонение
структуры органа (ткани) от нормы, имеющее биологически отрицательное значение для
организма; нарушения, мало меняющиеся во времени.
Могут быть генетически детерминированы (полидактилия, дефект твердого неба) или быть следствием ранее перенесенных заболеваний: последствия травм → рубцы, утрата конечности, анкилозы; туберкулез позвоночника →горб; рахит → деформация скелета.
Слайд 26Формы течения заболеваний
Ациклическое или прямолинейное течение (интенсивное нарастание сдвигов);
Циклическое,
протекающее в несколько стадий (лучевая болезнь, инфекционные заболевания);
Типическое и
атипическое. Последнее характеризуется отклонением от обычного течения и может проявляться в виде:
Стертой формы (с невыраженной симптоматикой);
Абортивной (с укороченным течением);
Молниеносной формы (быстро нарастающее и тяжелое течение заболевания).
Слайд 27Формы и характер течения болезни
Рецидив — возобновление или усугубление проявлений
болезни после их временного исчезновения, ослабления или приостановки болезненного процесса
(ремиссии) ☞ брюшной и возвратный тиф, бруцеллез, малярия; при подагре, ревматизме и др.).
Если к основному заболеванию присоединяется другой патологический процесс или другое заболевание, не обязательные для данной болезни, но возникшие в связи с ним, то говорят об осложнении (корь → воспаление легких).
Обострение — стадия течения хронического заболевания, характеризующаяся усилением имеющихся симптомов или появлением новых.
По продолжительности течения различают острое заболевание (до 2 недель), подострое (от 2 до 6 недель), хроническое (свыше 6–8 недель).
Слайд 28Исходы болезни
Выздоровление — исход болезни, заключающийся в восстановлении
нормальной жизнедеятельности организма после болезни.
О выздоровлении судят по морфологическим, функциональным и социальным критериям. Когда нет морфологического и функционального восстановления, то очень важна социальная реабилитация.
Выздоровление не является возвратом к исходному состоянию! Различают полное и неполное выздоровление (имеется ограничение приспособительных возможностей организма и трудоспособности).
Слайд 29Исходы болезни
Смерть — самый неблагоприятный исход заболевания. Может
быть естественной (в результате старения) и преждевременной, которая бывает насильственной
и от заболевания.
Выделяют смерть мозговую (внезапная гибель головного мозга на фоне всех здоровых органов, поддерживаемых ИВЛ) и соматическую, наступающую в результате необратимого, несовместимого с жизнью поражения какого-либо органа, органов или систем.
Слайд 30Значение изучения патофизиологии
Для диагностики
Зная общую закономерность,
легче разобраться в частном вопросе. Например, у больного отмечается лихорадка,
нейтрофильный лейкоцитоз, повышенная СОЭ, т.е. общие признаки воспаления, которые при соответствующих жалобах больного и дополнительных исследованиях легких облегчают постановку диагноза пневмонии.
Слайд 31Значение изучения патофизиологии
Для прогноза
При правильной диагностике легко установить
прогноз ☞ благоприятный или неблагоприятный.
Слайд 32Значение изучения патофизиологии
Для терапии
лечение может быть
этиологическим, т.е. направленным на причину заболевания; патогенетическим, т.е. направленным на
механизмы его развития и течения, на главное звено патогенеза, и симптоматическим, т.е. направленным на отдельные симптомы заболевания.
!!Наибольшее значение имеет патогенетическая терапия.
Слайд 33Значение изучения патофизиологии
Для профилактики
Этиологическая профилактика направлена на
устранение причины, предупреждения контакта с болезнетворным этиологическим фактором (СПИД —
одноразовые шприцы, личная гигиена; ионизирующая радиация — радиационная защита, дозиметрический контроль);
Патогенетическая профилактика направлена на повышение реактивности организма (вакцинация, закаливание и т.д.).
Слайд 34Спасибо за внимание!
УСПЕХОВ ВАМ !