Слайд 1Текущая подготовка мастера производственного обучения к занятиям
Цель: рассмотреть сущность и
структуру планирования учебно-производственных работ в учебных мастерских и на производстве,
раскрыть особенности в организации и проведении уроков производственного обучения.
Слайд 2Основные понятия темы
План урока (занятия) производственного обучения – документ планирования
производственного обучения.
Планирование производственного обучения – система мер и мероприятий, направленных
на создание условий, обеспечивающих качественную профессиональную практическую подготовку квалифицированных рабочих и специалистов в профессиональных учебных заведениях.
Структура урока производственного обучения – определенная последовательность шагов, этапов процесса деятельности мастера и учащихся на уроке, направленных на выполнение его учебно-производственных и воспитательных задач.
Слайд 3В ходе подготовки к уроку анализируются итоги предыдущих занятий, на
основе этого уточняется содержание, тема и цель предстоящего урока.
Тема определяет
общее название той части учебного материала, который будет изучаться на уроке, т.е. «что изучается», а цель урока – конечный итог урока, т.е. «для чего изучается», «чего необходимо достичь». Формулируя цель урока, мастер ставит перед собой и учащимися основную задачу, которую необходимо разрешить в ходе урока («научить ... »; «закрепить ... »; «отработать ... »).
Слайд 4Формулировки образовательных задач могут быть самыми разнообразными:
– дать начальное представление
(дать первичное представление) о ...;
– обеспечить усвоение ...;
– сформировать (продолжить
формирование) ...;
– закрепить ...;
– обобщить (или систематизировать) научные знания (производственные понятия) ...;
– расширить специальные производственные представления ...;
– углубить (закрепить) технические знания о ... и т.д.
Слайд 5примеры формулировок воспитательных задач:
совершенствовать идейно-мировоззренческое, правовое, экономическое, нравственное, эстетическое и
экологическое воспитание учащихся;
2) продолжить формирование активной жизненной позиции, осознанной потребности
в труде, творческого начала у учащихся, понимания значения мобильности профессиональных знаний;
3) прививать чувство полноправного и ответственного хозяина, критическое отношение к существующим технологиям, желание рационализировать процесс и т. п.;
4) воспитывать инициативу и самостоятельность в трудовой деятельности.
Слайд 6Развивающие задачи предполагают формирование профессиональных умений и навыков у учащихся.
Формулироваться в учебных планах это может следующим образом:
1) развивать у
будущих производственников умение:
– выделять главное в проблеме,
– анализировать,
– делать обобщение, выводы,
– ставить вопросы,
– формулировать задачи,
– формулировать ответы,
– принимать самостоятельные решения,
– контролировать свои действия,
– решать проблемные ситуации, задачи и т. п.,
– применять имеющиеся знания на практике и т. п.;
2) развивать у учащихся профессиональные интересы к ...;
3) содействовать развитию необходимых личностных качеств (воли, целеустремленности, аккуратности, ответственности, собранности и т.д.) у
учащихся;
4) содействовать развитию следующих специальных способностей (…).
Слайд 7этапы урока производственного обучения
Первый этап, так называемый организационный, предполагает проверку
явки учащихся, контроль их готовности к занятиям (наличие рабочей одежды,
головных уборов и т.п.) и их психологическую подготовку к занятиям.
Второй этап –актуализация опорных знаний
Третий этап – вводный инструктаж
Слайд 8При вводном инструктаже применяются следующие методы: показ трудовых действий, алгоритмический,
диалогический.
В процессе разработки методики вводного инструктажа важно:
– ознакомить учащихся с
содержанием предстоящей работы;
– проанализировать инструкционную карту, технологическую документацию;
– ознакомить учащихся с электроинструментом;
– объяснить правила безопасности при работе с электроинструментом;
– разъяснить структуру трудовой деятельности;
– показать способы выполнения отдельных операций;
– предупредить о возможных ошибках.
Слайд 9Следующий этап урока производственного обучения – практические работы учащихся, которые
могут быть самыми разнообразными – упражнения и самостоятельная работа, лабораторно-практические
работы и игры учебно-производственного характера.
Этот этап совпадает с текущим инструктированием (целевыми обходами) мастера, когда осуществляется достоверный контроль понимания учащимися нового материала.
Слайд 10Целевым обход назван потому, что рабочие места проверяются с четко
намеченными целями. Таковыми могут быть:
– проверка организации рабочих мест учащихся;
–
контроль соблюдения безопасных приемов труда;
– соблюдение технологической последовательности обработки учебно-производственных изделий;
– межоперационный контроль качества и соблюдения технических требований;
– приемка и оценка выполненных работ.
Слайд 11Заключительный инструктаж и уборка рабочих мест в мастерских.
Цель проведения заключительного
инструктажа – подведение итогов выполнения учебно-производственных работ. Традиционно он включает
в себя:
– подведение итогов выполнения учебных задач;
– разбор допущенных ошибок и выявление их причин;
– анализ выполнения правил техники безопасности или технологической дисциплины (при необходимости);
– сообщение результатов работы каждого;
– объявление, что нужно проработать дома (повторить к следующему занятию).
Слайд 13Средства письменного инструктирования относятся к учебно-технологической документации, которая является серьезным
инструментом в руках мастера, позволяющим достигать успешного решения учебных задач.
К
средствам письменного инструктирования относятся: инструкционные (вариант – операционные) и инструкционно-технологические карты, а также различного рода инструктивные памятки.