Слайд 1Проблемы ребёнка и его семьи. Основные подходы и технологии их
решения в современной России
Н.Хананашвили, Москва
Слайд 2В ПРОБЛЕМАХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ОТЦОВ И ДЕТЕЙ ВСЕГДА ВИНОВАТЫ «ОТЦЫ»
Размышляя над
творчеством И.С.Тургенева
Слайд 3КЛЮЧЕВОЙ и ВАЖНЕЙШИЙ ИНСТИТУТ ДЛЯ РЕБЁНКА – СЕМЬЯ
ОДНАКО
Слайд 4Лестница «прав-обязанностей»
Родитель
Ребёнок
Права
Обязанности
Местное сообщество
Регион
Государство
Направленность и размер векторов меняется в течение жизни
родителей и ребёнка (взросление-старение)
Слайд 5Приоритет родительской ответственности за ребёнка не означает правильности «наказания», как
инструмента влияния на ситуацию
Слайд 6СИМПТОМЫ
НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ
Закрытость ребёнка от общения
прекращение посещения учебного заведения
употребление психоактивных веществ (алкоголь,
наркотики)
уход из семьи
совершение правонарушения (преступления)
Слайд 7ПРИЧИНЫ ПРОБЛЕМ РЕБЁНКА
Проблемы социализации личности (отсутствие, ослабление, дефектность, потеря социальных
навыков + слабая способность помочь – от окружения и общества)
Нарушение
прав ребенка (дефицит правовой и шире, гуманитарной культуры)
Свойства (дефекты) политики
Слайд 8ТРИ БАЗОВЫХ ДЕФЕКТА РЕАГИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ на ПРОБЛЕМЫ в СЕМЬЕ и
у РЕБЁНКА
Слабая чувствительность (запаздывающая реакция)
Репрессивное решение (в лучшем случае –
попытка реабилитации)
Семья (или ребёнок) – объект воздействия
Слайд 9ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ
Государственная монополия на оказание социальных услуг («удобство» администрирования, низкое
качество, высокая затратность, слабая вариативность)
Нормы вместо практик
Законы Паркинсона
Адресность по «заявительному»
принципу
Сметное финансирование (дефицит проектной культуры, результативность – по затраченным усилиям, объёму средств, количеству мероприятий и пр.)
Слайд 10ПРОЕКТНЫЕ РАЗРАБОТКИ НКО 1990-х – начала 2000-х гг.
Приюты-убежища для детей
и подростков (1989-1992, СПб, Москва)
Первые антинаркотические программы, группы АА и
АН (1987, Москва)
Разработки в области ювенальной юстиции (1997-2003)
Восстановительный подход
Работа с детьми улиц (1998-2001)
Пакет ювенальных технологий (1998-2007)
Слайд 11ПАКЕТ ЮВЕНАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ (1998-2001)
Ребёнок на улице
Ребёнок дома
Ребёнок в суде (альтернативы
наказанию)
Ребёнок в приюте-убежище
Ребёнок и работа КДНиЗП
Ребёнок в реабилитационных программах («Театр»,
«Верёвочный курс», «Низкопороговый клуб», др.)
Слайд 12РАБОТА со СЛУЧАЕМ (2005-2007)
Оценка Рисков и Возможностей (ОРВ)
Индивидуальная Программа Реабилитации
(ИПР)
Карта Социального Сопровождения (КСС)
Банк Реабилитационных Программ (БРП)
Слайд 13Перспективные Технологии работы с семьёй и в школе
ШСП и ТСП
– www.sprc.ru
Добровольчество и миротворчество
Общественно активные школы (ОАШ): http://oash.info
Технологии снижения
социального сиротства и рецидивности правонарушений
Слайд 14ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ РЕЗЕРВЫ
Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017гг., мониторинг
её реализации, выполнения КоПР (ОНК, обществ. палаты, советы, профильные СО
НКО)
Развитие и распространение технологий активного участия детей в принятии их касающихся решений (ШСП, ОАШ и др.)
Формирование и вовлечение родительского сообщества (ЦРК, УС и др.)
Продвижение правовой культуры и других элементов гуманитарной культуры
Широкий спектр исследований (пример – МЭН)
Слайд 15УЧАСТИЕ ИНСТИТУТОВ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА в РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ
Инновации – создание, продвижение
Оказание
социальных услуг (расширение спектра услуг и количества НКО в госреестре)
Общественный
контроль и правозащита
Просвещение
Коммуникация между государством, бизнесом и обществом
Взаимодействие на региональном и межрегиональном уровнях
Слайд 16Защитив и просвещая своих детей, Россия может обрести будущее.
Чем не
национальная идея?
Слайд 17СПАСИБО
mob. +7 (916) 130-23-60
www.nasbor.ru
hananashvili@mail.ru