Слайд 1ПРЕЗЕНТАЦИЯ НА ТЕМУ
ТРИЗ – Теория Решения Изобретательских Задач
Выполнили:
Городок Татьяна
Соколова
Татьяна
Луппова Татьяна
Наумова Анастасия
Слайд 2Что это такое?
Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) — область знаний,
исследующая механизмы развития технических систем с целью создания практических методов
решения изобретательских задач.
Была придумана советским инженером-изобретателем
Генрихом Альтшуллером в 1946 году.
Слайд 3Схема 2. РЕШЕНИЕ ЗАДАЧИ МЕТОДОМ ТРИЗА
Как устроен ТРИЗ?
Основу ТРИЗа составляют
40 общих приёмов создания изобретений, 76 стандартных шаблонов решений и
некоторое количество других идей.
Для решения конкретной задачи пользователи ТРИЗа сводят её к концептуальной части и пытаются применить подходящий общий метод, а позднее вернуться к конкретной задаче.
Схема 1. ОСНОВА ТРИЗА
Слайд 4Применение техники ТРИЗ
ТРИЗ создавалась прежде всего для изобретательской деятельности, например,
для создания самолетов. Но ТРИЗ может использоваться не только в
точных науках – она является универсальной для решения творческих задач, и успешно применяется в бизнесе и гуманитарных науках.
Слайд 5«+»
Основное достоинство ТРИЗ в популярности его изложения, что позволяет освоить
метод даже школьникам. Достоинством является также хорошая системность и комплексность
изложения материала с многочисленными примерами решения изобретательских задач и наличие литературы в библиотеках благодаря массовости тиражей, а также доступность первоисточников в электронном виде через Интернет.
Слайд 6«-»
Один из главных недостатков ТРИЗ состоит в том, что Г.С.Альтшуллер
с единомышленниками сосредоточились только на материальных и хорошо понимаемых всеми
веществе и поле, но отвергли нематериальную составляющую – информацию. Пока что ещё никто не доказал, что информация материальна, т.е. идентична веществу и энергии. Сигнал или знак как материальные носители информации несут смысл – понятие чисто духовное, а информация без смысла – это шум. Без информации управление невозможно, а без управления нет целостности систем. Вместо полного триединства: вещества, энергии и информации, которые проходят через любую систему и составляют суть её работы, в ТРИЗ нелогично проигнорировали информацию и всё дальнейшее построено только на двуединстве вещества и поля, следовательно, весь вепольный анализ построен на ложном основании.
Слайд 7Пример успешного применения техники ТРИЗ
1
Как избавиться от шнуровки в одежде?
Одно из решений — повязывать одежду дополнительным лоскутом этой самой
одежды, что и легло в основу большинства халатов.
Другое распространенное решение состоит в том, чтобы вместо креплений использовать закрепки, вариантом которых являются липучки (их прототипом в свое время служили плоды репейника
Слайд 82
Рассмотрим обычную чашку. Если в нее налить кипяток, то она
станет горячей, и её будет нелегко удержать в руках. Сформулируем
задачу (противоречие. Ведь именно противоречие вынуждает решать задачу): Нужно, чтобы в чашку можно было налить что-то горячее, и не ошпариться при этом, взяв в руки.
Один из способов сохранить воду горячей, не допуская нагрева чашки, — это сделать ее из более толстого материала. Это приведет к дополнительным затратам на материал. А можно сделать так, чтобы у чашки было не нагревающееся место. Эта мысль и привела к созданию ручки у чашек.
Слайд 93
Иногда при постройке дома или моста в грунт для создания
будущего фундамента во многих местах предварительно забивают многометровые бетонные столбы
(сваи). Проблема заключается в том, что верхняя часть почти всех свай, по которой ударяет молот, часто разрушается. Можно ли предложить новую «неразрушающую» технологию забивания свай?
Приведем несколько стратегий, определяющих направление поиска решений, например:
делать всю сваю более прочной и удароустойчивой;
воздействовать предварительно на грунт, облегчая продвижение сваи на нужную глубину;
создать технологию забивания поврежденных свай;
изменить устройство молота, чтобы он меньше повреждал сваю;
защитить верхнюю часть сваи от разрушения.
Слайд 104
Пример: на крымском побережье необходимо было засыпать новый пляж. Предполагалось
засыпать галькой – окатанными камушками, но в наличии была лишь
щебенка – камни с острыми гранями. Что делать? Вывозить гальку с других пляжей? Придумать машину для обработки щебенки?
Для решения проблемы использовали то, что уже есть в системе, а именно – дармовую силу моря. Баржи со щебенкой разгрузили прямо в море в двухстах метрах от берега. Все остальное сделали волны: окатали острые грани камней и вынесли их на берег.
Слайд 11Список источников:
https://4brain.ru/triz/zadachi.php
https://trizway.com/info/triz-pedagogy.html
https://dic.academic.ru › dic.nsf › ruwiki
https://www.ya-roditel.ru/professionals/pedagogika/sistema-triz-kak-metod-razvitiya-tvorcheskogo-myshleniya/