Разделы презентаций


Проблемы исторической лексикологии

Содержание

Историческая Лексикология- лингвистическая дисциплина, изучающая историю формирования лексической системы языка.Цель курса: показать пути и основные закономерности развития словарного состава языка от его начала до современного состояния (в письменные периоды)

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Проблемы исторической лексикологии
1.Предмет, задачи ИЛ
2.Лексика как наиболее подвижный языковой уровень
3.Общеславянский

лексический фонд

Проблемы исторической лексикологии1.Предмет, задачи ИЛ2.Лексика как наиболее подвижный языковой уровень3.Общеславянский лексический фонд

Слайд 2Историческая Лексикология
- лингвистическая дисциплина, изучающая историю формирования лексической системы языка.
Цель

курса: показать пути и основные закономерности развития словарного состава языка

от его начала до современного состояния (в письменные периоды)
Историческая Лексикология- лингвистическая дисциплина, изучающая историю формирования лексической системы языка.Цель курса: показать пути и основные закономерности развития

Слайд 3Задачи ИЛ (по Ф.П.Филину):
Показать истоки словарного состава в дописьменную эпоху;
Выявить

лексические инновации в каждый период развития языка;
Показать отличия лексики РЯ

от лексики родственных соседей;
Дать ареальную характеристику лексическим единицам;
Выявить лексические процессы, происходящие в языке в письменный период
Задачи ИЛ (по Ф.П.Филину):Показать истоки словарного состава в дописьменную эпоху;Выявить лексические инновации в каждый период развития языка;Показать

Слайд 4П.Я. Черных:
Главная задача ИЛ заключается в том, чтобы
-выяснить, как

происходило развитие лексических средств РЯ …
-установить, с чего это

развитие началось, как протека-ло, какие этапы прошло…
-объяснить, почему одни слова сохранились без каких-л. заметных изменений их внешней формы или их значения, другие изменились и в том и в др. отноше-нии…
-изучить внутренние закономерности развития соварно-го состава в связи с историей общества
П.Я. Черных:Главная задача ИЛ заключается в том, чтобы -выяснить, как происходило развитие лексических средств РЯ … -установить,

Слайд 5→ сверхзадача курса:
Дать историю каждого слова: как, когда и почему

появляется слово в языке, как изменяется его семантика, как развивается

его деривационный потенциал
→ сверхзадача курса:Дать историю каждого слова: как, когда и почему появляется слово в языке, как изменяется его

Слайд 6ИЛ – научная дисциплина
Филин Ф.П. Историческая лексикология русского языка. –

М., 1984.
Черных П.Я. Очерк русской исторической лексикологии: Древнерусский период. М.,

1956.
Гринкова Н.П. Вопросы исторической лексикологии.- Казань, 1982.
Виноградов В.В. История слов.- М., 1999.

ИЛ – научная дисциплинаФилин Ф.П. Историческая лексикология русского языка. – М., 1984.Черных П.Я. Очерк русской исторической лексикологии:

Слайд 7учебники
Kiparsky V. Russische historische Grammatik. Bd.3: Entwicklung des Wortschatzes. Heidelberg,

1975
Еленски И. Лексикология русского языка. Велико Търново, 1980.

учебникиKiparsky V. Russische historische Grammatik. Bd.3: Entwicklung des Wortschatzes. Heidelberg, 1975Еленски И. Лексикология русского языка. Велико Търново,

Слайд 8Ф.П.Филин о книге В.Кипарского:
Полезное справочное пособие, но это не история

русской лексики, а только заготовки к ней. Развитие словарного состава,

весьма сложное и противоречивое, в алфавитный порядок не укладывается и является предметом описания совсем другого жанра исследования
Ф.П.Филин о книге В.Кипарского:Полезное справочное пособие, но это не история русской лексики, а только заготовки к ней.

Слайд 92. Лексика как наиболее подвижный языковой уровень
Изучение языка построено на

признании двух идей: его системности и социальности
→ словарь быстрее

и непосредственнее других языковых уровней реагирует на изменения во всех сферах общественной жизни (быте, производстве, культуре, науке, политике…)
2. Лексика как наиболее подвижный языковой уровеньИзучение языка построено на признании двух идей: его системности и социальности

Слайд 10Принятие Христианства обусловило:
приток заимствованной лексики (монах, библия, Пасха, старославянизмы);
переосмысление исконной

лексики (бог-грех, истукан, кумир);
утрату ряда слов, связанных с язычеством (капь,

капище, кумирня);
смену именника восточных славян (Третьяк, Утеха, Калина – Иван,Марья)
Принятие Христианства обусловило:приток заимствованной лексики (монах, библия, Пасха, старославянизмы);переосмысление исконной лексики (бог-грех, истукан, кумир);утрату ряда слов, связанных

Слайд 11Изменения в ТГ «Названия месяцев»
Просинец - январь
Сечень – февраль
Сухый –

март
Березозол – апрель
Травень - май

Изменения в ТГ «Названия месяцев»Просинец - январьСечень – февральСухый – мартБерезозол – апрельТравень - май

Слайд 12*и.е.gi-

*и.е.gi-

Слайд 13Приоритетность свидетельства
Послухъ →
свhдhтель →
свидетель

Приоритетность свидетельстваПослухъ → 			свhдhтель →					свидетель

Слайд 14Ж.Вандриес
Словарь – это непрерывный кругооборот приобретаемых и утрачиваемых слов (1937)

Ж.ВандриесСловарь – это непрерывный кругооборот приобретаемых и утрачиваемых слов (1937)

Слайд 153.Общеславянский лексический фонд
Это устойчивая, но в то же время развивающаяся

лексико-семантическая основа языка

ОЛФ: 1.Слова, известные сегодня большинству славянских языков; 2.Слова,

возникшие в бытность праславянского яз. (в о.-с. период)
3.Общеславянский лексический фондЭто устойчивая, но в то же время развивающаяся лексико-семантическая основа языкаОЛФ: 1.Слова, известные сегодня большинству

Слайд 16Распространение в современных славянских языках

Распространение в современных славянских языках

Слайд 17примеры
1)вода, река, беседа,бить, белый,метать
2)блоха, долбить, дума, жеравь, зобать
3)баба-яга, балагурить, селезень,

ковш, сизый, врач, дешевый, семья, 90, 40
6)пир, смотреть, соты, каравай
7)доля,

брезговать

примеры1)вода, река, беседа,бить, белый,метать2)блоха, долбить, дума, жеравь, зобать3)баба-яга, балагурить, селезень, ковш, сизый, врач, дешевый, семья, 90, 406)пир,

Слайд 18Не менее ¼ основного словарного фонда. ТГ:
Мать, отец, тесть, отчим,

сын, дед, сноха, тетя, зять;
Бок, ус, рука, голова, чело, борода,

сердце;
День, век, сутки, зима, лето, вечер, утро;
Бук, дуб, морковь, ива, липа, береза, корень;
Бык, вол, овца, волк, пес, гусь, мышь;
Буря, звезда, снег, берег, озеро, земля;
Вилы, мыло, пила, долото, плот, серп, коса, молот;




Не менее ¼ основного словарного фонда. ТГ:Мать, отец, тесть, отчим, сын, дед, сноха, тетя, зять;Бок, ус, рука,

Слайд 19Др. части речи
Лечь, сидеть, быть, дать, мыть, пить, расти;
Добрый, злой,

белый, новый, глупый, острый, правый;
Я, ты, мой, наш, себе, кто,

какой;
1-10, 100, 1000
К, в, под, с, за, над
Др. части речиЛечь, сидеть, быть, дать, мыть, пить, расти;Добрый, злой, белый, новый, глупый, острый, правый;Я, ты, мой,

Слайд 20классификации
по распространенности в слав. языках;
по ТГ;
по происхождению
1)индоевропейское наследие;
2)праславянские

новообразования;
3)ранние заимствования

классификациипо распространенности в слав. языках;по ТГ;по происхождению 1)индоевропейское наследие; 2)праславянские новообразования; 3)ранние заимствования

Слайд 21Сложность разграничения этих разрядов в связи с бесписьменностью!
1)*и.-е.: небо –

во всех слав.яз. +
греч. ηεφοσ – туман, туча;
лат.

nebula – туман;
санскр. nabhas – облако, небо;
нем. Nebel – туман
// дом, мед, семя, огонь, город, ухо, зуб, сон, слово, первый, шить, плести
Сложность разграничения этих разрядов в связи с бесписьменностью!1)*и.-е.: небо – во всех слав.яз. + греч. ηεφοσ –

Слайд 222)Новообразования общеславянского периода
Грива → гривна, волк → волчица, дочь →–

дочка
*ăt-/ŏt- (лат. atta, греч. αττα – отец) →
отьць, безотьнъ

– сирота

*pъt-/pьt-: др.пъта, пътъка; чеш.ptače,-ek; польск.ptasi, ptaszek, ptaszyna;
болг. птичица
2)Новообразования общеславянского периодаГрива → гривна, волк → волчица, дочь →– дочка*ăt-/ŏt- (лат. atta, греч. αττα – отец)

Слайд 233)Заимствования в составе ОЛФ
(В.Кипарский говорит о 55

словах)
германизмы (чадо < Kind, крест, полк, изба, искусный, купить, князь,

витязь, вира);
иранизмы (топор, баран, собака, каган, хороший);
тюркизмы (сабля)
латинизмы: поганый, вино, мастер, кот
финск. ларь
3)Заимствования в составе ОЛФ   (В.Кипарский говорит о 55 словах)германизмы (чадо < Kind, крест, полк, изба,

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика