Слайд 1Профессиональная «Я - концепция» специалиста социальной работы
Теория социальной работы
Слайд 2План лекции
Стадии профессионализма
Ролевой репертуар специалиста социальной работы
Профессиограмма специалиста социальной работы
Профессиональный
стандарт «Специалист по социальной работе»
Слайд 3Профессионализм в социальной работе
Слайд 4 Стадии профессионализма
(Э.Ф. Зеер)
1. «оптация»
2. «профессиональная подготовка»
3. «профессиональная адаптация»
4.
«профессионализация»
5. «профессиональное мастерство»
Слайд 51. Оптация
(лат. optatio —желание, избрание) —формирование личностных намерений, осознанный
выбор профессии с учетом индивидуально-психологических особенностей
Слайд 62. Профессиональная подготовка
формирование профессиональной направленности и системы профессиональных знаний, умений
и навыков, приобретение опыта теоретического и практического решения профессиональных ситуаций
и задач
Слайд 73. Профессиональная адаптация
вхождение в профессию, освоение новой социальной роли, профессиональное
самоопределение, формирование личностных и профессиональных качеств, опыт самостоятельного выполнения профессиональной
деятельности
Слайд 8Виды адаптации
Наставничество
Супервизорство
Стажировка
Инструктирование
Слайд 94. Профессионализация
формирование профессиональной позиции, интеграция личностных и профессионально важных качеств
и умений в относительно устойчивые профессионально значимые образования, квалифицированное выполнение
профессиональной деятельности
Слайд 105. Профессиональное мастерство
полная реализация, самоосуществление личности в профессиональной деятельности на
основе подвижных интегральных психологических новообразований.
Слайд 11РОЛЕВОЙ РЕПЕРТУАР СПЕЦИАЛИСТА СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
Слайд 12Профессиональные роли
по месту работы (социальная служба, психологическая консультация, отделы управления
и т.д.)
по характеру работы (с семьей, инвалидами, детьми, лицами
с наркологической или алкогольной зависимостью и т.д.)
по функциям, которые предстоит выполнять на работе.
Слайд 14Функции
диагностическая – изучает особенности семьи, группы людей, личности, степень и направленность
влияния на них микросреды и ставит "социальный диагноз";
прогностическая – прогнозирует развитие
событий, процессы, происходящие в семье, группе людей, обществе, и вырабатывает определенные модели социального поведения;
правозащитная – использует законы и правовые акты, направленные на оказание помощи и поддержку населения, его защиту;
Слайд 15организационная – способствует организации социальных служб на предприятиях и по месту
жительства, привлекает к их работе общественность и направляет их деятельность
на оказание различных видов помощи и социальных услуг населению;
предупредительно-профилактическая – приводит в действие различные механизмы (юридические, психологические, медицинские, педагогические и др.) предупреждения и преодоления негативных явлений, организует оказание помощи нуждающимся;
Слайд 16социально-медицинская – организует работу по профилактике заболеваний, способствует овладению основами оказания
первой медицинской помощи, содействует подготовке молодежи к семейной жизни, развивает
трудотерапию и т.д.;
социально-педагогическая – выявляет интересы и потребности людей в разных видах деятельности (культурно-досуговой, спортивно-оздоровительной, художественного творчества) и привлекает к работе с ними различные учреждения, общества, творческие союзы и т.д.;
психологическая – консультирует по вопросам межличностных отношений, способствует социальной адаптации личности, оказывает помощь в социальной реабилитации всем нуждающимся;
Слайд 17социально-бытовая – способствует в оказании необходимой помощи и поддержки различным категориям
населения (инвалидам, людям пожилого возраста, молодым семьям и т.д.) в
улучшении их быта, жилищных условий;
коммуникативная – устанавливает контакт с нуждающимися, организует обмен информацией, разрабатывает единую стратегию взаимодействия, восприятия и понимания другого человека.
Слайд 18Профессиональные роли специалиста с.р.
Профессор Зимняя И.А., ссылаясь на зарубежных авторов,
приводит 13 профессиональных ролей, содержание которых описывается через функционал:
Слайд 19«Определитель клиента» (OutreachWorker)
Социальный работник, который устанавливает людей, группы людей, испытывающих
трудности (находящихся в кризисной ситуации) или находящихся в опасности быть
подвергнутыми некоторому насилию (находящихся в состоянии риска). Задачей этого социального работника является установление факторов окружения, создающих проблемы.
Слайд 20Брокер (Broker)
социальный работник, направляющий людей в существующие службы, которые могут
быть им полезны, с целью дать возможность людям использовать систему
социальных служб и связать эти службы.
Слайд 21Посредник, «буфер» (Mediator)
социальный работник, который находится между двумя людьми, человеком
и группой или двумя группами, с тем чтобы помочь людям
преодолеть разногласия и продуктивно работать вместе.
Слайд 22Адвокат, защитник
(Advocate)
социальный работник, который борется за права и достоинство
людей, нуждающихся в этой помощи. Его деятельность включает борьбу за
обслуживание, помощь отдельным людям, группам, общностям, борьбу за изменение в законах или имеющейся практике с позиции целого класса людей и/или сегмента общества.
Слайд 23Оцениватель (Evaluator)
социальный работник, который собирает информацию; оценивает проблемы людей, групп,
сообществ; помогает принять решение для действия.
Слайд 24Мобилизатор (Mobilizer)
социальный работник, который собирает, приводит в движение, запускает, активизирует,
организует действия уже существующих или (после того, как их соберет)
новых групп для решения проблем. Мобилизация может выполняться и на индивидуальном уровне.
Слайд 25Учитель (Teacher)
социальный работник, который передает информацию и знания и помогает
людям развивать умения.
Слайд 26Корректор поведения (SaviorCharger)
социальный работник, который работает над тем, чтобы внести
изменения в поведенческие стереотипы, навыки и восприятия людей или групп.
Слайд 27Консультант (Consultant)
социальный работник, который действует совместно с другими работниками или
агентствами с целью помочь им усовершенствовать их умения в решении
проблем клиента.
Слайд 28Проектант сообществ (CommunityPlanner)
социальный работник, планирующий развитие программ деятельности сообществ.
Слайд 29Менеджер информации (Datamanager)
социальный работник, который собирает, классифицирует и анализирует данные
о социальной среде.
Слайд 30Администратор (Administrator)
социальный работник, который управляет агентством, учреждением, программой (проектом) или
социальной службой.
Слайд 31Практик (Caregwer)
социальный работник, который обеспечивает конкретную постепенную помощь, заботу (физическую,
бытовую, финансовую) либо в учреждении, либо на местах.
Слайд 32Профессиограмма специалиста социальной работы
Слайд 33Профе́ссиогра́мма
(от лат. Professio — специальность + Gramma — запись) — система признаков, описывающих
ту или иную профессию, а также включающая в себя перечень норм
и требований, предъявляемых этой профессией или специальностью к работнику.
Слайд 34Общая структура профессиограммы
1. Общие сведения о профессии (штатной должности, специальности)
2.
Условия деятельности
3. Содержание деятельности работника
4. Психограмма
5. Противопоказания к профессиональной деятельности
Слайд 35Домашнее задание к практическому занятию 06.12.2016 г.
Личностные, профессиональные качества специалиста
по социальной работе
Коммуникативная компетентность специалиста по социальной работе
Этические нормы и
принципы деятельности специалиста
Слайд 36Профессиональный стандарт
«Специалист по социальной работе»
Слайд 37Нормативно-правовое обеспечение
Национальный стандарт «Социальное обслуживание населения. Требования к персоналу учреждений
социального обслуживания. ГОСТ Р 52883-2007»
Приказ Минтруда России от 22.10.2013 №
571н «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист по социальной работе»
Слайд 38Профессиональный стандарт
характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной
деятельности.
Необходимость разработки и введения профессиональных стандартов определена Указом Президента
РФ № 597 от 7 мая 2012 г. «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики».
Слайд 39Сфера применения профессиональных стандартов
работодателями при формировании кадровой политики и в
управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, разработке должностных
инструкций;
образовательными организациями профессионального образования при разработке профессиональных образовательных программ
Слайд 40ПРОФСТАНДАРТ
Специалист по социальной работе
Основная цель профессиональной деятельности:
Оказание помощи отдельным гражданам
и социальным группам для предупреждения или преодоления трудной жизненной ситуации
посредством предоставления социальных услуг или мер социальной поддержки.
Слайд 42Требование к образованию
Высшее (бакалавриат, специалитет) или среднее профессиональное образование либо
профессиональная переподготовка в соответствии с профилем деятельности
Требование к опыту
-
Слайд 43Характеристика обобщенных трудовых функций
Слайд 44Выявление граждан, оказавшихся в т.ж.с.
Трудовые действия:
Организация первичного приема граждан
Осуществление первичной
проверки и анализа документов, свидетельствующих о проблемах граждан, обратившихся за
получением социальных услуг и мер социальной поддержки
Слайд 45Выявление недостающей информации и (или) информации, требующей дополнительной проверки
Осуществление сбора
и обработки дополнительной информации, свидетельствующей о проблемах гражданина, обратившегося за
предоставлением социальных услуг или мер социальной поддержки
Проведение диагностики трудной жизненной ситуации гражданина, установление ее причин и характера
Слайд 46Выявление и оценка индивидуальной потребности гражданина в различных видах и
формах социального обслуживания и социальной поддержки
Ведение необходимой документации в соответствии
с современными стандартными требованиями к отчетности, периодичности и качеству предоставления документации
Слайд 47Консультирование граждан, обратившихся в систему социальной защиты населения, о возможностях
предоставления им социального обслуживания и мер социальной поддержки
Консультирование граждан, обратившихся
в органы социальной защиты населения, относительно документов, необходимых для получения определенного вида социальных услуг и мер социальной поддержки
Слайд 48Ведение учета граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации и нуждающихся
в предоставлении им различных видов социальных услуг и социальной поддержки
Выявление
обстоятельств возникновения трудной жизненной ситуации путем организации обследований, мониторинга условий жизнедеятельности граждан по месту жительства (фактического пребывания), определения причин, способных привести их в положение, представляющее опасность для жизни и (или) здоровья
Слайд 49Необходимые умения
Осуществлять социальное консультирование
Проводить индивидуальный опрос граждан с целью выявления
их трудной жизненной ситуации
Анализировать устные и письменные обращения граждан в
организацию социальной защиты населения
Фиксировать полученную от гражданина информацию
Вносить полученную информацию в базы данных в соответствии с требованиями программного обеспечения
Слайд 50Устанавливать контакты с социальным окружением гражданина
Обобщать и систематизировать информацию, касающуюся
трудной жизненной ситуации и методов ее преодоления
Обеспечивать эффективное взаимодействие с
гражданами, оказавшимися в трудной жизненной ситуации
Хранить и обрабатывать персональные данные
Слайд 51Проявлять чуткость, вежливость, внимание, выдержку, предусмотрительность, терпение к гражданам и
учитывать их физическое и психологическое состояние
Работать с документами, составлять отчеты
по итогам выполнения деятельности
Использовать основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации, навыки работы с компьютером как средством управления информацией, в том числе в глобальных сетях
Слайд 52Необходимые знания
Нормативные правовые акты в сфере социальной защиты населения
Основные направления
политики социальной защиты населения
Типы и характеристики граждан-получателей социальных услуг
Типология проблем
граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации
Слайд 53Виды, структура и содержание документов, необходимых для оказания социальных услуг
Методы
диагностики трудной жизненной ситуации
Особенности социальной работы с разными лицами и
группами населения
Основы самоорганизации и самообразования специалистов по социальной работе
Требования к конфиденциальности личной информации
Слайд 54Другие характеристики
Быть ответственным и руководствоваться в работе принципами гуманности, справедливости,
объективности и доброжелательности
Соблюдать профессионально-этические требования к деятельности специалиста по социальной
работе
Слайд 55Определение объема, видов и форм социального обслуживания и мер социальной
поддержки, в которых нуждается гражданин для преодоления трудной жизненной ситуации
и предупреждения ее возникновения
Слайд 56Трудовые действия
Выбор технологий, видов и форм социального обслуживания, мер социальной
поддержки, необходимых для достижения конкретной цели
Согласование с гражданином цели оказания
социальных услуг и предоставления мер социальной поддержки
Слайд 57Выявление потенциала гражданина и его ближайшего окружения в решении проблем,
связанных с трудной жизненной ситуацией
Разработка и согласование с гражданином индивидуальной
программы предоставления социальных услуг и мер социальной поддержки
Планирование действий по достижению целей оказания социальных услуг и социальной поддержки гражданину
Слайд 58Обеспечение комплексного взаимодействия с другими специалистами, учреждениями, организациями и сообществами
по оказанию помощи в преодолении трудной жизненной ситуации гражданина и
мер по предупреждению ее ухудшения
Слайд 59Необходимые умения
Прогнозировать результаты оказания социальных услуг и социальной поддержки гражданину,
нуждающемуся в их получении
Обосновывать использование конкретных технологий социальной работы, видов
и форм социального обслуживания и мер социальной поддержки в отношении конкретного случая
Слайд 60Применять методы диагностики личности, способностей и склонностей, позволяющих актуализировать позицию
гражданина, обратившегося за получением услуг, и обеспечить реализацию самопомощи и
взаимопомощи
Взаимодействовать с другими специалистами, учреждениями, организациями и сообществами при оказании социальных услуг и мер социальной поддержки
Слайд 61Учитывать индивидуальные особенности гражданина, обратившегося за получением социальных услуг
Соотносить индивидуальную
программу социального обслуживания с его социальными ожиданиями и потребностями
Слайд 62Необходимые знания
Теория социальной работы
Технология социальной работы и условия их применения
Российский
и зарубежный опыт практической социальной работы
Основы проектирования, прогнозирования и моделирования
в социальной работе
Слайд 63Основы составления индивидуальной программы предоставления социальных услуг
Основные типы проблем, возникающих
у граждан - получателей социальных услуг
Основные формы и виды социального
обслуживания
Способы активизации личностных ресурсов и ресурсов социального окружения
Слайд 64Организация социального обслуживания и социальной поддержки граждан с учетом их
индивидуальной потребности
Трудовые действия
Организация помощи в оформлении документов, необходимых для
принятия на социальное обслуживание или оказания мер социальной поддержки
Слайд 65Организация оказания социально-бытовых, социально-медицинских, социально-психологических, социально-педагогических, социально-правовых и других услуг
Обеспечение
посредничества между гражданином, нуждающимся в предоставлении социальных услуг и различными
специалистами (учреждениями) с целью представления интересов гражданина и решения его социальных проблем
Слайд 66Организация межведомственного взаимодействия с целью реализации потребностей граждан в различных
видах социальных услуг
Консультирование по различным вопросам, связанным с предоставлением социальных
услуг и оказанием мер социальной поддержки
Организация профилактической работы по предупреждению появления и (или) развития трудной жизненной ситуации
Слайд 67Необходимые умения
Выявлять проблему гражданина, оценивать возможности ее решения с помощью
привлечения профильных специалистов (учреждений)
Оформлять документы
Направлять получателей социальных услуг в специализированные
социальные учреждения (подразделения) и/или к профильным специалистам
Слайд 68Использовать оптимальное сочетание различных форм и видов социального обслуживания, технологий
социальной реабилитации, адаптации, коррекции и др.
Обеспечивать комплексный подход в реализации
индивидуальной программы предоставления социальных услуг
Обеспечивать представление интересов получателей социальных услуг
Слайд 69Составлять социальный паспорт семьи и гражданина
Реализовывать услуги по социальному сопровождению
граждан
Организовывать проведение индивидуальных профилактических мероприятий с гражданами по месту жительства
Быть
готовым участвовать в пилотных проектах и использовать инновационные технологии социального обслуживания населения
Слайд 70Необходимые знания
Нормативно-правовые акты в сфере социальной защиты населения
Состав документов и
регламенты ведения документации
Система социальных служб и учреждений социального обслуживания
Цели, принципы
и основы организации социального посредничества между получателем социальных услуг и различными социальными институтами
Слайд 71Сфера профессиональной ответственности специалистов смежных профессий (психолог, социальный педагог, юрист,
дефектолог, реабилитолог и др.)
Экономические основы социальной работы
Правовые основы социальной работы
Психологические
и социально-педагогические основы социальной работы
Слайд 72Технология социальной работы
Теория социальной работы
Возрастная психология
Психология личности
и пр.