Слайд 1Проблема смысла человеческой жизни.
Будущее, перспективы человека.
Выполнили: Герасина Екатерина, Суворова
Дарья, Макарова Валерия, Колосунина Ева.
Слайд 2 Смысл жизни – неотъемлемое условие самореализации личности, которое
невозможно без построения, хотя бы даже только в сознании, своего
жизненного пути во исполнение сокровенных целей и жизненных ценностей. Вне такого смысла мотивация конкретных поступков теряет не только цель, но и источник, живую энергию поступков и даже каждодневной активности.
Проблема смысла жизни
В жизни человека есть периоды, в которые он испытывает острую потребность в явной формулировке представления о смысле собственного существования. Это важнейшие периоды созревания и развития личности.
Можно выделить три смысложизненных кризиса:
в молодости – формирование перспективы (смерти нет)
в старости – формирование ретроспективы существования и его оправдание (личностное отношение к смерти).
в зрелости – осмысление настоящего (смерть возможна вообще)
Слайд 3
Смысл жизни - является одной из фундаментальных философских
проблем, содержание которой заключается в понимании конечной цели существования человека,
определение его места в природе как биологического вида и предназначения как социального существа.
Вопрос о смысле жизни также может пониматься как субъективная оценка прожитой жизни и соответствия достигнутых результатов первоначальным намерениям, как понимание человеком сущности самой жизни, как определение способности и возможности человека влиять на окружающий его мир.
Проблема смысла жизни - вечный вопрос, на который человечество будет искать ответ на протяжении всего своего существования.
Слайд 4Анализ философских школ и направлений позволяет выделить основные подходы к
пониманию смысла жизни в истории философии:
1) нет никакого
смысла, либо он не доступен человеческому познанию;
2) смысл жизни заключается в самой жизни;
3) смысл жизни в том, чтобы построить дом, посадить дерево, вырастить детей и т.д.;
4) есть только земное счастье и надо стремиться получить его как можно больше, т.к. абсолютного смысла жизни нет;
5) смысл жизни заключен в религиозном понимании мира как стремлении к посмертному существованию души.
Слайд 5 Человек, в отличие от животных, осознает конечность своего
бытия. Это порождает внутреннюю напряженность, страх, переоценку происходящего. В своем
желании понять смысл собственного бытия человек пытается обрести уверенность в том, что все было не зря, что его собственная жизнь – часть общей картины.
Слайд 6 Традиционные религии утверждают, что источник подлинного смысла жизни находится
за пределами повседневности. А атеисты, наоборот, настаивают на том, что
повседневность – это и есть единственная реальность, в которой и нужно искать смысл жизни. Смысл жизни индивидуален, потому что он относится к жизни уникальной личности, и смерть для каждого человека также уникальное событие.
Понимание смысла жизни не дается нам в готовом виде, оно является продуктом внутренней активности человека, в результате которой он определяет мотивы и цели своих действий и поступков. Невозможно научить смыслу жизни, он может быть найден только самостоятельно, путем самостоятельных решений и знаний.
Слайд 7 Философия рассматривает вопрос о смысле жизни с двух
разных позиций:
с точки зрения отдельного человека
человека как представителя человечества.
В первом случае смысл жизни – элемент уникальной духовной жизни индивида. Каждый человек определяет его сам в своих собственных размышлениях, опираясь на собственный опыт.
Во втором случае смысл жизни понимается как специфический способ существования человеческого рода. В этом случае содержание смысла жизни является результатом эволюции человечества, развития процесса мышления и формирования человеческого сознания.
Слайд 8Религиозная философия связывает смысл человеческой жизни с созерцанием и воплощением
божественного начала в человеке, со стремлением к сверхчеловеческому опыту.
Русский
религиозный философ С. Франк именно внутреннею духовную жизнь человека считал единственным бытием, имеющим смысл. Для того, чтобы человек открыл для себя смысл жизни, нужны два условия:
«во-первых, бытие Бога как абсолютной основы для силы добра, разума и вечности, как ручательства и торжества над силами зла, бессмыслия и тленности и, во-вторых, возможности для меня лично, в моей слабой и краткой жизни, приобщения к Богу» - писал С. Франк.
Слайд 9
Стремление «быть», на наш взгляд, в большей степени соответствует духовным
возможностям и потребностям человека, его истинной сущности.
В современной философской литературе
различают две направления в обретении индивидом смысла жизни: «быть» или «иметь».
Стремление «иметь» формируется в далеком прошлом человечества, где данное требование было необходимым условием выживания. Подобный подход существует и в настоящем мире, но он не должен стать самоцелью, т.к. в этом случае мы наблюдаем лишь стремление к обогащению, уничтожающее все лучшие человеческие качества. З. Фрейд отмечал, что такой тип личности и общество, в котором превалирует данный вид людей, является больным.
Стремление «быть» предполагает отказ от эгоизма и эгоцентризма, желание реализовать природные и социальные возможности человека, духовное развитие, проявление «человеческого» в человеке. Благодаря этой установке человек раскрывает и развивает свои способности, обогащая окружающий мир и утверждаясь как полезное и необходимое звено социального мира.
Слайд 10Понимание смысла жизни не дается от рождения. Г. Фихте подчеркивал:
«...только человек изначально — ничто... Тем, чем он должен быть,
он должен сделаться... и сделаться сам собой, своей свободой, я могу быть только тем, чем я себя сделаю сам» .
Слайд 11 Каждому человеку доступен смысл жизни, он не зависит
от пола, возраста, интеллекта, образования, характера человека, от ее среды
жизни и религиозных убеждений. Каждый человек может и должен познать смысл своего существования, смысл своей жизни. При этом смысл жизни не субъективен, человек не придумывает и не изобретает его, а находит в мире, в окружающей его объективной действительности. Реализуя смысл своей жизни, человек реализует самого себя. Самым важным является умение определять истинные цели, не давая себя запутать ложными целями и выбором, ведущими к деградации и разрушению как отдельной личности, так и общества в целом.
Слайд 12 Наша современная жизнь предлагает человеку множество возможностей для
выбора. Иногда весь этот выбор сводится лишь к удовлетворению материальных
потребностей человека. Именно поэтому, оценивая состояние современного общества, его часто характеризуют как «общество потребительства». Но жизнь в погоне за удовольствиями, в стремлении удовлетворить свои прихоти, получить максимум удовольствия в тех формах, которая сегодня заявлены как престижные, модные не может быть осмысленной и полноценной. В этом случае человек стремиться соответствовать навязанным ему чужим стандартам и проживает жизнь, следуя не своим, а чужим целям и интересам.
Слайд 13Человек рождается для того, чтобы жить. Жизнь является бесценной, т.к.
дается нам только раз, и очень важно прожить ее, осуществляя
свой собственный выбор, реализуя собственные возможности, круг которых определяется внутренним миром самого индивида как полноценной личности. Обретя смысл своей жизни, человек получает право на свою собственную жизнь. Каждый человек способен и должен сам управляет своей жизнью, осуществлять свой собственный выбор, понимая при этом, что отвечать за последствия этого выбора он также должен сам.
Слайд 14Будущее, перспективы человека
Проблема будущего всегда была в центре
внимания философов различных школ и направлений. Оценки настоящего, а в
особенности будущего, варьируются от крайнего пессимизма до абсолютного оптимизма. Многообразие мнений, моделей и прогнозов отражает ту сложную проблемную ситуацию, те реальные условия, в которых находится сегодня общество и человек, ситуацию, в которой общество должно доказать наличие гуманистического потенциала, а человек проверяется на право действительно называться Человеком.
Слайд 15Своеобразие человеческой жизни заключается в том, что «мир человека» охватывает
две относительно автономные, хотя и связанные между собой сферы:
1)
внешний материальный мир - природа, общество, другие люди,- в который индивид причинно включён в качестве элемента природного и социального целого;
2) внутренний личностный мир индивида, самоценный микрокосм. Не случайно, философия различает человека как субъекта, носителя целенаправленной деятельности и человека как страдающего, переживающего существа, экзистенция которого имеет самостоятельную ценность.
Слайд 16 Экзистенциалисты пришли к выводу, что кризисная ситуация современной
истории показала неустойчивость, хрупкость, конечность существования не только отдельной личности,
но и всего человечества. Будущее человечества озарено сознанием собственного несовершенства.
Немецкий философ-экзистенциалист К. Ясперс, прямо заявил, что человек стоит перед альтернативой: либо гибель всего человечества, либо коренное изменение человека. Человек уже не может распоряжаться ни самим собой, ни своей судьбой - он марионетка в руках могучих сил, которые поступают с ним как им заблагорассудится.
Трагедия человеческой жизни заключается в том, что будущее человека неразрывно связанно с будущим общества в котором он живёт. Жизнь человека, по мнению экзистенциализма, должна быть абсурдной, ибо только абсурдный бунт, бунт, лишённый логики позволяет личности смело смотреть на события, которые происходят вокруг него.
Слайд 17 Противоположную точку зрения занимает представитель биологической разновидности философской
антропологии Тейяр де Шарден.
Согласно его учению, человек воплощает в себе развитие мира, являясь осью и вершиной эволюции. Будущее человека представляется философу как безостановочное преобразование биологии, психики и генетики Человека. Человечество находится только в начале пути восхождения к «самым радужным, многоцветным пластам жизни».
Если для концепций биологизаторства проблема будущего не является основной, ибо они анализируют внутренний мир человека, богатство его переживаний с точки зрения настоящего, «пребывания в определённом месте пространства и времени», то концепции социологизаторства выдвигают проблему будущего человечества на одно из первых мест.
Слайд 18 Решение проблемы войны и мира, охраны окружающей среды,
принимаемые государствами меры по предотвращению экологических кризисов, приоритет общечеловеческих ценностей
дают возможность социальной философии сделать вывод, что человечество как род будет сохранено. В связи с этим мы должны быть предельно осторожными, стремясь решать только те вопросы которые не терпят отлагательства, и воздерживаясь от всего, что может принести вред будущему. Необходимо отказаться от социальных утопий и технократических иллюзий, которые мешают реально оценивать размеры надвигающихся кризисов, их последствия.
Слайд 19 Общество само решает, быть ему человечным или тоталитарным.
Внедрение в социальную практику такого понимания развития, в котором заранее
определяются и «этапы» и «конечная цель», не могло достигнуть положительного результата, поскольку не учитывались возможности и желания самого человека.
Социальное предвидение должно быть ориентированно не только на степень осуществления человеком своих функций как элемента социальной структуры, главной производительной силы общества, но и уровень учёта обществом потребностей и логики развития индивидуального бытия, ориентированного не столько на «иметь», сколько на то, чтобы «быть».
Слайд 20Признание обществом ценности каждого отдельного человека, позволяет действительно сконцентрировать внимание
на гармоничное развитие системы «человек - общество - мир», при
котором явно обнаруживается значимость для отдельной личности таких явлений, как: демократия, свобода, благо, справедливость, здоровье и т.д.