Слайд 1
Бюджетное общеобразовательное учреждение
« Тарская средняя общеобразовательная школа №2»
«История
и современность
японских костюмов»
исследовательская работа
Выполнила учетель технологии
БОУ «Тарская средняя
общеобразовательная школа №2»
Селезнёва М.В.
Слайд 2Актуальность
Любой национальный костюм
так или иначе отражает
особенности материальной
и
культурной жизни народа,
в том числе и национальный
характер
Слайд 3Цель работы:
-История развития японского костюма.
Слайд 4Задачи:
1.Проанализировать литературу по теме исследования.
2. Выделить основные виды костюма, появившиеся
на территории Японии и заимствованные у других народов, и проследить
их эволюцию.
3.Расмотреть виды современной японской одежды.
Слайд 5Объект исследования:
Особенности японского костюма.
Предмет исследования:
Японский костюм
Слайд 6Гипотеза:
Главным элементом японского костюма
является кимоно которое сохранилось
до наших времён.
Слайд 7История японской одежды
Кимоно было позаимствовано японцами у китайцев в
те далекие времена (200 лет до н.э.), когда народы, населяющие
территорию современной Японии считались варварами и нормы культуры и уклад их жизни полностью диктовался Китаем. Прародителем кимоно является китайская национальная одежда – ханьфу, внешне напоминает длинный халат с запАхом.
Что касается древней эпохи Дзёмон (от 10 тыс. до 300 лет до н.э.), то предполагается использование людьми мехов и коры для прикрытия наготы. В эпоху Яёи (от 300 лет до н.э. до 300 лет н.э.) в Японии появились шелководство и технология ткачества. Судя по китайским летописям, японцы той эпохи кутались в льняные или шелковые простыни.
Слайд 8В 10 веке одежда знатной дамы состояла из короткого халата,
поверх которого надевалось 15-20 слоев учиги (халатов из тонкого шелка
с широкими рукавами), сверху – накидка карагину. Все это перевязывалось на талии поясом.
Слайд 9В 12-14 веках одежда значительно упростилась, диктовалась она преимущественно военным
сословием - самураями. Женщины стали носить короткие халаты, которые заправляли
в брюки как блузки, а сверху носили один слой учиги.
Слайд 10 К 16-17 векам кимоно становится
практически самостоятельным предметом искусства. Моду снова задает Китай, и кимоно
начинают шить из шелка, искусно вышивать или расписывать. Кимоно стали более яркими, а разнообразие отделки и роспись поражало воображение: мастера создавали на кимоно целые картины, воссоздающие сюжеты из художественных произведений.
Слайд 11Кимоно в том виде, в каком мы привыкли видеть его
сейчас, окончательно сформировалось в эпоху Мейдзи (1868-1912 г). Оно представляло
собой один верхний слой и несколько нижних слоев. Цвет и фасон зависел от социального положения и возраста женщины. Из рисунков популярными стали цветочные мотивы, изображения природы. Цветовая палитра довольно ограничена: темно-синий, зеленый, бордовый.
Слайд 12В эту же эпоху в Японии начинается проникновение западной культуры
и усиление традиций Запада. Японцы стремятся жить и одеваться по
образцу европейцев. Быстрее всего европейскую моду переняли мужчины, но вскоре их примеру пришлось последовать и женщинам. И кимоно постепенно отошло на второй план, оно больше существенно не изменялось и сегодня существует в том виде, в каком было в эпоху Мейдзи.
Слайд 13Кимоно
Кимоно́ («ки» - одежда, одевать и «моно» - вещь) —
традиционная одежда в Японии. С середины XIX века считается японским
«национальным костюмом». Также кимоно является рабочей одеждой гейш и майко (будущая гейша).
Слайд 14Особенности кимоно
Кимоно напоминает собой Т-образный халат. Его длина может варьироваться.
Одежда закрепляется на теле поясом оби, который расположен на талии.
Вместо европейских пуговиц используют ремешки и бечевки. Характерной чертой кимоно являются рукава содэ, которые обычно намного шире толщины руки. Они имеют мешкообразную форму. Рукавное отверстие всегда меньше высоты самого рукава. Поскольку японский традиционный наряд подобен халату, в нём нет открытого воротника вроде европейских костюмов. В целом он удобен и не сковывает движений человека.
Ткани, из которых изготовляется кимоно, как правило, неэластичны. Для пояса используют сукно. Выкройки для одежды обычно прямоугольные и отличаются от европейских аналогов сложными закругленными формами. Благодаря этому достигается экономия и практически полная утилизация материи. Её прямоугольные остатки могут быть повторно использованы в хозяйстве.
Для пошива кимоно используются преимущественно мягкие нити, которые уменьшают риск перетягивания ткани. Однако такое бережное отношение к материи, которая была дефицитом в традиционной Японии, негативно отражается на сохранении конструкции одежды. В случае её нарушения кимоно можно перешить заново из той же ткани.
Слайд 15Женское кимоно
Выбор верного кимоно сложен из-за необходимости учитывать символизм традиционного
костюма и социальные посылы, такие как возраст, семейное положение и
уровень официальности мероприятия.
• Куротомэсоде - чёрное кимоно, имеющее рисунок только ниже талии. Это самое формальное кимоно для замужней женщины. Оно также часто используется на свадьбах — в него одеты матери жениха и невесты. У курутомэсоде на рукавах, груди и спине часто имеются гербы камон.
• Фурисоде - слово фурисоде буквально переводится как длинные рукава: они у фурисоде примерно метр длиной. Это самое официальное кимоно для незамужней женщины, его носят подруги невесты на свадьбе.
• Иротомэсоде - одноцветное кимоно, разрисованное ниже талии. Этот тип кимоно немного менее официальный, чем куромецоде. На иротомэсоде может быть три или пять камон.
• Хомонги - переводится как одежда для приёмов. На нём рисунок присутствует вдоль плеч и рукавов, хомонги немного более высокого стиля, чем похожее цукесаге. Носят его как замужние, так и незамужние женщины.
• Цукесаге - орнаменты более скромны, чем у хомонги. Основная их часть покрывает пространство ниже талии.
• Иромудзи - его носят женщины на чайных церемониях. Иногда на иромудзи присутствует жаккардовый рисунок ринцу, но ткань всегда одноцветная.
• Комон - «мелкий рисунок». У комон мелкий рисунок, поэтому их можно носить как гуляя по городу, так и в ресторане, но уже с более формальным оби.
• Эдо комон - кимоно в горох. В эру Эдо его носили самураи. Сегодня оно может использоваться аналогично хомонги, если на нём есть гербы камон.
Слайд 17Части женского кимоно
1 Доура — верхняя внутренняя часть
2 Эри —
воротник
3 Фуки — подшитый низ
4 Фури — рукав выше локтя
5
Маимигоро — передняя полка
6 Мияцукути — отверстие под рукавом
7 Окуми — внутренняя передняя часть
8 Содэ — рукав
9 Содэгути — отверстие в рукаве
10 Содэцукэ — рукав
11 Сусомаваси — нижняя внутренняя часть
12 Тамото — карман в рукаве
13 Томоэри — внешний воротник
14 Ураэри — внутренний воротник
15 Усиромигоро — спинка
Слайд 18Мужское кимоно
В отличие от женских кимоно, мужские гораздо проще, они
состоят обычно из пяти частей (не включая обувь). У мужских
кимоно рукава втачаны (пришиты) в боковой шов так, чтобы свободными оставались не более чем десять сантиметров рукава; у женских кимоно их глубокие рукава почти никогда не пришиты таким образом. Мужские рукава короче женских ещё и для того, чтобы не мешать оби. У женских кимоно рукава не касаются оби именно из-за своей длины.
Сейчас главное отличие между женским и мужским кимоно заключается в расцветке ткани. Типичными считаются чёрный, тёмные синий, зелёный и коричневый. Ткани обычно матовыеСейчас главное отличие между женским и мужским кимоно заключается в расцветке ткани. Типичными считаются чёрный, тёмные синий, зелёный и коричневый. Ткани обычно матовые. Набивной или обычный рисунок, светлые цвета используются в более будничных кимоно. Борцы сумо часто носят кимоно цвета фуксии (бордово-фиолетовый).
Наиболее формальны чёрные кимоно с пятью гербами на плечах, груди и спине. Немного менее формально кимоно с тремя гербами, под него часто надевают белое нижнее кимоно.
Слайд 19Производство
Мужские кимоно бывают разных размеров, а женские, в основном, одного
и того же размера, подгоняются с помощью складок. У идеально
выбранного кимоно рукава оканчиваются у кисти. Мужское кимоно должно ниспадать до локтя, не образуя складок. Женское кимоно длиннее, чтобы можно было сделать охасёри, особую складку, которая выглядывает из-под оби. Очень высокие или полные люди, такие как борцы сумо, заказывают себе кимоно, хотя обычно в готовом изделии остаётся целый отрез ткани, с помощью которого можно легко перешить его почти на любую фигуру.
Кимоно делается из цельного куска ткани. Отрез ткани обычно около сорока сантиметров в ширину и одиннадцать с половиной метров в длину. Этого достаточно, чтобы пошить одно кимоно на взрослого человека. Готовое кимоно содержит четыре полосы ткани: две из них покрывают тело, а из оставшихся формируют рукава, кроме этого, используют дополнительные полосочки для ворота и проч. В прошлом, кимоно часто распарывали перед стиркой и сшивали вручную после неё.
Слайд 20Кимоно и оби традиционно делают из шёлка, креп-шёлка, сатина, современные
кимоно изготовляют из более дешёвого и практичного материала, креп-сатина, хлопка,
полиэстра и других синтетических нитей. Шёлк всё же считается идеальным материалом, необходимом в формальной обстановке.
Обычно тканые узоры или мелкие рисунки носят в неформальных ситуациях, у кимоно для официальных ситуаций авторский рисунок идёт по подолу или по всей поверхности. В эпоху Хэйан под кимоно носили до десяти контрастирующих друг с другом слоёв одежды, причём каждая комбинация цветов была строго определена. Сегодня под кимоно чаще всего носят ещё одно, тонкое. По узору можно определить сезон его носки, например, рисунок с бабочками или вишнёвым цветом будет носиться весной, водные рисунки обычны для лета, листья японского клёна — популярный осенний мотив, а для зимы подходит расцветка с соснами и бамбуком.
Слайд 21Стили
Кимоно может быть как очень официальным, так и повседневным. Уровень
формальности женского кимоно определяется расцветкой. У молодых девушек длинные рукава,
говорящие о том, что они не замужем, и более обильно декорированные, чем похожие кимоно замужних женщин. У мужских кимоно только одна базовая форма и обычно более тёмные тона. Формализованность кимоно определяется типом и количеством аксессуаров, тканью, количеством фамильных гербов. Самое официальное кимоно имеет пять гербов. Шёлк наиболее предпочтителен, хлопчатобумажные и полиэстеровые кимоно считаются более повседневными.
Слайд 22Современность и кимоно
В современной Японии не так часто увидишь людей
в кимоно. Его носят или пожилые люди, а также и
молодые японцы по торжественным случаям. Например, на свадьбу жениху и невесте, а также их родителям принято надевать кимоно. Или в день празднования совершеннолетия, который отмечается в Японии каждый год в январе на улицах города можно увидеть много молодых девушек в традиционных кимоно и меховых воротниках.
Слайд 23Сегодня в Японии далеко не каждый может позволить купить себе
кимоно – оно довольно дороге, поэтому для торжественных случаев кимоно
предпочитают брать на прокат.
Не каждая девушка может самостоятельно одеть кимоно: это довольно сложный процесс, во-первых, кимоно обычно длиннее роста девушки, поэтому его необходимо особым образом подворачивать, создавая складку под оби, во-вторых, завязать сам оби – это отдельное искусство. Поэтому девушки, желающие примерить кимоно часто прибегают к услугам специалиста, которые это кимоно на них надевают.
Слайд 24Сегодня японская одежда представляет собой смесь самых различных стилей и покроев. Материалы
тоже самые разные. В магазинах есть все. Искусственная и натуральная трикотажная
одежда совершенно европеизированного повседневного типа и слишком авангардные вещи из «космических» материалов от современных дизайнеров. От педантичной строгости классических европейских костюмов и традиционных японских кимоно до безумной эклектики — все можно увидеть на улицах японских мегаполисов. Японцы одни из немногих бережно чтят традиции, но не боятся экспериментов.
Слайд 25Вывод
В заключение нашей работы мы хотим сформулировать
основные аргументы, которые могут подтвердить нашу гипотезу.
Для
достижения этой цели мы составили историческую справку и проследили развитие японского костюма и поняли, что кимоно главный элемент костюма как в древности так и сегодня.