Слайд 1Проблема: «Я что-то написал, не знаю, что это за жанр…»
Когда
и что писать: формат, жанр, критерии отбора новости из информационного
потока.
Слайд 2У меня есть тема, что дальше?
Понять, кому она интересна
Оценить, скоропортящаяся
она или «нетленка»
Определиться, какая ваша конечная цель: проинформировать, проанализировать, поделиться
своими мыслями, остановить прекрасное мгновенье, развлечь
Слайд 3Если тема скоропортящаяся, то ваши жанры:
Хроника
Анонс
Жесткая новость (кратная информация)
Мягкая новость
(заметка)
Репортаж
Блиц-интервью
Слайд 4Если тема острая, социальная и эксклюзивная, то ваши жанры:
Аналитическая статья
Журналистское
расследование
Проблемный репортаж
Расширенная корреспонденция
Реплика
Слайд 5Если тема личная, а творческий метод наблюдение и рассуждение, то
ваши жанры:
Авторская колонка
Мнение
Комментарий
Эссе
Фельетон
Слайд 6Если в центре вашей истории неординарный и интересный человек, то
ваши жанры:
Очерк
Портретное интервью
Портретная зарисовка
Рецензия на творчество
Слайд 7Как об этом писать?
О новостях – беспристрастно
О наболевшем – остро
и компетентно
О личном – проникновенно
О событии, внутри которого вы находитесь,
- динамично и ярко
О личности – интересно и небанально
О невыразимом – в стихах и художественной прозе
Слайд 8Как отделить новость от факта?
10 критериев отбора новостей
Актуальность
(свежесть) Когда
новость может выйти со словом сегодня или вчера. Не обязательно
очень громкая, но вот-вот произошедшая.
Пример такой новости?
Слайд 910 критериев отбора новостей:
Важность
Важная новость – громкая новость. Из важных
и актуальных новостей формируется основная повестка дня. Даже если она
не очень интересна (выборы, визит на высоком уровне) о важном событии журналисты не могут промолчать.
Пример?
Слайд 1010 критериев отбора новостей:
Необычность
В ее основе - события, выходящие за
рамки привычных шаблонов восприятия. Часто бывают курьезными. Например, человек укусил
собаку и хозяин подал в суд. Или домохозяйка в Канаде дала в нос медведю, когда тот пытался съесть ее собачку.
Примеры?
Слайд 1110 критериев отбора новостей:
Эксклюзивность
Когда новость добыли только вы, и
еще никто об этом не написал. Например, ваш знакомый изобрел
что-то, о чем еще никто не знает. Скажем, лазер для борьбы с сугробами. Или вы первым узнали о том, о чем люди не догадываются рассказать СМИ. Или источник решил рассказать об этом только вашему СМИ.
Пример?
Слайд 1210 критериев отбора новостей:
Персоницифицированность
Любое событие, связанное с публичным человеком, раскрученной
медиаперсоной.
Если человек известен – новость есть Если человек рядовой
– это не новость
Пример?
Слайд 1310 критериев отбора новостей:
Интересность для аудитории
Зависит от степени приближения и
удаления места события от аудитории СМИ. Например, разбившийся самолет в
России или задымление свалки в районе Пулково нам важнее, чем землетрясение в Турции или наводнение в Таиланде. Точнее, нашей аудитории.
Примеры?
Слайд 1410 критериев отбора новостей:
Неизменность
Сезонные, постоянно фиксируемые, регулярно повторяющиеся информационные
поводы. Например, нарушение экологических норм, вырубка очередного парка, подорожание проезда
в ОТ, сбор первоклассника в школу и сколько это стоит и т.д.
Слайд 1510 критериев отбора новостей:
Серийность (или сериальность).
Увлекательная история. Продолжение ранее рассказанной
новости. Чаще всего ставится в рубрику «возвращаясь к напечатанному». Ситуация
может развиваться годами и обрастать все новыми и новыми событиями.
Примеры?
Слайд 1610 критериев отбора новостей:
Ранее неизвестные подробности бывшей громкой новости, меняющий
восприятие события.
Когда новые подробности, добытые журналистом по теме, в
корне сложившуюся раньше информационную картину случившегося.
Примеры?
Слайд 1710 критериев отбора новостей:
Эффективность предыдущего выступления
Новостью для СМИ может стать
принятое решение на основе критической статьи, письма читателя или журналистского
расследования. Когда очевидна эффективность журналистского выступления. Например, приказ об отмене вырубки сквера, за который боролись жители.
Примеры?