Слайд 1
Презентация по истории на тему: История в период 1985-1999
Группа Ап-17
Выполнила:
ст. гр АС-17. Кочергина А.
Преподаватель: доц. Константинова Т.В.
Ростов-на-Дону
2013г.
Слайд 2Содержание:
Внешняя политика
Внутренняя политика
Культура
Искусство
Архитектура
Скульптура
Живопись
Слайд 3Внешняя политика.
С началом перестроечного процесса стали происходить серьезные изменения во
внешней политике СССР. С уходом с поста министра иностранных дел
А.А.Громыко произошла смена руководства министерства. Во внешнюю политику пришли люди с новым мышлением.
Внешнеполитический курс стал выбираться на основе мнения экспертов.
Слайд 4Горбачев заявил о приоритете общечеловеческих ценностей над классовыми и отказе
от основного постулата советской идеологии о расколе мира на две
противоборствующие общественно-политические системы. Мир признавался единым и неделимым.
Слайд 5Были определены основные направления внешней политики: смягчение противостояния между Востоком
и Западом посредством переговоров, урегулирование региональных конфликтов, расширение экономических связей
с мировым сообществом.
Основным инструментом разрешения международных вопросов признавался не баланс сил, а баланс их интересов. Исходя из этого, были определены основные направления внешней политики:
смягчение противостояния между Востоком и Западом посредством переговоров
урегулирование региональных конфликтов
расширение экономических связей с мировым сообществом.
Слайд 6В мае 1989 г. в результате визита Советской делегации в
Пекин произошла нормализация отношений с Китаем, подписаны долгосрочные соглашения о
политическом, экономическом и культурном сотрудничестве.
Был положен конец бессмысленной войне Советского Союза в Афганистане. Процесс урегулирования и вывода войск осуществлялся поэтапно: в феврале 1988 г. было объявлено о выводе войск, который начался 15 мая 1988 г. и завершился в феврале 1989 г.
Политика отказа от применения силы в международных отношениях, в том числе и по отношению к союзникам, ускорила процесс падения коммунистических режимов в странах восточной Европы. В Чехословакии, Польше, Болгарии, Румынии, Венгрии, ГДР к власти пришли новые демократические силы.
Слайд 7Экономические связи со странами Запада.
Сложное экономическое положение заставляло руководство
СССР искать экономической помощи и политической поддержки у стран большой
семерки (США, Канада, Великобритания, Германия, Франция, Италия, Япония).
Одновременно советская дипломатия прилагала усилия для нормализации отношений с нетрадиционными партнерами - Израилем, ЮАР, Южной Кореей, Тайванем и др. С 1985 г. начался период интенсивного расширения различного рода связей и контактов между советскими организациями и зарубежными частными лицами. Советское руководство было заинтересовано в развитии технико-экономических связей, надеясь получить кредиты и технологии.
Слайд 8Основными приоритетами во внешнеполитической деятельности СССР после 1985 г. стали:
смягчение
напряженности между Востоком и Западом посредством переговоров с США о
разоружении;
урегулирование региональных конфликтов;
признание существующего миропорядка и расширение экономических связей со всеми государствами.
Смена внешнеполитической стратегии была подготовлена изменениями в сознании определенной части элиты страны, приходом в 1985 г. в МИД СССР нового руководства
Слайд 9Отношения со странами Центральной и Восточной Европы.
Контакты с Японией,
Индией, Китаем, странами АСЕАН (политико-экономического союза стран тихоокеанского бассейна), Южной
Кореей, государствами Персидского залива.
Ослабление Контактов с КНДР, Монголией, Вьетнамом, Ираком.
Несмотря на заявления о деидеологизации международных отношений, СССР продолжал следовать принципам социалистического интернационализма. С 1986-1989 гг. объем безвозмездной помощи зарубежным странам составлял почти 56 млрд. инвалютных рублей.
Слайд 10СССР и страны третьего мира
Разблокирование региональных конфликтов.
Советская дипломатия активно
включилась в процессы урегулирования межрегиональных конфликтов. Руководители СССР сделали ряд
шагов по урегулированию ближневосточного кризиса. В декабре 1991 г. в Мадриде было заключено международное соглашение по нормализации отношений Израиля с соседними арабскими странами.
СССР отказался от поддержки диктаторских режимов в Ливии и Ираке. Во время кризиса в Персидском заливе летом 1990 г.
Слайд 11
1. За годы перестройки и нового политического мышления произошло
ослабление международной напряженности, и, в первую очередь, противостояния СССР и
США. Инициатива прекращения холодной войны принадлежала Советскому Союзу.
2. Задуманные М.С. Горбачевым радикальные реформы невозможно было осуществить без резкого сокращения военно-промышленного комплекса, который подчинил себе всю хозяйственную деятельность. С этой точки зрения столь важное значение имели последствия демилитаризации всей общественной жизни: разрушение психологии осажденной крепости, отказ от упора на силу, перевод творческого потенциала народа в русло созидательной деятельности.
3. Наметились реальные перспективы более тесной интеграции СССР и стран Восточной Европы в мировое хозяйство и международные политические структуры.
Слайд 124. Однако внешнеполитический курс М.С. Горбачева не был прямым и
легким. Ухудшение экономического положения заставляло руководство СССР идти на уступки
Западу, в надежде получить финансовую помощь и политическую поддержку. Очевидным стало ослабление международных позиций СССР, утратившего в конце 80-х гг. положение сверхдержавы.
5. Подобная политика встречала усиленное недовольство и даже сопротивление со стороны определенных кругов общества. Основательно подорвала внутриполитические позиции Горбачева и потеря господствующего положения СССР в Восточной Европе, а также уход из третьего мира.
Слайд 131. Причины перестройки
Необходимость проведения подобных преобразований была вызвана глубочайшим кризисом
советской системы, сложившимся в конце 70-х – начале 80-х годов,
а также падением авторитета СССР в глазах мировой общественности
Вторая половина 80-х годов для Советского Союза ознаменовалась коренными переменами. Эта эпоха вошла в историю под названием “перестройка”. Основной целью проводимых реформ становится создание правового социалистического государства, демократизация существующего режима.
Внутренняя политика
Слайд 14
“Перестройка – единственно возможный путь укрепления и развития социализма, решение
назревших проблем общественного развития… Перестройка- это наша судьба, шанс, который
дает нам история. Он не может и не должен быть упущен,” – говорил М.С.Горбачев, выступая на XIX Всесоюзной конференции КПСС.
Слайд 15
Во внутренней политике Михаил Горбачев сделал многое для того, чтобы
вывести страну на демократический путь. Так, первый научно-технический центр появился
при этом политике. При Михаиле Горбачеве были повышены цены на алкоголь и введена карточная система на покупку сахара. Несмотря на волну протеста, которая окружала эту реформу, ему удалось значительно снизить смертность, связанную с употреблением алкогольных напитков. Снял цензуру с СМИ. В стране появилась возможность создавать разные политические партии.
Были выведены войска из Афганистана, реабилитированы жертвы политических репрессий. Попытки перестроить экономику страны привели к борьбе с нетрудовыми доходами граждан, инфляции и исчезновению продуктов. Начались безработица и голод, зарплату люди не получали месяцами
Слайд 16 Политика Михаила Горбачева привела к необходимости получать гуманитарную помощь
от стран Европы. Это сказалось на демографической обстановке в стране.
Попытки людей митинговать и высказывать протест против существующего положения дел, жестоко пресекались.
Михаилом Горбачевым был в десять раз уменьшен золотой запас страны и взята немалая сумма денег у внешних кредиторов под высокие проценты.
При Михаиле Горбачеве произошла авария на Чернобыльской АЭС, которая была им сокрыта.
Слайд 17Основные направления и задачи экономического и социального развития СССР на
период до 2000 года.
Предстоит поднять на качественно новую ступень производительные
силы и производственные отношения, кардинально ускорить научно-технический прогресс, обеспечить быстрое продвижение вперед на стратегических направлениях развития экономики. Осуществить широкую социальную программу.
Поднять общественный престиж добросовестного, высококачественного труда, профессионального мастерства. Повышать оплату труда и совершенствовать формы его вознаграждения.
Обеспечивать полную и рациональную занятость населения. Существенно улучшить условия труда, добиваться более быстрою сокращения ручного труда и снизить его долю в производственной сфере
Слайд 18Таблица: ДИНАМИКА ОБЩЕЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ СССР 1986 – 1990 ГГ.
(ПРИРОСТ
В % К ПРЕДЫДУЩЕМУ ПЕРИОДУ)
Общеэкономические показатели
1981 – 1985 гг. 1986 – 1990 гг.
Произведенный национальный доход 3,0 0,9
2. Продукция промышленности 3,3 2,6
3. Производство товаров народного потребления 3,3 6,0
4. Продукция сельского хозяйства 1,0 2,2
5. Численность занятых в народном хозяйстве 0,6 - 1,2
6. Денежные доходы населения 3,9 9,4
7.Потребление населением материальных благ и услуг 3,4 3,6
Слайд 19Культура
Обновление системы государственного социализма, начатое партийным руководством во главе с
М.С. Горбачевым в 1985 г. имело большие последствия для всех
отраслей культуры. В ходе "перестройки" (1985-1991) развернулась интенсивная ломка сложившихся стереотипов во всех направлениях социокультурной жизни.
Исчез монолит "советской культуры", искусственно скрепленный идеологическими догмами. Культурная жизнь стала несравненно сложнее и разнообразнее.
Решающее значение для перемен в культурной жизни общества имела политика гласности. Реформаторы рассматривали гласность как необходимое условие курса на демократизацию и ускорение социально-экономического развития
Слайд 20 Смягчение идеологического диктата позволило расширить культурно-информационное пространство. Массовый читатель получил
доступ к литературе, которая пряталась в спецхранах.
Характерным явлением духовной
жизни конца 80-х гг. стало переосмысление истории советского периода.
Стали публиковаться документы, недоступные ранее даже специалистам.
Важнейшей особенностью художественной ситуации 80-х гг. является возникновение мощного потока "возвращенной" художественной культуры. Российская общественность получила возможность открыть для себя сознательно изгнанные ранее из отечественной культуры имена и произведения, широко известные на Западе: лауреатов Нобелевской премии Б.Л. Пастернака, А.И. Солженицына, И. Бродского.
Слайд 21Культура в постсоветский период
Реалии культурной жизни постсоветской эпохи. Начало 90-х гг.
проходило под знаком ускоренного распада единой культуры СССР на отдельные
национальные культуры, которые не только отвергали ценности общей культуры СССР, но и культурные традиции друг друга.
Исчез общий стержень культурной жизни - централизованная система управления и единая культурная политика.
Ликвидация идеологических барьеров создала благоприятные возможности для развития духовной культуры. Однако экономический кризис, переживаемый страной, сложный переход к рыночным отношениям усилили опасность коммерциализации культуры.
Одновременно продолжает углубляться раздел между элитарными и массовыми формами культуры, между молодежной средой и старшим поколением.
Словом современный период развития отечественной культуры можно обозначить как переходный. Второй раз за столетие в России произошла настоящая культурная революция. В современной отечественной культуре проявляются многочисленные и весьма противоречивые тенденции. Но их можно, условно говоря, объединить в две группы.
Слайд 22 Словом современный период развития отечественной культуры можно обозначить как переходный.
Второй раз за столетие в России произошла настоящая культурная революция. В
современной отечественной культуре проявляются многочисленные и весьма противоречивые тенденции. Но их можно, условно говоря, объединить в две группы.
Слайд 23 Первая тенденция: разрушительные, кризисные, содействующие полному подчинению культуры России стандартам западной
цивилизации.
Вторая тенденция: прогрессивные, питаемые идеями патриотизма, коллективизма, социальной справедливости,
традиционно понимаемые и исповедуемые народами России.
Борьба между этими по своей сути антагонистическими тенденциями, видимо, и будет определять основное направление развития отечественной культуры третьего тысячелетия
Слайд 24Искусство
Архитектура
В начале 90-х гг. в Москве начался строительный бум. В
историческом центре города было построено несколько тысяч новых зданий. На
смену однотипной и лаконичной по формам блочной архитектуре 70— 80-х гг. пришло разнообразие форм, стилей и материалов. Стали применяться высокие технологии, появились дома со стеклянными стенами, несущими конструкциями и деталями из титана. Это направление в архитектуре называется хай-тек (англ. high tech, сокращение от high technology — «высокая технология»).
Однако особенно популярными стали исторические стили, которые отвечают традиционному характеру столичного ландшафта.
Слайд 25«Стройкой века» в Москве можно назвать экстренное обустройство как мелких
отделений, так и центрального офиса Сбербанка России. Одно из главных
требований, которое предъявило его руководство архитекторам в 1993 году — центральный офис должен быть современным зданием, отвечающее мировым стандартам банковского уровня. Через два года на довольно сложной, с инженерной точки зрения, улице Вавилова появился «объект». Он состоит из двух расположенных под углом друг к другу частей. Минимум московской архитектуры и максимум немецкого качества — строила комплекс крупнейшая немецкая фирма. На этом Сбербанк не остановился и усердно продолжал расширять «банковскую инфраструктуру», методично отстраивая одно отделение за другим.
Слайд 29В 70—80-х гг. на окраинах больших городов появились жилищные комплексы
оригинальной планировки, в которых обыгрываются местные особенности рельефа и природной
среды. Расширение ассортимента домостроительных деталей обеспечило застройке большее разнообразие. В пластической разработке зданий на смену былой сухости всё чаще приходят свободная асимметрия и декоративная выразительность форм
В начале 90-х гг. в Москве начался строительный бум. В историческом центре города было построено несколько тысяч новых зданий. На смену однотипной и лаконичной по формам блочной архитектуре 70— 80-х гг. пришло разнообразие форм, стилей и материалов. Стали применяться высокие технологии.
Однако особенно популярными стали исторические стили, которые отвечают традиционному характеру столичного ландшафта.
Слайд 30Восстановленный храм Христа Спасителя — возглавляет список крупнейших проектов города.
В их числе также Гостиный двор (внутренний двор которого был
целиком перекрыт стеклянной крышей), подземный торговый комплекс на Манежной площади, реконструкция зоопарка, Большого театра, Большой спортивной арены в Лужниках и другие. Но самый грандиозный московский проект — Международный деловой центр (Сити) с десятками небоскрёбов — будет осуществлён уже в XXI в.
Слайд 31Современная Россия
После распада СССР многие строительные проекты были заморожены или
отменены. Однако теперь не существовало государственного контроля над архитектурным стилем
и высотой здания, что давало значительную свободу архитекторам. Финансовые условия позволяли заметно ускорить темпы развития архитектуры. Активно идет заимствование западных образцов, впервые появляются современные небоскрёбы и футуристические проекты, такие как Москва-Сити. Также используются традиции строительства из прошлого, в частности сталинская архитектура в Триумф-Палас.
Слайд 32Реставрационный этап был связан с проведением в Москве в 1980
году ХХ Олимпийских игр. Работы на памятниках Соборной площади и
в Оружейной палате развернулись после более чем двадцатилетнего перерыва, что отрицательно сказалось на техническом состоянии памятников. Это определило в значительной степени инженерную направленность проведенных работ.
С конца 1980-х и до середины 1990-х годов в связи с началом проведения в стране социально-экономических реформ, финансирование реставрации памятников архитектуры практически отсутствовало. В это время большой ущерб был нанесен отечественной реставрационной базе.
Слайд 33Грановитая палата с Красным крыльцом
Слайд 35Оружейная палата, южный фасад, белокаменное оконное обрамление после реставрации
Слайд 36Оружейная палата, южный фасад, белокаменное оконное обрамление после реставрации
Слайд 37Тем не менее, с 1992 года, когда Кремль стал резиденцией
Президента Российской Федерации, повысились требования к репрезентативности представительских зданий. Это
обусловило грандиозный всплеск реставрационно-реконструктивных работ
Так в 1990-х годах восстанавливается Красное крыльцо, проводится реставрация - реконструкция здания Сената, а в Большом Кремлевском дворце воссоздаются утраченные интерьеры Александровского и Андреевского залов. Работы сопровождаются модернизацией инженерного оборудования зданий.
Слайд 38Здание Сената, кабинет Президента
Слайд 40Оружейная палата, вид с юго - востока после реставрации 1990-х
годов
Слайд 41Вид памятников Соборной площади после реставрации 1990-х годов
Слайд 46подземный торговый комплекс на Манежной площади
Слайд 49реконструкция Большой спортивной арены в Лужниках
Слайд 50реконструкция Большой спортивной арены в Лужниках
Слайд 57Скульптура.
Скульптура, главными атрибутами которой в течение многих веков являлись трехмерность
и объем, относится к самым старейшим и самым традиционным жанрам
изобразительного искусства. В XX веке консервативность скульптуры сыграла с ней злую шутку, оставив ее на время за границей тех глобальных изменений, которые произошли в искусстве в новейшее время. Эксперименты в области живописи, расцвет фотографии, появление медиа искусства и прочие изменения менее всего коснулись скульптуры, адепты которой наиболее стойко сопротивлялись нарушению многовековых канонов
В результате к началу XXI тысячелетия внешние и внутренние границы скульптуры оказались столь размыты, что скульптура в старом понимании этого слова осталась лишь одним из широкого диапазона форматов того, что сейчас подразумевается под понятием современной скульптуры.
Слайд 58В 1980-90-е гг. Шемякин все чаще обращается к скульптуре, создавая
«метафизические» рельефы, иронически-карнавальную мелкую пластику (эскизы которой переводились в бронзу,
серебро и другие материалы). Его замыслы были воплощены в ряде монументальных работ, в т. ч. в трагически-гротескном памятнике Петру I в Санкт-Петербурге и причудливом конном автопортрете, установленном у его дома в Клавираке
Слайд 61Актуальное искусство
В России 90-х существовал термин «актуальное искусство», который, хотя
и схож с термином "современное искусство", но не тождественен ему.
Под ним подразумевалось новаторство в современном искусстве в идеях и технических средствах. Оно быстро устарело, и вопрос вхождения его в историю современного искусства 20-го или 21-го столетия открыт. Во многом актуальному искусству приписывались черты авангардизма, то есть новаторство, радикальность, новые техники и приемы. Некоторые виды современного искусства нередко выступают объектом критики со стороны художников и независимых арт-критиков. Такой вид деятельности называется институциональная критика. В России этот вид практики отсутствует за редкими исключениями (такими, как например творчество
Авдея Тер-Оганьяна).
Слайд 66Отсутствие возможности более широкого комплектования не позволяет рассказать об искусстве
России последних десятилетий с большой полнотой. По сути дела, можно
лишь проследить некоторые тенденции в развитии новгородского региона. Главная из них – преобладание фигуративного искусства, преемственность в развитие высокой колористической культуры, теплота в изображении человека, интерес к архитектурному пейзажу. Она нашла свое очень многообразное продолжение и развитие в творчестве таких мастеров старшего поколения, как А.И. Завьялов, Д.В. Журавлев, а так же у более молодых - Г.Г. Филипповой, О.А. Гулевич, О.А. Васильева, О.Н. Саулова и Н.Е. Андреева, С.Е. Ивановой.
Слайд 67Живопись
Традиции самобытности в русском изобразительном искусстве отстаивает И.С.Глазунов, возглавляющий Российскую
академию живописи, ваяния и зодчества.
Илья Сергеевич Глазунов- художник с богатой
творческой биографией. Живопись, графика, оформление театральных спектаклей, небольшие картины и монументальные полотна, целая галерея индивидуальных и скомпонованных в групповые композиции
портретов…Большинство лиц и фигур легко узнаваемы: все это хорошо известные и в стране, и в мире в прошлом и в настоящем, люди.
Но нельзя не упомянуть и созданную его трудами Всероссийскую академию живописи, ваяния и зодчества. Она стала превосходной профессиональной школой для молодых талантов. И знаменательно, что главный учебный корпус, как бы подчеркивается преемственность традиций, располагается в том самом здании по адресу Мясницкая 21, где некогда было знаменитое Училище живописи, ваяния и зодчества, а позднее ВХУТЕМАС.
Слайд 72В реалистической манере работает портретист А.М.Шилов.
Слайд 75В реалистической манере работает портретист А.М.Шилов.
Большого признания добился скульптор и
художник М.М. Шемякин. Творчество художника тесно связано с театром. Он
осуществил авангардную постановку балета «Щелкунчик» в Санкт-Петербурге.
Слайд 79Для выставочных проектов художников И.И.Кабакова, Д.А.Пригова, Ф.Инфанте и др. характерно
соединение световых, звуковых и музыкальных эффектов, использование диапозитивов, кинокадров и
различных реквизитов. Проектами свойственны театральная зрелищность, вовлечение зрителей в действие. Элементы импровизации и эпатажа являются важными компонентами подобных художественных акций.
Сами произведения современного авангардного искусства создаются с помощью новейших технических средств. Большое распространение получили новые направления в искусстве- компьютерная графика, видео-арт (авторское видеоискусство), дизайн и др.
Слайд 80Благодаря усилиям ведущих художников и скульпторов, поддержке общественности и бизнеса
в России открылись десятки новых музеев и галерей. Регулярно проводятся
выставки, вернисажи и фестивали, пользующиеся популярностью у населения. Наряду с известными мастерами возможность принять участие в новых направлениях культурной жизни получили молодые российские художники, скульпторы, архитекторы и дизайнеры. Начали издаваться новые художественные журналы, знакомящие российскую общественность с современными тенденциями в искусстве.
Впервые за многие годы значительные средства вкладываются в реставрацию памятников культуры. Были полностью отреставрированы Государственная Третьяковская галерея, Государственный Исторический музей и московский Цирк на Цветном бульваре.
Слайд 81Вывод: за период 1986 – 1999 гг., мы можем пронаблюдать
весьма сильную динимику в отношении как процессов происходящих внутри русского
общества, так и внешне-политических процессов. Эта динамика несла по факту больше разрушительный характер, хотя в планах она представлялась положительным явлением. В итоге мы можем наблюдать, такое явление, как желание правительства преподнести, что-то новое и отличное, а по факту в итоге мы видим отрицательное воздействие на все сферы общества.
Слайд 82Библиография
1. Глазычев В.Л. Постмодерн в аспекте социологии. Концепция нового эклектизма //
Декоративное искусство СССР.– 1983.– № 1.– С. 30-39.
2. Дженкс Ч. Новая
парадигма в архитектуре / 2005. - Режим доступа:
http://city-2.narod.ru/ae/ ad37.html.
3. Добрицына И.А. Нелинейная парадигма в архитектуре 90-х годов ХХ века // Вопросы теории архитектуры. Архитектурное сознание ХХ-ХХI веков: разломы и переходы / Сб. науч. трудов под ред. И.А.Азизян.– М.: Научная книга, 2001.– С. 146-206.
4. Иконников А.В. Архитектурная наука и проблема ее развития // Архитектура СССР.– 1973.– № 9.– С. 39-41.
5. Раппапорт А.Г. Стархитектор / 2005.– Режим доступа:
http://www.architektor.ru/ai/rappaport. htm.
6. Хайт В.Л. Образные традиции городской среды и тенденции архитектурного стилеобразования рубежа XX века // Об архитектуре, ее истории и проблемах: сб. науч. статей / В.Л.Хайт.– М.: УРСС, 2003.– С. 400-408.
7. Хан-Магомедов С.О. Новаторские поиски и стилизация в «национальном духе» // Декоративное искусство СССР.– 1970.– № 8.– С. 8-13.