Слайд 1Луховицкий Муниципальный район Московской области
Слайд 2
МБОУ Дединовская школа - интернат среднего (полного) общего образования
село Дединово,
Совхозный переулок.д.1.
E-mail: dedschool@yandex.ru
Слайд 3Краткая историческая справка о школе
Муниципальное общеобразовательное учреждение Дединовская средняя
общеобразовательная школа расположена в селе, где был построен первый отечественный
морской корабль «Орёл», и от этого начинания, по выражению Петра Великого, «аки от доброго семени, пошло нынешнее дело морское». Именно на этом корабле здесь впервые был поднят государственный флаг России. Здесь же сооружался бот, названный впоследствии «Дедушкой русского флота» и ставший одной из знаковых реликвий Российского флота. В целом славное прошлое Дединова является прекрасным культурно-историческим фоном для обучения и воспитания детей и молодёжи.
Первая школа открылась в Дединове в 1854 году в здании, специально построенным для обучения крестьянских детей здешним помещиком А.Д.Толстым. После отмены крепостного права по инициативе и в значительной степени на средства местного сообщества в селе было учреждено ещё несколько учебных заведений, в том числе два двухклассных, два одноклассных училища, городское училище, преобразованное в высшую начальную школу, и др. Средняя школа начала действовать с 1937 года. В 1967 году для неё было построено новое здание.
Слайд 4Номинация: «Исследовательская работа
(авторская разработка)
Программа работы - с одарёнными детьми
«Звёздочка»
Слайд 5Над темой работали
Учитель физической культуры - Полковникова Елена Васильевна
Учащияся 9
класса – Герасимова Вера Юрьевна
Психолог - Малова Галина Петровна
Слайд 6Содержание
1.Оглавление.
2.Цель и задачи
3.Пояснительная записка
4.Классификация учащихся по видам одарённости, на развитие
которых направлена программа « Звёздочка»
5.Диагностика. Анкета "Как распознать одаренность"
Л.Г. Кузнецова, Л.П. Сверч
6.Ситуация (современное состояние, тенденции развития и проблемы)
7.Концептуальные основы. Общая стратегия решения проблемы
8. Основные цели и задачи программы
9. Формы работы с одаренными детьми
10. Критериальная база
11.Этапы и план реализации программы «Звёздочка»
12.План работы МБОУ Дединовская ШИС(П)ОО
13.Таблицы участия школы в спартакиаде школьников ЛМР
14.График роста уровня физической готовности учащихся МБОУ Дединовская ШИС(П)ОО
15.Портрет одарённого ребёнка
16. Анкетно-биографические сведения об одаренных детях(заполняется по образцу в течение учебного года
17.Фотосопровождение спортивных мероприятий участников МБОУ ШИС(П)ОО в спартакиаде школьников ЛМР
18.График роста успеваемости и развития одарённого ребёнка
19.Психодиагностические обследования среди учащихся (работа школьного психолога)
20.Система работы учителей начальных классов с одаренными детьми в урочной деятельности
21.Предметные олимпиады
22.Список литературы
Слайд 7«Если школьник с первого класса подготовлен к тому, что он
должен учиться создавать, придумывать, находить оригинальные решения, то формирование личности
будет проходить на основе обогащения ее
интеллектуального профиля… Обучая детей творческому мышлению, мы обогащаем их не только интеллектуально, но и личностно»
Р.Дж.Стернберг, Е.Григоренко
Цель:
выявление, обучение, развитие, воспитание и поддержка одаренных детей.
Задачи:
на этапе поступления в школу выявить уровень творческих и индивидуальных возможностей, личностные качества, а также интересы и способности ученика;
разработать систему диагностических исследований для определения интересов, способностей и наклонностей детей в период обучения в начальной школе;
определить и использовать при организации образовательного процесса методы и приемы, способствующие развитию возможностей самовыражения одаренных детей;
организовать мероприятия для повышения социального статуса талантливых и способных детей;
проводить уроки творчества для одаренных детей (мини-конференции, олимпиады, интеллектуальные игры, викторины, марафоны, дни творчества и науки, конкурсы знатоков, предметные КВН);
совместно с родителями поддерживать талантливого ребенка в реализации его интересов в школе и семье (тематические родительские собрания, круглые столы с участием детей,
лектории для родителей, спортивные мероприятия, концерты, праздники, посещение кружков и секций по способностям);
в конце учебного года проводить слет «Юные таланты».
Слайд 8
Программа «Одаренные дети» разрабатывается с учетом особенностей современной системы
образования, в соответствии с программой развития муниципального образовательного учреждения и
будет являться основой для работы с одаренными детьми. Она направлена на эффективное выявление и развитие интеллектуально-творческого потенциала личности каждого ребенка и помощь особо одаренным детям, обучающимся в массовой школе.
Программа содержит алгоритм действий педагогов, психолого-логопедической службы школы, администрации. При этом она допускает вариативный подход, не должна рассматриваться как догматическая конструкция.
Содержание материала сконструировано в соответствии с традиционной логикой рассмотрения сложных психолого-педагогических явлений. Первая базовая проблема – ситуация, сложившаяся в школе и образовательном пространстве района и области. Концептуальные основы дают общий ответ на вопросы, что такое детская одаренность и кого следует считать одаренным, на какие методологические принципы следует опираться при работе с одаренными детьми. Это позволяет создавать общую схему выявления детской одаренности в школе, начиная с начальных классов, и разрабатывать методический инструментарий для практического решения как психологических, так и педагогических задач. Это, прежде всего цели и содержание обучения, формы организации, методы и средства образовательной деятельности.
Слайд 9
Пояснительная записка
Способный, одаренный ученик – это высокий уровень каких-либо способностей
человека. Этих детей, как правило, не нужно заставлять учиться, они
сами ищут себе работу, чаще сложную, творческую.
Одаренность бывает художественной (музыкально-художественной), психомоторной (спортивная), академической (способность учиться), интеллектуальной (умение анализировать, мыслить), творческой (не шаблонное мышление).
Важнейшим направлением решения данной проблемы являются реализация специальных программ обучения, которые соответствовали бы потребностям и возможностям этой категории учащихся и могли бы обеспечить дальнейшее развитие одаренности.
Работу с одаренными детьми следует начинать с начальных классов в школе.
Все маленькие дети наделены с рождения определенными задатками и способностями. Однако не все они развиваются. Нераскрытые возможности постепенно угасают вследствие невостребованности. Процент одаренных (с точки зрения психологов) с годами резко снижается: если в девятилетнем возрасте их примерно 60-70%, то к 14 годам – 30-40%, а к 17 годам – 15-20%.
Поэтому учителя начальных классов должны создавать развивающую, творческую образовательную среду, способствующую раскрытию природных возможностей каждого ребенка, а учителя среднего и старшего звена дальше продолжать начатую работу по сохранению и развитию способностей учащихся.
Слайд 10Классификация учащихся по видам одарённости,
на развитие которых направлена программа
Анализируя
современные психолого-педагогические трактовки понятия
«
одаренность» были выделены следующие виды одаренности:
1
- общая интеллектуальная одаренность:
Альшевский Никита – прошёл программу за 1-2 класс и перешёл в 3 класс.
Стародуб Виталина – 3 класс.
Щавачина Ульяна - 3 класс.
Гарнова Христина - 8 «А» класс.
Жданкин Артём – 7 «Б» класс.
Ваничкина Арина – 5 «А» класс.
Камышанова Яна 10 класс.
Дятлова Светлана 5 «А» класс.
Герасимова Вера 9 класс.
Слайд 11Классификация учащихся по видам одарённости,
на развитие которых направлена программа:
2
творческая
одаренность:
Симакова Анастасия – 9 класс.
Тращинская Арина – 9 класс.
Зобова
Елена – 7 «А» класс.
Жукова Алёна -10 класс.
Герасимова Вера – 9 класс.
Маурцева Алина – 10 класс.
Загвоздкина Анастасия – 7 «А» класс.
Пряхина Диана – 5 «А» класс.
Стародуб Виталина – 3 класс
Слайд 12Классификация учащихся по видам одарённости,
на развитие которых направлена программа:
3
спортивная
одаренность:
Герасимова Вера – 9 класс.
Маурцева Алина – 10 класс.
Гириенко Иван
– 10 класс.
Крупина Дмитрий – 11 класс.
Кузнецов Максим – 8 «Б» класс
Гаврилин Сергей – 4 класс.
Фетисов Виктор – 4 класс.
Петров Александр – 6 «Б» класс.
Зайцев Андрей - 6 «Б» класс.
Родионов Павел - 6 «Б» класс.
Лашин Илья - 6 «Б» класс.
Лебедев Владислав - 5 «Б» класс.
Макаров Владислав -5 «Б» класс.
Камышанова Яна – 10 класс.
Симакова Анастасия – 9 класс.
Варганов Роман – 8»Б» класс.
Слайд 13Для развития каждого вида одаренности педагогами составлены подпрограммы, где разработана
система мероприятий. В нее включены возрастные особенности, что позволит детям
ориентироваться в образовательном процессе.
Спортивный талант,
Технические способности,
Литературное дарование,
Музыкальный талант,
Художественные способности,
Способности к научной работе,
Артистический талант,
Незаурядный интеллект
Данной анкетой тестируется и определяется следующее:
Слайд 14Способности к научной работе,
Если ребенок…
- обладает явно выраженной
способностью к пониманию абстрактных понятий, к обобщениям;
- умеет четко
выразить словами чужую и собственную мысль или наблюдение;
- любит читать научно-популярные издания, взрослые статьи и книги;
- часто пытается найти собственное объяснение причин и смысла самых разнообразных событий;
- с удовольствием проводит время за созданием собственных проектов, схем, конструкций
- не унывает и ненадолго остывает к работе, если его изобретение или проект не поддержаны или осмеяны.
Слайд 15Художественные способности,
Если ребенок…
- не находя слов или захлебываясь
ими, прибегает к рисунку или лепке для того, чтобы выразить
свои чувства или настроение;
- в своих рисунках и картинах отражает все разнообразие предметов, людей, животных, ситуации;
- серьезно относиться к произведениям искусства;
- когда имеет свободное время, охотно лепит, рисует, чертит, комбинирует материалы и краски;
- стремиться создать какое-либо произведение, имеющее очевидное прикладное значение-украшение для дома, одежды;
- не робеет высказывая собственное мнение даже о классических произведениях.
Слайд 17Ситуация (современное состояние, тенденции развития и проблемы)
Отличительным критерием одаренности ребенка,
при наличии у него высокой восприимчивости к учению и творческих
проявлений, является ярко выраженная, доминирующая потребность в самом процессе умственной деятельности и удовольствие от умственного труда. При благоприятном варианте развития познавательная потребность проходит три уровня:
потребность в новых впечатлениях (дошкольное детство);
развитие любознательности, выраженной в интересе к определенным занятиям, изучению конкретного предмета (младший и средний школьный возраст);
познавательная деятельность, направленная на проведение научного исследования, профессиональное определение (старший школьный возраст).
Слайд 18Ситуация (современное состояние, тенденции развития и проблемы)
С целью решения проблемы
при работе с одаренными детьми выбраны следующие действия:
определены основные
направления по созданию оптимальных условий для развития одаренных детей (организация учебного процесса):
нестандартные уроки, деятельностный тип обучения, обучение самооценке, самоанализу, самоконтролю, развитие творческих способностей путем самостоятельного переноса ранее изученного на новую ситуацию;
работа с дополнительной литературой, обдумывание и размышление, высказывание своего мнения, нестандартные задания;
выставка творческих работ одаренных детей; развитие творческих способностей учащихся посредством взаимосвязи уроков с внеклассной работой по предмету; участие детей в олимпиадах, конкурсах;
общеразвивающие традиционные мероприятия школы.
Слайд 19Ситуация (современное состояние, тенденции развития и проблемы)
организовано раннее изучение иностранного
языка, информатики в начальных классах (2-3 классы), углубленное изучение математики
в 10-11 классах;
школа взяла курс на информатизацию образовательного процесса;
осуществляется традиционное психолого-педагогическое сопровождение и поддержка детей, начиная с начальных классов, выявление детей для более углубленных индивидуальных исследований, системное диагностирование психологом;
к работе с детьми более высокого уровня развития привлечены высококвалифицированные специалисты, имеющие большой опыт работы с детьми.
Но практика показывает, что существуют проблемы и нереализованные возможности в организации работы с одаренными детьми, которые выражаются в следующих противоречиях:
между необходимостью создания нормативной и учебно-материальной базы для организации работы с одаренными детьми и отсутствием новой и конкретной управленческой программы для ее осуществления в школе;
между высокими требованиями, предъявляемыми сегодня к обучению и развитию одаренных детей, и теми социальными гарантиями в области образования, которые им предоставляются;
между огромными потенциальными возможностями развития одаренного ребенка и несоответствием общего уровня
культуры;
между специфичностью и проблемностью развития одаренных детей и недостатком психолого-педагогических знаний учителей и родителей.
Слайд 20При разработке теоретических основ программы «Одаренные дети – Звёздочка» в
качестве исходных были использованы следующие концептуальные положения:
Концепция «возрастной одаренности»
(Н.С.Лейтес), согласно которой необычные возможности ребенка на том или ином возрастном этапе еще не означают сохранение этого уровня и своеобразие его возможностей в последующие и более зрелые годы. Наиболее продуктивен педагогический путь, согласно которому одаренность в младшем школьном возрасте.
рассматривается и развивается как некая общая, универсальная способность.
Подход к одаренности как проявлению творческого потенциала человека (А.М.Матюшкин), согласно которому одаренность понимается как высокий уровень творческого потенциала, выражающийся прежде всего в высокой познавательной и исследовательской активности.
Динамическая теория одаренности (Ю.Д.Бабаева), в которой акцентируется внимание, во-первых, на понимании одаренности как развивающегося свойства целостной личности, во-вторых – на оценке одаренности с точки зрения наличия психологических барьеров, затрудняющих ее проявление и развитие и / или приводящих к феномену диссинхронии.
Эгопсихологический подход к развитию одаренности (В.И.Панов) одаренность в этом случае рассматривается как особая форма проявления творческой природы психики человека. Поэтому основная задача современного педагога заключается в создании образовательной среды развивающего (творческого) типа.
Слайд 21Основные цели и задачи программы
Основная цель программы «Одаренные дети» заключается
в создании условий для выявления, поддержки, обучения, воспитания и развития
индивидуальных задатков одаренных детей в МБОУ Дединовской школы интерната среднего – (полного) общего образования Луховицкого района московской области», а также в создании среды, способствующей формированию и максимально полной реализации творческих способностей в различных областях науки и искусства.
Задачами данной программы являются:
обеспечение условий всестороннего развития личности одаренного ребенка на основе его интересов через творческую созидательную деятельность, создание благоприятной социокультурной среды, культурно-информационного пространства, организацию индивидуальной деятельности с одаренными детьми, предоставление возможности для продуктивной самореализации одаренных детей через интеллектуально-творческие мероприятия разного уровня;
«конструирование мотивов», формирование устойчивой мотивации на учебную деятельность у большинства учащихся, стимулирование познавательного интереса;
учет индивидуальности каждого учащегося, выработка его индивидуальной траектории развития, раскрытие творческого потенциала;
разработка системы диагностики одаренных детей, обеспечение информационно-методического и программного сопровождения, кадровых условий для работы с одаренными детьми;
обеспечение нормативно-правовой базы, позволяющей осуществлять эффективную социально-педагогическую работу с одаренными детьми.
Слайд 22Направления программы
Научное
Психолого-педагогическое
Научно-методическое и образовательное
Социально-экономическое
Диагностическое направление
Кадровое направление
Развивающее направление
Информационное направление
Формы работы
с одаренными детьми
Индивидуальный подход на уроках, использование в практике элементов
дифференцированного обучения, проведение нестандартных форм уроков;
Дополнительные занятия с одаренными учащимися, подготовка к олимпиадам, интеллектуальным играм, дискуссии, консультации по возникшим проблемам;
Участие в школьных и районных олимпиадах по предметам (математика, русский язык, окружающий мир, литературное чтение и др.);
Психологические консультации, тренинги, тестирование;
Конкурсы, интеллектуальные игры, фестивали, спортивные соревнования;
Посещение предметных и творческих кружков по способностям, а также спортивных секций по интересам;
Использование современных средств информации (Интернет, медиатека, компьютерные игры по предметам, электронная энциклопедия);
Создание детских портфолио.
Слайд 23Участники реализации программы
Руководители:
зам. директора по УВР;
учителя по физической культуре;
психолог.
Творческая группа:
учителя
начальных классов и учителя-предметники;
школьный библиотекарь;
педагоги дополнительного образования;
руководители спортивных секций.
А так
же:
учащиеся МБОУ Дединовская ШИС(П)ОО;
родители детей;
воспитатели у кадетов.
Слайд 24
Ожидаемые результаты:
Создание банка данных, включающих в себе сведения о детях
с различными типами одаренности.
Разработка и реализация специализированных, индивидуальных и дифференцированных
программ поддержки и развития одаренных детей, создание системы взаимодействия с дошкольными учреждениями, начальной и средней школой, учреждениями дополнительного образования, родителями учащихся.
Использование системы диагностики для выявления и отслеживания различных типов одаренности.
Разработка системы подготовки педагогов для целенаправленной работы с детьми, склонными к творческой, интеллектуальной, художественно-эстетической и исследовательской деятельности.
Обобщение и систематизация материалов педагогической практики.
Слайд 26Этапы и план реализации программы
2011 -2012
уч. год – диагностико - прогностический этап.
2012-2013 уч. год - организационный этап.
2013-2014 уч. год – практический этап.
2014-2015уч. год – обобщающий этап.
План работы
МБОУ «Дединовская школа интернат среднего (полного) общего образования» по программе «Одарённые дети - Звёздочка»
на 2011-15учебный год.
Слайд 29
УЧАСТИЕ ШКОЛЫ В СОРЕВНОВАНИЯХ, КОНКУРСАХ И Т.Д.
2014/2015 учебный
год.
Слайд 30График роста уровня физической готовности учащихся МБОУ Дединовская ШИС(П)ОО.
Слайд 31Портрет одаренного ребенка.
Проявляет любопытство ко многим вещам, постоянно задает вопросы.
Предлагает
много идей, решений задач, ответов на вопросы.
Свободно высказывает свое мнение,
настойчиво, энергично отстаивает его.
Склонен к рискованным действиям.
Обладает богатой фантазией, воображением. Часто озабочен преобразованием, улучшением общества, предметов.
Обладает хорошо развитым чувством юмора, видит юмор в ситуациях, которые могут не казаться другим смешными.
Чувствителен к красоте, внимателен к эстетике вещей.
Не конфликтен, не приспособленец, не боится отличиться от других.
Конструктивно критичен, не принимает авторитарных указаний без критического изучения.
Стремится к самовыражению, творческому использованию предметов.
Слайд 32Методика диагностики одаренности младших школьников.
Автор – А.И.Савенков, доктор педагогических наук,
профессор Московского педагогического университета
Цель: выявление направленности интересов и склонностей младших
школьников (учащихся 1-2-х классов)
Метод проведения: анкетирование.
Обработка результатов: проводится по подсчету суммы баллов в соответствии с преобладанием «+» и «-» в столбцах таблицы. Полученные суммы баллов являются показателями направленности интересов и склонностей к определенной сфере:
математика и техника (1-й столбец листа ответов);
гуманитарная сфера (2-й столбец);
художественная деятельность (3-й столбец);
физкультура и спорт (4-й столбец);
коммуникативные интересы (5-й столбец);
природа и естествознание (6-й столбец);
труд по самообслуживанию (7-й столбец).
Слайд 33Анкета для учащихся
Запишите свои имя и фамилию
__________________________________________________
Ответы помещайте в клетках, номера которых соответствуют номерам
вопросов. Если то, о чем говорится в вопросе, не нравится (с вашей точки зрения) ребенку, ставьте в клетке – «-»; если нравится – «+»; очень нравится – «++». Если по какой-либо причине вы затрудняетесь ответить, оставьте клетку незаполненной.
Вопросы: каждый вопрос начинается со слов: «Нравится ли тебе …»
Решать логические задачи и задачи на сообразительность.
Читать самостоятельно, слушать, когда тебе читают сказки, рассказы, повести.
Петь, музицировать.
Заниматься физкультурой.
Играть вместе с другими детьми в различные коллективные игры.
Читать (слушать, когда тебе читают) рассказы о природе.
Делать что-нибудь на кухне (мыть посуду, помогать готовить пищу).
Собирать технический конструктор.
Изучать язык, интересоваться и пользоваться новыми, незнакомыми словами.
Самостоятельно рисовать.
Играть в спортивные, подвижные игры.
Руководить играми детей.
Ходить в лес, поле, наблюдать за растениями, животными, насекомыми.
Ходить в магазин за продуктами.
Читать (когда тебе читают) книги о технике, машинах, космических кораблях и др.
Играть в игры с отгадыванием слов (названий городов, животных).
Самостоятельно сочинять истории, сказки, рассказы.
Соблюдать режим дня, делать зарядку по утрам.
Разговаривать с новыми, незнакомыми людьми.
Содержать домашний аквариум, птиц, животных (кошек, собак и др.).
Убирать за собой книги, тетради, игрушки и др.
Конструировать, рисовать проекты самолетов, кораблей и др.
Знакомиться с историей (посещать исторические музеи).
Самостоятельно, без побуждений взрослых заниматься различными видами художественного творчества.
Читать (слушать, когда тебе читают) книги о спорте, смотреть спортивные телепередачи.
Объяснять что-то другим детям или взрослым людям (убеждать, спорить, доказывать свое мнение).
Ухаживать за домашними растениями.
Помогать взрослым делать уборку в квартире (вытирать пыль, подметать пол и др.).
считать самостоятельно, заниматься математикой в школе.
Знакомиться с общественными явлениями и международными событиями.
Участвовать в постановке спектаклей.
Заниматься спортом в секциях и кружках.
Помогать другим людям.
работать в саду, на огороде, выращивать растения.
Помогать и самостоятельно шить, вышивать, стирать.
Слайд 34Анкетно-биографические сведения об одаренных детях
(заполняется по образцу в течение учебного
года)
Слайд 35Анкетно-биографические сведения об одаренных детях
(заполняется по образцу в течение учебного
года)
Слайд 36График роста успеваемости и развития одарённого
Ребёнка с 1 по
9 класс Герасимова Вера Юрьевна.
Слайд 37Фотоотчет достижений Герасимовой Веры
Плавание 09.01.2015 года. В зачёт спартакиады школьников
ЛМР.
Призёр на 50 метров – Герасимова Вера – 2
место.
Слайд 38Фотоотчет достижений Герасимовой Веры
Соревнования по баскетболу в зачёт годовой спартакиады
школьников ЛМР.
3 общекомандное место среди девушек
Соревнования по волейболу в зачёт
годовой спартакиады школьников ЛМР.
3 общекомандное место среди девушек.
Слайд 39Фотоотчет достижений Герасимовой Веры
Шахматный турнир в зачёт годовой
спартакиады школьников
ЛМР.
2 место.
Соревнования по лыжным гонкам в зачёт годовой
спартакиады школьников ЛМР.
3 место среди девушек в эстафете.
Слайд 40Фотоотчет достижений Герасимовой Веры
Летний туристический слёт.
1 место «Макары-1» на
ТВТ. 26.05.2014 года.
3 место ТПТ длинная дистанция. Макары-1.
Слайд 41Фотоотчет достижений Герасимовой Веры
Соревнования по Лёгкой атлетике в зачёт годовой
спартакиады школьников ЛМР.
15.05.2014 года.
Слайд 42СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.Лосева А.А. Работа практического психолога с одаренными детьми
подросткового возраста. Журнал практического психолога, 2011 г.
2.Рубинштейн С.Л. Основы
общей психологии, Москва,1999 г. 3. Н.И.Панютина Система работы образовательного учреждения с
одарённым детьми. Волгоград, 2011 г.
4.Еремкин А.И. Школа одаренности. Тайна рождения гениев. Москва, ООО «АиФ Принт» , 2003 г.
5 . Журнал « Завуч школы», № 5, 2006 г.
6. Л.А.Зотова « Программа развития интеллектуальных способностей учащихся» Волгоград , изд. «Учитель», 2011 г.
Всегда стремится к победе!