Слайд 1Проблемы исторической лексикологии
1.Предмет, задачи ИЛ
2.Лексика как наиболее подвижный языковой уровень
3.Общеславянский
лексический фонд
Слайд 2Историческая Лексикология
- лингвистическая дисциплина, изучающая историю формирования лексической системы языка.
Цель
курса: показать пути и основные закономерности развития словарного состава языка
от его начала до современного состояния (в письменные периоды)
Слайд 3Задачи ИЛ (по Ф.П.Филину):
Показать истоки словарного состава в дописьменную эпоху;
Выявить
лексические инновации в каждый период развития языка;
Показать отличия лексики РЯ
от лексики родственных соседей;
Дать ареальную характеристику лексическим единицам;
Выявить лексические процессы, происходящие в языке в письменный период
Слайд 4П.Я. Черных:
Главная задача ИЛ заключается в том, чтобы
-выяснить, как
происходило развитие лексических средств РЯ …
-установить, с чего это
развитие началось, как протека-ло, какие этапы прошло…
-объяснить, почему одни слова сохранились без каких-л. заметных изменений их внешней формы или их значения, другие изменились и в том и в др. отноше-нии…
-изучить внутренние закономерности развития соварно-го состава в связи с историей общества
Слайд 5→ сверхзадача курса:
Дать историю каждого слова: как, когда и почему
появляется слово в языке, как изменяется его семантика, как развивается
его деривационный потенциал
Слайд 6ИЛ – научная дисциплина
Филин Ф.П. Историческая лексикология русского языка. –
М., 1984.
Черных П.Я. Очерк русской исторической лексикологии: Древнерусский период. М.,
1956.
Гринкова Н.П. Вопросы исторической лексикологии.- Казань, 1982.
Виноградов В.В. История слов.- М., 1999.
Слайд 7учебники
Kiparsky V. Russische historische Grammatik. Bd.3: Entwicklung des Wortschatzes. Heidelberg,
1975
Еленски И. Лексикология русского языка. Велико Търново, 1980.
Слайд 8Ф.П.Филин о книге В.Кипарского:
Полезное справочное пособие, но это не история
русской лексики, а только заготовки к ней. Развитие словарного состава,
весьма сложное и противоречивое, в алфавитный порядок не укладывается и является предметом описания совсем другого жанра исследования
Слайд 92. Лексика как наиболее подвижный языковой уровень
Изучение языка построено на
признании двух идей: его системности и социальности
→ словарь быстрее
и непосредственнее других языковых уровней реагирует на изменения во всех сферах общественной жизни (быте, производстве, культуре, науке, политике…)
Слайд 10Принятие Христианства обусловило:
приток заимствованной лексики (монах, библия, Пасха, старославянизмы);
переосмысление исконной
лексики (бог-грех, истукан, кумир);
утрату ряда слов, связанных с язычеством (капь,
капище, кумирня);
смену именника восточных славян (Третьяк, Утеха, Калина – Иван,Марья)
Слайд 11Изменения в ТГ «Названия месяцев»
Просинец - январь
Сечень – февраль
Сухый –
март
Березозол – апрель
Травень - май
Слайд 13Приоритетность свидетельства
Послухъ →
свhдhтель →
свидетель
Слайд 14Ж.Вандриес
Словарь – это непрерывный кругооборот приобретаемых и утрачиваемых слов (1937)
Слайд 153.Общеславянский лексический фонд
Это устойчивая, но в то же время развивающаяся
лексико-семантическая основа языка
ОЛФ: 1.Слова, известные сегодня большинству славянских языков; 2.Слова,
возникшие в бытность праславянского яз. (в о.-с. период)
Слайд 16Распространение в современных славянских языках
Слайд 17примеры
1)вода, река, беседа,бить, белый,метать
2)блоха, долбить, дума, жеравь, зобать
3)баба-яга, балагурить, селезень,
ковш, сизый, врач, дешевый, семья, 90, 40
6)пир, смотреть, соты, каравай
7)доля,
брезговать
Слайд 18Не менее ¼ основного словарного фонда. ТГ:
Мать, отец, тесть, отчим,
сын, дед, сноха, тетя, зять;
Бок, ус, рука, голова, чело, борода,
сердце;
День, век, сутки, зима, лето, вечер, утро;
Бук, дуб, морковь, ива, липа, береза, корень;
Бык, вол, овца, волк, пес, гусь, мышь;
Буря, звезда, снег, берег, озеро, земля;
Вилы, мыло, пила, долото, плот, серп, коса, молот;
Слайд 19Др. части речи
Лечь, сидеть, быть, дать, мыть, пить, расти;
Добрый, злой,
белый, новый, глупый, острый, правый;
Я, ты, мой, наш, себе, кто,
какой;
1-10, 100, 1000
К, в, под, с, за, над
Слайд 20классификации
по распространенности в слав. языках;
по ТГ;
по происхождению
1)индоевропейское наследие;
2)праславянские
новообразования;
3)ранние заимствования
Слайд 21Сложность разграничения этих разрядов в связи с бесписьменностью!
1)*и.-е.: небо –
во всех слав.яз. +
греч. ηεφοσ – туман, туча;
лат.
nebula – туман;
санскр. nabhas – облако, небо;
нем. Nebel – туман
// дом, мед, семя, огонь, город, ухо, зуб, сон, слово, первый, шить, плести
Слайд 222)Новообразования общеславянского периода
Грива → гривна, волк → волчица, дочь →–
дочка
*ăt-/ŏt- (лат. atta, греч. αττα – отец) →
отьць, безотьнъ
– сирота
*pъt-/pьt-: др.пъта, пътъка; чеш.ptače,-ek; польск.ptasi, ptaszek, ptaszyna;
болг. птичица
Слайд 233)Заимствования в составе ОЛФ
(В.Кипарский говорит о 55
словах)
германизмы (чадо < Kind, крест, полк, изба, искусный, купить, князь,
витязь, вира);
иранизмы (топор, баран, собака, каган, хороший);
тюркизмы (сабля)
латинизмы: поганый, вино, мастер, кот
финск. ларь